Конспект по всеобщей истории для 8 класса «Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки»

2
2
Материал опубликован 28 July 2019 в группе

Конспект учителя истории и обществознания

МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево

Байтеряковой А.Ф.

Раздел: Всеобщая история 8 класс

Тема: Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

Тип занятия: изучение и освоение нового материала

Цель занятия: способствовать изучению основных этапов Войны за независимость; определить значение и итоги войны за свободу североамериканских колоний; познакомить с Декларацией независимости США; формировать умение работать с историческими источниками.

Задачи:

1. Создать условия по изучению причин, повода, хода военных действий и результатов, а также деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, используя различные информационные источники.

2. Способствовать формированию представлений о принципах, лежащих в основе Декларации независимости США и ее значении.

3. Стимулировать способность учащихся обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; давать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; обобщать изученный материал.

4. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.; карта «Северная Америка 1775-1783 гг.».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: письменная работа, рассказ, обсуждение, работа с текстом и картой, заполнение таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами подробно изучили английские колонии в Северной Америке, их хозяйственное развитие, систему управления, идеологию американского общества. Для того, чтобы проверить насколько хорошо вы освоили данный материал, я предлагаю вам написать эссе на тему «Английские колонии в Северной Америке». На написание эссе вам дается 10 минут. Не забываем о правилах написания эссе, а именно (Памятка из Сочинение эссе - правила и примеры на разные темы):

1) мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

2) мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

- вступление;

- тезис, аргументы;

- тезис, аргументы;

- тезис, аргументы;

- заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Учащимся раздаются тетради для проверочных и самостоятельных работ.

Работа учащихся над эссе.

III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)

Учитель зачитывает оценку Войне за независимость В.И. Ленина (Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2016. – С.148):

«История новейшей, цивилизованной Америки открывается одной из тех великих, действительно освободительных, действительно революционных войн, которых было так немного среди громадной массы грабительских войн, вызванных дракой между королями, помещиками, капиталистами из-за дележа захваченных земель или награбленных прибылей. Это была война американского народа против разбойников-англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку». действительно ли эта война имела революционный характер? Выясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки».

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

План урока

1. Начало Войны за независимость

2. Декларация независимости США

3. Военные действия

4. Итоги и значение Войны за независимость

1. Начало Войны за независимость

Учитель: Начало истории Соединенных Штатов Америки как независимого государства соответствует дате принятия Декларации независимости США. Впервые люди, вдохновленные идеями Локка и Монтескье, высказывают свои претензии к метрополии и требуют осуществления своих естественных прав.

Задание 1. Откройте карту учебника «Северная Америка в 1775-1783 гг.».

а) Найдите на ней город Филадельфия.

б) Определите, в каком штате находится данный город? (штат Пенсильвания)

в) Назовите штаты, граничащие со штатом Пенсильвания. (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мэриленд)

Учитель: Давайте подумаем, почему именно этот город стал объектом нашего внимания? Все дело в том, что именно в этом городе в 1774 году на первом Континентальном конгрессе была принята Декларация, в которой провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность.

Запись в тетрадь: В 1774 году в Филадельфии на первом Континентальном конгрессе была принята Декларация, в которой провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность.

Учитель: На данном конгрессе еще не говорилось о разрыве отношений с Англией, но прозвучал призыв к бойкоту английских товаров. Английское правительство не желало идти на переговоры с колонистами. Война стала неизбежной.

Учитель: Война за независимость началась 19 апреля 1775 г. и завершилась 3 сентября 1783 г.

Запись в тетрадь: Война за независимость началась 19 апреля 1775 г. и завершилась 3 сентября 1783 г.

Учитель: Теперь вам предстоит вернуться к предыдущей теме – к теме домашнего задания и, поработав с информацией учебника на стр. 221-223, определить причины, поспособствовавшие этой войне, записать их в тетрадь и обсудить в классе.

Причины:

1) Нарушение принципов свободы предпринимательства:

- лишение колоний права свободной торговли;

- введение запретов на производство готовых изделий;

- ужесточение мер против контрабандной торговли, которой занимались все колонии;

- содержание десятитысячного английского войска;

- запрет колонистам переселятся на Запад, за Аллеганские горы.

2) Налоговая политика Англии по отношению к колониям в Северной Америке нарушала интересы американцев.

3) Нежелание английских властей предоставлять места в парламенте представителям колоний Северной Америки.

Обсуждение причин Войны за независимость учащимися.

Учитель: теперь нам нужно определиться с поводом. Какое событие стало толчком к началу военных действий? Поработав с информацией учебника на стр. 227, найдите и запишите в тетрадь повод.

Повод: 19 апреля 1775 г. английский отряд уничтожил подпольный склад оружия колонистов в г. Конкорде.

Задание 2. На карте учебника «Северная Америка в 1775-1783 гг.» найдите г. Конкорд и определите на территории, какого штата он расположен.

Ответы учащихся: г. Конкорд расположен на территории штата Нью-Гэмпшир.

Учитель: Следующая наша с вами задача – это определить участников Войны за независимость, для этого вам нужно будет поработать с информацией на стр. 227-228.

Участники Войны за независимость:

1) Армия колонистов во главе с Джорджем Вашингтоном, патриоты – сторонники независимости;

2) Армия метрополии, лоялисты: аристократия, получившая огромные земельные владения от английской короны, духовенство англиканской церкви, многочисленные чиновники колониальной администрации и часть купцов, связанных с рынками Англии.

Обсуждение участников Войны за независимость учащимися.

2. Декларация независимости США

Учитель: 4 июля в современных Соединенных Штатах Америки считается праздничным днем – Днем независимости. А почему? Мы сейчас с вами об этом узнаем.

4 июля 1776 г. заседавший в Филадельфии Конгресс принял Декларацию об отделении от Англии. Декларация провозглашала создание независимого государства – Соединенных Штатов Америки (США). Ее автором был Томас Джефферсон.

Запись в тетрадь: 4 июля 1776 г. принята Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. Ее автором был Томас Джефферсон.

Учитель: изучив информацию учебника на стр. 228-229, определите основные принципы Декларации и запишите их в тетради.

Основные принципы Декларации независимости США:

- народное верховенство;

- естественное равенство людей;

- принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа);

- право народа на свержение власти, нарушающей его права.

Обсуждение основных принципов Декларации независимости США учащимися.

Задание 3 – работа с историческим источником. Ознакомиться с отрывком из Декларации независимости Соединенных Штатов Америки на стр. 235-236 и ответить на вопросы к нему.

Вопросы:

1. Проанализируйте документ и сделайте вывод, какие философские и общественно-политические учения, распространённые в XVIII в., нашли в нём отражение.

2. Выделите в тексте главные причины, опираясь на которые авторы Декларации доказывали правомерность отделения колоний от своей европейской метрополии.

3. Как вы думаете, что имели в виду авторы Декларации, когда писали: «...все люди сотворены равными...*?

Ответы учащихся:

1. В Декларации независимости нашли отражение идеи Просвещения. Это, прежде всего, равенство всех людей, право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Провозглашался принцип народного суверенитета, означавший, что власть должна исходить от народа. В Декларации критикуется деспотизм.

2. Правомерность отделения колоний от метрополии обосновывалась тем, что правительства учреждены для обеспечения прав людей. А когда данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство.

3. «...все люди сотворены равными...» - эта фраза означает, что все люди обладают равными правами.

3. Военные действия

Учитель: поработав с текстом учебника на стр. 227-231, заполните таблицу «Ход военных действий».

Ход военных действий

Дата

Событие

Итог

19 апреля 1775 г.

Сражение около города Конкорда

Первая победа колонистов

октябрь 1777 г.

Битва у Саратоги

Окружение и капитуляция английской армии. Переломный момент в войне

1781 г.

Сражение под Йорктауном

Последняя битва в Войне за независимость. Основные силы англичан сдались американцам и французам

1783 г.

Подписание мирного договора

Англия признала независимость США

Учитель: Какие страны поддержали США в их борьбе за независимость?

Учащиеся: Франция, Испания, Голландия, Россия.

Учитель: Почему США смогли победить в этой войне?

Учащиеся:

- патриотизм американского народа;

- жесткая дисциплина в американской армии;

- удаленность военных действий от Англии;

- выступление ряда европейских стран на стороне колонистов.

4. Итоги и значение Войны за независимость

Учитель: изучив информацию на стр. 231-232, выпишите в тетрадь итоги и значение Войны за независимость.

Итоги и значение Войны на независимость:

1) США стали независимым государством (война носила национально-освободительный характер);

2) установлена республиканская форма правления, произошли коренные преобразования в обществе (война носила революционный характер);

3) уничтожены препятствия в развитии промышленности и торговле, открылись возможности для свободной конкуренции, свободным распоряжением собственностью;

4) начало развиваться капиталистическое хозяйство;

5) образовалось государство, строившееся в соответствии с принципами Просвещения.

Обсуждение итогов и значения войны с учащимися.

V. Рефлексия (2 мин.)

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Я понял(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

VII. Домашнее задание (2 мин.): читать стр. 226-232, вопросы 1-6 на стр. 234-235, по желанию подготовить сообщение о Томасе Джефферсоне, Джордже Вашингтоне.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Альбина Фаритовна! Вы молодец! Столько уроков разработали!

28 July 2019

Спасибо! Вы тоже, Елена Владимировна, - Ударник труда! Пойду к Вам на страничку, работы ваши посмотрю!

28 July 2019