Урок истории по теме «Восстание декабристов»

2
0
Материал опубликован 28 August 2019

Фиялковская Наталья Анатольевна

Батайск, МБОУ СОШ№ 9









СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ


Аннотация


Методическая разработка урока составлена учителем истории и обществознания. Данный  урок  занимает важное место в ряду  уроков  истории по началу XIX века,

В 8 классе.

Цель данного урока - сформировать представления  о идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов; показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшиеся против самодержавия. Урок важен для воспитания личности, патриота.



Ключевые слова Гражданское общество, гражданин, государство, права человека, декабристы, восстание, самоуправление .




























Методическая разработка урока истории в 8 классе.


Тема: «Движение декабристов как прообраз гражданского общества».



Гипотеза: «Может, не надо было браться за оружие, а кровь пролилась зря?».


Цели и задачи урока:

    рассмотреть декабристское восстание 14 декабря 1825 года ;

    показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшиеся против самодержавия;

    подвести учащихся к самостоятельному анализу причин поражения восстания;

    продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации;

    воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственности позиции каждого из граждан нашей страны;

    развивать навыки публичного выступления.


Оборудование урока:


мультимедийная презентация урока;

в/ф «Звезда пленительного счастья», «Николай I»;

раздаточные материалы;


На доске эпиграфы к уроку:


«Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение». А.И. Герцен


План урока :

    Династический кризис 1825 г.

    События 14 декабря 1825 года в Петербурге (проект).

    Следствия и «суд» над декабристами.

    Сибирская каторга и ссылка.

    Значение революционного движения декабристов.




Ход урока


Учитель

Учащиеся

1

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить о декабристском движении в России. Тема урока: «Восстание декабристов»

На уроке мы поработаем над проектом:

«14 декабря 1825 года в истории России»

Гипотезой сегодняшнего урока я бы хотела, чтобы стал вопрос: «Может быть, не надо было браться за оружие, кровь пролилась зря?»

В ходе урока мы будем решать следующие задачи:

    проследить путь развития движения декабристов

    сформулировать основные их идеи, программные документы

    раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание






Слушают учителя, записывают тему

2. 7 минут








Слайд с таблицей первые тайные организации


Слайд северное и южное общества

(по мере того, как учащиеся дают ответы на вопросы, заполняются таблицы в слайдах)

Вступительное слово учителя:

После войны 1812 года многие надеялись на проведение реформ, а именно отмену крепостного права и введения конституционного правления. Но ожидания не оправдались. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Давайте вспомним.

Фронтальный опрос

    Когда и какие тайные общества возникли к началу 20-х годов 19 века?


    Из кого, в основном, состояли данные общества?

    Как назывались программы преобразований России, разработанные членами тайных обществ?


    Какие преобразования предполагали провести в России в соответствии с содержанием программ?


Итак, общество дворян, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на практике, активно готовились к восстанию против самодержавия. Оно было намечено на 1826 год. Но осенью 1825 года во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в г. Таганроге. В стане разразился династический кризис.







Отвечают на вопросы


    1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1821 г. – «Северное» и «Южное» общества

    Военные офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года.

    «Русская правда» - «Южное общество», «Конституция» - «Северное общество».

    Отмена крепостного права, уничтожение самодержавия, свободы гражданского населения, политический права.











2 минуты

Итак, в чем причины династического кризиса?

Николай ожидал от брата Константина повторного формального отказа от престола. Должна состояться «переприсяга».

Таким образом, трон был пуст. Междуцарствие и переприсяга Николаю волновали население, раздражали армию.


Слайд №_8_

(на слайде портрет ИИ.Пущина и его слова)

Члены тайного общества приняли решение выступать.

«Случай удобен, - писал московским декабристам из Петербурга Пущин И.И, - Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов».











1 минуты

Работа в группах над проектом

«14 декабря 1825 года в истории России»



Инструктаж:

Итак, ребята, я предлагаю вам приступить к работе в группах.

Цель вашей работы - воссоздать события 14 декабря 1825 года

1 и 2 группы – с точки зрения декабристов 1 группа - первоначальный план восстания.

2 - воссоздает реальные события 14 декабря.

3 - действия Николая 1 и правительства

4- действия жителей Петербурга и солдат, поддерживающих восставших

В каждой группе вы должны распределить обязанности следующим образом:

Выбрать координатора – руководителя группы.

Тайм-кипера- следящего за временем

Секретаря – оформителя материалов

Оратор- тот, кто представляет проект

Перед вами папки с документами, которые помогут вам создать проекты.

И параграф 9 учебника.

На работы вам отводится 5 минут. На защиту 2-3минуты.

Приступайте к работе.




7 минут + 3

Группа 3-Николай 1 и его сторонники


13 декабря Николаю поступает информация от начальника штаба гвардейского корпуса что несколько рот московского полка отказались от присяги и о готовящемся вооруженном выступлении.

Изменяет время присяги Сената и Синода

с 10 – 00 на 7 часов 20 минут утра.

После выхода восставших на площадь Николай принял попытки уговорить восставших разойтись.

Николай посылает популярного среди солдат героя войны 1812 года генерал-губернатора Петербурга Милорадовича Михаила Андреевича, но его смертельно ранит Каховский.

Парламентёрами посылались митрополит Серафим и брат царя Михаил. Но переговоры провалились.

К вечеру Николай успел собрать значительные силы, в 4 раза больше, чем восставших. В его распоряжении было 36 пушек. Восставшие были окружены со всех сторон.

Николай боялся наступления темноты. В темноте народ, скопившийся на площади, мог повести себя активнее. Волнения «черни» он страшился больше всего. Он отдал приказ стрелять. Первый выстрел был холостым.

За ним последовали более решительные действия правительственных войск. Три с половиной тысячи солдат были разогнаны с помощью пушек. Начались аресты.

Солдаты, выступающие на стороне декабристов и жители Петербурга.


Наследником Александра 1 должен был стать следующий брат Константин. Николай – грубый и жестокий, не пользовался в армии авторитетом.

Декабристов поддерживали солдаты Мостовского полка, отряд лейб-гренадеров во главе с Сутгофом и гвардейский морской экипаж. Они твердо решились стоять за права великого князя Константина полагая , что жизнь его в опасности. Солдаты уверены, что на Сенатской площади гвардия их поддержит. Вели их против царя прославленные командиры, герои войны 1812 года те, кому солдаты верили. Но нерешительные действия в течении 14 декабря не удовлетворяли солдат. Настроенных на решительные действия. Слышались высказывания: «Пусть они двинутся, мы пойдем вместе с ними»



На площади собралось очень много народа. Преобладало простонародье: ремесленники, подмастерье, рабочие купцы, учащиеся школ. Народ вплотную запрудил всю площадь и волновался как бурное море. Царь, окруженный своим штабом, уговаривал разойтись по домам. Но беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем. Умрем вместе с ними!» После первого залпа по восставшим толпа стала открыто выступать на их стороне: бросали в правительственные войска поленья дров и камни, тем самым отразили второй натиск .





Декабристы 1

Планы декабристов:

Ученики называют основные звенья данного плана

    Вывод войск на Сенатскую площадь, чтобы не допустить присяге членов Сената и Синода Николаю I.

    Заставить сенаторов подписать «Манифест к русскому народу».

    Захват Зимнего дворца и арест царской семьи (Якубович)

    Захват Петропавловской крепости (Булатов)

    Убийство царя (Каховский)

Руководителем восстания избран С. Трубецкой. Выступление наметили на утро 14 декабря.

Декабристы 2

Солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под командованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь. Но здесь их ожидало первое горькое разочарование.

1. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю Первому и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим.

2. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский,

3. Отказался вести на Петропавловскую крепость солдат Булатов и захватить Зимний дворец Якубович.

Было уже 11 часов утра. К солдатам Московского полка подъехал генерал-губернатор Петербурга Милорадович – герой Отечественной войны. Он уговаривал солдат разойтись

Все нетерпеливо ждали руководителя восстания С.Трубецкого. Но время шло, а его все не было.

4. С.Трубецкой изменил восстанию. На площади складывалась обстановка, требующая решительных действий. Но на них-то и не мог решиться Трубецкой. Он предал и идею восстания и своих товарищей. В час дня к восставшим подошло огромное подкрепление: отряд лейб-гренадер во главе с Сутгофом и гвардейский морской экипаж под командованием третьего брата Бестужева – Николая. Таким образом, на площади собралось 3 тысячи восставших солдат, 30 офицеров (слайд). Все были пехотинцы при боевом оружии, без артиллерии.

. Но опереться на них декабристы не решились, хотя сочувствие народа к восставшим было очевидно.

За час до конца восстания был выбран новый руководитель восстания – князь Оболенский. Трижды он попытался созвать военный совет, но было уже поздно

Короткий зимний день клонился к вечеру. Пронзительный ветер леденил кровь солдат, которые так долго стояли на открытом месте.

Восставшие попытались дать ответ, но под градом картечи их ряды дрогнули, началось бегство, падали раненые и убитые. Толпы солдат бросились на невский лёд. Но от ядер лёд раскалывался и многие утонули. К ночи всё было кончено. Общий итог убитых 1271 человек.

Одновременно с восстанием в Петербурге под руководством С.Муравьёва-Апостола и М. Бестужева Рюмина произошло восстание черниговского полка на Украине.


Итак, мы воссоздали события 14 декабря 1825 года. Каждая группа справилась со своим заданием.

Восстание потерпело поражение. В чём же его причина?

1.5 минуты

В ночь на 15 декабря в Зимний дворец начали свозить арестованных участников восстания


В ходе обсуждения вопроса учащиеся должны назвать следующие причины:

    срыв первоначального плана восстания;

    предательство С.Трубецкого, Якубовича в момент восстания;

    численное превосходство правительственных сил;

    выжидательная тактика, нерешительность действий декабристов


Всё рухнуло в один миг. Ушли в прошлое балы, красавицы, хруст французской булки.

Просмотр фильма 2 минуты

Чтобы проникнуться духом той эпохи, я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Звезда пленительного счастья», о восстании декабристов

(Расправа над бунтовщиками).


2 минуты

В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Каторжные работы отбывались главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда к декабристам приехали жёны. С Александрой Муравьёвой А.С.Пушкин передал стихотворение.

(Звучит стихотворение « Во глубине сибирских руд » в исполнении ученика).




Итак, восстание потерпело поражение, пролилась кровь, участники наказаны. Цели восстания не достигнуты. Самодержавие устояло, оно не было уничтожено. Может быть, не надо было браться за оружие, кровь пролилась зря?

Выскажите ваше мнение по этому вопросу. Вам помогут ответить на этот вопрос оценка выступления декабристов современниками, отрывки из показаний, даваемых декабристами на допросах.

Вдумайтесь в слова эпиграфов урока…

Учащиеся должны высказать следующие позиции:

Декабристы верили в то, что их дело не пропадёт. Их идеи подхватят новые поколения борцов за новую Россию. (На самом деле это и произошло. Герцен пишет: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Он за границей будет издавать журнал «Колокол», на страницах которого будет пропагандировать идеи декабристов. Они привлекут к себе новых сторонников борьбы с самодержавием и крепостным правом в лице представителей разных чинов).

Декабристы были настоящими патриотами, они считали, что Россия достойна лучшего будущего. Но их движение показало, что ничтожная горстка революционеров бессильна без поддержки народа.

Николай I, боясь повторить выступление дворян, должен был принять меры, с помощью которых можно было снять напряжение в обществе. Он предпринял меры по осторожному проведению реформ. О них мы будем говорить на следующих уроках.

Выступление декабристов было первое открытое сознательное выступление против самодержавия с оружием в руках. До сих пор мы говорили о стихийных крестьянских выступлениях. Дворянские революционеры впервые дошли до понимания необходимости разработки программы преобразований и сознательной революционной тактики




Вывод:


Приговор: династический кризис создал удобную ситуацию для восстания декабристов, которое потерпело поражение, но осталось в истории как пример гражданского мужества. Обвинять или восхвалять этих людей – личное дело каждого человека, но каждый человек должен чувствовать себя гражданином, ответственным не только перед собой.



































Список литературы:


1. "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов" Тюпина О.Т. [http://festival.1september.ru/articles/537263/]


2. Бенкендорф А.Х. Восстание 14 декабря 1825 года /Звезда.– 2007.– №4.– С.150-169.

Читать полностью:http://www.km.ru/referats/4AEDC5E37318497FB63DB231EB0034FE


3. Михащенко, А. Л. Гуманистическая деятельность декабристов /Вопросы истории. - 2007. - N 12. - С. 126-129.

Читать полностью:http://www.km.ru/referats/4AEDC5E37318497FB63DB231EB0034FE


4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp:// referat.ru/.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.