Урок истории в 5 классе «Древнее Двуречье»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: история Класс: 5
Тема урока |
Место урока по теме |
||
Древнее Двуречье |
Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С. |
||
Тип урока |
Формы, приемы, методы |
||
Открытие новых знаний |
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа; проблемно-диалогическая технология |
||
Цель урока |
Задачи урока |
||
Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья |
I. Предметные: характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье II. Метапредметные: Познавательные УУД: ● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; ● самостоятельно ориентироваться в учебнике; ● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания Регулятивные УУД: ● принимать и сохранять учебную задачу; ● учитывать выделенные учителем ориентиры действий; ● закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание. Коммуникативные УУД: ● формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах; ● представлять результаты деятельности группы. III. Личностные результаты: ● применять правила делового сотрудничества; ● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; ● анализировать своё эмоциональное состояние.
|
||
Предполагаемый результат |
|||
Знать |
Уметь |
||
- географическое положение Древнего Двуречья; - занятия и верования жителей Древнего Двуречья. |
- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение. |
||
Компетенции/УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
|
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Аспект компетенции: 1. Переработка и использование информации для решения учебных задач. 2. Применение знаний для решения практических задач. 3. Продуктивная коммуникация – работа в группах. |
Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся. Проектная технология и ИКТ |
· мультимедийная презентация; · мультимедийная установка, экран; · конверты, карточки с заданиями; · оценочные листы. |
|
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД |
Оценивание/формы контроля |
Результат |
||
I этап: организационный 4 мин. |
|||||||
Мотивация к учебной деятельности.
|
1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку. Приветствие учителя - Здравствуйте ребята. Меня зовут Анжела Александровна. Я рада вас видеть. И надеюсь, этот урок будет и для вас и для меня полезным.
1.2. Определение темы урока. Ребята, что у меня в руках (глина). Сегодня мы познакомимся с государством, где глина играла важную роль. Пожалуйста, внимание на экран.(ролик) Это древнее государство возникло более пяти тысяч лет назад. Оно находилось меж двух рек. Из этих слов составьте название гос-ва - Сформулируйте тему нашего урока. Оно имеет три названия Двуречье , Междуречье, Месопотамия
|
Оценивают готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей
угадывают
просматривают ролик
формулируют тему урока «Древнее Двуречье»
|
Учебно-познавательная, коммуникативная Учебно-познавательная, коммуникативная |
|
Эмоциональный настрой на урок.
Включение в учебный процесс.
Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.
|
||
|
|||||||
III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты |
|||||||
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. |
НА ОСНОВЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО ГОСУДАРСТВА СОСТАВЛЯЕТСЯ АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА!!! Ребята а какое государство вы изучали до этого, что вы узнали о Египте. По этому же плану(принципу) мы будем изучать Древнее Двуречье. Что мы должны узнать о Древнем Двуречье? 1. Местоположение Двуречья. 2. Основные занятия жителей Двуречья. 3. Религия. 4. Письменность. 5. Достижения УСТАНОВИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ А вот теперь, поставьте учебную задачу для себя на сегодняшний урок в соответствии с темой и планом урока! Воспользуйтесь словами помощниками Что или кто поможет вам достичь вашей цели? Разные источники информации
|
Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.
Сегодня на уроке я Изучу Вспомню |
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Диалог с учащимися, формирование проблемы |
Систематизация знаний по разделу «Египет»
Появление проблемы. Развитие учебно-познавательной мотивации.
|
||
IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут |
|||||||
Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности
Знакомство с противоречивыми фактами |
4.1. Организация практической деятельности Я предлагаю нам с вами составить справочник о Древнем Двуречье. ЧТО ТАКОЕ СПРАВОЧНИК? (справочник м. Книга, содержащая необходимые сведения по какому-л. предмету, вопросу и т.п.) А СОСТАВЛЯТЬ ЕГО МЫ БУДЕМ В ГРУППАХ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ВАМИ ПЛАНУ. Каждая группа будет создавать свою страницу. ВЫБЕРИТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОИХ ГРУППАХ, ПОДНИМИТЕ РУКИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ СВОЁ ЗАДАНИЕ.
Одна группа познакомит нас с МЕСТОПОЖЕНИЕМ Двуречья. Другая группа с занятиями жителей Двуречья. Третья группа с религией Двуречья. Четвёртая группа с письменностью. И Пятая группа познакомит нас с достижениями Двуречья. Для того, чтобы каждая группа выполнила свое задание, у вас на столах лежат памятка для работы в группе, инструкция по выполнению задания, карточка для ответа и заготовки для вашей страницы. Работу в группе я предлагаю строить по следующему алгоритму, обратите внимание на слайд 1.Вспомните правила работы в группе (памятка) 2.Знакомство с инструкцией 3. Выполнение задания строго по инструкции 4. Представление своей страницы И так ребята начинаем работу, А Я БУДУ ВАШИМ ПОМОЩНИКОМ
4.2. Практическая работа. - Дайте знак о готовности к работе. - Время на выполнение работы 8 минут. Приступайте к работе. Время пошло.
Перед выступлением групп обратить внимание на буклет
Еще у вас каждого буклет, который останется вам на память о сегодняшнем уроке, в нем нужно выполнять задания, по ходу выступления групп и оценить свою работу.
4.3.Представление результатов работы
- Представьте результаты вашей деятельности. (И так справочник почти готов не хватает титульной страницы. Ребята, а кому может быть полезен этот справочник) |
Планирование работы в группе
Предлагают свои варианты
Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу
Ищут ответы на вопросы записывают ответы в карточке для ответа и готовят страницу справочника.
Выступление командиров групп |
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Диалог с учащимися
Формируются навыки публичного выступления
Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом Осознают свой вклад в общий результат
|
Поиски путей решения.
Формирование навыков поисковой деятельности.
Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Информационная. Умение использовать информацию для решения учебной задачи.
|
||
ФИЗМИНУТКА Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.
V этап: закрепление 10 мин. |
|||||||
Решение конкретно-практических задач.
|
Ребята ,а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Да» или «Нет» (Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.)
1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет). 7. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет). 8. Разливы рек проходили бурно. (Да) 9. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да) 10. Эа – бог Луны. (Нет) (Да) 11. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да) 12. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)
|
Заполняют карточки с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»
|
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Самооценка
Диалог с учащимися |
|
||
VI этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут |
|||||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Рефлексия - И так, ребята подведем итог урока вспомним цель, которую мы ставили на урок. Пусть каждый для себя решит достиг, ли он поставленной цели урока, Если было все понятно, рядом с темой прикрепите восклицательный знак, если остались вопросы, ?, а если ничего непонятно, то многоточие.
|
. |
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Коллективная рефлексия деятельности |
|
||
VII этап: задание на дом 2 минуты | |||||||
Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания. |
Параграф 13 (для всех) И задание на выбор - Написать сочинение на тему (рис. на стр.66) «Путешествие по посёлку шумеров» - Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов) - Выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документами» на стр. 69
- Выберите то задание, которое вам по силам. |
Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
Учебно-познавательная, коммуникативная
|
Диалог с учащимися. Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей |
Творческие работы детей по теме |
Инструкция для работы в группе №1
1. Внимательно прочитайте §13. п. 1, 2 с.65 – 66 (до слов «В Южном Двуречье…)
2. Прочитайте текст карточки.
3. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке для ответа
4. Рассмотрите карту на стр. 33
5. Выполните задание по карте:
а) Напишите название главных рек Двуречья, обозначенных цифрами 1,2
б) Подпишите название городов, обозначенных цифрами 3,4
в) Какой залив обозначен на карте цифрой 5
5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.
6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.
Карточка для ответа
1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________.
2. Разливы рек проходили ______ обрушивались на ____________ и ____________.
3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.
4. Для орошения полей и садов рыли _______________.
5. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.
6. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______.
Инструкция для работы в группе № 2
1. Внимательно прочитайте §13. п. 2 с.66 – 67 (со слов «В Южном Двуречье…)
2. Внимательно прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы после него
3. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке для ответа
4. Заполните схему «Основные занятия жителей Двуречья»
5. Подберите подходящие картинки и приклейте их.
6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.
Карточка для ответа
1. В Южном Двуречье не было ни _______, ни _________.
2. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.
3. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на _______.
4. Основными занятиями жителей Двуречья были________, _________, ________, и __________.
Оценочный лист
Оценка работы группы |
||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Инструкция для работы в группе №3
1. Внимательно прочитайте §13. п. 3, с. 67
2. Прочитайте текст карточки.
3. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке для ответа
4. Заполните таблицу «Религия жителей Двуречья»
5. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист
Карточка для ответа
1. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________. Эти башни назывались зиккураты.
2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.
3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________
4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
5. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.
Инструкция для работы в группе №4
1. Внимательно прочитайте §13. п. 4, с. 67 - 68
2. Прочитайте текст карточки.
3. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке для ответа
4. Расшифруйте клинопись
5. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.
Оценка работы группы |
||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Карточка для ответа
1. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят __________, покрытые значками в виде ___________, которые выдавлены на табличке из мягкой __________, концом заострённой палочки.
2. Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, ____________, а каждый знак в клинописи происходит из _____________ и часто обозначает целое или короткое ______________.
3. В клинописи несколько _____________ значков, уроки продолжались ежедневно с ____________ до __________.
4. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали __________ ___________, ученики его считались ___________ ____________. Школа в Двуречье называлась – дом табличек.
Оценка работы группы |
||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Инструкция для работы в группе №5
1. Внимательно прочитайте рассказ на стр. 35-36, в энциклопедии «Я познаю мир
2. Прочитайте текст карточки.
3. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке для ответа
4. Из предложенных картинок, выберете те, которые относятся к достижениям шумер, приклейте их.
5. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.
Карточка для ответа
1. Тысячи лет назад шумеры знали _________ (науку о числах) и ________ (науку о движении небесных тел).
2. Придумали знаки Зодиака.
3. Они посчитали, сколько дней в году, разделили год на ________месяцев, неделю на ________дней.
4. Именно шумеры ______ (оружие), плуг и __________
Древнее Двуречье
PPTX / 38.08 Мб
Чудеса из глины
MP4 / 36.99 Мб
буклет
PUB / 2.33 Мб