12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1288
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково
7

Урок истории в 6 классе : «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»


презентация
PDF / 1.43 Мб

Урок истории в 6 классе : «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Планируемые результаты:

Личностные - формирование мотивации изучения данной темы, формирование познавательной активности учащихся, воспитание культуры общения, воспитание уважения и признательности к великому прошлому нашей Родины чувства гордости за свою страну и своих предков, чувства патриотизма.

Метапредметные - совершенствование умений понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из текста учебника и источника.

Познавательные - осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной и письменной форме; 

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

Регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; 

Предметные - формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необходимости для дальнейшего изучения.

Основные даты: 1359-1389 гг. – правление Дмитрия Ивановича, 1378 г. – битва на р. Воже, 8 сентября 1389 г.- Куликовская битва, 1382 г.- набег Тохтамыша.

Выдающиеся личности: Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк Волынский, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Мамай, Тохтамыш.



Этапы урока.


Деятельность учителя.

Формы, методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный


Приветствие. Здесь когда-то Под всплеск боевого сигнала Вся Россия Россией себя осознала.

Е. Евтушенко.


Приветствуют


Мотивационный этап

Учитель описывает ситуацию, предлагает самостоятельно определить тему урока.

Индивидуальная работа

Работа с текстом исторического источника,

Работа в паре

Работа с фрагментом генеалогического древа династии Рюриковичей.

Актуализация знаний учащихся

Организует работу с документом

Работа с документом стр 47


Читают документ ,отвечают на вопросы к документу



Работа в паре-заполнение таблицы с последующей проверкой,

самооценка

Получают и заполняют раздаточный дидактический материал, выполняют задание

Открытие новых знаний

Рассказ учителя о Дмитрии Донском и С. Радонежском

словестный

Слушают записывают

Учитель наблюдает за работой учащихся, отвечает на вопросы детей

Индивидуальная работа

Работа на сравнение двух изображений Кремля

Работа в группах

Готовят рассказ о ситуации на Руси и в Золотой Орде

Организует работу с картой, схемой битвы

Работа в паре

Работа с картой, заполнение таблицы

Организует работу с текстом

Прием «тонкие и толстые вопросы»

Чтение и работа с текстом

Проверка усвоения нового материала

Организует опрос

Прием «верные и не верные» утверждения

Проверяют правильность ответов, работа на местах, самооценка знаний

Рефлексия


Три самых важных имени:_________

Три значимых даты: _______________

Три самых важных чувства:________

Наибольшую гордость вызвали:________

Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат.


Домашнее задание

прочитать параграф 21, выписать значение Куликовской битвы.





















Конспект урока

Эпиграф урока:

Здесь когда-то

Под всплеск боевого сигнала

Вся Россия Россией себя осознала.

Е. Евтушенко



1.Приветсвие.

1. Слово учителя: Н.М. Карамзин – великий российский историк, с книгой которого мы уже знакомы. Это «Предания веков», где раскрывается история правления первых русских князей: поход Олега на Царьград и смерть князя от укуса змеи, гибель Игоря от рук древлян, месть Ольги и ее первая государственная реформа, походы Святослава и славные дела Владимира.

Еще один труд историка – это многотомное произведение «История государства российского». Прочитайте отрывок из этого исторического источника и дайте ответ на вопрос: «Какую политику продолжал проводить князь, заслуги которого так высоко ценили современники?»

2.Работа с раздаточным материалом

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Правление князя началось в 1359 году и продолжалось 30 лет. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности. Князь и московские бояре продолжали политику Ивана Калиты по собиранию и объединению русских земель вокруг Москвы. Прочно встав на ноги, князь не допускал раздоров и усобиц в подвластных ему землях. Митрополит нередко отправлялся как посланник Москвы в другие княжества, призывая их к миру. Чтобы подчинить непокорных, митрополит Алексей запрещал на их территории вести церковную службу. Боясь негодования народа, князья были вынуждены принимать условия Москвы. Князь был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига, объединив вокруг Москвы большое число русских воинов и показав возросшую силу Руси».



Ответ на вопрос: ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. (Записываем в тетрадь тему урока)





3.Работа в паре (вспомним алгоритм)

На парте общее генеалогическое древо династии Рюриковичей и фрагмент генеалогического древа княжеской династии Рюриковичей, найдите Московское княжество , определите имя и отчество князя, годы правления , номер в общем генеалогическом древе князя о котором шла речь в историческом отрывке.

Имя князя: Рюрикович Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 годы. (Запись в тетрадь)

Кем является князь по отношению к Ивану Калите? (Внук)

В общем древе номер-46

t1610359736aa.jpg





Ставим цель урока:

Изучить период правления московского князя Дмитрия Донского

Актуализация знаний


1.Работа с документом (стр 47 «Из книги историков И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова»)



2.Выполнение задания.

Расставьте причины возвышения Москвы в порядке их значимости. Порядковые номера запишите перед предложениями.



Удобство географического положения.


Расположение на перекрёстке торговых путей.


Умелая политика московских князей.


Поддержка московских князей православной церковью


Москве удалось избежать дробления в силу немногочисленности сыновей в княжеских семьях.


Поддержка московских князей ордынскими ханами.



Открытие новых знаний:


1.Слово учителя В 1359 году на московском престоле оказался 9-летний внук Ивана Калиты. Конечно, в начале он не мог править самостоятельно. Главой московского правительства стал митрополит Алексей. Он приложил все усилия к тому, чтобы Орда признала Дмитрия, смышленого не по годам мальчика, великим владимирским князем. Поддержку юному князю оказывал и основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Посланник Москвы прошел сотни километров пешком, т. к. монахам запрещалось использовать для передвижения лошадей, для того, чтобы «тихими словами» склонить к союзу с Дмитрием ростовского, нижегородского и других князей.

По эти фактам мы можем говорить о поддержке молодого московского князя, а чем же прославился сам Дмитрий?





Русская народная поговорка гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах»; «По твоим делам о тебе судят». Давайте посмотрим, какие дела совершил князь.


2.Работа с учебником: иллюстрация стр. 45 и 49.

«Подумав и погадав с боярами» принял Дмитрий решение о строительстве Белокаменного Кремля. На берегу реки был известняк, настолько белый, что зимой на солнце слепил глаза. 200 лошадей ежедневно в санях возили огромные глыбы камня. Везли к строителям, превращавшим бесформенные глыбы в огромные ровные кирпичи. Звон от их молотков был слышен в Москве. Бояре следили за работой: у каждого своя башня. Строители тщательно замешивали раствор в больших ямах, добавляя для прочности сырые куриные яйца.


3.Задание на сравнение:

Сравните два изображения Москвы на картинах художника Васнецова.

Кремль при Иване Калите

Кремль при Дмитрии Донском

Какое значение имело строительство Белокаменного Кремля?


Первое дело: укрепил Москву, построив белокаменный Кремль

4 Работа с текстом с 50. Работа по группам (одна группа готовит положение на Руси накануне битвы, положение Золотой Орды накануне битвы)


Второе дело: разбил отряды Орды на реке Вожа в 1378 году, отказался выплачивать дань Орде, стал готовиться к сражению


Работа в парах (вспоминаем алгоритм)

5.Работа с картой «Куликовская битва», заполнение таблицы Один называет даты событий по движению Русских войск, а второй называет географические объекты (где это происходило)

Определите, когда состоялся сбор русских войск и где? Когда переправились через р.Оку? Когда дошли войска до р. Дон? У каких рек состоялась битва? Когда?

Вопросы

Где?

Когда?

Определите, когда и где состоялся сбор русских войск?

Коломна

20 августа 1380

Через какую реку переправились и когда

Оку

24-25 августа

У каких рек состоялась битва? когда

Дон, Непрявда

8 сентября 1380


6.Работа со схемой «Ход битвы»

Рассмотри схему ,расскажи как шел ход битвы? Каков итог сражения?














7. Работа с текстом










Повесть о Куликовской битве 
(текст лицевого свода XVI века)


 Князь Дмитрий Иванович повел войска навстречу Мамаю. Битва произошла 8 сентября 1380 года на правом берегу Дона при впадении в него речки Непрядвы, на так называемом Куликовом поле. Русские воины расположились к битве, перейдя реки, чтобы некуда было отступать. Этим князь Дмитрий Иванович показал решимость биться до последнего. 
      Битва на Куликовом поле была одной из самых кровопролитных в русской истории. С обеих сторон пало огромное число воинов, и не случайно в народе она получила прозвание "Мамаево побоище". Битва велась так ожесточенно, что в рукопашных схватках воины гибли не только от оружия, но и "задыхались от великой тесноты". Исход битвы решило выступление засадного полка под предводительством князя Владимира Андреевича. Поле битвы осталось за русскими, войско Мамая бежало, но победа досталась очень тяжело. 
      Победа на Куликовом поле еще более подняла авторитет Москвы: ведь именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Князь Дмитрий Иванович, прозванный после победы на Дону Донским, собрал под своим командованием все русское войско и защитил не только Московское княжество, но всю Русь, выступив вперед и встретив золотоордынское войско за пределами Руси — в "диком поле". Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос, вокруг какого княжества объединяться русскому народу. Ни изменившая Рязань, ни медливший с отправкой войск Новгород, ни какой-либо другой город не получили такого общерусского значения, как Москва. 
      Через два года хан Тохтамыш, преемник Мамая, предпринял поход на Москву, но взять город удалось только "изгоном" (внезапно) — поход был организован в глубокой тайне и осуществлен с необычайнои быстрой, Москва была подчинена и власть Орды восстановлена. 



Третье дело: Победа на Куликовом поле ,8 сентября 1380 года

Вывод: Дмитрий Донской вошел в историю своими великими делами, благодарный народ сохраняет память о нем и о подвиге на Куликовом поле

Рефлексия .Три самых важных имени:_________ Три значимых даты: _______________ Три самых важных чувства:________ Наибольшую гордость вызвали

Оценивание . Самооценка ,оценка учителя

Домашнее задание :прочитать параграф 21, выписать значение Куликовской битв


Раздаточный материал к уроку: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»


1.Расставьте причины возвышения Москвы в порядке их значимости. Порядковые номера запишите перед предложениями.



Удобство географического положения.


Расположение на перекрёстке торговых путей.


Умелая политика московских князей.


Поддержка московских князей православной церковью


Москве удалось избежать дробления в силу немногочисленности сыновей в княжеских семьях.


Поддержка московских князей ордынскими ханами.



Сравни с ответом, оцени свою работу

2.Отрывок из работы историка Н.М. Карамзина «История государства российского».

Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос:

«Какую политику продолжал проводить князь, заслуги которого так высоко ценили современники?»

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Правление князя началось в 1359 году и продолжалось 30 лет. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности. Князь и московские бояре продолжали вести политику Ивана Калиты по собиранию и объединению русских земель вокруг Москвы. Прочно встав на ноги, князь не допускал раздоров и усобиц в подвластных ему землях. Митрополит нередко отправлялся как посланник Москвы в другие княжества, призывая их к миру. Чтобы подчинить непокорных, митрополит Алексей запрещал на их территории вести церковную службу. Боясь негодования народа, князья были вынуждены принимать условия Москвы. Князь был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига, объединив вокруг Москвы большое число русских воинов и показав возросшую силу Руси

3.Посмотрите на фрагмент генеалогического древа княжеской династии Рюриковичей, найдите Московское царство и определите имя и отчество князя, о котором шла речь в историческом отрывке. Определи номер князя в общей династии Рюриковичей используя общую таблицу



t1610359736aa.jpg





4.Работа с учебником: иллюстрация стр. 45 и 49.

Сравните два изображения Москвы на картинах художника Васнецова.

Кремль при Иване Калите

Кремль при Дмитрии Донском

Какое значение имело строительство Белокаменного Кремля?



5. Работа с картой



Где?

Когда?

Определите когда и где состоялся сбор русских войск?




Через какую реку переправились и когда



У каких рек состоялась битва? когда



Таблица «Маршрут Дмитрия Ивановича»





















Сравни с ответом, оцени свою работу





6.Работа со схемой «Ход битвы». Рассмотри схему ,расскажи как шел ход битвы? Каков итог сражения?









7.Прочитайте текст. Подготовьте «Тонкие и толстые вопросы»




Повесть о Куликовской битве 
(текст лицевого свода XVI века)


 Князь Дмитрий Иванович повел войска навстречу Мамаю. Битва произошла 8 сентября 1380 года на правом берегу Дона при впадении в него речки Непрядвы, на так называемом Куликовом поле. Русские воины расположились к битве, перейдя реки, чтобы некуда было отступать. Этим князь Дмитрий Иванович показал решимость биться до последнего. 
      Битва на Куликовом поле была одной из самых кровопролитных в русской истории. С обеих сторон пало огромное число воинов, и не случайно в народе она получила прозвание "Мамаево побоище". Битва велась так ожесточенно, что в рукопашных схватках воины гибли не только от оружия, но и "задыхались от великой тесноты". Исход битвы решило выступление засадного полка под предводительством князя Владимира Андреевича. Поле битвы осталось за русскими, войско Мамая бежало, но победа досталась очень тяжело. 
      Победа на Куликовом поле еще более подняла авторитет Москвы: ведь именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Князь Дмитрий Иванович, прозванный после победы на Дону Донским, собрал под своим командованием все русское войско и защитил не только Московское княжество, но всю Русь, выступив вперед и встретив золотоордынское войско за пределами Руси — в "диком поле". Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос, вокруг какого княжества объединяться русскому народу. Ни изменившая Рязань, ни медливший с отправкой войск Новгород, ни какой-либо другой город не получили такого общерусского значения, как Москва. 
      Через два года хан Тохтамыш, преемник Мамая, предпринял поход на Москву, но взять город удалось только "изгоном" (внезапно) — поход был организован в глубокой тайне и осуществлен с необычайнои быстрой, Москва была подчинена и власть Орды восстановлена. 












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.