Урок ИЗО в 6 классе на тему «Портрет: эволюция жанра»
Урок ИЗО «Портрет: эволюция жанра» Автор презентации учитель ИЗО МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области Фомченко Елена Сергеевна
« Нам нужно рисовать то, что на лице, или что внутри его или за ним?» Пабло Пикассо
Портрет от французского — «воспроизведение чего-либо черта в черту» - изображение или описание какого-либо человека. В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»
В разные периоды истории художники активно работали в портретном жанре, изображали своих современников. Каждая эпоха выдвигала свои требования к портрету. Из наиболее ранних изображений человека, сохранившихся до наших дней, являются древнеегипетские портреты. Египтяне верили, что душа и жизненная сила человека, покидающие его в момент смерти, могут вернуться, поэтому задача древнеегипетского художника заключалась в том, чтобы портретируемый был как можно более узнаваемым. Бюст царицы Нефертити. XIV в. До н.э.
Древнегреческие скульпторы, идеализируя черты портретируемых, вместе с тем старались придать индивидуальность их внешнему облику и отразить различные оттенки душевного переживания. Бюст. Перикл. Около 430 г. До н.э.
По понятиям древних римлян, любой человек достоин уважения и его изображение не нуждается в приукрашивании. Искусство Древней Греции и Древнего Рима подарило миру великолепные портреты выдающихся людей, полководцев, политиков, деятелей науки, литературы и искусства. Древнеримские скульптурные портреты
Одним из удивительных явлений в искусстве можно назвать фаюмские портреты. Их создавали при жизни человека, с натуры, а после смерти изображённого использовали как погребальную маску. Художники писали горячими восковыми красками на доске, добиваясь этим необычного эффекта прозрачности и объёмного изображения.
В эпоху Средневековья портретный жанр пришёл в упадок: средневековый художник был ограничен строгими церковными канонами, к портрету обращался редко. Художники понемногу придают святым черты лица реальных людей Портрет Иоанна Доброго ок. 1349 г Пинтуриккьо, библиотека Пикколомини: встреча императора Фридриха III с его невестой Элеонорой Португальской Йос ван Гент. Портрет Петрарки
Перелом в искусстве портрета наступил в эпоху раннего Возрождения (XIV – XV века). Каждый художник теперь ставил перед собой задачу раскрыть личностные характеристики портретируемого. Антонелло да Мессина: Портрет молодого человека. С. Боттичелли. Портрет молодой женщины
Эпоха Высокого Возрождения. Впервые появилось портретное сходство с изображаемым человеком Леонардо да Винчи. Мона Лиза Рафаэль. Сикстинская мадонна. Тициан. Портрет молодой женщины.
В XX веке художник более чем когда-либо отстаивает право на свое видение и декларирует собственный индивидуальный стиль как позицию. Но все стилистические и духовные поиски художников по-прежнему устремлены к точному отражению мироощущения человека и его положения в мире. ГУСТАВ КЛИМТ. АДЕЛЬ БЛОХ-БАУЭР I. 1907. В. Серов. Девочка с персиками Ван Гог. Автопортрет.
Существуют каноны – общепринятые правила изображения лица человека. Они были разработаны художниками Древней Греции и с успехом помогают современным художникам изображать человека.
Человека можно изображать анфас, то есть когда он смотрит прямо на художника, в профиль – когда видна одна сторона лица, и в три четверти – когда человек повернул голову в ту или иную сторону. Во всех случаях принципы построения остаются одними и теми же.
Творческая мастерская. - Создайте графический или живописный (по выбору) рисунок портрета любого литературного героя, используя знания о пропорциях головы человека.
Поэтапное выполнение рисунка 1 2 3