
Урок ИЗО
«Портрет: эволюция жанра»
Автор презентации учитель ИЗО МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области
Фомченко Елена Сергеевна

« Нам нужно рисовать то, что на лице, или что внутри его или за ним?»
Пабло Пикассо

Портрет от французского — «воспроизведение чего-либо черта в черту» - изображение или описание какого-либо человека.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»

В разные периоды истории художники активно работали в портретном жанре, изображали своих современников. Каждая эпоха выдвигала свои требования к портрету.
Из наиболее ранних изображений человека, сохранившихся до наших дней, являются древнеегипетские портреты. Египтяне верили, что душа и жизненная сила человека, покидающие его в момент смерти, могут вернуться, поэтому задача древнеегипетского художника заключалась в том, чтобы портретируемый был как можно более узнаваемым.
Бюст царицы Нефертити.
XIV в. До н.э.

Древнегреческие скульпторы, идеализируя черты портретируемых, вместе с тем старались придать индивидуальность их внешнему облику и отразить различные оттенки душевного переживания.
Бюст. Перикл.
Около 430 г. До н.э.

По понятиям древних римлян, любой человек достоин уважения и его изображение не нуждается в приукрашивании.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима подарило миру великолепные портреты выдающихся людей, полководцев, политиков, деятелей науки, литературы и искусства.
Древнеримские скульптурные портреты

Одним из удивительных явлений в искусстве можно назвать фаюмские портреты. Их создавали при жизни человека, с натуры, а после смерти изображённого использовали как погребальную маску. Художники писали горячими восковыми красками на доске, добиваясь этим необычного эффекта прозрачности и объёмного изображения.

В эпоху Средневековья портретный жанр пришёл в упадок: средневековый художник был ограничен строгими церковными канонами, к портрету обращался редко. Художники понемногу придают святым черты лица реальных людей
Портрет Иоанна Доброго
ок. 1349 г
Пинтуриккьо, библиотека Пикколомини:
встреча императора Фридриха III с его
невестой Элеонорой Португальской
Йос ван Гент. Портрет Петрарки

Перелом в искусстве портрета наступил в эпоху раннего Возрождения (XIV – XV века). Каждый художник теперь ставил перед собой задачу раскрыть личностные характеристики портретируемого.
Антонелло да Мессина: Портрет молодого человека.
С. Боттичелли.
Портрет молодой женщины

Эпоха Высокого Возрождения. Впервые появилось портретное сходство
с изображаемым человеком
Леонардо да Винчи.
Мона Лиза
Рафаэль.
Сикстинская мадонна.
Тициан. Портрет молодой женщины.

В XX веке художник более чем когда-либо отстаивает право на свое видение и декларирует собственный индивидуальный стиль как позицию. Но все стилистические и духовные поиски художников по-прежнему устремлены к точному отражению мироощущения человека и его положения в мире.
ГУСТАВ КЛИМТ.
АДЕЛЬ БЛОХ-БАУЭР I. 1907.
В. Серов. Девочка с персиками
Ван Гог. Автопортрет.

Существуют каноны – общепринятые правила изображения лица человека. Они были разработаны художниками Древней Греции и с успехом помогают современным художникам изображать человека.

Человека можно изображать анфас, то есть когда он смотрит прямо на художника, в профиль – когда видна одна сторона лица, и в три четверти – когда человек повернул голову в ту или иную сторону. Во всех случаях принципы построения остаются одними и теми же.

Творческая мастерская.
- Создайте графический или живописный (по выбору) рисунок портрета любого литературного героя, используя знания о пропорциях головы человека.

Поэтапное выполнение рисунка
1
2
3