Урок ИЗО в 1 классе по теме «Мастер Изображения» (программа «Школа России»)
Цели: развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаз; формирование поэтического видения мира; знакомство с понятием «форма».
Оборудование: осенние листья; презентация; гуашь; акварельные краски; кисти; песня «Художница Осень» (Слова Е Степановой, муз М Мишаковой, аранжировка А Зорина, исполняет Ю Селиверстова); музыкальное произведение П.И.Чайковского "Октябрь" (из цикла "Времена года").
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию. А куда именно, вы узнаете чуть позже.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока «Мастер Изображения учит видеть». Попробуем на уроке увидеть в самых обыкновенных предметах что-то необычное, особенное.
-Мы порой не обращаем внимания на предметы, которые нас окружают, а ведь если к ним присмотреться, можно увидеть много необычного и оригинального. На этом уроке вы будете развивать свою наблюдательность и познакомитесь с понятием «форма».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
-Давайте определим маршрут нашего путешествия. Посмотрите на слайд. Подумайте, что объединяет картины известных художников?
СЛАЙД 1.
-По каким признакам вы определили, что это именно осенний лес?
- На предыдущем уроке мы совершили экскурсию в пришкольный парк. Поделитесь своими впечатлениями от увиденного.
-Что вы можете сказать о природе осенью?
-Картины, которые вы видели на слайде, называются пейзаж. Пейзаж – это «портрет» природы.
-Более подробно о жанре «пейзаж» вы узнаете на следующем уроке.
-Хочу показать вам еще несколько работ нашего земляка, художника Станислава Поповича. На картинах он запечатлел окрестности своего родного города Заводоуковска.
Станислав Попович замечательный местный график и живописец. Он оставил громадное наследие в виде живописных и графических полотен. Его работы есть у многих наших земляков, часть из них он безвозмездно предоставил Заводоуковскому краеведческому музею.
Живопись художника посвящена ставшей родной заводоуковской земле: прекрасной природе, улочкам и закоулочкам Заводоуковска, а также его людям (портретная живопись). Он прекрасно владел техникой крупного мазка. Одинаково хорошо писал как маслом, так и гуашью. В основном работал с натуры, в технике алла-прима, когда картина пишется в один присест. Он очень любил нашу землю, её историю. Ценил и уважал тех, кто эту историю хранит. Не случайно он был в музее постоянным посетителем и щедрым дарителем.
СЛАЙДЫ 2-3.
-Не только художники посвящали свои полотна этому замечательному времени года, но и у многих поэтов осень была любимым временем года.
-Александр Сергеевич Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов. Во время второго своего приезда в имении Болдино в 1833 году он написал стихотворение «Осень». Послушайте отрывок из данного стихотворения.
Слайд 4.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-Какой описал осень в своем стихотворении Пушкин?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 14. Что вы видите на фото? (Если нет учебника, можно использовать фото из презентации)
СЛАЙД 5.
- На что похожи опавшие листья? Опавшие листья образовали чудесный пестрый ковер!
- Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?
- Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?
-Послушайте песню «Художница Осень» (Слова Е Степановой, муз М Мишаковой, аранжировка А Зорина, исполняет Ю Селиверстова).
https://ok.ru/video/1296259223948
-Можно ли осень назвать художником?
-Какие картины представили себе, слушая эту песню?
- Какие краски использовала осень?
-Откройте страницу 16. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета? (если нет учебника, можно использовать слайд презентации)
СЛАЙД 6.
- Какой формы листья? На что они похожи?
- Рассмотрите листочки, собранные во время экскурсии. Какой они формы? С каких деревьев собраны листочки? Чем отличается форма этих деревьев?
- Оказывается, деревья и листочки на них бывают разные по форме.
- Какого цвета листья на осенних деревьях?
-Представьте, что вы – осенние листики. Проведем физминутку «Мы – листики осенние».
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Ученики имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и садятся за парты)
IV. Педагогический рисунок.
- Сегодня нам предстоит выполнить коллективный проект «Осеннее дерево». Но сначала научимся рисовать листья.
(Показ на доске)
-Разместим лист на плоскости альбомного листа. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист липы?
-Нарисуем треугольник и впишем туда лист липы.
-Какой лист имеет похожую форму?
-Верно подметили, листья сирени и осины похожи, но лист осины имеет волнистые края.
СЛАЙД 7.
- Чтобы листик получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию.
- Перед вами образцы листьев осины. Окрасьте их в нужные цвета. Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько оттенков разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки.
- Пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Каждый ребенок самостоятельно раскрашивает 1-2 листочка. Затем листики размещаются на заранее подготовленном стволе дерева. Получается коллективная работа «Осеннее дерево».
Во время работы звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского "Октябрь" (из цикла "Времена года").
https://www.youtube.com/watch?v=6F2pNyR3K0g&t=8s
VI. Итоги урока.
1. Оформление коллективной работы.
-Ребята, посмотрите какое чудесное осеннее дерево получилось у нас благодаря совместным усилиям! Все листочки получились разные, по-своему уникальные!
2. Закрепление изученного.
-Что новое узнали на уроке? Чему научились? Где сможете применить полученные знания?
-Ваши знания и умения понадобятся вам на следующем уроке. Спасибо всем за работу! Чудесного всем осеннего настроения!
3. Уборка рабочего места.
Источники:
https://proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/411247
http://cultobzor.ru/kuindzhi-arhip/146.jpg
https://tsdbklimovo.ru/wp-content/uploads/2020/08/osen.jpg
https://static.tildacdn.com/tild6439-3831-4562-b537-663130396363/kartiny-Polenova-12_.jpg
https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/unylaya-pora-ochej-ocharovane.html
https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-unylaya-pora-ochej-ocharovane/
https://kircbs.ru/userfiles/image/Kalendar/Fevral'_2019/crb.10.jpg
http://pravdy-10.ru/images/K2/2021/january/08_january/2021_02_01_03.jpg
https://sun9-67.userapi.com/ynQlrTm2tpoySMK4fhvXHNLHoXwEkkA5TfVHGw/sOvWNEyiPbU.jpg
https://ok.ru/video/1296259223948
https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2018/09/12/fizkultminutki-pro-osen
https://www.youtube.com/watch?v=6F2pNyR3K0g&t=8s
https://w-dog.ru/wallpapers/15/12/464339630353066/priroda-listya-osen-kover.jpg
https://vseodetyah.com/editorfiles/risunki-na-osennih-listjah-07.jpg
https://raskraskindom.ru/images/derevya/listya-derevev/raskraski-listya-derevev-35.jpg
http://zkm-nasledie.ru/blog-nashe-nasledie/152-k-75-letiyu-stanislava-sergeevicha-popovicha.html
Надежда
Сорокина Светлана Валерьевна
Лютик Елена Борисовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна