Урок изобразительного искусства во 2 классе «Выражение характера человека через украшение»

3
0
Материал опубликован 28 April 2017 в группе

Урок изобразительного искусства

Во 2 классе

по теме

« Выражение характера человека через украшение»

Тема урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

Форма урока: урок-исследование.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Цели: создать условия для реализации творческого замысла в создании художественного образа; содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: способствовать формированию представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через украшения; способствовать формированию умения анализировать и понимать произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа воина – богатыря.

Метапредметные: способствовать развитию изобразительной грамотности художественного вкуса; развитию духовно – нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства, развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; аккуратность в работе с акварельными красками.

Личностные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, интерес к изображению богатырей в русском искусстве, воспитать взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку.

Оборудование для учителя:

магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М. Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов воинов – богатырей, музыкальное сопровождение

Оборудование для учащихся:

шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка, салфетки.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день! 1слайд

- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир и согласие.

2. Постановка учебной задачи.

- Итак, нужно отправляться в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в пословице.

2 слайд

- Прочитайте и определите, о ком в ней говорится?

Славна богатырями земля русская

(О богатырях)

3 слайд

- Итак, тема нашего урока. «Выражение характера человека через украшение»

- А кого мы будем рисовать? (Богатыря)

- Сегодня мы с вами попробуем не просто создать образ доброго сказочного воина-богатыря, но и попробуем показать его характер через его украшения.

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа.

- Ребята, вы помните сказочный камень – Алатырь на перепутье трех дорог, на котором были высечены слова, что будет, если пойдешь по какой – то из одной из этих дорог. (Да) Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. Какую дорогу выбрать, а может и судьбу.

4 слайд

- Давайте и мы посмотрим на наш камень на перепутье трех дорог, и выберем одну из них и узнаем, куда мы попадем? (Дети читают)

(На доске изображение камня с направлениями трех дорог и их названиями)

Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь

Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь

Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь

(Дети делают выбор и останавливаются на одной из трех дорог)

- Эта дорога очень длинная и интересная. Но, чтобы пройти эту дорогу до конца, нам предстоит многое вспомнить и узнать.

- Отправляемся мы с вами по третьей дороге и попадаем сразу в мир Истории и Литературы.

- Ребята, а кто же такие богатыри? (Ответы детей)

- Значение слова «богатырь» лучше всего дает толковый словарь В.И.Даля.

5 слайд

Богатыри – (от тюрксг. багатур) – храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

- С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Раньше ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

- А каких русских былинных богатырей вы знаете? (Святогор – Богатырь – Гора, Микула Селянинович - Богатырь – Плуг, Чурила Пленкович – Богатырь – заезжий, Михаил Потып)

- Богатырская тема и сегодня часто встречается в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображен во многих произведениях искусства, посвященных истории нашей Родины.

6 слайд

- Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто знает, как называется эта картина? (Богатыри).

- Скажите, к какому виду искусства можно отнести эту картину? (Живопись) В живописи очень часто встречается богатырская тема. Так и дошли мы с вами до мира Живописи.

Может кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев по этой картине? (Ответы детей) Послушайте стихотворение про эту картину.

У трех дорог, что три судьбы даря,

Легли с Руси до половецкой дали,

На конях борзых три богатыря

Во чистом поле стражею стояли.

Катились тихо волны ковыля,

И долу гривы опускали кони,

Но был тревожен молодец Илья,

с курганов глядя в степь из-под ладони.

В любой момент Добрыня был готов

Свой меч каленый выхватить из ножен,

И булавой пудовою врагов

Мог встретить добрый молодец Алеша.

-Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. (Работа по картине) Кого изобразил Васнецов посередине? (Илью Муромца)

-Илья Муромец - был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Среди всех богатырей он отличался огромной силой. Прославился он победой с монгола – татарами и над Соловьем – разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

- А с какой стороны Добрыня Никитич? (С левой)

- О нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

- А это кто? (Алеша Попович)

- Алеша Попович молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Отличался он силой, дерзостью и хитростью. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.

7 слайд

- Посмотрев картину, что можно сказать о характере воинов? (Отважный, непоколебимый, сильный духом)

- Какая у них внешность? (Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода)

4. Физминутка

- Смотрю на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

5. Беседа

- В былинах и по картинам можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и об их жизни в те времена: с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились, где жили, как одевались.

- А как называются все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи)

- Во что же одевался богатырь? (Шлем, кольчуга, бармица, наручи, поножи).

8 слайд

Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел. Он похож на купол русского храма.

9 слайд

10 слайд

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец и пластинок.

11 слайд

- А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

12 слайд

- Щит - предмет старинного ручного вооружения для предохранения от ударов, стрел. Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д.). Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.

13 слайд

14 слайд

Оружие – это меч, лук со стрелами, копьё. Меч был главным оружием. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием.

15 слайд

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость. Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Также украшали знаками растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна пшеницы. Растения - это живые существа. Нужно было защищать свою родную землю, чтобы продолжить свой род. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей и воинов – ратников.

6. Формирование практических умений.

1)Упражнение в выборе цвета. Работа по таблице «Цвета и формы»

- Ребята, а может ли художник передать настроение и характер человека через рисунок. (Да). Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, на какой из этих рисунков цвета веселые? Почему? (В них много солнечного света). Правильно! А каким характером и настроением будет обладать, если использовать эти цвета? (Веселый, добрый). А в этом рисунке? Здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. А какого человека можно передать на рисунке этими цветами? (Грустного, злого, тревожного)

2) Упражнение в выборе контуров, очертаний. Работа по таблице «Цвета и формы»

- Ребята, посмотрите на формы. В каких формах больше спокойствия и доброты? Почему? (Формы с плавными очертаниями, много солнечного света) А что можно сказать про эти формы? (Эти формы кажутся злыми и колючими) Почему? (Острые очертания и много темных цветов)

7. Практическая работа.

_Итак, наконец, мы в городе Украшения, где живут мастера.

- Ребята, в этом городе Украшения живет богатырь, который хочет собрать своих воинов – богатырей, которые готовы охранять и защищать свой город. Вот тот самый богатырь. (Показываю рисунок учителя)

-Ну, а теперь предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ доброго сказочного богатыря, передавая его характер через украшения и доспехи. В начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей в форме матрешек. Богатырей изображали в полном боевом вооружении. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.

8. Самостоятельная работа.

- На парте у каждого есть шаблон богатыря. Вам предстоит нарисовать одежду и снаряжение богатырей, передать их форму и красоту, а так же цвет, символические значения орнаментов, т.е. показать образ доброго сказочного богатыря через его украшения.

Звучит музыка (2 симфония А.П.Бородина «Богатырская»)

9. Анализ работ учащихся. Коллективное панно.

(На доске вывешено панно в форме волн. Работы детей прикрепляются на волны

10 Рефлексия.

11 вывод

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации