12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Наталья Ивановна607
Учитель начальных классов. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Липецкая обл., п. Солидарность
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
2

Конспект урока изобразительного искусства «Изображение по памяти и воображению (животные). Выражение характера изображаемых животных» (2 класс)




 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области


 


 


 

Конспект урока

изобразительного искусства во 2 классе

Тема: «Изображение по памяти и воображению (животные).

Выражение характера изображаемых животных»


 

 


 


 


 


 


 

Подготовила и провела

учитель

начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна


 


 


 

2016 г.


 

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цели: продолжить знакомство с анималистическим жанром рисования;

дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности;

познакомить детей с понятием «статика » и «динамика»;

развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, графические навыки, мелкую моторику рук;

прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому; воспитывать художественную культуру, вкус детей;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру, художественно-творческую активность через освоение художественных знаний, умений, навыков в области искусства;

развивать интерес к чтению произведений о животных;

укреплять межпредметные связи.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают о сути понятий «динамика» и «статика»; познакомятся с произведениями художников-анималистов; научатся рисовать животных с передачей их состояния (покоя или движения), характера, настроения.

Метапредметные:

Познавательные - научатся извлекать необходимую информацию, расширяющую представление о технике рисования; находить решение творческой проблемы;

Регулятивные - научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке,

коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на чуткое и бережное отношение к животным.

Информационно-технические ресурсы: компьютер, диапроектор, интерактивная доска, презентация.

Оборудование: Для учителя: ИКТ, методическая таблица (пропорции животного и последовательность выполнения рисунка); фотографии, игрушки, сувениры, изображающие животных, книги для выставки, альбом, краски, карандаш, ластик.; 

для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников: Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, А. Дюрера, Е. Лансере, П. Клодта, В. Серова, В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, А.М. Лаптева, рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой.

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя.

- На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Деятельность учащихся.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

Деятельность учителя.

- Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

II. Актуализация знаний.

- Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают нам о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий жизни – сюжетно – тематическая картина.

(Звучит запись песни поэта М. Яснова «О картинах», дети смотрят на демонстрируемые репродукции и стараются определить жанр искусства).

Если видишь на картине-

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад иль облака,

Или снежная равнина,

Или поле иль шалаш,

Обязательно картина

Называется …(пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - … (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто–нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …(портрет).

Художник может изобразить все: леса и поля, деревья и травы, города и села, горы и равнины, океаны и космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слезы человека. Это может быть горе и радость, смелость и трусость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей и многое другое.

III. Мотивация познавательной деятельности. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки.

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

(Зебра)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто это?(Лиса)

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(Кошка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Носит тихая …

(Овечка.)

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

-А ком все наши загадки?

-Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

-А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре.

А как называются художники, которые изображают животных?

Художники, которые специализируются в этом жанре, называются – анималисты. Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.

Художник – анималист (от слова animal, в переводе с латинского – «животное»).

Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно – прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одевают в костюмы.

Например, рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова. Величайший мастер рисунка А. Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других животных. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность. В русском искусстве яркие образцы животных создали такие прославленные художники. Как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П. К. Клодт (Демонстрация слайдов).

Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, рыб, иллюстрируют книги о природе. Анималист должен быть особо наблюдательным, отличаться терпением и хорошей зрительной памятью. Еще он должен отлично знать повадки, характер, образ жизни, внешний вид животных и среду обитания своих «моделей», которых изображают. А самое главное – любить их. А помогает нам при этом – Мастер Изображения. Знакомство с художниками анималистами.

-Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. Анализ зрительного ряда и обобщение учителя. Творчество известных русских художников – анималистов В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, Е.И. Чарушина, А.М. Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой. Например, в иллюстрациях Е.И. Чарушина мир животных раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и любовью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры.

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушин – художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.
Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого животного, передать радость общения с живым. Кого любит рисовать Е. Чарушин? Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло.
Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

Почему любит крупный план? В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Что делают герои – животные?

Это не вообще звери – лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению…С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева – писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.
Чарушин – писатель.

Чарушин настолько хорошо изучил животных, что. Создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ – определенный характер в определенном состоянии. Герои Е.И. Чарушина Добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать детенышей животных – пушистых. Мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, неконтурно, а можно сказать, антиконтурно, пятнами, штрихами. Животное может быть изображено просто «лохматым» пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.Главным художник считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы – вроде рукоделия; это путь, идущий от механических навыков».

IV. Организация познавательной деятельности.

Дидактическая игра «Настроение».

У каждого человека бывают разное настроение. Учитель называет ситуацию и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях…

Чтение стихотворения учителем. По ходу чтения дети показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

- Вы знаете. Что у каждого животного есть свой характер?

Животные, как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.

- Что Мастеру Изображения в этом помогает?

Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции тела: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина. Большие или маленькие глаза; через выразительные детали: Лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник непросто копирует, он эмоционально усиливает то, что выражает характер. Делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

-Рассмотрим работы художников. Мир животных величественный и гордый. В одном рисунке художник В. Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный. На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным. У веселых непоседливых обезьян бывает разное настроение. Эта (на фотографии) чем – то удивлена, обезьяне очень грустно. Она задумчива и спокойна. А эта (на рисунке) обезьяна, наоборот, весела, подвижна. Все, что с нами происходит, вызывает у нас различные эмоции. Наши чувства бывают, понятны без слов благодаря нашим жестам и выражению лица. У персонажей с разными характерами и реакции будут разными.

Радость. Если ваш герой искренне смеется или радуется, он выпрямляется и расправляет плечи. На лице появляется улыбка, а глаза, наоборот, могут превратиться в щелочки, особенно если у твоего героя пухлые щеки.

Плач, грусть. Грустно, когда приходится придавать своему герою такое выражение лица.Но и это надо сделать правильно. Брызжут слезы, и руки (лапы) сами тянуться к лицу(мордочке), чтобы смахнуть капли с мокрых щек.

Ярость, зло. Если твой герой пришел в ярость, он злится, то рисовать его надо нахмуренным и смотрящим исподлобья. Он угрожающе накло6нился вперед, сжал кулаки, и весь его вид говорит о готовности к решительным действиям.

Удивление. Мимику удивленного персонажа не спутаешь ни с какой другой. Глаза твоего героя должны быть широко раскрыты, зрачки сведены к носу, брови высоко подняты. Рот приоткрыт. Даже уши и те выражают удивление.

В нашей беседе, нельзя не упомянуть о способах изображения животных. Какие способы работы вам известны?

Изображать можно с помощью линии и пятна. Несмотря на то, что линия и пятно такие разные понятия, они тесно связаны между собой.

- Вспомните, на что указывает нам толщина линии. Толстые линии указывают на то, что предмет тяжелый, плотный. Тонкие, наоборот, указывают на его хрупкость. Линия, изменяющая толщину, указывает на сложность характера предмета, его необычную пластику. Скользя линией по силуэту животного, прерывая ее или напрягая, наращивая толщину или увеличивая остроту, можно нарисовать животное в любом состоянии. Различают два состояния: статика и динамика.

Статика – это состояние покоя, когда мышцы животного расслаблены – оно или спит, или отдыхает. Животное в этом состоянии рисуют мягкими, вялыми линиями одной толщины, линиями, полностью лишенными остроты.

Змея, свернувшаяся кольцом, дремлющая, опустив уши и хвост, собака – все это статика. Другое дело – динамика. Это состояние настороженного прислушивания, момент прыжка или просто ровного бега. В этом случае, меняя твердость карандаша, нажим на линию, меняя ее характер, изгиб, остроту, вы можете нарисовать животное в движении, попытаться передать беспокойство, возбуждение, стремительность, силу.

Линия, ее богатые возможности помогут вам передать движение. Главное, не забывайте про нажим и характер линии. И, если не получится с первого раза, не расстраивайтесь.

-Рисуйте снова и снова, и у вас обязательно все получится.

Помните, линия отвечает за пластику, движение, характер. Пятно – за тон, фактуру, силуэт, объем. И когда мы с вами сочетаем линию и пятно, тем самым вы делаем свой рисунок более богатым, более выразительным, расширяем свои возможности.

-Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.

-У кого есть домашние животные?

-У кого есть дома кошка?

-А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому, что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

Чтение стихотворения учителем.

Котенок.

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко- тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?..

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

- Какие книги, фильмы, мультфильмы о животных вы смотрели, книги каких авторов вы читали?

-А знаете ли вы, что многие животные, которых художники-анималисты, фотографы изображали, исчезли с лица Земли? А некоторые виды животных на грани исчезновения. Так появилась Красная книга.

V. Творческая практическая деятельность.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (можно использовать образы сказочных животных).

- Основные этапы работы художника – анималиста над изображением животного:

1. Анализ основных форм, частей тела.

2.Уточнение пластики, характерных движений.

3. Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4.Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья, чешуя и т.д.).

5.Изучение среды.

Этапы работы:

Определяем композицию.

Композиция рисунка – это расположение на листе бумаги персонажей и предметов.

Если вы попытаетесь изобразить сразу много событий на одном листе, то может возникнуть путаница. Выберите какое – нибудь одно животное. Это будет сюжет вашего рисунка.

Сюжет подскажет вам, как надо расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Теперь определите главное в своем рисунке и поместите это главное в середину листа, легко наметив контуры карандашом. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину. Когда вы проверите все пропорции и поправите детали, можно будет начать окончательную прорисовку.

Сначала продумай пропорции персонажа и, представ, как он будет двигаться. Наметьте скелет и объем. Помните! В движении формы тела и его частей могут меняться: сжиматься, вытягиваться. Тело может менять форму, но всегда сохранять свой объем.

Показ учителем опыта. Если взять в руки пластилиновый шарик, а потом расплющить его в лепешку, то объем пластилина не изменится, а изменится только его форма. Когда предмет расположен и намечены его очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие его форму. В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей. – Требования к работам:

1) анатомические верные;

2)соблюдение пропорций;

3)передача движений;

4)прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.);

5)общая завершенность, выразительность;

6)аккуратность исполнения.

Под вашими карандашами может ожить любой предмет. И не просто жить. Персонажи в ваших рисунках должны чувствовать и действовать. Сказочные персонажи, предметы и животные могут походить на людей, носить одежду и даже двигаться, как люди. Но достоверность важна не меньше, чем творческая фантазия. Например, лося надо рисовать так, чтобы он не был похож на собаку с рогами. Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась личность, отражались лучшие стороны вашей души.

VI. Физкультминутка.

Я рисую.

Я полоску проведу, Раз! Ступенька! А потом опять

А потом другую. Два! Ступенька! Стану рисовать!

Ровно кисточку веду – Отдохну – как я Л. Герасимова

Лесенку рисую. Немного,

 

VII. Индивидуальная работа с учащимися.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением. Обведите пословицу или поговорку:

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел – сделал.

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

IX. Подведение итогов урока. Экспресс – выставка

- Анализ общих ошибок.

- Оценка выполненных работ.

- Что нового вы узнали на уроке?

Заключительное слово учителя.

-Посмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

-По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких – либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

X. Домашнее задание:

Понаблюдать за поведением домашних животных, полюбоваться пластикой их тела и движений.

Составить небольшой рассказ о данном животном.

Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер зверя и какое его настроение изобразил художник.

Список использованной литературы:


1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса. – М.: «Просве щение».2015 – 144с.

2.Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы: Поурочные разработки.- 2- е изд. – М.: - 2015 – 240с.

3. Маршак С. Детки в клетке. Рисунки Е. Чарушина. Второе издание. Л., Детгиз, 1936. 20 с.

4. Е. Благинина. Стихи.- Издательство «Стрекоза-Пресс». 2012- 20 с.5. Н.Сладкова. 5. Рассказы о животных.- Издательство «Самовар». 2013- 118 с.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

Музыкальный ряд:

1. Фрагмент из фантазии для инструментального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен – Санса, фрагмент музыки для инструментального ансамбля к передаче «В мире животных».

2.Песня Г.Гладков, М. Яснов «О картинах»

3.http://muzikabesplatno.ru/muzikabesplatno/%D0%B3%D1%80.%20%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20(%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%9C.%20%D0%AF%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)


Презентация"Изображение по памяти и воображению (животных).
PPTX / 29.96 Мб
Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.