Дата:«____»____________20___г. |
ФИО учителя: |
||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 7 класс. |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
Лабораторная работа Изучение закона Архимеда |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7.3.1.11 определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость; знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики; |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
Познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
Все учащиеся смогут: Выясняет от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело помещенное в жидкость или газ; научить рассчитывать эту силу. Большинство учащихся будут уметь: умеют устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике. Некоторые учащиеся смогут: умеют наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки |
||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
научиться наблюдать, применять теоретические знания при определении : объем тела Vт при помощи мензурки, вес вытесненной воды Po, вес тела в воздухе P, вес тела в воде P 1 ,выталкивающую Архимедову силу F A.з Знают и умеют работать с рисунками, развивать внимание и речь. , |
||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами:математика самопознание, познание мира, естествознание, музыка. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Для повышения интереса к уроку раскрыть роль Архимеда в развитии физики; прививать интерес к предмету |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока |
Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания. Фронтальный опрос: 1). Как распространяется давление внутри жидкости? 2). Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной? 3). Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне? 4). Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Заполните таблицу:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
анализируют какая наука исследует каждый уровень, делают вывод; |
||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.) Каждый в своей жизни наблюдал явления, которые указывают на существование выталкивающей силы. Посмотрим еще раз. Демонстрационное оборудование: сосуды с водой, ведерко Архимеда, весы, ванночка, рычаг, грузы разного объема. Читая стихи, бросаем мячик в воду: «Наша Таня громко плачет: «Уронила в речку мячик». Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч». ? Почему мячик всплыл на поверхность? Опыт1. На равноплечем рычаге уравновесили в воздухе 2 груза (алюминиевый и латунный). Объем грузов разный. Подставим один из сосудов, заполненный водой, под алюминиевый груз и поднимем сосуд так, чтобы груз опустился в воду. Почему нарушается равновесие системы? (потому что на груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила). Опыт2. То же самое проделать со вторым грузом. Равновесие снова нарушилось. Почему? (потому что и на другой груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила). Опыт3. К обоим грузам поднести сосуды с водой и поднять их так, чтобы началось погружение тел. Равновесие системы опять нарушается. Проблема: Почему нарушается равновесие уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса, но различного объема, помещенными в жидкость? (Ответ: на тела действуют различные выталкивающие силы) Итак, на тела действуют различные выталкивающие силы. Почему? Выясним, от чего они зависят? (Запись в тетради темы урока). Выталкивающую силу называют еще и Архимедовой силой. В честь древнегреческого ученого Архимеда. Предание донесло до нас курьезный случай из жизни Архимеда, связанный с открытием закона о погружении тел в жидкость. о.Сицилия, Сиракузы III век до н.э. … (три ученика показывают сценку с демонстрацией опыта проведенного Архимедом, приложение стр. 8) Оборудование: корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой. Два обстоятельства важны в этой легенде: Архимед нашел способ измерить объем твердого тела сложной формы. Он сопоставил вес различных веществ не друг с другом, а с весом воды, т.е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы называем плотностью, открыл гидростатический способ взвешивания. Следовательно, архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженного тела: FА=Рж=mg. Нельзя ли полученный вывод проверить на опыте? Опыт4. Демонстрация опыта с ведерком Архимеда (Vц=емкости жидкости в ведерке) ? Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Как это можно сделать? Опыт5. Повторить опыт с другой жидкостью (насыщенный раствор соли). Опыт6. Погрузить цилиндр частично. Запишем закон Архимеда в тетрадь (работа с учебником):
Определим вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Т.к. две силы, действующие на тело, в этом случае направлены в противоположные стороны (Fт↓ FА↑), то вес тела в жидкости Р1, будет меньше веса тела в вакууме Р0=mg. Можно записать: Р1= Р0 – FА, где FА=mжg – сила Архимеда, или выталкивающая сила. Таким образом, если тело погружено в жидкость (или газ), оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ). Выполнение лабораторной работы по группам Представитель каждой группы дает отчет о проделанной работе с демонстрацией опыта перед всем классом. По ходу отчета учащиеся делают следующие записи в тетрадях: FА зависит от Vт (FА ~ Vт) FА не зависит от ρтела FА зависит от ρж (FА ~ ρж) FА не зависит от hстолба жид FА не зависит от формы тела FА=mжg= Рж, mж= ρжVж,
Исследовательская работа. Задание 1группе Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски на нити одинакового объема. 1.Определите Архимедову силу, действующую на первое тело Р в возд = Р в воде=Fа 1 = 2.Определите Архимедову силу, действующую на второе тело Р в возд = Р в воде = Fа 2 = 3.Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. алюм = 2700кг/м3 стал =7800кг/м3 Fа 1 = Fа2 = 4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела. Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело. Задание2 группе. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, металлическое тело на нити. 1.Определите Архимедову силу, действующую на 1/2 объема тела, погруженного в воду. Р в возд = Р в воде = Fа1 = 2.Определить Архимедову силу, действующую на целиком погруженное тело в жидкость. Р в возд = Р в воде = Fа 2 = 3.Сравните эти силы. Fа 1 = Fа2 = 4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела. Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила. Задание 3 группе Оборудование: динамометр, сосуды с чистой и соленой водой, стальной брусок на нити. 1.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в чистой воде Р в возд = Р в воде = Fа1 = 2.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в соленой воде Р в возд = Р в воде = Fа 2 = 3.Сравните плотности этих жидкостей. чист воды =1000кг/м3 сол. воды =1030кг/м3 4.Сравните Архимедовы силы, действующие на тело в различных жидкостях. Fа 1= Fа2 = 5.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости. Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила. Задание 4 группе Оборудование: тела из пластилина одинакового объема, но разной формы, сосуд с водой, динамометр. 1.Определите Архимедову силу, действующую на тело шарообразной формы Р в возд = Р в воде = Fа1 = 2.Определите Архимедову силу, действующую на тело прямоугольной формы Р в возд = Р в воде = Fа 2 = 3.Сравните эти силы Fа 1 = Fа2 = 4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела. Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ. После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы.
|
Учебник: Рабочая тетрадь: Ресурсы девять звёзд из картона; карточки с цифрами; сигнальные карточки. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Прививать отношение к труду и творчеству, открытости, сотрудничеству, уважению и гражданской ответственности |
||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Какая сила действует на тело находящееся в жидкости или газе? Куда она направлена? От каких величин зависит сила Архимеда? От каких величин не зависит сила Архимеда? Чему равна FА, действующая на тело погруженное в жидкость или газ? Сформулировать закон Архимеда. Оценить степень реализации поставленных на занятии задач. В конце урока учащиеся проводят рефлексию Что нового узнали? С какой темой познакомились? Что означает в переводе с латинского слово «мантия»? Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…. Было бы хорошо, если бы… Мне не понравилось… :- |
||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
оценивание собственной деятельности на уроке |
||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||
К концу урока учащиеся научатся: Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради. |
№1: Сколько зайчиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. №2 На носочках ходят мыши. Так, чтоб кот их не услышал. |