Урок «Изучение закона Архимеда» (Физика, 7 класс)

4
0
Материал опубликован 8 January 2018 в группе

Дата:«____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 7 класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Лабораторная работа

Изучение закона Архимеда

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

7.3.1.11 определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость;

знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики;

Цели урока:

Познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Все учащиеся смогут:

Выясняет от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело помещенное в жидкость или газ; научить рассчитывать эту силу.

Большинство учащихся будут уметь:

умеют устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

Некоторые учащиеся смогут:

умеют наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки

Критерии успеха

научиться наблюдать, применять теоретические знания при  определении : объем тела Vт  при помощи мензурки, вес вытесненной воды Po, вес тела в воздухе P, вес тела в воде P 1 ,выталкивающую Архимедову силу F A.з

Знают и умеют работать с рисунками, развивать внимание и речь.

,

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами:математика самопознание, познание мира, естествознание, музыка.

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код

Предварительные

знания

Для повышения интереса к уроку раскрыть роль Архимеда в развитии физики; прививать интерес к предмету

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания.

Фронтальный опрос:

1). Как распространяется давление внутри жидкости?

2). Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной?

3). Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне?

4). Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

Заполните таблицу:

Величина

Обозначение

Формула

Единицы измерения

Прибор

1. Объем

V

V= S h= абс

м3

мензурка, линейка

2. Масса

m

m = V

кг

весы

3. Вес

P

P = mg

H

динамометр

4. Давление в жидкостях

р

р=gh

Па

манометр

 

Критерии успеха

анализируют какая наука исследует каждый уровень, делают вывод;

 

Середина урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.)

Каждый в своей жизни наблюдал явления, которые указывают на существование выталкивающей силы. Посмотрим еще раз.

Демонстрационное оборудование: сосуды с водой, ведерко Архимеда, весы, ванночка, рычаг, грузы разного объема.

Читая стихи, бросаем мячик в воду:

«Наша Таня громко плачет:

«Уронила в речку мячик».

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч».

? Почему мячик всплыл на поверхность?

Опыт1. На равноплечем рычаге уравновесили в воздухе 2 груза (алюминиевый и латунный). Объем грузов разный. Подставим один из сосудов, заполненный водой, под алюминиевый груз и поднимем сосуд так, чтобы груз опустился в воду. Почему нарушается равновесие системы? (потому что на груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).

Опыт2. То же самое проделать со вторым грузом. Равновесие снова нарушилось. Почему? (потому что и на другой груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).

Опыт3. К обоим грузам поднести сосуды с водой и поднять их так, чтобы началось погружение тел. Равновесие системы опять нарушается.

Проблема:

Почему нарушается равновесие

уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса,

но различного объема, помещенными в жидкость?

(Ответ: на тела действуют различные выталкивающие силы)

Итак, на тела действуют различные выталкивающие силы. Почему? Выясним, от чего они зависят? (Запись в тетради темы урока).

Выталкивающую силу называют еще и Архимедовой силой. В честь древнегреческого ученого Архимеда. Предание донесло до нас курьезный случай из жизни Архимеда, связанный с открытием закона о погружении тел в жидкость.

о.Сицилия, Сиракузы III век до н.э. …

(три ученика показывают сценку с демонстрацией опыта проведенного Архимедом, приложение стр. 8)

Оборудование: корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой.

Два обстоятельства важны в этой легенде:

Архимед нашел способ измерить объем твердого тела сложной формы.

Он сопоставил вес различных веществ не друг с другом, а с весом воды, т.е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы называем плотностью, открыл гидростатический способ взвешивания.

Следовательно, архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженного тела: FАж=mg. Нельзя ли полученный вывод проверить на опыте?

Опыт4. Демонстрация опыта с ведерком Архимеда (Vц=емкости жидкости в ведерке)

? Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Как это можно сделать?

Опыт5. Повторить опыт с другой жидкостью (насыщенный раствор соли).

Опыт6. Погрузить цилиндр частично.

Запишем закон Архимеда в тетрадь (работа с учебником):

Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом

Определим вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Т.к. две силы, действующие на тело, в этом случае направлены в противоположные стороны (FтFА↑), то вес тела в жидкости Р1, будет меньше веса тела в вакууме Р0=mg. Можно записать: Р1= Р0FА, где FА=mжg – сила Архимеда, или выталкивающая сила. Таким образом, если тело погружено в жидкость (или газ), оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).

Выполнение лабораторной работы по группам
(группам выдаются задания на заранее приготовленных бланках отчета).

Представитель каждой группы дает отчет о проделанной работе с демонстрацией опыта перед всем классом. По ходу отчета учащиеся делают следующие записи в тетрадях:

FА зависит от Vт (FА ~ Vт)

FА не зависит от ρтела

FА зависит от ρж (FА ~ ρж)

FА не зависит от hстолба жид

FА не зависит от формы тела

FА=mжg= Рж, mж= ρжVж,
Vт погруженного в жидкость = Vж вытесненной телом

FА=ρжVжg
или
FА=ρжVтg

Исследовательская работа.

Задание 1группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски на нити одинакового объема.

1.Определите Архимедову силу, действующую на первое тело

Р в возд = Р в воде=Fа 1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на второе тело

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

алюм = 2700кг/м3 стал =7800кг/м3

Fа 1 = Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

Задание2 группе.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, металлическое тело на нити.

1.Определите Архимедову силу, действующую на 1/2 объема тела, погруженного в воду.

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определить Архимедову силу, действующую на целиком погруженное тело в жидкость.

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните эти силы.

Fа 1 = Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Задание 3 группе

Оборудование: динамометр, сосуды с чистой и соленой водой, стальной брусок на нити.

1.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в чистой воде

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в соленой воде

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните плотности этих жидкостей.

чист воды =1000кг/м3 сол. воды =1030кг/м3

4.Сравните Архимедовы силы, действующие на тело в различных жидкостях.

Fа 1= Fа2 =

5.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Задание 4 группе

Оборудование: тела из пластилина одинакового объема, но разной формы, сосуд с водой, динамометр.

1.Определите Архимедову силу, действующую на тело шарообразной формы

Р в возд = Р в воде = Fа1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на тело прямоугольной формы

Р в возд = Р в воде = Fа 2 =

3.Сравните эти силы

Fа 1 = Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.

После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы.

Архимедова сила

Не зависит от

Зависит от

1.Формы тела.

2.Плотности тела.

1.Объема тела V.

2.Плотности жидкости .

Учебник:

Рабочая тетрадь:

Ресурсы

девять звёзд из картона;

карточки с цифрами;

сигнальные карточки.

Критерии успеха

Прививать отношение к труду и творчеству, открытости, сотрудничеству, уважению и гражданской ответственности

 

Конец урока

Какая сила действует на тело находящееся в жидкости или газе? Куда она направлена?

От каких величин зависит сила Архимеда?

От каких величин не зависит сила Архимеда?

Чему равна FА, действующая на тело погруженное в жидкость или газ?

Сформулировать закон Архимеда.

Оценить степень реализации поставленных на занятии задач.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию

Что нового узнали?

С какой темой познакомились?

Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

Было бы хорошо, если бы…

Мне не понравилось…

:-

 

Критерии успеха

оценивание собственной деятельности на уроке

 

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

1:

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.