Разработка урока на тему «Сила Архимеда» (Физика 7 класс)

2
1
Материал опубликован 1 February 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ,

реализующего формирование УУД

 

Учитель: _________________________________________________________

 

Общая информация об уроке

 

Учебный предмет/ класс

Физика, 7 класс

УМК:

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник ,Н.В.Филонович

урока по теме

Тема урока

45/12. Архимедова сила. Закон Архимеда.

 

Тип урока:

открытия нового знания (ОНЗ)

Планируемые результаты обучения

Личностные

-сформировать познавательный интерес к закону Архимеда;

- развивать творческие спо­собности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное от­ношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

- использовать экспериментальный метод исследования при изучении закона Архимеда;

- уметь принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу

Метапредметные

Познавательные

- строить модель (схему) на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- уметь воспринимать и пе­рерабатывать информацию в словесной и образной форме, выделять основное содержание прочитанного текста о выводе формулы силы Архимеда, нахо­дить в нем ответы и излагать их

Регулятивные

- определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-сверять свои действия с целью, и, по возможности, исправлять ошибки самостоятельно;

- овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез о зависимости выталкивающей силы от массы погруженного тела для объяснения экспериментальной проверки опыта с ведерком Ар­химеда, при решении качественных и количествен­ных задач из упражнения

Коммуникативные

- организовывать учебное взаимодействие в группе; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

Предметные

Общие предметные

- использовать метод научного познания, проводить наблюдение опыта с ведерком Архимеда, обнаруживать зависимость между весом тела, погруженного в жидкость (газ), и весом вытесненной им жидкости (газа), объяснять полученные результаты, делать выводы;

- кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

Частные предметные

- измерять силу Архимеда;

- понимать смысл закона Архимеда и применять его на практике;

- владеть расчетным способом для нахождения силы Архимеда; - использовать полученные знания о силе Архимеда в повседневной жизни

Цели урока

Для учителя

Образовательные

- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;

- Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”;

- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Развивающие

- Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления

интуиции, пространственного воображения, смекалки.

- Суметь реализоваться в этом уроке.

Воспитательные

- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;

- Воспитывать активную позицию.

Для ученика

Аффективные

- Развивать мышление и способствовать

самостоятельному познанию реального мира;

- Уметь иметь собственное видение и понимание;

- Уметь делать выводы.

- Развивать навыки самоорганизации.

Когнитивные

- Понимать роль эксперимента в физике;

- Понимать методы, применяемые для установки

физических фактов.

Психомоторные

- Уметь безопасно работать с приборами;

- Создать коммуникативное пространство для результативной

работы в группах.

Методы обучения

репродуктивный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

индивидуальная, групповая, самостоятельная

Опорные знания

Методологические знания

знания о структуре научных знаний и методах их получения.

Экспериментальные факты

Различные тела плавают в жидкостях и газах на различных уровнях.

Выталкивающая сила равна весу тела, взятом в объеме вытесненной им жидкости.

Понятия(в т.ч., физические величины)

мАССА, ПЛОТНОСТЬ, ВЕС ТЕЛА, ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА, давление столба жидкости или газа.

Физические законы

закон паскаля

Теории

 

Прикладные знания

знания об основных направлениях научно-технического прогресса, о принципах устройства и работы технических объектов, об экологических аспектах техники

Новые знания

Методологические знания

знания о структуре научных знаний и методах их получения.

Экспериментальные факты

 

Понятия(в т.ч., физические величины)

сила архимеда

Физические законы

закон архимеда.

Теории

 

Прикладные знания

применение закона архимеда в технике (нефтедобыча, плавание судов и т.д.)

Организация образовательной среды

Информационные ресурсы

Информационный материал:

 

Интернет-ресурсы:

 

Интерактивный материал:

 

Исследовательская деятельность

Исследование зависимости силы Архимеда от различных параметров по группам (плотности тела, объема тела, плотности жидкости, формы тела).

Физические задачи

Задачи решаются фронтально и самостоятельно с последующим обсуждением (см. Приложения 1,2,3).

Межпредметные связи

История(легенда об Архимеде), биология (плавание и погружение китов), курс физики 10-11 класс.

Формы работы

фронтальная (Ф); индивидуальная (И);

парная (П); групповая (Г)

Формы контроля

Взаимоконтроль, сравнение с эталоном, самоконтроль

Домашнее задание

§ 17, № 106, 108 (Рымкевич.)

Средства обучения

Технические средства обучения

Компьютер, экран, проектор.

Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия

Задачи для самостоятельного решения с последующим обсуждением (Приложение 2).

Приборы и принадлежности общего назначения

 

Приборы лабораторные

Динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, сосуд с маслом, нить.

 


 

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: мотивация (самоопределение)учащихся к учебной деятельности, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что смогу».

 

Длительность этапа: 2 минуты

УУД на этапе 1: смыслообразование (Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация начала урока.

Мотивация.

Легенда об Архимеде.

 

 

 

 

 

Приветствие.

Включение в деловой ритм.

Рассказывает легенду об Архимеде. Формулирует проблемный вопрос: Как удалось Архимеду решить эту проблему, не распиливая короны?

Слушание учителя.

Выделяют существенную информацию из слов учителя.

 

 

Взаимодействие с учителем. Приветствие учителя.

 

 

Речевое взаимодействие на уровне фраз с соблюдением норм речевого этикета.

 

Повторение известных учащимся правил организации учебного процесса.

Принятие сигнала к началу учебной деятельности.

 

 

Умение настраиваться на занятие.

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

 

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Длительность этапа: 5 минут

  • УУД на этапе 2 : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • выполнение пробного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

  • учет разных мнений (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К).

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Актуализация знаний, умений и навыков.

Учащиеся совершают пробное действие и обнаруживают место затруднения.

Выявляет уровень знаний.

Активизирует знания учащихся методом фронтального опроса.

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

 

  • Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

  •  

 

Взаимодействие с учителем.

 

Выражают свои мысли относительно проблемы Архимеда.

 

Учитывают различные мнения товарищей о …

 

 

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений;

  • использование критериев для обоснования своего суждения

 

Актуализировали норму пробного учебного действия

 

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

  • Выполнение пробного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

 

  1. Этап выявления места и причины затруднений

 

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе создать педагогические условия для выявления места и причины затруднения, осознания того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Длительность этапа: 4 минуты

  • УУД на этапе 3: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); постановка и формулирование проблемы (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Анализ учащимися возникшей ситуации.

Выявление причины затруднения.

 

Создает условия для выявления места и причины затруднения.

зафиксировали шаг, на котором возникло затруднение

 

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний;

Выражали свои мысли о способах решения проблемы

 

Аргументировали свое мнение

 

Слушали товарищей

 

Корректировали свое высказывание с учетом мнения товарищей

 

 

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование разных позиций; разрешение конфликтов

Саморегуляция в ситуации затруднения

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Длительность этапа: 5 минут

  • УУД на этапе 4: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); структурирование знаний (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); планирование (Р); прогнозирование (Р); выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

 

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Формулирование темы и цели урока.

Построение плана выхода из затруднения.

Создание условий для постановки целей учебной деятельности

учащимися и выбора ими на этой основе способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить;

выбирают способ построения нового знания

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации из текстов ; выбор наиболее эффективных способов решения задач ; структурирова-ние знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания;

Выражали свои мысли о …

 

Аргументировали свое мнение

 

Слушали товарищей

 

Корректировали свое высказывание с учетом мнения товарищей

 

 

  • Выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов.

 

Планируют свою деятельность по достижению сформулированной цели

Осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

  • Планирование;

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения

 

 

5. Этап реализации построенного проекта (изучение новых знаний и способов деятельности)

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
 

Длительность этапа: 8 минут

  • УУД на этапе 5: осознание ответственности за общее дело (Л); анализ, сравнение, обобщение (П); использование знаково-символических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Работа в группах с целью выявления зависимости выталкивающей силы от различных параметров.

Формулировка закона Архимеда.

Даѐт

учащимся задания выполнить в группах физический эксперимент.

Контролирует деятельность учащихся.

Формулирует закон Архимеда.

 

Выполняют эксперимент,

наблюдают, делают выводы

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

 

Осуществляют знаково-символические действия, включая моделирование.

Структурируют знания.

 

  • Установление причинно-следственных связей. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

  • Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Согласование усилий по решению учебной задачи. Реализация договоренности в совместной деятельности. Учет мнения других.

Объединение усилий по решению поставленной экспериментальной проблемы.

Обсуждение выводов

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций;

 

Слушание в соответствии с целевой установкой.

Планирование своих действий. Корректирование своих действий. Принятие и сохранение учебной задачи

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения Проявление познавательной инициативы

Составление плана и последовательности действий

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (первичная проверка понимания изученного )

Цель этапа: создание педагогических условий для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Длительность этапа: 5 минут

  • УУД на этапе 6: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений (П);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Задания на проверку понимания изученного материала.

(Приложение 1)

Организует решение (фронтально) нескольких типовых заданий на новый способ действия, обеспечивая при этом проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование – определение, алгоритмов, свойств и т.д.

Слушание. Проговаривание алгоритма решения задачи совместно с учителем.

Построение логической цепи рассуждений.

Умение строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

 

Участие в обсуждении решения задачи фронтальном режиме.

Формулирование собственного мнения и позиции. Использование речи для регулирования своего действия

Слушание.

 

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  • Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

  • Учет разных мнений, координирование разных позиций. Достижение договоренностей и согласование общего решения.

 

Контроль правильности действий по решению задачи.

 

Слушание.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция

Постановка вопросов

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (закрепление )

Цель этапа: создание педагогических условий для интериоризации (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительской рефлексии (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях.

Длительность этапа: 5 минут

  • УУД на этапе 7: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Решение качественных и количественных задач

Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону.

Предоставление возможности для учащихся, допустивших ошибки, выявления причин ошибок и их исправления.

Решение задач

Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой. Проговаривают этапы решения задач.

Строить логические высказывания.

Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления.

Самостоятельное обобщение полученной информации.

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

 

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать.

Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Длительность этапа: 8 минут

  • УУД на этапе 8: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Ответ на вопрос легенды на основе полученных знаний.

Фронтальное решение задачи повышенной сложности по теме урока.

 

Фронтальный разбор задачи повышенной сложности. Подводит учащихся к решению задачи путем наводящих вопросов.

Слушание. Ответы на вопросы учителя. Выдвигают предложения по решению задачи.

 

Осуществление актуализации лично-

го жизненного опыта.

Умение строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Контроль правильности ответов обучающихся

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция

Постановка вопросов

  1. Рефлексия УД на уроке

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Длительность этапа: 3 минуты

УУД на этапе 9: рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности (П); планирование учебного сотрудничества (К);

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные действия

Формируемые способы действий

Рефлексия.

Обсуждение домашнего задания.

Планирование следующего урока.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

С помощью системы наводящих вопросов подвести учащихся к целям следующего урока.

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности.

Ответы на вопросы учителя. Прогнозирование.

Рефлексия способов и условий действий.

Контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя.

 

 

Умение формулировать собственное мнение.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Развитие регуляции учебной деятельности

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Регуляция учебной деятельности

Рефлексия.

 

Конспект урока

Тема урока «Закон Архимеда»

Цель урока

Образовательные

- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;

- Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”;

- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Развивающие

- Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления

интуиции, пространственного воображения, смекалки.

- Суметь реализоваться в этом уроке.

Воспитательные

- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;

- Воспитывать активную позицию.

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • самостоятельно составлять алгоритм своей поисковой деятельности;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять сотрудничество при взаимодействии;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • согласовывать свои действия с мнением другого;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • искать наиболее эффективные средства достижения решения поставленной проблемы.


 

Оборудование:

Динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, сосуд с маслом, нить.


 

План проведения урока.

 

  1. Мотивация (рассказ). 2 мин.

  2. Актуализация знаний (фронтальный опрос). 5 мин.

  3. Затруднения (эвристическая беседа). 4 мин.

  4. Проект выхода из затруднения (эвристическая беседа). 5 мин.

  5. Реализация проекта (исследовательская работа в группах). 8 мин


 

- инструктаж по технике безопасности; 1 мин.

- экспериментальные задания в группах; 3-4 мин.

- анализ результатов эксперимента; 1 мин.

- формулировка закона Архимеда. 2-3 мин.


 

  1. Первичное закрепление (фронтальное решение типовых задач по теме). 5 мин

  2. Самостоятельная работа (самостоятельное решение типовых задач по теме). 5 мин

  3. Включение в систему (фронтальное решение задачи, эвристическая беседа). 8 мин

  4. Рефлексия (самоанализ, целеполагание). 3 мин


 

Ход урока.

Этап 1. Мотивация (2 мин).

  • Приветствие учащихся.

  • Напомнить учащимся о том, что они знают что такое выталкивающая сила и как ее вычислять для тел правильной формы. Обратить их внимание на то, что вычисление выталкивающей силы для тел неправильной, сложной формы способом, описанной на прошлом уроке, будет чрезмерно сложным. Достаточно простой способ этого вычисления был описан древним мыслителем Аристотелем и познакомить учащихся с легендой об Архимеде.

  • Легенда об Архимеде: Царь Гиерон, живший 250 лет до н.э. поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону.

    Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на неё золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешёвыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь.

    Достоверно неизвестно, каким методом пользовался Архимед, но существует такая легенда.

 

Сначала Архимед определил, что кусок чистого золота в 19,3 раза тяжелее такого же объёма воды. Получается, что плотность золота в 19,3 раза больше плотности воды. Архимеду надо было найти плотность вещества короны. Если эта плотность оказалась бы больше плотности воды не в 19,3 раза, а в меньшее число раз, значит, корона была изготовлена не из чистого золота.


Взвесить корону было легко, но как найти её объём, ведь корона была очень сложной формы. Много дней мучила Архимеда эта задача. И вот однажды, находясь в бане, он погрузился в наполненную водой ванну, и его внезапно осенила мысль, давшая решение задачи.

 

Ликующий и возбуждённый своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашёл! Нашёл!»


 

Поставить перед учащимися вопрос:

Что же "Нашел Архимед"?

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на этот вопрос.


 

Этап 2. Актуализация (5 мин).

Актуализация знаний и повторение пройденного материала путем фронтального опроса.

  1. Какие силы действуют на тела, находящиеся в жидкости?

  2. Каково их направление? Покажите на рисунке.

  3. При каких соотношениях сил тело тонет, плавает, всплывает?

  4. Как можно рассчитать выталкивающую силу?

  5. Как масса связана с объёмом?

  6. Что такое вес?

  7. Как вес связан с массой?

  8. Что такое давление?

  9. Как вычислить силу давления, если известно давление?

  10. Почему жидкость оказывает давление и на дно и на стенки сосуда и на все поверхности тела, погруженного в жидкость?

  11. Как вычисляется давление на дно сосуда?

  12. Как вычислить силу давления на площадь  датчика манометра, действие которого мы изучали на прошлом уроке?

Навести учащихся на вывод : для того, чтобы решить проблему Архимеда нужно знать от каких факторов зависит выталкивающая сила.

Этап 3. Затруднения (4 мин).

Учащиеся выдвигают предположения (от массы тела, от плотности тела, от объема тела и т.д). Далее проводим анализ вариантов и приходим к затруднению: мы не знаем точно от каких величин и как зависит выталкивающая сила.

Этап 4. Проект выхода из затруднения (5 мин).

Обсуждение цели и плана действий:

Цель: выявить от каких факторов и как зависит выталкивающая сила.

Далее согласование темы урока. При выборе темы урока нужно обратить внимание учащихся что, сегодня не зря упомянули имя великого греческого мыслителя Аристотеля, так как именно в трудах Аристотеля мы находим первое исследование и вычисление этой силы.

Тема урока: Сила Аристотеля.

Путем наводящих вопросов определить способ действия для построения проекта выхода из затруднения ( нужно вспомнить об источниках физических знаний - наблюдениях и опытах.

Таким образом натолкнуть учащихся на мысль о необходимости проведения эксперимента).

Еще раз вместе с учащимися проговорить зависимость от каких физических величин будет проверятся посредством эксперимента (определили способ действия).

Этап 5. Реализация проекта (8 мин).

  • Инструктаж по технике безопасности (1 мин)

  • Работа в группах. Каждой из четырех групп дается экспериментальное задание (4 мин).

Задание группе 1:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

  1. определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела;

  2. сравнить плотности тел и архимедовы силы;

  3. сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от

плотности тела. (не зависит)


 

Задание группе 2.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр, нить.

  1. определить архимедову силу, действующую на каждое тело;

  2. сравнить эти силы;

  3. сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объёма тела. (зависит)


 

Задание группе 3.

Оборудование: сосуды с водой маслом, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.

  1. определить архимедовы силы, действующие на тело в воде и в масле;

  2. чем отличаются эти жидкости?;

  3. что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях;

  4. установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

(зависит)


 

Задание группе 4:

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

  1. кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра;

  2. поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё;

  3. сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

(не зависит)


 

  • Анализ результатов эксперимента (1 мин).

Результаты эксперимента заносятся в таблицу

Физическая величина

Зависит/ не зависит

Плотность тела

Не зависит

Объем тела

Зависит

Плотность жидкости

Зависит

Форма тела

Не зависит


 

  • Формулировка закона Архимеда (3 мин).

Архимед взвесил корону сначала в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны. Определив затем объём короны, он смог вычислить её плотность, а, зная плотность, ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешёвых металлов в золотой короне? Плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличён в обмане.

 Задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. В результате появилось замечательное сочинение «О плавающих телах», которое дошло до нас.

 В этом сочинении Архимедом сформулировано:

Тела, которые тяжелее жидкости, будучи опущены в неё, погружаются всё глубже, пока не достигают дна, и, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объёме тел.

Закон Архимеда: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.



Этап 6. Первичное закрепление (5 мин)

Фронтальное решение типовых задач (Приложение 1).

Этап 7. Самостоятельная работа (5 мин).

Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом. Каждый в паре решает свою задачу, затем объясняет ее соседу (Приложение 2).

Сравнение полученных результатов с эталоном.

Выявляются ошибки при решении задач, их причины. При наличии ошибок - устранить.

Этап 8. Включение в систему (8 мин).

  • Фронтальное решение задачи на закон Архимеда повышенной сложности (Приложение 3).

Задание

Найти массу золота в короне, изготовленной из сплава золота и серебра. Вес короны в воздухе 25,4 Н, в воде — 23,4 Н.

Этап 9. Рефлексия (3 мин).

  • Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью бланков оценки (1 мин)

  • Наметить новую цель:

Учитель: Теперь, когда мы знаем что такое сила Архимеда и как ее рассчитать, нам будет полезно и интересно узнать, как человек научился ее использовать.

Цель следующего урока: узнать о применении и использовании силы Архимеда (1 мин)

  • Домашнее задание: § 17, № 106, 108 (1 мин).

  • Приложение 1.

    Задача 1. Ка­ко­во зна­че­ние силы Ар­хи­ме­да, дей­ству­ю­щей на пол­но­стью по­гру­жен­ный в воду мед­ный бру­сок мас­сой ?

    Дано: Решение:

    Сила Архимеда: ;

    Объем медного бруска рассчитаем по формуле:

    Окончательно:

     

    Найти: Ответ: = 1Н.

     

    Задача 2. Чему равна выталкивающая сила, действующая на погруженную в воду бочку объемом 180 литров?

    Дано: Решение:

     

    Ответ: =1800 Н

Приложение 2

Задачи для самостоятельной работы.

Задача 1. Медный шар объемом 50 см³ полностью погружен в воду. Какая выталкивающая сила на него действует?

Дано: СИ: Решение:

V=50 см³ = 0,00005м³ Сила Архимеда равна: =ρgV=1000*10*0,00005=0,5 Н

ρ= 1000 кг/м³

Найти:

=? Ответ: =0,5 Н.


 

Задача 2. На тело объемом 300 см³, полностью погруженное в жидкость , действует архимедова сила 2,4 Н. Какова плотность жидкости?

Дано: СИ: Решение:

V=300 см³ = 0,0003м³ Сила Архимеда равна: =ρgV

=2,4 Н Отсюда: ρ=/gV=2,4/(10*0,0003)=800 кг/ м³

Найти:

ρ =? Ответ: = 800 кг/ м³


 

Задача 3. При взвешивании тела в воздухе динамометр показывает 4,4 Н, а в воде – 1,6 Н. Определите объем тела.

Дано: СИ: Решение:

Рвозд=4,4 Н. Знаем, что =Pж, значит:

Pвода=1,6 Н ρgV=4,4-1,6=2,8 Н.

Найти: Тогда: V=2,8/10000=0,00028 м³ = 280 см³

V =? Ответ: =280 см³

Приложение 3.

Найти массу золота в короне, изготовленной из сплава золота и серебра. Вес короны в воздухе 25,4 Н, в воде — 23,4 Н.


 

Дано: СИ: Решение:

Pвозд = 25,4 Н 1) Найдем архимедову силу, действующую на корону:

Pвода = 23,4 Н Fа = P возд – P вода = 2 Н

ρ з= 19300 кг/м³ 2) Теперь найдем объем короны: ρgV=Fa;

ρ с= 10500 кг/м³ V=Fag=2/10000=200см³

3) Найдем массу короны: P возд = mg; m=P возд /g=2,54 кг;

Найти: 4) Масса короны: m=mз+mс; Тогда масса серебра в короне:

Mз=? mс=m-mз или mс=2,54-mз;

5) Объем короны: V=mз/ρз+(2,54-mз)/ρс;

6) Подставим известные значения:

0,0002=mз/19300+(2,54-mз)/10500; Решая, получим:

mз= 0, 965 кг = 965 гр.

 

Ответ: mз=965 гр.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший урок! Но технологическая карта, мне кажется слишком "тяжела", к каждому уроку такую не составишь.

25 March 2017