Урок изучения нового материала по информатике «Программное обеспечение компьютера» (7 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Головинская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта урока информатики
Учитель: Васильева Мария Владимировна
Тема | Программное обеспечение и его виды |
Класс | 7 |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Дать представление о составе программного обеспечения компьютера и его назначении. |
Задачи | Образовательные: определять цель и проблему в деятельности; научить выдвигать версии и выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Развивающие: показать необходимую информацию и использовать знаково-символичные средства обучения; сделать отбор источников информации для поиска новых знаний. Воспитательные: формировать умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; научить участвовать в общей беседе и соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
УУД | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; - оценивать свою работу и работу одноклассников; - работать в соответствии с поставленной задачей; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. - формирование навыков самоорганизации; - развитие логического мышления; - развитие самооценки; - развитие информационной культуры учащегося. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности; - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль; - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - умение составлять схему, анализируя полученную информацию; - систематизация знаний. Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: познакомить с понятиями «программа», «программное обеспечение», «системное ПО», «прикладное ПО», «система программирования», «операционная система», «приложение общего назначения», «приложение специального назначения»; сформировать умения использовать в практической деятельности программы (сервисные и прикладные). Метапредметные: развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, уметь выражать свои мысли и выслушивать мнения других, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника, формировать навык монологической и диалогической речи; формировать умения давать оценку своим действиям, оценивать результат. Личностные: формировать умение управлять своей учебной деятельностью, формировать интерес к информатике, формировать мотивацию постановкой познавательных задач, развивать внимание, память, логическое и творческое мышление. |
Методы, приемы и формы обучения | Репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог. Коллективная, групповая, индивидуальная. |
Основные понятия | Программа, программное обеспечение, системное ПО, прикладное ПО, система программирования, операционная система, приложение общего назначения, приложение специального назначения. |
Средства обучения | Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. Электронные ресурсы: - презентация к уроку. Дополнительное оборудование: раздаточный материал: приложение 1 (оценочный лист), приложение 2 (карточка № 1), приложение 3 (задание для работы в группах), приложение 4 (карточка № 2, самостоятельная работа); учебник. |
УМК: Информатика: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
№ п/п | Этапы урока | Обучающие, развивающие компоненты, задания. | Создания педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1 | Организационный момент, эмоциональный настрой | Формирование эмоционального настроя на урок. | Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия (прил 1). Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном супермаркете, выполним исследование и после перезагрузки узнаем для чего это нам необходимо? А также раскроем секретную информацию. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Л: Формирование интереса к информатике, формирование мотивации к постановке познавательных задач. | |
2 | Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний. | На прошлых уроках мы с вами говорили о Персональном компьютере. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Для этого мы с вами в отправимся в виртуальный компьютерный супермаркет (Слайд 1) и приобретем компьютер и дополнительные устройства. - Итак, начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются различные устройства. (Слайд 2) Ответьте на вопросы: Что из перечисленного относится к основным устройствам компьютера? (Монитор, клавиатура, системный блок, мышь) (Слайд 3) Укажите устройства ввода информации: клавиатура, мышь, сканер, фотоаппарат, микрофон, джойстик. (Слайд 4) Укажите устройства вывода информации: монитор, наушники, принтер, колонки. (Слайд 5) | Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя изученное ранее. | Р: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. П: развитие познавательной активности, умение кратко формулировать мысль. К: умение выражать свои мысли. | |
3 | Подведение к теме урока, выявление проблемного вопроса | Применение ранее изученных знаний в новой ситуации. Создание проблемной ситуации. | - (слайд 6) Итак мы приобрели компьютер и необходимые дополнительные устройства в магазине, подключили, включили ПК и пришли к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? (Слайд 7) | Учащиеся подходят к тому, что для работы компьютера необходимо программное обеспечение, что и является темой урока. | Р: умение формулировать тему. Л: развитие логического мышления, развитие информационной культуры учащегося. П: умение обрабатывать информацию и делать вывод. К: умение выражать свои мысли. | |
4 | Совместное исследование проблемы, целепологание | Поиск решения учебной задачи. | - Программ для компьютера много. Некоторые из них представлены на экране: (Слайд 8) Word Windows Paint Skype Pascal - Чем отличаются друг от друга программы? - Когда используется Word? - Какие еще предоставляет возможности эта программа? - Правильно, это программа для создания, редактирования и форматирования текста. - Зачем нужна программа Windows? - Что позволяет делать Paint? - Зачем нужна программа Skype? - Когда используется Pascal? - Так чем же отличаются эти программы друг от друга? (назначением) - Сколько различных назначений программ мы выявили? (три) - Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (дети ставят цели для себя) (Слайд 9) | Учащиеся анализируют предложенные программы, пытаются обобщить на основе личного опыта и изученного ранее. Ставят цель урока. | Р: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему. П: умение обрабатывать информацию и делать вывод. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации. | |
5 | Изучение новых знаний и способов деятельности | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Составление схемы. | - Сегодня поговорим о программах, а точнее о Программном обеспечении компьютера. - А что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере) - Возьмите карточку № 1 (прил.2) «Классификация программного обеспечения». Заполните ее самостоятельно, используя текст учебника §1.4. - А теперь давайте вместе с вами проверим вашу работу. - Программное обеспечение по назначению делится на три группы: прикладное, системное и системы программирования (На доске учитель вместе с учащимися выстраивает схему) - Системные программы обеспечивают взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера, т.е. отвечают за работу компьютера. - Системное программное обеспечение делится на операционные системы и утилиты. Запишите. - Компьютеры в классе работают под управлением операционной системы. Вы можете ее назвать? (Windows 7) - А у вас дома? - Запомните. Операционная система - это самая главная программа, которая управляет всеми устройствами и файлами, ведет диалог с пользователем. - Утилиты - системные программы, помогающие, расширяющие возможности ОС. - Прикладные программы обеспечивают выполнение необходимых пользователю работ, решение конкретных задач. - Приведите примеры прикладных программ, с которыми вы работали. - Прикладные программы, которые вы назвали, относятся к программам общего назначения, но есть прикладные программы и специального назначения. - Кто такой программист? - Правильно, это человек, который создает новое программное обеспечение. Программисты работают именно с классом программ системы программирования. - Что в себя включает система программирования? (Языки программирования и трансляторы, языки программирования) - Какое вам понятие знакомо? - Зачем нужны языки программирования? (для создания новых программ) - Транслятор - это программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода. - Компьютер понимает только двоичные сигналы, поэтому транслятор есть у каждого языка программирования. | Выполнение задания на карточках (прил.2). Учащиеся заполняют карточку со схемой, используя учебник. Учащиеся производят проверку выполнения задания. Два-три примера учащиеся записывают рядом с блоком ОС. Отвечают, опираясь на свой жизненный опыт. | Р: работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. П: развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста, умение обрабатывать информацию и делать вывод, умение составлять схему, анализируя полученную информацию. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. | |
6 | Физкультминутка | Комплекс упражнений для снятия напряжения. | А теперь давайте с вами немного отдохнем и проведем разминку. | Расслабляются, потягиваются, разминаются | Л: формирование навыков самоорганизации | |
7 | Первичное закрепление изученного | Применение полученных знаний для решения проблемного вопроса, закрепление знаний. | Вернемся к нашей проблеме, с которой мы столкнулись в начале урока. Новый купленный компьютер оказался грудой железа. Почему? Давайте сделаем так, чтоб компьютер оказался работоспособным и подберем необходимое ПО для разных категорий пользователей (прил. 3). (Учитель делит класс на 2 группы) А теперь давайте проверим правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь вашими карточками и проведите взаимопроверку. (На доске вывешивается таблица с правильно выполненным заданием) | Самостоятельная работа в группах (прил. 3). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выставляют баллы, оценки. | Р: оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. П: систематизация знаний. К: - сотрудничество с учителем и одноклассниками. | |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму | Обобщение и систематизация знаний. | - Теперь давайте с вами выполним еще одно задание. Возьмите карточку №2 (прил. 4). Здесь вам нужно соотнести определение с понятием, соединяя их стрелками. (После выполнения задания на доске вывешивается правильные ответы) | Учащиеся выполняют задание (прил. 4), обмениваются заданиями и оценивают его, результат фиксируют. | Р: оценивать свою работу и работу одноклассников. Л: развитие самооценки. П: умение обрабатывать информацию, систематизация знаний. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации. | |
9 | Подведение итогов | Заключительная беседа по вопросам, оценивание результатов работы. | Подведем итоги: - Что нового вы узнали? - Что вызвало затруднение? - Что такое программное обеспечение? - На какие группы делят ПО? - А теперь давайте проверим ваши достижения. Для этого урока возьмите ваш оценочный лист и давайте с вами подсчитаем вашу итоговую оценку. На каждом этапе урока вы выставляли себе оценки. Для вывода итоговой оценки вам необходимо вывести средний балл. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Учащиеся анализируют свою работу. Производит оценивание своей работы используя оценочные листы. | Р: оценивать свою работу, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. П: систематизация знаний. К: умение выражать свои мысли. | |
10 | Рефлексия | Оценивание значимости полученных знаний. | - Сегодня вы узнали о разнообразии ПО, о его классификации и назначении. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто сможете теперь приобрести необходимое для работы ПО самостоятельно? - Кому теперь не продадут программы, которые совершенно не нужны для работы? | Учащиеся анализируют полученные знания, оценивают их практическую значимость. | ||
11 | Домашнее задание | | 1. Выучить основные термины и определения урока, виды программного обеспечения. 2. § 1.4. 3. Дополнительное творческое задание: Написать мини-сочинение на тему: «Как я понимаю роль программного обеспечения при работе на компьютере». | Учащиеся фиксируют домашнее задание. | |
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия, имя _________________________________________________________________________________________
Задание | Оценка |
Виртуальный цифровой супермаркет | |
Классификация ПО | |
Работа в группах | |
Самостоятельная работа | |
Итоговая оценка | |
*Для выставления итоговой оценки сложите все оценки и разделите их на количество (4)
Приложение 2
Карточка № 1. Классификация программного обеспечения
Приложение 3
Группа 1 Укажите, какое ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ необходимо людям в следующих ситуациях.
| ||||||||||||||||
Группа 2 Укажите, какое ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ необходимо людям в следующих ситуациях.
|
Приложение 4
Карточка 2. Соотнесите определение с понятием, соедините линиями.
№ | Термин или понятие | Определение |
Программное обеспечение | А) системные программы, расширяющие возможности ОС. | |
Операционная система | В) совокупность программ, хранящихся на всех носителях долговременной памяти компьютера и постоянного применения. | |
Утилиты | С) программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода. | |
Прикладная программа | D) это набор программ, управляющих ОЗУ, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователями. | |
Транслятор | E) обеспечивает выполнение необходимых пользователю работ. |
Приложение 5
Презентация
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Анализ урока информатики в 7 классе
по теме «Программное обеспечение и его виды»
учителя информатики Васильевой Марии Владимировны
Дата: 01.10.2019
Количество учащихся: 5
Тип урока: комбинированный.
Заявленные методы и приемы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог.
Средства обучения:
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.
Электронные ресурсы: презентация к уроку.
Дополнительное оборудование: раздаточный материал: приложение 1 (оценочный лист), приложение 2 (карточка № 1), приложение 3 (задание для работы в группах), приложение 4 (карточка № 2, самостоятельная работа); учебник.
Данный урок стоит пятым в теме «Компьютер как универсальное устройство информации». Урок составлен с учётом ФГОС, а также технических средств обучения. На уроке использованы различные методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог.
Урок проводился в 7 классе, ученики которого имеют хороший уровень знаний умений и навыков. Обучающиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Умеют работать в малых группах: умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и друг друга. В общении наблюдалось сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. В ходе урока были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изученного материала, уровнем подготовленности класса и прогнозом конечного результата.
Задачи:
- образовательные: определять цель и проблему в деятельности; научить выдвигать версии и выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
- развивающие: показать необходимую информацию и использовать знаково-символичные средства обучения; сделать отбор источников информации для поиска новых знаний.
- воспитательные: формировать умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; научить участвовать в общей беседе и соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
В процессе обучения формируются следующие блоки УУД:
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации;
- развитие логического мышления;
- развитие самооценки;
- развитие информационной культуры учащегося.
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности;
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль;
- умение обрабатывать информацию и делать вывод;
- умение составлять схему, анализируя полученную информацию;
- систематизация знаний.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;
- умение выражать свои мысли.
В начале урока учащиеся настраиваются на работу, готовятся к учебной деятельности, получают эмоциональный настрой на восприятие.
Этап актуализации знаний начинается с повторения изученного материала, где учащихся моделируется ситуация в которой они должны продемонстрировать свои знания. На следующем этапе проводится мотивационный компонент урока, т.е. обучающиеся определяют, что им знакомо, а что предстоит узнать в процессе изучения темы. Учитель погружает учащихся в проблему (проблемный вопрос).
Этап изучения новых знаний формирует у учащихся самостоятельные навыки работы с текстом, умение выделять главное и оформлять полученные знания в виде схем. На этом этапе учитель выстраивает диалог с учащимися, корректирует их работу.
Затем учитель использует здоровьесберегающую технологию – проводит физкультминутку в игровой форме.
На этапе первичного закрепления нового знания учитель организует работу в группах, тем самым формируя сотрудничество между учащимися. Далее была организована самостоятельная работа учащихся, с целью проверки усвоения знаний полученных в ходе урока.
Урок был выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развития учащихся.
Деятельность организована так, что учащиеся на разных этапах урока работали и фронтально, и в парах, и самостоятельно, т.е. на протяжении всего урока формировались коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Время, определенное на каждом этапе урока, определялось в соответствии с поставленной целью, и было распределено достаточно рационально.
Урок построен последовательно, имеет чёткую структуру и логическое завершение.
Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Все поставленные цели были реализованы в ходе урока.
На уроке применялись различные средства обучения: учебник, средства наглядности, дидактический материал, ПК. Использовались различные способы подачи материала. На уроке использовалась система обратной связи.
В конце урока были подведены итоги и сделана самооценка работы учащихся на уроке. Ребята самостоятельно, используя оценочный лист, дали оценку своей работе. На этапе рефлексии учащиеся произвели оценку значимости полученных ими знаний.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. Урок достиг своей цели.
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Скурко М.В.