12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Васильева58
Россия, Иркутская обл., село Головинское
3

Урок изучения нового материала на тему "Программное обеспечение компьютера"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Головинская основная общеобразовательная школа


Технологическая карта урока информатики

Учитель: Васильева Мария Владимировна

Тема

Программное обеспечение и его виды

Класс

7

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление о составе программного обеспечения компьютера и его назначении.

Задачи

Образовательные: определять цель и проблему в деятельности; научить выдвигать версии и выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Развивающие: показать необходимую информацию и использовать знаково-символичные средства обучения; сделать отбор источников информации для поиска новых знаний.

Воспитательные: формировать умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; научить участвовать в общей беседе и соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

УУД

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

- оценивать свою работу и работу одноклассников;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки;

- развитие информационной культуры учащегося.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности;

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- умение составлять схему, анализируя полученную информацию;

- систематизация знаний.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты




Предметные: познакомить с понятиями «программа», «программное обеспечение», «системное ПО», «прикладное ПО», «система программирования», «операционная система», «приложение общего назначения», «приложение специального назначения»; сформировать умения использовать в практической деятельности программы (сервисные и прикладные).

Метапредметные: развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, уметь выражать свои мысли и выслушивать мнения других, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника, формировать навык монологической и диалогической речи; формировать умения давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Личностные: формировать умение управлять своей учебной деятельностью, формировать интерес к информатике, формировать мотивацию постановкой познавательных задач, развивать внимание, память, логическое и творческое мышление.

Методы, приемы и формы обучения

Репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия

Программа, программное обеспечение, системное ПО, прикладное ПО, система программирования, операционная система, приложение общего назначения, приложение специального назначения.

Средства обучения

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные ресурсы:

- презентация к уроку.

Дополнительное оборудование:

раздаточный материал: приложение 1 (оценочный лист), приложение 2 (карточка № 1), приложение 3 (задание для работы в группах), приложение 4 (карточка № 2, самостоятельная работа); учебник.

УМК: Информатика: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

п/п

Этапы урока

Обучающие, развивающие компоненты, задания.

Создания педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент, эмоциональный настрой

Формирование эмоционального настроя на урок.

Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия (прил 1). Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном супермаркете, выполним исследование и после перезагрузки узнаем для чего это нам необходимо? А также раскроем секретную информацию.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Л: Формирование интереса к информатике, формирование мотивации к постановке познавательных задач.

2

Актуализация знаний

Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили о Персональном компьютере. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Для этого мы с вами в отправимся в виртуальный компьютерный супермаркет (Слайд 1) и приобретем компьютер и дополнительные устройства.

- Итак, начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются различные устройства. (Слайд 2) Ответьте на вопросы:

Что из перечисленного относится к основным устройствам компьютера? (Монитор, клавиатура, системный блок, мышь) (Слайд 3)

Укажите устройства ввода информации: клавиатура, мышь, сканер, фотоаппарат, микрофон, джойстик. (Слайд 4)

Укажите устройства вывода информации: монитор, наушники, принтер, колонки. (Слайд 5)












Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя изученное ранее.







Р: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Л: развитие логического мышления, развитие информационной культуры учащегося.

П: развитие познавательной активности, умение кратко формулировать мысль.

К: умение выражать свои мысли.

3

Подведение к теме урока, выявление проблемного вопроса

Применение ранее изученных знаний в новой ситуации. Создание проблемной ситуации.


- (слайд 6) Итак мы приобрели компьютер и необходимые дополнительные устройства в магазине, подключили, включили ПК и пришли к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (Слайд 7)

Учащиеся подходят к тому, что для работы компьютера необходимо программное обеспечение, что и является темой урока.

Р: умение формулировать тему.

Л: развитие логического мышления, развитие информационной культуры учащегося.

П: умение обрабатывать информацию и делать вывод.

К: умение выражать свои мысли.

4






Совместное исследование проблемы, целепологание






Поиск решения учебной задачи.

- Программ для компьютера много. Некоторые из них представлены на экране: (Слайд 8)

Word

Windows

Paint

Skype

Pascal

- Чем отличаются друг от друга программы?

- Когда используется Word?

- Какие еще предоставляет возможности эта программа?

- Правильно, это программа для создания, редактирования и форматирования текста.

- Зачем нужна программа Windows?

- Что позволяет делать Paint?

- Зачем нужна программа Skype?

- Когда используется Pascal?

- Так чем же отличаются эти программы друг от друга? (назначением)

- Сколько различных назначений программ мы выявили? (три)

- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (дети ставят цели для себя) (Слайд 9)

Учащиеся анализируют предложенные программы, пытаются обобщить на основе личного опыта и изученного ранее.

Ставят цель урока.

Р: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
Л: развитие логического мышления, информационной культуры учащегося.

П: умение обрабатывать информацию и делать вывод.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации.

5

Изучение новых знаний и способов деятельности

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Составление схемы.

- Сегодня поговорим о программах, а точнее о Программном обеспечении компьютера.

- А что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере)

- Возьмите карточку № 1 (прил.2) «Классификация программного обеспечения». Заполните ее самостоятельно, используя текст учебника §1.4.

- А теперь давайте вместе с вами проверим вашу работу.

- Программное обеспечение по назначению делится на три группы: прикладное, системное и системы программирования

(На доске учитель вместе с учащимися выстраивает схему)

- Системные программы обеспечивают взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера, т.е. отвечают за работу компьютера.

- Системное программное обеспечение делится на операционные системы и утилиты. Запишите.

- Компьютеры в классе работают под управлением операционной системы. Вы можете ее назвать? (Windows 7)

- А у вас дома?

- Запомните. Операционная система - это самая главная программа, которая управляет всеми устройствами и файлами, ведет диалог с пользователем.

- Утилиты - системные программы, помогающие, расширяющие возможности ОС.

- Прикладные программы обеспечивают выполнение необходимых пользователю работ, решение конкретных задач.

- Приведите примеры прикладных программ, с которыми вы работали.

- Прикладные программы, которые вы назвали, относятся к программам общего назначения, но есть прикладные программы и специального назначения.

- Кто такой программист?

- Правильно, это человек, который создает новое программное обеспечение. Программисты работают именно с классом программ системы программирования.

- Что в себя включает система программирования? (Языки программирования и трансляторы, языки программирования)

- Какое вам понятие знакомо?

- Зачем нужны языки программирования? (для создания новых программ)

- Транслятор - это программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода.

- Компьютер понимает только двоичные сигналы, поэтому транслятор есть у каждого языка программирования.








Выполнение задания на карточках (прил.2). Учащиеся заполняют карточку со схемой, используя учебник.


Учащиеся производят проверку выполнения задания.













Два-три примера учащиеся записывают рядом с блоком ОС.













Отвечают, опираясь на свой жизненный опыт.

















Р: работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Л: формирование навыков самоорганизации, развитие самооценки.

П: развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста, умение обрабатывать информацию и делать вывод, умение составлять схему, анализируя полученную информацию.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

6

Физкультминутка

Комплекс упражнений для снятия напряжения.

А теперь давайте с вами немного отдохнем и проведем разминку.

Расслабляются, потягиваются, разминаются

Л: формирование навыков самоорганизации


7

Первичное закрепление изученного

Применение полученных знаний для решения проблемного вопроса, закрепление знаний.

Вернемся к нашей проблеме, с которой мы столкнулись в начале урока. Новый купленный компьютер оказался грудой железа. Почему? Давайте сделаем так, чтоб компьютер оказался работоспособным и подберем необходимое ПО для разных категорий пользователей (прил. 3). (Учитель делит класс на 2 группы)

А теперь давайте проверим правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь вашими карточками и проведите взаимопроверку. (На доске вывешивается таблица с правильно выполненным заданием)







Самостоятельная работа в группах (прил. 3).

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выставляют баллы, оценки.

Р: оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Л: развитие самооценки.

П: систематизация знаний.

К:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Обобщение и систематизация знаний.

- Теперь давайте с вами выполним еще одно задание. Возьмите карточку №2 (прил. 4). Здесь вам нужно соотнести определение с понятием, соединяя их стрелками. (После выполнения задания на доске вывешивается правильные ответы)

Учащиеся выполняют задание (прил. 4), обмениваются заданиями и оценивают его, результат фиксируют.

Р: оценивать свою работу и работу одноклассников.

Л: развитие самооценки.

П: умение обрабатывать информацию, систематизация знаний.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации.

9

Подведение итогов

Заключительная беседа по вопросам, оценивание результатов работы.

Подведем итоги:

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало затруднение?

- Что такое программное обеспечение?

- На какие группы делят ПО?

- А теперь давайте проверим ваши достижения. Для этого урока возьмите ваш оценочный лист и давайте с вами подсчитаем вашу итоговую оценку. На каждом этапе урока вы выставляли себе оценки. Для вывода итоговой оценки вам необходимо вывести средний балл.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Учащиеся анализируют свою работу. Производит оценивание своей работы используя оценочные листы.

Р: оценивать свою работу, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Л: развитие самооценки.

П: систематизация знаний.

К: умение выражать свои мысли.

10

Рефлексия

Оценивание значимости полученных знаний.

- Сегодня вы узнали о разнообразии ПО, о его классификации и назначении. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто сможете теперь приобрести необходимое для работы ПО самостоятельно?

- Кому теперь не продадут программы, которые совершенно не нужны для работы?

Учащиеся анализируют полученные знания, оценивают их практическую значимость.

11

Домашнее задание


1. Выучить основные термины и определения урока, виды программного обеспечения.

2. § 1.4.

3. Дополнительное творческое задание: Написать мини-сочинение на тему: «Как я понимаю роль программного обеспечения при работе на компьютере».

Учащиеся фиксируют домашнее задание.


Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия, имя _________________________________________________________________________________________


Задание

Оценка

Виртуальный цифровой супермаркет


Классификация ПО


Работа в группах


Самостоятельная работа


Итоговая оценка


*Для выставления итоговой оценки сложите все оценки и разделите их на количество (4)

Приложение 2

Карточка № 1. Классификация программного обеспечения


t1572957032aa.gif





















Приложение 3


Группа 1

Укажите, какое ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ необходимо людям в следующих ситуациях.

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта




Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы




Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом







Группа 2

Укажите, какое ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ необходимо людям в следующих ситуациях.

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни




Web-дизайнер создает сайт известной фирмы




Школьник играет в компьютерную игру





Приложение 4

Карточка 2. Соотнесите определение с понятием, соедините линиями.


Термин или понятие

Определение

Программное обеспечение

А) системные программы, расширяющие возможности ОС.

Операционная система

В) совокупность программ, хранящихся на всех носителях долговременной памяти компьютера и постоянного применения.

Утилиты

С) программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода.

Прикладная программа

D) это набор программ, управляющих ОЗУ, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователями.

Транслятор

E) обеспечивает выполнение необходимых пользователю работ.

Приложение 5

Презентация

t1572957032ab.pngt1572957032ac.pngt1572957032ad.png

Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3


t1572957032ae.pngt1572957032af.pngt1572957032ag.png

Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6


t1572957032ah.pngt1572957032ai.pngt1572957032aj.png

Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9

Анализ урока информатики в 7 классе

по теме «Программное обеспечение и его виды»

учителя информатики Васильевой Марии Владимировны

Дата: 01.10.2019

Количество учащихся: 5

Тип урока: комбинированный.

Заявленные методы и приемы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог.

Средства обучения:

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные ресурсы: презентация к уроку.

Дополнительное оборудование: раздаточный материал: приложение 1 (оценочный лист), приложение 2 (карточка № 1), приложение 3 (задание для работы в группах), приложение 4 (карточка № 2, самостоятельная работа); учебник.

Данный урок стоит пятым в теме «Компьютер как универсальное устройство информации». Урок составлен с учётом ФГОС, а также технических средств обучения. На уроке использованы различные методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, диалог.

Урок проводился в 7 классе, ученики которого имеют хороший уровень знаний умений и навыков. Обучающиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Умеют работать в малых группах: умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и друг друга. В общении наблюдалось сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. В ходе урока были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изученного материала, уровнем подготовленности класса и прогнозом конечного результата.

Задачи:

- образовательные: определять цель и проблему в деятельности; научить выдвигать версии и выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

- развивающие: показать необходимую информацию и использовать знаково-символичные средства обучения; сделать отбор источников информации для поиска новых знаний.

- воспитательные: формировать умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; научить участвовать в общей беседе и соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

В процессе обучения формируются следующие блоки УУД:

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

- оценивать свою работу и работу одноклассников;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки;

- развитие информационной культуры учащегося.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности;

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- умение составлять схему, анализируя полученную информацию;

- систематизация знаний.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли.

В начале урока учащиеся настраиваются на работу, готовятся к учебной деятельности, получают эмоциональный настрой на восприятие.

Этап актуализации знаний начинается с повторения изученного материала, где учащихся моделируется ситуация в которой они должны продемонстрировать свои знания. На следующем этапе проводится мотивационный компонент урока, т.е. обучающиеся определяют, что им знакомо, а что предстоит узнать в процессе изучения темы. Учитель погружает учащихся в проблему (проблемный вопрос).

Этап изучения новых знаний формирует у учащихся самостоятельные навыки работы с текстом, умение выделять главное и оформлять полученные знания в виде схем. На этом этапе учитель выстраивает диалог с учащимися, корректирует их работу.

Затем учитель использует здоровьесберегающую технологию – проводит физкультминутку в игровой форме.

На этапе первичного закрепления нового знания учитель организует работу в группах, тем самым формируя сотрудничество между учащимися. Далее была организована самостоятельная работа учащихся, с целью проверки усвоения знаний полученных в ходе урока.

Урок был выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развития учащихся.

Деятельность организована так, что учащиеся на разных этапах урока работали и фронтально, и в парах, и самостоятельно, т.е. на протяжении всего урока формировались коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Время, определенное на каждом этапе урока, определялось в соответствии с поставленной целью, и было распределено достаточно рационально.

Урок построен последовательно, имеет чёткую структуру и логическое завершение.

Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Все поставленные цели были реализованы в ходе урока.

На уроке применялись различные средства обучения: учебник, средства наглядности, дидактический материал, ПК. Использовались различные способы подачи материала. На уроке использовалась система обратной связи.

В конце урока были подведены итоги и сделана самооценка работы учащихся на уроке. Ребята самостоятельно, используя оценочный лист, дали оценку своей работе. На этапе рефлексии учащиеся произвели оценку значимости полученных ими знаний.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. Урок достиг своей цели.




Опубликовано


Комментарии (3)

Ковалева Галина Валентиновна, 05.11.19 в 17:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 06.11.19 в 02:03 1Ответить Пожаловаться
Да! Мне тоже понравилась данная разработка!!!
Скурко М.В., 19.10.22 в 20:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились методической разработкой урока. Очень полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.