12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Страхова Вера Юрьевна38

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение


«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91» г. Ульяновска






t1589885705aa.png


Название конкурса:

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Конспект урока»



Название работы:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова»


Участник:

Страхова Вера Юрьевна, учитель начальных классов

Электронная почта: strakhovavera2804@ mail.ru










г. Ульяновск

2020 г.

Технологическая карта урока русского языка

УМК «Планета знаний»

Класс: 2

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Место предлагаемой темы в системе обучения русскому языку: согласно УМК «Планета знаний» тема «Корень слова. Однокоренные слова» входит в раздел «Слово и его значимые части». На изучение раздела отводится 9 часов, а 3 часа из них отводится на изучение данной темы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» в процессе изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова»

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания понятия «синоним», правил: правописания имён существительных (словарных слов); «ЖИ – ШИ пиши с буквой «И», правописания имён собственных;

познакомить детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;

формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;

закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;

формировать умение планировать свою деятельность.

Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи, контроль и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.

Планируемые результаты:

1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию

3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.

Дидактическое и техническое оснащение: презентация, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, рисунок дерева, карточки со словами, толковые словари, материалы для рефлексии (светофорики).

Длительность: 45 минут

Литература, использованная при подготовке к уроку:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]:/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 06. 10. 2009 (с изменениями на 15. 05. 2015.). - № 373.- 41 с.

Дьячкова, Г. Т. Русский язык: 2 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой. УМК «Планета знаний» [Текст]/ Г.Т. Дьячкова. – М: Академия, 2017.- 242 с.

Желтовская, Л. Я, Калинина, О. Б. Русский язык: 2 класс. 1 часть. Учебник [Текст]/ Л. Я. Желтовская. – М: Астрель, 2017.- 146 с.

Инфоурок [Электронный ресурс]: ведущий образовательный портал России. Разработка урока русского языка во 2 классе «Корень как часть слова» УМК «Начальная школа XXI века»/. - Режим доступа: https://infourok.ru свободный. - Загл. с экрана

Doc4Web [Электронный ресурс]: хостинг документов ученикам и учителям./ Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень как общая часть родственных слов". – Электрон. дан. – М.: Хостинг документов, 2014 – 2017, - Режим доступа: https://doc4web.ru свободный. - Загл. с экрана

Nsportal [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования./ План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме:
Корень как часть слова
.- Режим доступа: https://nsportal.ru свободный. - Загл. с экрана


Характеристика этапов урока



Этап урока, время

Задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Ценностно-мотивационный



1 мин.

Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность

Словесный метод (художественное слово)

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Фронтальная

Слово педагога

-

Р -самоконтроль

К - слушать учителя и других учащихся.


Возникновение

учебной мотивации.

2. Актуализация знаний



6 мин.


Упражнять в применении знаний о правописании имён существительных (словарных слов)

Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка

- Ребята, прежде чем узнать тему нашего урока, мы с вами проведём небольшой словарный взаимодиктант. Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». У каждого на столах лежат карточки 1 или 2 варианта, на которых написаны слова. Сначала 1 вариант диктует эти слова 2 варианту, а потом 2 вариант диктует первому.

1 вариант. Осина, алфавит, лопата, Отчизна, телефон, сорока, колбаса.

2 вариант. Мороженое, молоко, снегирь, директор, бетон, сметана, сковорода.

Все закончили. А теперь поменялись тетрадями. 1 вариант проверяет у 2, а 2 – у 1, сверяя с эталоном, который вы видите на слайде. – У кого всё правильно, ставьте на полях «+». У кого есть ошибки, поставьте «+ -».

Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа».













Сначала 1 вариант диктует слова 2 варианту. 2 вариант записывает слова в тетрадь. Затем 2 вариант диктует слова 1 варианту. 1 вариант записывает слова в тетрадь.
Проверяют друг у друга правильное написание слов, сверяя с эталоном.

Ставят на полях «+» или «+ -»

Фронтальная, парная.

Презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки со словами для каждой пары.

Закрепление знаний о правилах

правописания имён существительных

К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Л- положительное отношение к предмету;

-умение оценивать успехи;

-умение признавать ошибки.



-оценка результатов учебной деятельности


3. Выявление затруднения



4 мин.

Закрепить знания правила «ЖИ – ШИ пиши с буквой И», правила правописания имён собственных и знание понятия «синоним».

Словесный (объяснение), метод языкового анализа(устное проговаривание), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

- На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее.

1.Жир, жизнь, чулан, житель, пружина.





2.Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петров.

3.Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.

4.Гора, горка, горный, гореть. – Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?











- В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «ЖИ, ШИ – пиши с буквой И».

- Лишнее слово «одуванчик», потому что все остальные слова – имена собственные.

- Лишнее слово «дружелюбный», потому что все остальные слова – синонимы.



- Нет. Не знаем лишнее слово в 4 группе слов (постановка проблемы)

Фронтальная

Записи на доске

- овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка

П - осознанное построение речевого высказывания


- поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики



-постановка проблемы


Л-- учебная мотивация.

- положительное отношение к предмету;



- умение оценивать собственную деятельность;


4. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения



4 мин.

Совместное целеполагание и планирование



Формировать понятие «корень слова»

Словесный (объяснение, беседа) метод

- А чтобы узнать, что объединяет эти слова и какое лишнее, мы ответим с вами на вопрос - что общего между словом и деревом? Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, эта часть питает растение удерживает его в земле? - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать?

-Как называется главная часть слова?

- Значит тема нашего урока - корень слова. Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме?











- Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

-Без корня.



- В учебнике (дети открывают страницу 83 учебника)


- Корень слова

-Что такое корень слова? - Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове?

Фронтальная

Презентация

(тема и цели)

- Овладение понятием «корень слова»

К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи,

Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению

Л-- положительное отношение к предмету;

5. Реализация выбранного проекта по разрешению затруднения.



9 мин.

Формировать знания  о понятиях «корень слова», «однокоренные слова».

Словесный (объяснение, беседа), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

- Давайте с вами теперь поподробнее узнаем, что такое корень слова. У вас на столах лежат толковые словари. Поработайте в парах и найдите значение этого слова в словаре. Но будьте внимательны. Ведь слово «корень» имеет много значений, а нам нужно только то значение, которое относится к русскому языку.

- Верно. Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. (Гора, горка, горный, гореть) Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах? - Правильно. «Гор» во всех этих словах будет являться корнем. Но здесь есть одно лишнее слово. Вы можете сейчас предположить, какое слово здесь лишнее? Обратите внимание на определение. - Почему?





- Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга.      Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. – Сформулируйте определение родственных (однокоренных) слов.


- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов.









- Гор-



-Лишнее слово – гореть.



- Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет.



- Родственники, родные.


















- Родственными (однокоренными) называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

Фронтальная, парная

Толковые словари, доска.

Презентация

Овладение понятием «корень слова», «однокоренные слова»

П - - нахождение и исправление ошибок;

- извлечение информации, представленной в разных формах;

- осуществление анализа однокоренных слов;

К - высказывание и обоснование своей точки зрения.

Л-- умение оценивать успехи;

- умение признавать ошибки.


6. Физминутка



2 мин.

Смена видов деятельности, снятие интеллектуального напряжения

Словесный (объяснение)метод, наглядный метод (показ)

- Давайте с вами немного отдохнём. А для этого поиграем в игру «Руки – ноги». Я буду ведущим. Если я говорю ноги, вы встаёте, если руки – вы поднимаете руки вверх. Если вы уже стоите, и я говорю ноги, то вы садитесь, если у вас руки уже вверху, а я говорю руки, то вы их опускаете. - Руки поставили на пояс, посмотрели на окно, на дверь. – Зацепились за свои ушки и потянули их вниз несколько раз.

Дети выполняют упражнения

Фронтальная

Видеозапись физкультурной минутки

-

Р

- осуществление самоконтроля и оценки своей деятельности

-ценностное отношение к своему здоровью

7. Первичное закрепление нового знания.



5 мин.

Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа), практический метод

(упражнение), самооценка.

- На доске вы видите волшебное дерево, в корне которого записано слово «лес». Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.

- Что объединяет эти слова?

- Можно ли сказать, что они близки по значению?

- Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему?

- Правильно. А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Откройте все словари в конце учебника. (толковый и зтимологический).Найдите в них слова с одинаковым корнем и выпишите их.





- Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на слайде. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. У кого есть недочеты + -

Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок.















- Корень «лес".



- Все они близки по значению.

- Лесть и лестница - слова не однокоренные

Дети выполняют задание, затем озвучивают результаты: невежа, вежество; скейтборт, скейт- парк, в первом слове 2 корня , 1 корень совпадает с корнем 2 слова.

Сверяют с эталоном

Фронтальная, индивидуальная

На доске: изображение дерева, на котором написано слово «лес», слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница, учебник русского языка, УМК «Планета знаний»

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

- рефлексия процесса и результатов деятельности.

Самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.

- осознанность учения.

-самооценка


8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.



8 мин.

Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа),

Практический метод

(упражнение)

Временная работа в малых группах.

- Молодцы. А теперь выполним с вами задание на тему «Копилка русского языка». Для этого мы с вами разделимся на три группы. Выберем капитана Вы должны подобрать как можно больше родственных слов к корням, которые я вам скажу, Капитан результаты озвучат. 1 группа - вод-, 2 группа - сад-, 3 группа - рыб-. Не забывайте выделять корень. (капитаны записывают ответы на листочках) – Теперь проверим по эталону на слайде.





- Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?


Учащиеся записывают слова с данным корнем. Выигрывает та группа, которая записала больше слов.



















Примерные ответы:

1 группа – вода, водный, водолаз, водолей, водопад; водянистый

2 группа – сады, садовый, садик, садовод, посадка,

3 группа – рыба, рыбный, рыболов, рыбалка

- Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова.

Фронтальная, групповая

Презентация, интерактивная доска, компьютер.

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

П -извлечение информации, представленной в разных формах;

-анализ и обобщение учебной информации К - оформляение своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывание и обоснование своей точки зрения;

Р-

-использование новых знаний при выполнении упражнений


Л - осуществление анализа результатов учебной деятельности -


9. Подведение итога урока



3 мин.

Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений

Словесный (объяснение) метод

- Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

- Что мы узнали сегодня нового?


- Да, выполнили.






- Мы узнали, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове.

Фронтальная

Презентация

-

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.

- самооценка;

- осознание важности изучения данной темы



10. Рефлексия



2 мин.

Анализ и оценка образовательных результатов, учебной деятельности

Словесный (объяснение)

Самооценка

- Продолжите фразу, которая на слайде.

- Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. - Синий цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.

Продолжают фразы

Оценивают собственную деятельность

Фронтальная

Презентация

-

Р- самоконтроль

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.


самооценка;

- осознанность учения.


11. Домашнее задание



1 мин.


Словесный (объяснение)метод

- Выучить правило с. 61. Упр. 87. - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!

Учащиеся записывают домашнее задание

Фронтальная

Презентация

-

Р

- самоконтроль






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.