Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91» г. Ульяновска
Название конкурса:
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Конспект урока»
Название работы:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Участник:
Страхова Вера Юрьевна, учитель начальных классов
Электронная почта: strakhovavera2804@mail.ru
г. Ульяновск
2020 г.
Технологическая карта урока русского языка
УМК «Планета знаний»
Класс: 2
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Место предлагаемой темы в системе обучения русскому языку: согласно УМК «Планета знаний» тема «Корень слова. Однокоренные слова» входит в раздел «Слово и его значимые части». На изучение раздела отводится 9 часов, а 3 часа из них отводится на изучение данной темы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» в процессе изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова»
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания понятия «синоним», правил: правописания имён существительных (словарных слов); «ЖИ – ШИ пиши с буквой «И», правописания имён собственных;
познакомить детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;
формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;
закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;
формировать умение планировать свою деятельность.
Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи, контроль и самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.
Планируемые результаты:
1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию
3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)
4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.
Дидактическое и техническое оснащение: презентация, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, рисунок дерева, карточки со словами, толковые словари, материалы для рефлексии (светофорики).
Длительность: 45 минут
Литература, использованная при подготовке к уроку:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]:/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 06. 10. 2009 (с изменениями на 15. 05. 2015.). - № 373.- 41 с.
Дьячкова, Г. Т. Русский язык: 2 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой. УМК «Планета знаний» [Текст]/ Г.Т. Дьячкова. – М: Академия, 2017.- 242 с.
Желтовская, Л. Я, Калинина, О. Б. Русский язык: 2 класс. 1 часть. Учебник [Текст]/ Л. Я. Желтовская. – М: Астрель, 2017.- 146 с.
Инфоурок [Электронный ресурс]: ведущий образовательный портал России. Разработка урока русского языка во 2 классе «Корень как часть слова» УМК «Начальная школа XXI века»/. - Режим доступа: https://infourok.ru свободный. - Загл. с экрана
Doc4Web [Электронный ресурс]: хостинг документов ученикам и учителям./ Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень как общая часть родственных слов". – Электрон. дан. – М.: Хостинг документов, 2014 – 2017, - Режим доступа: https://doc4web.ru свободный. - Загл. с экрана
Nsportal [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования./ План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме:
Корень как часть слова.- Режим доступа: https://nsportal.ru свободный. - Загл. с экрана
Характеристика этапов урока
Этап урока, время | Задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1. Ценностно-мотивационный 1 мин. | Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность | Словесный метод (художественное слово) | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. - Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. | Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу. | Фронтальная | Слово педагога | - | Р -самоконтроль К - слушать учителя и других учащихся. | Возникновение учебной мотивации. |
2. Актуализация знаний 6 мин. | Упражнять в применении знаний о правописании имён существительных (словарных слов) | Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка | - Ребята, прежде чем узнать тему нашего урока, мы с вами проведём небольшой словарный взаимодиктант. Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». У каждого на столах лежат карточки 1 или 2 варианта, на которых написаны слова. Сначала 1 вариант диктует эти слова 2 варианту, а потом 2 вариант диктует первому. 1 вариант. Осина, алфавит, лопата, Отчизна, телефон, сорока, колбаса. 2 вариант. Мороженое, молоко, снегирь, директор, бетон, сметана, сковорода. – Все закончили. А теперь поменялись тетрадями. 1 вариант проверяет у 2, а 2 – у 1, сверяя с эталоном, который вы видите на слайде. – У кого всё правильно, ставьте на полях «+». У кого есть ошибки, поставьте «+ -». | Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа». Сначала 1 вариант диктует слова 2 варианту. 2 вариант записывает слова в тетрадь. Затем 2 вариант диктует слова 1 варианту. 1 вариант записывает слова в тетрадь. Ставят на полях «+» или «+ -» | Фронтальная, парная. | Презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки со словами для каждой пары. | Закрепление знаний о правилах правописания имён существительных | К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем
| Л- положительное отношение к предмету; -умение оценивать успехи; -умение признавать ошибки. -оценка результатов учебной деятельности |
3. Выявление затруднения 4 мин. | Закрепить знания правила «ЖИ – ШИ пиши с буквой И», правила правописания имён собственных и знание понятия «синоним». | Словесный (объяснение), метод языкового анализа(устное проговаривание), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм) | - На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. 1.Жир, жизнь, чулан, житель, пружина. 2.Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петров.
3.Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный. 4.Гора, горка, горный, гореть. – Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему? | - В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «ЖИ, ШИ – пиши с буквой И». - Лишнее слово «одуванчик», потому что все остальные слова – имена собственные. - Лишнее слово «дружелюбный», потому что все остальные слова – синонимы.
- Нет. Не знаем лишнее слово в 4 группе слов (постановка проблемы) | Фронтальная | Записи на доске | - овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка | П - осознанное построение речевого высказывания - поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики -постановка проблемы | Л-- учебная мотивация. - положительное отношение к предмету; - умение оценивать собственную деятельность; |
4. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения 4 мин. | Совместное целеполагание и планирование Формировать понятие «корень слова» | Словесный (объяснение, беседа) метод | - А чтобы узнать, что объединяет эти слова и какое лишнее, мы ответим с вами на вопрос - что общего между словом и деревом? Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, эта часть питает растение удерживает его в земле? - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать? -Как называется главная часть слова? - Значит тема нашего урока - корень слова. Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме? | - Корень, ствол, крона: ветви с листьями. -Без корня. - В учебнике (дети открывают страницу 83 учебника) - Корень слова
-Что такое корень слова? - Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове? | Фронтальная | Презентация (тема и цели) | - Овладение понятием «корень слова» | К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи, Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению | Л-- положительное отношение к предмету; |
5. Реализация выбранного проекта по разрешению затруднения. 9 мин. | Формировать знания о понятиях «корень слова», «однокоренные слова». | Словесный (объяснение, беседа), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм) | - Давайте с вами теперь поподробнее узнаем, что такое корень слова. У вас на столах лежат толковые словари. Поработайте в парах и найдите значение этого слова в словаре. Но будьте внимательны. Ведь слово «корень» имеет много значений, а нам нужно только то значение, которое относится к русскому языку. - Верно. Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. (Гора, горка, горный, гореть) Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах? - Правильно. «Гор» во всех этих словах будет являться корнем. Но здесь есть одно лишнее слово. Вы можете сейчас предположить, какое слово здесь лишнее? Обратите внимание на определение. - Почему? - Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга. Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. – Сформулируйте определение родственных (однокоренных) слов. | - Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов. - Гор- -Лишнее слово – гореть.
- Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет.
- Родственники, родные. - Родственными (однокоренными) называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень. | Фронтальная, парная | Толковые словари, доска. Презентация | Овладение понятием «корень слова», «однокоренные слова» | П - - нахождение и исправление ошибок; - извлечение информации, представленной в разных формах; - осуществление анализа однокоренных слов; К - высказывание и обоснование своей точки зрения. | Л-- умение оценивать успехи; - умение признавать ошибки. |
6. Физминутка 2 мин. | Смена видов деятельности, снятие интеллектуального напряжения | Словесный (объяснение)метод, наглядный метод (показ) | - Давайте с вами немного отдохнём. А для этого поиграем в игру «Руки – ноги». Я буду ведущим. Если я говорю ноги, вы встаёте, если руки – вы поднимаете руки вверх. Если вы уже стоите, и я говорю ноги, то вы садитесь, если у вас руки уже вверху, а я говорю руки, то вы их опускаете. - Руки поставили на пояс, посмотрели на окно, на дверь. – Зацепились за свои ушки и потянули их вниз несколько раз. | Дети выполняют упражнения | Фронтальная | Видеозапись физкультурной минутки | - | Р - осуществление самоконтроля и оценки своей деятельности | -ценностное отношение к своему здоровью |
7. Первичное закрепление нового знания. 5 мин. | Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), практический метод (упражнение), самооценка. | - На доске вы видите волшебное дерево, в корне которого записано слово «лес». Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница. - Что объединяет эти слова? - Можно ли сказать, что они близки по значению? - Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему? - Правильно. А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Откройте все словари в конце учебника. (толковый и зтимологический).Найдите в них слова с одинаковым корнем и выпишите их. - Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на слайде. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. У кого есть недочеты + - | Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок. - Корень «лес". - Все они близки по значению. - Лесть и лестница - слова не однокоренные Дети выполняют задание, затем озвучивают результаты: невежа, вежество; скейтборт, скейт- парк, в первом слове 2 корня , 1 корень совпадает с корнем 2 слова. Сверяют с эталоном | Фронтальная, индивидуальная | На доске: изображение дерева, на котором написано слово «лес», слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница, учебник русского языка, УМК «Планета знаний» | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | - рефлексия процесса и результатов деятельности. | Самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности. - осознанность учения. -самооценка |
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону. 8 мин. | Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), Практический метод (упражнение) Временная работа в малых группах. | - Молодцы. А теперь выполним с вами задание на тему «Копилка русского языка». Для этого мы с вами разделимся на три группы. Выберем капитана Вы должны подобрать как можно больше родственных слов к корням, которые я вам скажу, Капитан результаты озвучат. 1 группа - вод-, 2 группа - сад-, 3 группа - рыб-. Не забывайте выделять корень. (капитаны записывают ответы на листочках) – Теперь проверим по эталону на слайде.
- Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? | Учащиеся записывают слова с данным корнем. Выигрывает та группа, которая записала больше слов. Примерные ответы: 1 группа – вода, водный, водолаз, водолей, водопад; водянистый 2 группа – сады, садовый, садик, садовод, посадка, 3 группа – рыба, рыбный, рыболов, рыбалка - Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова. | Фронтальная, групповая | Презентация, интерактивная доска, компьютер. | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | П -извлечение информации, представленной в разных формах; -анализ и обобщение учебной информации К - оформляение своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -высказывание и обоснование своей точки зрения; Р- -использование новых знаний при выполнении упражнений | Л - осуществление анализа результатов учебной деятельности - |
9. Подведение итога урока 3 мин. | Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений | Словесный (объяснение) метод | - Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока? - Что мы узнали сегодня нового? | - Да, выполнили. - Мы узнали, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове. | Фронтальная | Презентация | - | П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | - самооценка; - осознание важности изучения данной темы |
10. Рефлексия 2 мин. | Анализ и оценка образовательных результатов, учебной деятельности | Словесный (объяснение) Самооценка | - Продолжите фразу, которая на слайде. - Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. - Синий цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий. | Продолжают фразы Оценивают собственную деятельность | Фронтальная | Презентация | - | Р- самоконтроль П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | самооценка; - осознанность учения. |
11. Домашнее задание 1 мин. | | Словесный (объяснение)метод | - Выучить правило с. 61. Упр. 87. - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо! | Учащиеся записывают домашнее задание | Фронтальная | Презентация | - | Р - самоконтроль | |