Урок химии для 2 курсов СПО «Качественные реакции на неорганические вещества и ионы»

2
0
Материал опубликован 7 June 2023 в группе

Технологическая карта урока

Преподаватель: Журавлева Юлия Викторовна

Предмет: химия


Курс: 2 специальность «Повар, кондитер» (профильный уровень)


Тема урока: «Качественные реакции на неорганические вещества и ионы»


Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков


Планируемые результаты обучения:


Предметные:

ЗНАТЬ: качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

УМЕТЬ работать с лабораторным оборудованием, обращаться с нагревательными приборами с соблюдением правил техники безопасности; осуществлять обнаружение катионов и анионов; наблюдать и описывать свойства неорганических веществ; делать выводы по результатам проведенных экспериментов.

Метапредметные:

познавательные: общеучебные – планировать и организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы преподавателя и одногруппников; работать в группе; использовать приемы работы с информационными источниками; отрабатывать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила работы в химической лаборатории; осуществлять анализ собственной деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать деятельность при решении проблем творческого и поискового характера; логические - самостоятельно ставить и находить способы решения проблем творческого и поискового характера; строить логическую цепочку рассуждений.

коммуникативные: осуществлять сотрудничество со сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие – строить и осуществлять общение в соответствии с учебной задачей; адекватно реагировать на замечания и производить аргументацию своей позиции;

регулятивные: принимать учебную задачу; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством преподавателя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.

Личностные:

реализация готовности и способности студентов к саморазвитию и реализации предметно-продуктивной деятельности;

развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,

готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию;

умение проводить самооценку на основе критериев оценивания;

умение определять позитивные и негативные причины успешности;



Формы работы студентов: индивидуальная, работа в парах, групповая


Техники и технологии: формирующее, оценивание по критериям, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.


Ресурсы:

- Учебник химии для 11 класса, профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян;

- технологическая карта;

- раздаточный материал из приложения

- лист оценивания (Приложение 5 )


Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Уметь: классифицировать неорганические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов;

самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;

прогнозировать возможность осуществления химических реакций;

Знать: качественные реакции и их признаки

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Уметь: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей;

выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;

владеть методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;

Знать: наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ; признаки качественных реакций


ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Уметь: анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

- работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать

Знать: что участники образовательного процесса имеют равные права, - о необходимости участия во всех видах коллективной деятельности, - что отношение с уважением к мнению других, доброжелательность проводит к продуктивной деятельности

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Уметь: прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией;

Знать: фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;


Личностные результаты

ЛР

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности




Технологическая карта

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Организационный. (3 мин)





Приветствует студентов, создает эмоциональный настрой, определяет их готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность


Формирование познавательного интереса.


Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


Самооценка настроения, отслеживание личностных изменений.

Нацеливание на успешную работу.


Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью



Выражение собственного мнения.


Аргументация.



Умение оформлять свои мысли в устной форме.


Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.


2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(10 мин)


Мотивация к деятельности

Пробуждает интерес к теме, обеспечивает сопроводительными материалами к уроку.

Предлагает заполнить пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы»



Выявляет уровень знаний по данному вопросу. Помогает зафиксировать затруднения по теме для каждого студента


Ставит проблемный вопрос: Где вам могут пригодиться знания по данной теме?



Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, предлагает посмотреть видеоролик

https://yandex.ru/video/preview/4413532657372842125




и определить тему и цели урока самостоятельно





Заполняют пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы»



















Студенты приходят к выводу о важности изучаемой темы


Высказывают предположения по применению качественных реакций на основе своего жизненного опыта


Студенты самостоятельно формулируют тему и цели урока



Предполагаемый ответ: Знание качественных реакций помогут решать в пищевой промышленности следующие задачи:

Определять качество сырья.

Контролировать качество выпускаемой продукции.

Анализировать отходы производства с целью их утилизации .

Определять в сырье и пищевых продуктах вещества токсичные (вредные) для организма человека.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Формирование познавательного интереса

умение осознавать и формулировать проблему, определять цель деятельности на уроке, планировать свою работу, формировать индивидуальную траекторию обучения.

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно)

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать с источниками информации Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;



3. Создание проблемной ситуации, осмысление (10 мин)



Обеспечивает сопроводительными материалами к уроку

Предлагает решить качественную задачу: В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl.
Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы)


Представляет способ решения задачи методом составления матрицы взаимодействий

Студенты предлагают способы решения задачи.

Вырабатывают алгоритм решения подобных задач.

Сравнивают решение задачи с эталоном (модель ответа в презентации).


Формирование познавательного интереса

умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений).

Умение корректировать свою точку зрения.

Конструирование способа общения в паре

умение работать с информацией, предложенной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, тексты, изображения, графики и др.), отбирать, интерпретировать, выделять, обобщать, навыки смыслового чтения.


3. Реализация построенной стратегии, проекта.



Организует работу в парах по выполнению качественной задачи по вариантам


Проводит инструктаж по технике безопасности

Решают в парах экспериментальную задачу

Готовятся к защите выполненного задания


ответственное, адекватное и личностно-окрашенное субъектное отношение к обучению.


Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать,

Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.


Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений).

Умение корректировать свою точку зрения.

Конструирование способа общения в группе

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.



4.

Закрепление знаний обобщение и систематизация.




Организует защиту заданий

Оценивает работу пар

Организует выполнение заданий по теме на закрепление материала, отработку предметных навыков, окончание работы в сопроводительных материалах.

Предлагает пройти тест (Приложение 3)

Один представитель от пары защищает выполненное задание.

Второй представитель анализирует работу своей пары.

Выполняют задания в тетради, сдают на проверку преподавателю.

Повышение познавательного интереса к изучению химии


умение оценивать личное продвижение в процессе обучения, взаимоуважение, понятие о ценности личностного роста

Умение осуществлять самооценку,

умения выделять и осознавать проблемы в усвоении материала, сравнивать результаты с исходной целью, корректировать цель и намечать иные пути ее достижения.

Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.


Систематизация знаний. Умение отрабатывать теоретические знания на практике, информационную компетентность, независимость мышления.


5. Итоговая рефлексия



Организует рефлексию.


Предлагает студентам оценочный лист с просьбой оценить свою деятельность на уроке и продолжить предложения от своего лица

-Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Я хотел(а) бы узнать еще о…

-Неожиданностью для меня было то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Проводит беседу, организует самооценку результатов студентов

Оценивают эффективность своей работы.

Презентуют свои личные достижения, формулируют итоги урока.

Задают вопросы.

Повышение внутренней мотивации. Адекватная самооценка, умение принимать и понимать свои и чужие ошибки, умение находить в теории предмета личностно-значимую информацию

Выделение и осознание студентами того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


Осознание качества и уровня усвоения нового материала

Умение слушать и понимать речь других.


Умение аргументировать свой ответ

Умение ориентироваться в своей системе знаний


6. Домашнее задание



Приложение 1

Задания для студентов

Заполните пропущенные строки в таблице:

Таблица 1. Качественные реакции на катионы и анионы



Катион

Анион, который обнаруживает катион/индикатор

Признаки реакции

1

Н+

Индикатор

Zn

_______________

H2 проверяют горящей спичкой

2

Ag+

Cl и HNO3

Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3

3

NH4+

OH

Влажная лакмусовая бумажка синеет, так как _________

NH3 + H2O = NH4+ + OH

4

Ba2+

_____

Белый осадок, нерастворимый в HNO3

5

Cu2+

Fe

________ налет меди

6

Fe3+

OH

CNS

K4[Fe(CN)6]

Осадок бурого цвета

Раствор красного цвета

Осадок __________ цвета – ”берлинская лазурь”

7

Fe2+

______

K3[Fe(CN)6]

Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе

Осадок синего цвета – “турнбулева синь“

8

_____

OH

Белый осадок, растворимый в избытке щелочи


Задача №1

В 5 пробирках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).
Алгоритм решения задачи (последовательность действий):

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Отчет по работе

Таблица 2. Отчет по работе

Номер действия

Уравнение реакции в молекулярном виде

Уравнение реакции в полном ионном

Уравнение реакции в полном ионном

Признак реакции


















Приложение 2

Задача №2

Для проведения исследовательской работы в лаборатории студент приготовил пять пробирок с растворами, но ему позвонили и он вынужден был уйти. На первой пробирке было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди", на пятой - "гидроксид бария". Студенты группы, которая должна была заниматься в лаборатории на следующий день увидели, что пробирка с раствором подписанная с хлоридом меди была с осадком. Поэтому они решили, что нужно проверить соответствие надписей и у других пробирок. Один студент взял немного раствора из первой пробирки, и прилил к ней раствор из второй пробирки - выделился газ. Затем к раствору из первой пробирки прилил раствор из третьей - выпал белый осадок. Другой студент к этому времени уже отлил понемногу каждого раствора в четыре разные пробирки и добавил раствор, уже определенного хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, в третьей - зеленоватый, и только в четвертой - ничего не произошло. Объясните, какие реакции проделали студенты. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании опытов студентов определите, в какой колбе находился какой раствор. Взаимодействия веществ можно представить таблицей:

Таблица 3. Действия первого студента


KOH

Na2CO3

HCl

Al2(SO4)3

KCl

KOH






Na2CO3






HCl






Al2(SO4)3






KCl






Итог






Таблица 4. Действия второго студента


KI

K2CO3

HCl

Ba(OH)2

CuCl2





KI





K2CO3





HCl





Ba(OH)2





Номер пробирки






Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Приложение 3

Тест

1) Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества


Вещества Реактив

А) К2СО3 и КJ 1) ВаСО3

Б) NaCl и NaNO3 2) ВаСl2

В) К3РО4 и КСl 3) AgNO3

Г) КВr и КNO3 4) Ag2O (NH3 р-р)

5) НNO3


2) Установите соответствие между веществом и реактивом, дающим качественный признак реакции

Вещества


Реактив


А) карбонат натрия и сульфат натрия

Б) хлорид алюминия и хлорид калия

В) сульфат аммония и сульфат лития

Г) карбонат натрия и силикат натрия


1) гидроксид меди (II)

2) натрий

3) соляная кислота

4) бромная вода

5) гидроксид калия



3) Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками реакций

ВЕЩЕСТВА


ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ

A) t1686140311aa.png и t1686140311ab.png

Б) t1686140311aa.png и t1686140311ac.png

B) t1686140311ad.png и t1686140311ae.png

Г) t1686140311ad.png и t1686140311af.png


1) выделение бурого газа

2) образование белого осадка

3) образование синего осадка

4) образование черного осадка

5) растворение осадка



Приложение 4

ОТВЕТЫ Таблица 5. Качественные реакции на катионы и анионы

n/n

Катион

Анион, который обнаруживает катион/индикатор

Признак реакции

1

Н+

Индикатор

Zn

Красный цвет

H2 проверяют горящей спичкой

2

Ag+

Cl и HNO3

Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3

3

NH4+

OH

Влажная лакмусовая бумажка синеет, так как

NH3 + H2O = NH4+ + OH

4

Ba2+

SO42 и HNO3

Белый осадок, нерастворимый в HNO3

5

Cu2+

Fe проволока, пластина

Красный налет меди

6

Fe3+

OH

CNS

K4[Fe(CN)6]

Осадок бурого цвета

Раствор красного цвета

Осадок синего цвета – ”берлинская лазурь”

7

Fe2+

OH

K3[Fe(CN)6]

Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе

Осадок синего цвета –“ турнбулева синь“


8

Al3+

OH

Белый осадок, растворимый в избытке щелочи


Задача №2

Таблица 5. Действия первого студента


KOH

Na2CO3

HCl

Al2(SO4)3

KCl

KOH


-

-

осадок

-

Na2CO3

-


газ

осадок +газ

-

HCl

-

газ


-

-

Al2(SO4)3

осадок

осадок + газ

-

 

-

KCl

-

-

-

-

 

Итог

осадок

газ,
осадок +газ

газ

осадок,
осадок + газ

Нет изменений


Таблица 7. Действия второго студента


KI

K2CO3

HCl

Ba(OH)2

CuCl2

бурый осадок

зеленоватый осадок

-

синий осадок

KI

-

-

-

K2CO3

-

-

газ

белый осадок

HCl

-

газ

-

-

Ba(OH)2

-

белый осадок

-

-

Номер пробирки

4

1

2

3


Ответы теста:

1. А-3,5, Б-3, В-3, Г-3

2. А-3, Б-5, В-3, Г-3

3. А-3, Б- 4, В-5, Г-5

Приложение 5

Лист оценивания

Таблица 8. Лист оценивания

n/n

Деятельность студента

Эффективность деятельности

Да( +) / нет ( - )


Готовность к занятию на начало урока


Возможность ответить на вопрос о применении качественных реакций на основе своего жизненного опыта


Самостоятельное определение цели урока



Самостоятельное предложение способа решения задачи, составление алгоритма решения задачи,


Самостоятельное составление уравнений реакции


Защита задания


Анализ защиты других студентов


Вопросы задавал/отвечал


Эффективность проведенного времени



Итого



Ваша эффективность занятия – количество ответов «да»:

8-9 – вы отлично поработали, молодцы!

6-7– вы неплохо справились, но могли бы и лучше, если бы постарались.

4-5 – хорошо, что вы пришли на занятие, но эффективность вашей работы минимальна, так профессионалы не поступают.

1-3 – вы действительно хотите быть аттестованы по данной дисциплине? К сожалению, ваши усилия недостаточны.



Продолжите предложения:


- Сегодня на уроке я научилась(ся)…

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Я хотел(а) бы узнать еще о…

- Неожиданностью для меня было то, что….

- Сегодня на уроке я понял(а), что..

- Особенно интересным было…


Если вам удалось продолжить даже одно или два предложения, то занятие прошло не зря!

Приложение 6

t1686140311ag.jpg

9



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.