Урок химии для 2 курсов СПО «Качественные реакции на неорганические вещества и ионы»

Технологическая карта урока
Преподаватель: Журавлева Юлия Викторовна
Предмет: химия
Курс: 2 специальность «Повар, кондитер» (профильный уровень)
Тема урока: «Качественные реакции на неорганические вещества и ионы»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
ЗНАТЬ: качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.
УМЕТЬ работать с лабораторным оборудованием, обращаться с нагревательными приборами с соблюдением правил техники безопасности; осуществлять обнаружение катионов и анионов; наблюдать и описывать свойства неорганических веществ; делать выводы по результатам проведенных экспериментов.
Метапредметные:
познавательные: общеучебные – планировать и организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы преподавателя и одногруппников; работать в группе; использовать приемы работы с информационными источниками; отрабатывать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила работы в химической лаборатории; осуществлять анализ собственной деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать деятельность при решении проблем творческого и поискового характера; логические - самостоятельно ставить и находить способы решения проблем творческого и поискового характера; строить логическую цепочку рассуждений.
коммуникативные: осуществлять сотрудничество со сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие – строить и осуществлять общение в соответствии с учебной задачей; адекватно реагировать на замечания и производить аргументацию своей позиции;
регулятивные: принимать учебную задачу; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством преподавателя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.
Личностные:
реализация готовности и способности студентов к саморазвитию и реализации предметно-продуктивной деятельности;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию;
умение проводить самооценку на основе критериев оценивания;
умение определять позитивные и негативные причины успешности;
Формы работы студентов: индивидуальная, работа в парах, групповая
Техники и технологии: формирующее, оценивание по критериям, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы:
- Учебник химии для 11 класса, профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян;
- технологическая карта;
- раздаточный материал из приложения
- лист оценивания (Приложение 5 )
Планируемые результаты | |
Общие компетенции | |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Уметь: классифицировать неорганические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения; прогнозировать возможность осуществления химических реакций; |
Знать: качественные реакции и их признаки | |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Уметь: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей; выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования; владеть методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата; |
Знать: наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ; признаки качественных реакций | |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Уметь: анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать |
Знать: что участники образовательного процесса имеют равные права, - о необходимости участия во всех видах коллективной деятельности, - что отношение с уважением к мнению других, доброжелательность проводит к продуктивной деятельности | |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Уметь: прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией; |
Знать: фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека; | |
| |
Личностные результаты | |
ЛР | Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности |
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Формируемые УУД | ||||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||||
1. Организационный. (3 мин) | | Приветствует студентов, создает эмоциональный настрой, определяет их готовность к уроку | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность | Формирование познавательного интереса. Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Самооценка настроения, отслеживание личностных изменений. | Нацеливание на успешную работу. Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью | Выражение собственного мнения. Аргументация. Умение оформлять свои мысли в устной форме. | Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. | |
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (10 мин) | Мотивация к деятельности | Пробуждает интерес к теме, обеспечивает сопроводительными материалами к уроку. Предлагает заполнить пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы» Выявляет уровень знаний по данному вопросу. Помогает зафиксировать затруднения по теме для каждого студента Ставит проблемный вопрос: Где вам могут пригодиться знания по данной теме? Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, предлагает посмотреть видеоролик https://yandex.ru/video/preview/4413532657372842125 и определить тему и цели урока самостоятельно | Заполняют пропуски в таблице «Качественные реакции на катионы и анионы» Студенты приходят к выводу о важности изучаемой темы Высказывают предположения по применению качественных реакций на основе своего жизненного опыта Студенты самостоятельно формулируют тему и цели урока Предполагаемый ответ: Знание качественных реакций помогут решать в пищевой промышленности следующие задачи: Определять качество сырья. Контролировать качество выпускаемой продукции. Анализировать отходы производства с целью их утилизации . Определять в сырье и пищевых продуктах вещества токсичные (вредные) для организма человека. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Формирование познавательного интереса | умение осознавать и формулировать проблему, определять цель деятельности на уроке, планировать свою работу, формировать индивидуальную траекторию обучения. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) | умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать с источниками информации Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; | |
3. Создание проблемной ситуации, осмысление (10 мин) | | Обеспечивает сопроводительными материалами к уроку
Предлагает решить качественную задачу: В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. Представляет способ решения задачи методом составления матрицы взаимодействий | Студенты предлагают способы решения задачи. Вырабатывают алгоритм решения подобных задач. Сравнивают решение задачи с эталоном (модель ответа в презентации). | Формирование познавательного интереса | умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. | умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в паре | умение работать с информацией, предложенной в разных знаковых системах (таблицы, схемы, тексты, изображения, графики и др.), отбирать, интерпретировать, выделять, обобщать, навыки смыслового чтения.
| |
3. Реализация построенной стратегии, проекта. | | Организует работу в парах по выполнению качественной задачи по вариантам Проводит инструктаж по технике безопасности
| Решают в парах экспериментальную задачу Готовятся к защите выполненного задания | ответственное, адекватное и личностно-окрашенное субъектное отношение к обучению. | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью Построение аргументированного рассуждения. Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе | Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. | |
4. Закрепление знаний обобщение и систематизация. | | Организует защиту заданий Оценивает работу пар Организует выполнение заданий по теме на закрепление материала, отработку предметных навыков, окончание работы в сопроводительных материалах. Предлагает пройти тест (Приложение 3) | Один представитель от пары защищает выполненное задание. Второй представитель анализирует работу своей пары. Выполняют задания в тетради, сдают на проверку преподавателю. | Повышение познавательного интереса к изучению химии умение оценивать личное продвижение в процессе обучения, взаимоуважение, понятие о ценности личностного роста | Умение осуществлять самооценку, умения выделять и осознавать проблемы в усвоении материала, сравнивать результаты с исходной целью, корректировать цель и намечать иные пути ее достижения. | Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. | Систематизация знаний. Умение отрабатывать теоретические знания на практике, информационную компетентность, независимость мышления. | |
5. Итоговая рефлексия | | Организует рефлексию. Предлагает студентам оценочный лист с просьбой оценить свою деятельность на уроке и продолжить предложения от своего лица -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Я хотел(а) бы узнать еще о… -Неожиданностью для меня было то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… Проводит беседу, организует самооценку результатов студентов | Оценивают эффективность своей работы. Презентуют свои личные достижения, формулируют итоги урока. Задают вопросы. | Повышение внутренней мотивации. Адекватная самооценка, умение принимать и понимать свои и чужие ошибки, умение находить в теории предмета личностно-значимую информацию | Выделение и осознание студентами того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала | Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ | Умение ориентироваться в своей системе знаний | |
6. Домашнее задание | | |
Приложение 1
Задания для студентов
Заполните пропущенные строки в таблице:
Таблица 1. Качественные реакции на катионы и анионы | Катион | Анион, который обнаруживает катион/индикатор | Признаки реакции |
1 | Н+ | Индикатор Zn | _______________ H2 проверяют горящей спичкой |
2 | Ag+ | Cl и HNO3 | Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3 |
3 | NH4+ | OH | Влажная лакмусовая бумажка синеет, так как _________ NH3 + H2O = NH4+ + OH |
4 | Ba2+ | _____ | Белый осадок, нерастворимый в HNO3 |
5 | Cu2+ | Fe | ________ налет меди |
6 | Fe3+ | OH CNS K4[Fe(CN)6] | Осадок бурого цвета Раствор красного цвета Осадок __________ цвета – ”берлинская лазурь” |
7 | Fe2+ | ______ K3[Fe(CN)6] | Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе Осадок синего цвета – “турнбулева синь“ |
8 | _____ | OH | Белый осадок, растворимый в избытке щелочи |
Задача №1
В 5 пробирках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na2CO3, HCl, Al2(SO4)3, KCl. Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).
Алгоритм решения задачи (последовательность действий):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Отчет по работе
Таблица 2. Отчет по работе
Номер действия | Уравнение реакции в молекулярном виде | Уравнение реакции в полном ионном | Уравнение реакции в полном ионном | Признак реакции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | |
Приложение 2
Задача №2
Для проведения исследовательской работы в лаборатории студент приготовил пять пробирок с растворами, но ему позвонили и он вынужден был уйти. На первой пробирке было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди", на пятой - "гидроксид бария". Студенты группы, которая должна была заниматься в лаборатории на следующий день увидели, что пробирка с раствором подписанная с хлоридом меди была с осадком. Поэтому они решили, что нужно проверить соответствие надписей и у других пробирок. Один студент взял немного раствора из первой пробирки, и прилил к ней раствор из второй пробирки - выделился газ. Затем к раствору из первой пробирки прилил раствор из третьей - выпал белый осадок. Другой студент к этому времени уже отлил понемногу каждого раствора в четыре разные пробирки и добавил раствор, уже определенного хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, в третьей - зеленоватый, и только в четвертой - ничего не произошло. Объясните, какие реакции проделали студенты. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании опытов студентов определите, в какой колбе находился какой раствор. Взаимодействия веществ можно представить таблицей:
Таблица 3. Действия первого студента
| KOH | Na2CO3 | HCl | Al2(SO4)3 | KCl |
KOH | | | | | |
Na2CO3 | | | | | |
HCl | | | | | |
Al2(SO4)3 | | | | | |
KCl | | | | | |
Итог | | | | | |
Таблица 4. Действия второго студента
| KI | K2CO3 | HCl | Ba(OH)2 |
CuCl2 | | | | |
KI | | | | |
K2CO3 | | | | |
HCl | | | | |
Ba(OH)2 | | | | |
Номер пробирки | | | | |
Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном виде.
Приложение 3
Тест
1) Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества
Вещества Реактив
А) К2СО3 и КJ 1) ВаСО3
Б) NaCl и NaNO3 2) ВаСl2
В) К3РО4 и КСl 3) AgNO3
Г) КВr и КNO3 4) Ag2O (NH3 р-р)
5) НNO3
2) Установите соответствие между веществом и реактивом, дающим качественный признак реакции
Вещества | | Реактив | | |
А) карбонат натрия и сульфат натрия Б) хлорид алюминия и хлорид калия В) сульфат аммония и сульфат лития Г) карбонат натрия и силикат натрия | | 1) гидроксид меди (II) 2) натрий 3) соляная кислота 4) бромная вода 5) гидроксид калия |
3) Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками реакций
ВЕЩЕСТВА | | ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ | ||
A) Б) B) Г) |
| 1) выделение бурого газа 2) образование белого осадка 3) образование синего осадка 4) образование черного осадка 5) растворение осадка | |
Приложение 4
ОТВЕТЫ Таблица 5. Качественные реакции на катионы и анионыn/n | Катион | Анион, который обнаруживает катион/индикатор | Признак реакции |
1 | Н+ | Индикатор Zn | Красный цвет H2 проверяют горящей спичкой |
2 | Ag+ | Cl и HNO3 | Белый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3 |
3 | NH4+ | OH | Влажная лакмусовая бумажка синеет, так как NH3 + H2O = NH4+ + OH |
4 | Ba2+ | SO42 и HNO3 | Белый осадок, нерастворимый в HNO3 |
5 | Cu2+ | Fe проволока, пластина | Красный налет меди |
6 | Fe3+ | OH CNS K4[Fe(CN)6] | Осадок бурого цвета Раствор красного цвета Осадок синего цвета – ”берлинская лазурь” |
7 | Fe2+ | OH K3[Fe(CN)6] | Зеленый осадок, быстро буреющий на воздухе Осадок синего цвета –“ турнбулева синь“ |
8 | Al3+ | OH | Белый осадок, растворимый в избытке щелочи |
Задача №2
Таблица 5. Действия первого студента
| KOH | Na2CO3 | HCl | Al2(SO4)3 | KCl |
KOH | | - | - | осадок | - |
Na2CO3 | - | | газ | осадок +газ | - |
HCl | - | газ | | - | - |
Al2(SO4)3 | осадок | осадок + газ | - |
| - |
KCl | - | - | - | - |
|
Итог | осадок | газ, | газ | осадок, | Нет изменений |
Таблица 7. Действия второго студента
| KI | K2CO3 | HCl | Ba(OH)2 |
CuCl2 | бурый осадок | зеленоватый осадок | - | синий осадок |
KI | - | - | - | - |
K2CO3 | - | - | газ | белый осадок |
HCl | - | газ | - | - |
Ba(OH)2 | - | белый осадок | - | - |
Номер пробирки | 4 | 1 | 2 | 3 |
Ответы теста:
1. А-3,5, Б-3, В-3, Г-3
2. А-3, Б-5, В-3, Г-3
3. А-3, Б- 4, В-5, Г-5
Приложение 5
Лист оценивания
Таблица 8. Лист оценивания
n/n | Деятельность студента | Эффективность деятельности Да( +) / нет ( - ) |
Готовность к занятию на начало урока | | |
Возможность ответить на вопрос о применении качественных реакций на основе своего жизненного опыта | | |
Самостоятельное определение цели урока | | |
Самостоятельное предложение способа решения задачи, составление алгоритма решения задачи, | | |
Самостоятельное составление уравнений реакции | | |
Защита задания | | |
Анализ защиты других студентов | | |
Вопросы задавал/отвечал | | |
Эффективность проведенного времени | | |
| Итого | |
Ваша эффективность занятия – количество ответов «да»:
8-9 – вы отлично поработали, молодцы!
6-7– вы неплохо справились, но могли бы и лучше, если бы постарались.
4-5 – хорошо, что вы пришли на занятие, но эффективность вашей работы минимальна, так профессионалы не поступают.
1-3 – вы действительно хотите быть аттестованы по данной дисциплине? К сожалению, ваши усилия недостаточны.
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я научилась(ся)…
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- Я хотел(а) бы узнать еще о…
- Неожиданностью для меня было то, что….
- Сегодня на уроке я понял(а), что..
- Особенно интересным было…
Если вам удалось продолжить даже одно или два предложения, то занятие прошло не зря!
Приложение 6
9