12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яцина Виктория Сергеевна354
Россия, Челябинская обл., Костанай

Урок № 53 в 9 классе: «Органические вещества»

Предмет: Химия Класс: 9 Методический комплекс: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Цель урока: знакомство с предметом органической химии, особенностями состава, строения и свойств органических веществ

Задачи урока:

Образовательные. Определить предмет изучения органической химии, изучить химический состав, строение органических веществ

Развивающие. Развивать умение работать с информацией: выделять известное и неизвестное, проблему и предлагать способы решения её. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Техническое обеспечение урока:

Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента, фломастеры, магниты

Ожидаемый результат:

определять понятия: предмет органической химии, органические вещества

называть отличительные особенности органических веществ

уметь определять органические вещества.

Этапы урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Актуализация знаний

5 мин.

Мотивация 2 мин

Здравствуйте! Для того, чтобы успешно провести этот урок, надо вспомнить, что изучает наука химия? H2C03, С6H1206,CaC03, С3H8, Na2C03, CO2, С2H60 Перед вами формулы веществ, назовём их (слайд 2 с формулами ОВ И Неорг В) К какой группе относятся вам известные вещества? Как назывался раздел химии, представляющий нам неорг вещества? К какой большой группе веществ можно отнести неизвестные нам вещества? Как можно назвать раздел химии, в котором они изучаются? Значит ли это, что определение ОХ нам понятно, а про ОВ мы практически ничего не знаем? Зачем их надо знать? (Человек их использует) Сформулируем тему урока

Отвечают: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Называют вещества (встречаются неизвестные). Неорганические

Неорг Х

ОВ

ОХ

ОВ. ОХ

Целеполагание

2 мин.

Поставим цель и задачи, которые будем решать Какими источниками информации мы можем воспользоваться?

Чем особенны ОВ, что их изучает раздел химии? Что мы можем узнать про ОВ?

-Узнать, что изучает ОХ, ОВ -Учебник, эксперимент, доп. литература, ИНЕТ

-Особенности строения, свойств, применения

Приобретения нового знания

10 мин.

8 мин.

10 мин.

Организует работу в группах (слайд 3) Я принимаю предложенный вами план работы: особенности строения ОВ будет рассматривать 1 – я группа;

особенности свойств исследует 2 группа;

особенности применения – 3-я группа учащихся

Организует отчёт о работе групп и оформление его на доске

Организует рефлексию и самооценку по вопросу: особенности ОВ ( приём недописанных предложений) Слайд 4

 

Слайд 5 Человек издавна использовал органические вещества как консерванты, лекарства, благовония, красители и лишь в начале 19 века шведский химик Якоб Берцелиус ввёл понятие «органические вещества» и определил их по какому принципу, а раздел химии, изучающий эти вещества назвать органической химией . Но в эти же времена ряд химиков стали получать в своих лабораториях мочевину, уксусную кислоту, жиры, сахар. В 1828 году немецкий учёный Ф. Вёлер — ученик Берцелиуса, синтезировал из неорганических веществ мочевину. В 1845 г. немецкий химик А. Кольбе искусственным путём получает уксусную кислоту. В 1854 г. французский химик М. Бертло синезирует жиры, а русский ученый А.М. Бутлеров в 1861 году синтезирует сахаристое вещество.Сформулируйте проблему, которая была решена в связи с этими синтезами. (На какой вопрос получили ответ учёные, когда стали получать ОВ вне клетки) Значит ли это, что мы вместе с Берцелиусом не точно дали определение ОВ?

Изучив особенности их строения и свойств, мы можем дать определение ОВ? Обратимся к учебнику, стр 148 нижний абзац Изучение ОВ ставило новые проблемы: Какова валентность С в ОВ?Слайд 6 Ответ на этот вопрос дал русский химик АМ Бутлеров в теории химического строения ОВ. Что такое химическое строение и какова валентность С в ОВ

Ещё проблема (слайд 7): этиловый спирт и диметиловый эфир разные вещества, почему у них одинаковый состав – МФ? Как можно изобразить строение веществ?

А сейчас мы попробуем написать структурные формулы ОВ (основа – цепь атомов С, затем по валентности ставим структурные чёрточки и атомы Н)

Учащиеся работают в группах по заданию: 1 группа анализирует строение ОВ, формулы которых даны в задании (приложение 1) 2 группа исследует горючесть ОВ, соблюдая правила ТБ по инструкции (Приложение 2) 3 группа рассматривает применение ОВ по доп литературе (Приложение 3)

Отчитываются

Отвечают на вопросы в тетради , оценивают себя

По содержанию в живых организмах

?

Можно ли получить ОВ вне живого?

?

Читают с оговоркой в скобках

Работают с учебником, стр 150 (как только нашли ответ, поднимают руку!!!)

Предполагаем- разное строение

Структурными формулами

Пишем формулы: пропан,бутан

Рефлексия 7 мин

Изобразить строение метана CH4, этана C2H6

Что узнали об ОВ в вопросе – ответе (Приём «Вопрос другу»)

Пишут формулы, проверяют в учебнике стр 150

Поднимают руку, если справились

Составляют вопрос, оценивают ответ

Домашнее задание 1 мин

Пар.48. стр 163 №1, 4 письм. Мини-сочинение «ОВ моего дома»

 

Приложение 1

Проанализируйте строение органических веществ и сделайте выводы.

А) СН3 — СН2 — СН2 — СН3 Б) СН3— СН2 В) СН3 — СН2 — OH Г) СН3 — O – СН3

Строение веществ выражается электронными и структурными формулами, которые показывают, как атомы соединены друг с другом в молекуле

При характеристике строения мы указываем

тип связи —

вид кристаллической решётки –

указываем молекулярное или немолекулярное строение

вывод о физических свойствах

(помощь – стр 148, первый абзац)

Приложение 2.Исследуйте горючесть органических веществ- №1 этиловый спирт, №2 парафин, №3 целлюлоза №4 полиэтилен, соблюдая правила техники безопасности: опыты проводите на поддоне, осторожно поджигайте, не наклоняйтесь над горящим веществом, тушите пламя с помощью крышки

Подготовьте рассказ по плану: название опытов, наблюдения (что поджигали – название, вид, что наблюдали – вид, название вещества), общий вывод: большинство органических веществ горят с выделением ………. , это ……………. Опыты доказывают, что органические вещества – соединения ………………….

Приложение 3. Прочтите и расскажите о применении метана, этилового спирта, уксусной кислоты, целлюлозы. Органических веществ 5 млн.! Сделайте общий вывод: органические вещества имеют ……. практическое значение!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.