Урок-контрольная работа по естествознанию по теме «Макромир» в 10 классе
Контрольная работа по естествознанию
в 10 классе по теме «Макромир».
Тема: Контрольная работа по теме «Макромир».
Цель: Проверить системность, прочность, глубину знаний по теме
по теме «Макромир».
Содержание и ход урока.
Организационный момент.
Применение знаний, умений, навыков.
Контрольная работа по естествознанию предназначена для проверки знаний и умений по курсу дисциплины «Естествознание» (раздел «Макромир»). Работа рассчитана на 40 минут.
Работа представляет собой задания, состоящий из трех блоков: А, В, С. Блок А предусматривает выбор одного правильного ответа из четырех. В блоке В требуется выбрать несколько правильных утверждений, найти соответствие явлений и признаков, установить последовательность событий, проанализировать факты, найти причинно- следственные связи. В блоке С предусмотрен свободный ответ. Здесь предлагается ответить на три вопроса. Задания данного блока предусматривают повышенный уровень развития обучающихся. Уровень усвоения знаний устанавливается преподавателем по результатам работы. Каждое задание оценивается в баллах. Часть А. За каждое верно выполненное задание А1 – А10 выставляется 1 балл. Максимальное число баллов за правильно выполненные задания этой части – 10 баллов. Часть В. За верное выполнение заданий В1 – В3 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, выставляется 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов за верно выполненные задания этой части – 6 баллов. Часть С. За каждое верное выполнение заданий С1 –С3 выставляется по 3 балла. Максимальное число баллов за верно выполненные задания этой части – 9 баллов. Максимальное число баллов за правильно выполненный тест, которое может набрать обучающийся – 25 баллов. Контрольная работа выполнена на «удовлетворительно», если учащийся набирает 14 – 18 баллов. Контрольная выполнена «хорошо» , если набрано учащимся 19-23 балла. При выполнении работы на « отлично», учащимся набрано 24 – 25 баллов.
Контрольная работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.
Вариант №1
Блок А. Выберите один правильный ответ:
А1. Биосферу считают динамической системой, так как она
1) способна к саморегуляции
2) способна изменяться во времени
3) состоит из экосистем
4) связана с космосом обменом веществ
А2. К антропогенным факторам относятся
1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог
2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы
3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей
4) температура воздуха и воды, атмосферное давление
А3. Расширение озоновых дыр приводит к
1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
3) понижению температуры и повышению влажности воздуха
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза
А4.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А5.В 1924 году теорию происхождения жизни на Земле в результате эволюции соединений углерода сформулировал:
1) Л.Пастер
2) С.Миллер
3)Дж. Бернал
4) А.И.Опарин
А6. К макроэлементам относятся:
1) углерод, медь, азот, иод
2) медь, иод, бром, марганец
3) цинк, кислород, фтор, водород
4) углерод, кислород, азот, водород
А7. Совокупность особей одного вида, длительно обитающих на определенной террритории и относительно изолированных от других особей того же вида – это
1) популяция 3) вид
2) организм 4) биогеоценоз
А8. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
1) Имеют одну хромосому, расположенную в ядре;
2) Имеют одну кольцевую ДНК;
3) Размножаются делением надвое;
4) Питаются только готовыми органическими веществами.
А9. К появлению новых видов приводит:
движущий отбор;
стабилизирующий отбор;
половой отбор;
модификационная изменчивость
А10. Эволюция это:
1) индивидуальное развитие организмов;
2) изменение особей;
3) историческое необратимое развитие органического мира;
4) изменения в жизни растений и животных.
Блок В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Доказательствами происходящей в настоящее время эволюции являются
1) различие между зимней/летней окраской меха у животных
2) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам
3) маскирующая окраска у насекомых
4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам
5) возникновение новых форм вируса гриппа
6) наличие предупреждающей окраски у некоторых видов мух
В 2. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).
1) гибкий позвоночник с четырьмя изгибами
2) сильно развитый лицевой отдел черепа
3) длинные передние конечности
4) кисть со слабо развитым большим пальцем
5) наличие второй сигнальной системы
6) опорная стопа с сильно развитым большим пальцем
В 3. К антропогенным экологическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву
2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
3) выпадение осадков
4) прекращение вулканической деятельности
5) прореживание саженцев сосны
6) обмеление рек в результате вырубки лесов
Блок С. Ответьте на вопросы:
С 1. Что такое белки, назовите их биологические функции.
С 2. Что такое экосистема. Приведите примеры природных экосистем различного масштаба.
С 3. Привести примеры известных вам форм естественного отбора и показать их роль в природе и жизни человека.
Вариант №2
Блок А. Выберите один правильный ответ:
А1. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются
1) типы животных 3) популяции
2) биогеоценозы 4) отделы растений
А2. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует
1) разрушению озонового слоя
2) разрушению структуры пахотного слоя
3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов
4) вымыванию из почвы питательных веществ
А3.Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
1)аэробными автотрофами
2)аэробными гетеротрофами
3)анаэробными автотрофами
4) анаэробными гетеротрофами
А4. К микроэлементам относятся:
1) углерод, медь, азот, иод
2) медь, иод, бром, марганец
3) цинк, кислород, фтор, водород
4) углерод, кислород, азот, водород
А5. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор
1) биотический
2) антропогенный
3) абиотический
4) экологический
А6. Совокупность особей, сходных по морфофизиологичеким свойствам, имеющих общее происхождение, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство – это
1) популяция
2) организм
3) вид
4) биогеоценоз
А7. Бактерии – это:
1) многоклеточные организмы;
2) одноклеточные организма, не имеющие ядра;
3) клетка, которая имеет ядро;
4) клетка, имеющая только форму палочки.
А8. Систему двойных латинских названий в биологическую науку ввел:
1)К.Линней; 2)Ж.Б.Ламарк; 3)Кювье; 4)Ч. Дарвин.
А9. Французским естествоиспытателем, создавшим первую эволюционную теорию был:
1) Кювье; 2)Ламарк; 3)Линней; 4) Дарвин
А10. Главной движущей силой эволюции является:
1)дивергенция признаков;
2) приспособленность к условиям среды;
3) наследственность;
4)естественный отбор.
Блок В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.
1) сходство флоры и фауны разных континентов
2) ископаемые формы
3) гомология органов
4) филогенетические ряды видов
5) биогенетический закон
6) переходные формы растений и животных
В 2. По отношению к количеству воды, содержащейся в окружающей среде, растения делят на группы
1) ксерофиты
2) прокариоты
3) сапротрофы
4) мезофиты
5) хемотрофы
гидрофиты
В 3. К биотическим факторам относят следующие типы взаимодействий
1) комменсализм
2) парниковый эффект
3) кислотные дожди
4) паразитизм
5) хищничество
6) фотосинтез
Блок С. Ответьте на вопросы:
С 1. Что такое жиры, назовите их биологические функции.
С 2. Какие организмы называются гетеротрофными? Приведите примеры систематических групп организмов, относящихся к гетеротрофам.
С 3. Перечислите основные этапы антропогенеза – происхождения и эволюции человека.
Ответы:
Вариант 1.
А1.2; 2.1; 3.2; 4.2; 5.4;6.4; 7.1; 8.2; 9.1; 10.3;
В.1-2,4,5
В.2-1,2,5
В.3-1,5,6
Вариант 2.
А1.2; 2.3; 3.4; 4.2; 5.3;6.3; 7.2; 8.1; 9.2; 10.4;
В.1-2,4,6
В.2-1,4,6
В.3-1,4,5