Урок контроля знаний по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное»
Итоговый урок по теме «Имя существительное» в 5 классе
Тип урока: урок контроля знаний и умений (с применением игровой и здоровьесберегающей технологий)
Цели урока:
Предметные:
-Организация повторения по теме «Имя существительное».
-Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
Личностные:
-Воспитание самостоятельности:
а) брать на себя ответственность;
б) брать ответственность за работу группы (пары) в целом,
в) развивать внимание, координацию движения,
г) развивать образное (ассоциативное) мышление,
д) вовлекать в активный творческий процесс познания.
-Воспитание интереса к предмету и уважительного отношения к родному языку.
Метапредметные:
-Развитие способности к анализу и обобщению.
-Развитие речи учащихся (как устной, так и письменной).
-Развитие творческих способностей
-Развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи урока:
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация к учёбе.
Задача: вы все любите загадки. Посмотрите в свои маршрутные листы и отгадайте зашифрованные в диаграмме 2 слова. Учтите, что читать их надо по часовой стрелке.
Подсказка: эти слова являются синонимами, связаны со сферой общепита.
Слово учителя, постановка целей урока.
Действительно, эти слова ПОВАРИХА и СТРЯПУХА.
--Что общего есть у этих слов?
-- Докажите, что эти слова являются именами существительными.
--Учитывая, что сегодня у нас завершающий урок по теме «Имя существительное», чем мы сегодня должны заняться, на ваш взгляд?
(смотрите 2 задание в ваших маршрутных листах к уроку:
Повторить (ранее изученное по теме)
Уметь определять (морфологические признаки существительного и его синтаксическую роль в предложении)
--Напоминаю, что подобные уроки мы проводим в игровой форме с заданиями на развитие координации движения, памяти. Чувства времени.
-- Итак, начнём! В добрый путь, друзья!
4. «Послушаем тишину!»
Задание: я засекаю время, вы его отсчитываете.
(Это задание приучает чувствовать время, экономно и рационально его использовать, чтобы многое успеть сделать: работа, отдых, хобби, друзья, спорт …
За верный ответ вы получаете 2 балла, примерный – 1 балл)
Словарная работа
Задание: я называю вам 6 слов, которые мы изучали, а вы должны их запомнить и отобразить без слов, используя рисунки, символы…
1. георгин |
2. бандероль |
3. Россия |
4. аккордеон |
5. кристалл |
6. троллейбус |
(Это задание позволяет развивать творческое начало у обучающихся и ассоциативное мышление)
«Словесный футбол»
Задание: давайте вспомним теорию, изученную по этой теме. Я бросаю мяч и задаю вопрос по пройденному материалу, а вы его возвращаете, проговаривая ответ. За верный ответ ставьте себе 1 балл в свои маршрутные листы.
На какие вопросы отвечают имена существительные?
Что они обозначают?
Как изменяются?
Какую синтаксическую роль в предложении выполняют?
Почему имена существительные называются неодушевлённые?
Почему слова Родина, Россия пишутся с большой буквы?
Какие ещё существительные будут являться именами собственными?
А почему в некоторых случаях собственные существительные пишутся ещё и в кавычках?
Какого рода слово ВОЕВОДА?
От чего зависит распределение существительных по родам?
Назовите пример существительного общего рода..
Какая буква - Е или И- пишется в П. П. 1 склонения?
«Рассчитайся по порядку!»
Задание: надо записать число, до которого мы дойдём, рассчитываясь по порядку в течение 1 минуты.
(Задание учит координировать свои действия, работать в коллективе, сотрудничеству, быстроте реакции)
6.Работа с текстом.
Маугли ушёл из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там- джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, с другого – густые джунгли подступали дугой. По равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай.
Задание:1) подчеркните все имена существительные.(26 б.)
2) над одушевлёнными существительными поставьте букву О (7б.)
3) выпишите из текста существительные 2 склонения.
(логово, дно, край, стадо, крик, лай)
Пантонима «У оленя дом большой»
Задание: учитель произносит небольшой текст, а учащиеся молча его изображают движением рук, мимикой лица..
«У оленя дом большой. Он сидит, глядит в окно. Мимо заюшка бежит и в окошечко стучит.
--Стук! Стук! Дверь открой! Там в лесу охотник злой!
--Зайка, зайка, забегай-ка! Лапу подавай-ка!»
(Это задание развивает воображение, координацию движения, создаёт хорошее настроение)
«Категория рода имён существительных»
Аукцион - разминка перед выполнением задания: на отдельных листочках 1 ряд пишут по одному существительному 1 склонения, 2ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения. («Кто быстрее?»)
Задание: откройте учебник на с. 186, № 146 и выпишите по рядам существительные: 1 ряд- мужского рода, 2 ряд – женского рода, 3 ряд – среднего рода. Задание выполняется в паре.
Получится:
1ряд—м. р.: шимпанзе, кенгуру, фламинго, маэстро, конферансье, колибри
2 ряд—ж.р.: шимпанзе, кенгуру, колибри
3 ряд –с.р.: пианино, жюри, ателье, какао, эскимо, такси, жалюзи.
«Отгадай действие»
Задание: в классе загадывается какое – то действие для вышедшего ученика. Он должен его отгадать во время движения по классу, реагируя на гласные, которые приозносит весь класс. (О—правильно движется ученик
А – движется неправильно)
(Задание учит прислушиваться к мнению других, доверять одноклассникам, координации движения, разряжает атмосферу в классе после напряжённой работы)
«Укажи падеж существительного»
Задание: это буквенный диктант- сетка: необходимо одной буквой обозначить падеж существительного.
На опушк… леса (П. п.)
По алле… парка (Д. п.)
В липкой паутинк… (П. п.)
Возле небольшой деревн…(Р.п.)
Занимался в библиотек… (П. п.)
Отказался от встреч… (Р. П.)
Ошибка в тетрад… (П. п.)
«Проверим словарную работу»
Задание: давайте вернёмся к нашим рисункам и впишем теперь без ошибок зашифрованные вами словарные слова.
12.»Слушаем тишину»
Задание: я засекаю время, вы его отсчитываете.
(Это задание приучает чувствовать время, экономно и рационально его использовать, чтобы многое успеть сделать: работа, отдых, хобби, друзья, спорт …
13.Рефлексия.
1) Сначала давайте запишем Д/З: произвести синтаксический разбор предложения: На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол.
2) ещё произвести морфологичесий разбор слова ствол.
3)—Быстро ли для вас прошёл урок и почему?
--Добились ли мы поставленных целей?
--Как, на ваш взгляд, можно ли учиться с удовольствием, получая от процесса радость?
--Подсчитайте количество баллов, заработанных вами в течение урока. Ваш максимум за урок –67 баллов(в зависимости от сидящего на данном ряду)
--Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку, выскажите свои замечания, пожелания.
-- Проверьте с помощью небольшого теста своё эмоциональное состояние на уроке. Выберите свой цвет пальмы.
-- Теперь сдайте свои маршрутные листы. Я проверю. Окончательный результат вашей работы я озвучу и прокомментирую на следующем уроке.
-- На этом урок завершён. Всего доброго! Спасибо за работу!
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ученика(цы):
Задание 1: «Отгадай загадку» |
|
Задание 2: «Целеполагание» --повторить… --уметь определять…и… |
|
Задание 3: «Послушаем тишину» |
|
Задание 4: «Словарная работа» |
|
Задание 5:»Словесный футбол»
|
|
Задание 6:»Рассчитайся по порядку»
|
|
Задание 7: «Работа с текстом»
|
Маугли ушёл из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там- джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, с другого – густые джунгли подступали дугой. По равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Задание:1) подчеркните все имена существительные.) 2) над одушевлёнными существительными поставьте букву О ) 3) выпишите из текста существительные 2 склонения.
|
Задание 8:»Категория рода имён существительных»
|
|
Задание 9: «Укажи падеж существительного»
|
На опушк… леса По алле… парка В липкой паутинк… Возле небольшой деревн… Занимался в библиотек… Отказался от встреч… Ошибка в тетрад… |
Задание 10: «Аукцион» |
|
Задание 11: «слушаем тишину» |
|
Домашнее задание: синтаксический разбор предложения: На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол. Морфологический разбор слова ствол. |
|
Рефлексия : оцените сою работу на уроке. Выскажите свои замечания, пожелания. |
|