Урок контроля знаний по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное»

3
0
Материал опубликован 14 April 2019

Итоговый урок по теме «Имя существительное» в 5 классе

Тип урока: урок контроля знаний и умений (с применением игровой и здоровьесберегающей технологий)

Цели урока:

Предметные:

-Организация повторения по теме «Имя существительное».

-Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

Личностные:

-Воспитание самостоятельности:

а) брать на себя ответственность;

б) брать ответственность за работу группы (пары) в целом,

в) развивать внимание, координацию движения,

г) развивать образное (ассоциативное) мышление,

д) вовлекать в активный творческий процесс познания.

-Воспитание интереса к предмету и уважительного отношения к родному языку.

Метапредметные:

-Развитие способности к анализу и обобщению.

-Развитие речи учащихся (как устной, так и письменной).

-Развитие творческих способностей

-Развитие познавательного интереса учащихся.


 

Задачи урока:

- деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


 

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация к учёбе.

Задача: вы все любите загадки. Посмотрите в свои маршрутные листы и отгадайте зашифрованные в диаграмме 2 слова. Учтите, что читать их надо по часовой стрелке.

Подсказка: эти слова являются синонимами, связаны со сферой общепита.

Слово учителя, постановка целей урока.

Действительно, эти слова ПОВАРИХА и СТРЯПУХА.

--Что общего есть у этих слов?

-- Докажите, что эти слова являются именами существительными.

--Учитывая, что сегодня у нас завершающий урок по теме «Имя существительное», чем мы сегодня должны заняться, на ваш взгляд?

(смотрите 2 задание в ваших маршрутных листах к уроку:

Повторить (ранее изученное по теме)

Уметь определять (морфологические признаки существительного и его синтаксическую роль в предложении)

--Напоминаю, что подобные уроки мы проводим в игровой форме с заданиями на развитие координации движения, памяти. Чувства времени.

-- Итак, начнём! В добрый путь, друзья!

4. «Послушаем тишину!»

Задание: я засекаю время, вы его отсчитываете.

(Это задание приучает чувствовать время, экономно и рационально его использовать, чтобы многое успеть сделать: работа, отдых, хобби, друзья, спорт …

За верный ответ вы получаете 2 балла, примерный – 1 балл)

Словарная работа

Задание: я называю вам 6 слов, которые мы изучали, а вы должны их запомнить и отобразить без слов, используя рисунки, символы…

1.

георгин

2.

бандероль

3.

Россия

4.

аккордеон

5.

кристалл

6.

троллейбус

(Это задание позволяет развивать творческое начало у обучающихся и ассоциативное мышление)


 

«Словесный футбол»

Задание: давайте вспомним теорию, изученную по этой теме. Я бросаю мяч и задаю вопрос по пройденному материалу, а вы его возвращаете, проговаривая ответ. За верный ответ ставьте себе 1 балл в свои маршрутные листы.

На какие вопросы отвечают имена существительные?

Что они обозначают?

Как изменяются?

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют?

Почему имена существительные называются неодушевлённые?

Почему слова Родина, Россия пишутся с большой буквы?

Какие ещё существительные будут являться именами собственными?

А почему в некоторых случаях собственные существительные пишутся ещё и в кавычках?

Какого рода слово ВОЕВОДА?

От чего зависит распределение существительных по родам?

Назовите пример существительного общего рода..

Какая буква - Е или И- пишется в П. П. 1 склонения?

«Рассчитайся по порядку!»

Задание: надо записать число, до которого мы дойдём, рассчитываясь по порядку в течение 1 минуты.

(Задание учит координировать свои действия, работать в коллективе, сотрудничеству, быстроте реакции)

6.Работа с текстом.

Маугли ушёл из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там- джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, с другого – густые джунгли подступали дугой. По равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай.

Задание:1) подчеркните все имена существительные.(26 б.)

2) над одушевлёнными существительными поставьте букву О (7б.)

3) выпишите из текста существительные 2 склонения.

(логово, дно, край, стадо, крик, лай)

Пантонима «У оленя дом большой»

Задание: учитель произносит небольшой текст, а учащиеся молча его изображают движением рук, мимикой лица..

«У оленя дом большой. Он сидит, глядит в окно. Мимо заюшка бежит и в окошечко стучит.

--Стук! Стук! Дверь открой! Там в лесу охотник злой!

--Зайка, зайка, забегай-ка! Лапу подавай-ка!»

(Это задание развивает воображение, координацию движения, создаёт хорошее настроение)


 

«Категория рода имён существительных»

Аукцион - разминка перед выполнением задания: на отдельных листочках 1 ряд пишут по одному существительному 1 склонения, 2ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения. («Кто быстрее?»)

Задание: откройте учебник на с. 186, № 146 и выпишите по рядам существительные: 1 ряд- мужского рода, 2 ряд – женского рода, 3 ряд – среднего рода. Задание выполняется в паре.

Получится:

1ряд—м. р.: шимпанзе, кенгуру, фламинго, маэстро, конферансье, колибри

2 ряд—ж.р.: шимпанзе, кенгуру, колибри

3 ряд –с.р.: пианино, жюри, ателье, какао, эскимо, такси, жалюзи.


 

«Отгадай действие»

Задание: в классе загадывается какое – то действие для вышедшего ученика. Он должен его отгадать во время движения по классу, реагируя на гласные, которые приозносит весь класс. (О—правильно движется ученик

А – движется неправильно)

(Задание учит прислушиваться к мнению других, доверять одноклассникам, координации движения, разряжает атмосферу в классе после напряжённой работы)


 

«Укажи падеж существительного»

Задание: это буквенный диктант- сетка: необходимо одной буквой обозначить падеж существительного.

На опушк… леса (П. п.)

По алле… парка (Д. п.)

В липкой паутинк… (П. п.)

Возле небольшой деревн…(Р.п.)

Занимался в библиотек… (П. п.)

Отказался от встреч… (Р. П.)

Ошибка в тетрад… (П. п.)


 

«Проверим словарную работу»

Задание: давайте вернёмся к нашим рисункам и впишем теперь без ошибок зашифрованные вами словарные слова.


 

12.»Слушаем тишину»

Задание: я засекаю время, вы его отсчитываете.

(Это задание приучает чувствовать время, экономно и рационально его использовать, чтобы многое успеть сделать: работа, отдых, хобби, друзья, спорт …

13.Рефлексия.

1) Сначала давайте запишем Д/З: произвести синтаксический разбор предложения: На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол.

2) ещё произвести морфологичесий разбор слова ствол.

3)—Быстро ли для вас прошёл урок и почему?

--Добились ли мы поставленных целей?

--Как, на ваш взгляд, можно ли учиться с удовольствием, получая от процесса радость?

--Подсчитайте количество баллов, заработанных вами в течение урока. Ваш максимум за урок –67 баллов(в зависимости от сидящего на данном ряду)

--Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку, выскажите свои замечания, пожелания.

-- Проверьте с помощью небольшого теста своё эмоциональное состояние на уроке. Выберите свой цвет пальмы.

-- Теперь сдайте свои маршрутные листы. Я проверю. Окончательный результат вашей работы я озвучу и прокомментирую на следующем уроке.

-- На этом урок завершён. Всего доброго! Спасибо за работу!
 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ученика(цы):

Задание 1: «Отгадай загадку»

 

Задание 2: «Целеполагание»

--повторить…

--уметь определять…и…

 

Задание 3: «Послушаем тишину»

 

Задание 4: «Словарная работа»

 

Задание 5:»Словесный футбол»

 

 

Задание 6:»Рассчитайся по порядку»

 

 

Задание 7: «Работа с текстом»


 


 


 


 


 


 


 

 

Маугли ушёл из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там- джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, с другого – густые джунгли подступали дугой. По равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай.

Задание:1) подчеркните все имена существительные.)

2) над одушевлёнными существительными поставьте букву О )

3) выпишите из текста существительные 2 склонения.


 

 

Задание 8:»Категория рода имён существительных»

 

 

Задание 9: «Укажи падеж существительного»

 

На опушк… леса

По алле… парка

В липкой паутинк…

Возле небольшой деревн…

Занимался в библиотек…

Отказался от встреч…

Ошибка в тетрад…

Задание 10: «Аукцион»

 

Задание 11: «слушаем тишину»

 

Домашнее задание: синтаксический разбор предложения:

На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол.

Морфологический разбор слова ствол.

 

Рефлексия : оцените сою работу на уроке. Выскажите свои замечания, пожелания.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.