Урок-лабораторная работа по физике «Определение коэффициента трения скольжения» (10 класс)
Тема: Лабораторная работа № 4 « Определение коэффициента трения скольжения»
Цель урока: Развитие практических навыков.
Задачи:
Образовательная: научить анализировать и обобщать результаты полученные опытным путем с теоретическими данными.
Развивающая: развивать у учащихся практические навыки.
Воспитательная: воспитание внимательности, аккуратности, умения работать в паре.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас приготовлено к уроку. У вас на столах должны быть рабочие тетради, дневники, учебники, линейки. Карандаши, ручки и ластики. Кроме этого вам понадобятся тетради для лабораторных работ.
2. Актуализация знаний (выявление имеющихся знаний , умений и навыков. )
На прошлых уроках мы с вами проходили силу трения. Вспомним, что это за сила, от чего она зависит, как ее можно найти.
Фронтальный опрос.
Какую силу называют силой трения?
Что является причиной возникновения этой силы?
От чего зависит сила трения?
Как можно найти силу трения?
Что показывает коэффициент трения?
От чего зависит коэффициент трения?
Рассказывая о полезном и вредном действии силы трения покоя, ученик отметил, что для колес автомобиля сила трения полезна. В чем неточность ответа ученика?
Как можно рассчитать коэффициент трения?
3. выполнение лабораторной работы
Откройте тетради для лабораторных работ. Запишите число и тему л/р «Измерение коэффициента трения скольжения»
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен-
Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения дерева по дереву, дерева по пластику.
Оборудование: деревянный брусок, деревянная и пластиковая линейки, набор грузов известной массы ( по 100 г), динамометр.
ХОД РАБОТЫ:
Уровень А
Определите с помощью динамометра вес бруски Рбр и запишите в приведенную ниже таблицу.
Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку ( положите брусок на пластиковую линейку). На брусок поставьте груз.
Поставив на брусок один груз, тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу. Повторите опыт, поставив на брусок 2 и 3 груза. Записывайте каждый раз в таблицу значения силы трения Fmр и силы нормального давления N = Рбр + Ргр.
№ опыта |
Рбр, Н |
N, Н |
Fmр, Н |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|
|
4.Начертите оси координат N и Fmр, выберите удобный масштаб и нанесите полученные три экспериментальные точки
Оцените (качественно), подтверждается ли на опыте, что сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления: находятся ли все экспериментальные точки вблизи одной прямой, проходящей через начало координат.
Запишите сделанный вами вывод.
Вычислите коэффициент трения по формуле , используя результаты опыта № 3 (это обеспечивает наибольшую точность) и запишите его значение.
Рассчитайте максимальную относительную погрешность измерения коэффициента трения. Так как
Из формулы (1) следует, что с наибольшей погрешностью измерен коэффициент трения в опыте с одним грузом (так как в этом случае знаменатели имеют наименьшее значение) .
Основным измерительным прибором в этой работе является динамометр. Динамометр имеет погрешность Δд =0,05 Н. Она и равна погрешности измерения, если указатель совпадает со штрихом шкалы. Если же указатель в процессе измерения не совпадает со штрихом шкалы (или колеблется), то погрешность измерения силы равна ΔF = = 0,1 Н.
Найдите абсолютную погрешность
и запишите ответ в виде
Уровень В
Дополнительное задание
Как с помощью линейки, бруска с грузами и доски определить коэффициент трения дерева по дереву, дерева по пластику?
Поставить брусок на доску в горизонтальном положении и медленно наклонять её точно до того момента, когда брусок начнёт движения. Затем измерить угол наклона доски и построить проекцию, силу тяжести в направлениях, параллельном и перпендикулярном доске. Отношение этих проекций и будет искомым коэффициентом
,
А теперь давайте проверим, совпали ли ваши результаты с табличным значением μ дерева во дереву, дерева по пластику. Эти данные вы можете найти в справочнике по физике.
Вы убедились что полученные вам данные близки по значению с табличными. А как вы думаете, почему они не совсем равны с табличными?
4. Итоги урока. А теперь подводим итоги нашего урока: вы измерили коэффициент трения скольжения дерева по дереву, дерева по пластику. Ознакомились с двумя способами определения μ, практически рассчитали эти значения и убедились, что значение μ зависит от материалов соприкасающихся поверхностей, качества их обработки и не зависит от массы тела, не зависит от того, каким способом вы его определяли. Запишите вывод в ваших тетрадях.
5. Домашнее задание : повторить параграф 14