Лабораторная работа по экологии «Определение водоудерживающей способности растений» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Способность растений разных видов и сортов выносить обезвоживание можно определить, используя эксикаторный метод, предложенный П. А. Генкелем.
Цель работы: изучить водоудерживающую способность растений.
Материалы и оборудование: растения пшеницы, ячменя, овса, проса, кукурузы, различающиеся по способности удерживать воду; виды диких растений из различных мест обитания; серная кислота; нейтральный красный (1:5000); 1 М сахароза; ножницы; лезвия бритвы; эксикаторы; предметные и покровные стекла.
Ход работы. Из листьев бритвой вырежьте полоски по 3—4 см, поместите в бюксы и выдержите в течение 2—3 ч в эксикаторе над серной кислотой (1:1). Затем из каждой полоски приготовьте по одному срезу эпидермиса, окрасьте нейтральным красным и плазмолизируйте 1 М раствором сахарозы. Подсчитайте число живых клеток (плазмолизированных) в поле зрения микроскопа. По каждому срезу подсчет ведите в двух полях зрения. Результаты опыта запишите по следующей схеме.
Вариант |
Кол-во плазмолизированных клеток % |
Выводы о водоудерживающей способности |
1 |
||
2 |
Контрольные вопросы
1.Какое значение имеет способность растений переносить обезвоживание тканей?
2.Как вы думаете, какие экологические группы растений лучше переносят обезвоживание: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты?
3.На чем основывается метод определения водоудерживающей способности растений, предложенный П. А. Генкелем?
Проектирование водоудерживающего ландшафта
Экологические группы растений. Ксерофиты
Экологические группы растений. Мезофиты
Экологические группы растений. Гидатофиты
Презентация Экологические группы растений Значение воды в жизни
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций