Лабораторная работа по экологии «Определение жизнеспособности пыльцы (по Шардакову)» (8–10 класс)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Определение жизнеспособности пыльцы (по Шардакову)
У засухоустойчивых сортов растений пыльца более жизнеспособна. Ухудшение водообеспеченности снижает жизнеспособность пыльцы у устойчивых растений в меньшей степени, чем у неустойчивых, что определяется по наличию в пыльцевых зернах пероксидазной активности. Пыльцевые зерна, характеризующиеся сравнительно высокой активностью пероксидазы, окрашиваются в красноватый или малиновый цвет.
Нежизнеспособная пыльца (с низкой пероксидазной активностью или отсутствие ее) окрашивается в желтоватый цвет или остается бесцветной.
Цель работы: определение жизнеспособности пыльцы.
Материалы и оборудование: пыльца пшеницы; предметные и покровные стекла; 3-бензидин основной (0,2 г в 100 мл 50%-ного этилового спирта); а-нафтол (0,2 г в 100 мл дистиллированной воды); Ка2С03 (0,25 г в 100 мл дистиллированной воды); перекись водорода; микроскопы; препаровальные иглы; предметные и покровные стекла.
Ход работы. На предметное стекло кисточкой нанесите нативную пыльцу, предварительно подсушенную при 26 °С в течение 20 ч. К пыльце при помощи стеклянной палочки добавьте смесь четырех растворов в равных объемах: бензидина основного, а-нафтола, №С03 и 0,3%-ной перекиси водорода.
Пыльцу и раствор перемешайте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом. Если под покровным стеклом накопилось много пузырьков воздуха, дайте препарату постоять некоторое время. Через 3—4 минуты исследуйте пыльцу при малом увеличении микроскопа. По окраске пыльцевых зерен сделайте вывод относительно жизнеспособности пыльцы. Для определения процента жизнеспособности пыльцы проведите ее подсчет в двух-трех полях зрения микроскопа. Результаты опыта запишите по следующей схеме.
Жизнеспособность пыльцы разных видов растений
Вариант |
Жизнеспособность пыльцы, % |
Выводы |
На территории зоны защитных мероприятий и санитарно защитной зоны объекта по уничтожению химического оружия пос. Леонидовка. по методике В. С. Шардакова. Показано, что на территориях с высоким уровнем химического загрязнения жизнеспособность пыльцы снижается, а процент уродливой пыльцы значительно возрастает в сравнении с незагрязнённой территорией. Сделан вывод, что данную методику можно использовать для определения уровня химического загрязнения территорий.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается метод определения жизнеспособности пыльцы по Шардакову?
2.Какое экологическое значение для растений имеет сохранение ее жизнеспособности?
3.Что такое засухоустойчивость?
Пыльца растений под микроскопом.
Опыление. Двойное оплодотворение
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций