Урок литературы по произведению Л.Н. Толстого «Жилин и Костылин: разные судьбы» (5 класс)
Тема урока: Жилин и Костылин: разные судьбы (по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Пояснительная записка
На изучение творчества Л.Н. Толстого в 5 классе отводится 3 часа: 2 урока - на изучение произведения и 1 урок - на обучение сочинению по произведению. Урок "Жилин и Костылин: разные судьбы" - второй урок по рассказу Толстого "Кавказский пленник".
Тип урока - комбинированный.
Планируемый результат и уровень усвоения:
- Предметные умения:
Знать содержание прочитанного произведения.
Уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
- Метапредметные универсальные учебные действия:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, осознаёт возникающие трудности, ищет причины и пути их преодоления.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника, словаря.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения; строит набольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Используемые образовательные технологии:
1. Технология Студия (личностно-ориентированное обучение)
2. Здоровьесберегающие технологии.
Уроки по творчеству Л.Н. Толстого помогают воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, с формированием представления о здоровье как ценности, мотивацией на ведение здорового образа жизни, так как всю жизнь сам писатель вёл здоровый образ жизни. Спорт, труд физический и умственный, пешие прогулки и прогулки верхом - этим Толстой занимался ежедневно.
Цели:
Учить отбирать материал из текста для работы над темой
Развивать навыки сопоставительной характеристики героев
Воспитывать силу воли, духа, выносливость, потребность в здоровом образе жизни (на примере характера Жилина и образа жизни автора произведения Л.Н.Толстого)
Оборудование: учебник-хрестоматия, рисунки учащихся, фотографии.
Словарная работа: авторская позиция, говорящая фамилия, идея
Технология: Студия (личностно-ориентированное обучение)
Индивидуальное домашнее задание к уроку: найти в толковом словаре значение слов "Жила" и "Костыль". Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев
Люди как река: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но
каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая,
то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая...
Л. Толстой
Ход урока
1. Пролог.
Цель: психологический настрой на предстоящую деятельность
Обращение к группе: ребята
Обозначение темы
Цель: прийти к пониманию того, почему при наличии двух пленных рассказ называется "Кавказский пленник"? Почему в одних и тех же условиях герои ведут себя по-разному?
Мотивы: каждый должен определить, какой урок извлёк из прочитанного рассказа лично для себя (личностный смысл для каждого; забота о самочувствии каждого)
2. Этюд (художественный образ)
- Ребята, закройте глаза. Учитель читает слова:
Лето
Кавказ
Солнце
Жара
Пыль
Голая степь
Ущелье
Камни
Крепость
Война
- Какие ощущения вы испытали во время произнесения слов, что почувствовали?
(Примерные ответы: Сначала было хорошо, тепло, радостно (лето, Кавказ, солнце), но потом почувствовали неприятные ощущения (жара, пыль, голая степь, война).
Учитель предлагает посмотреть фотографии примерно тех мест, где происходили события рассказа (личностный смысл: в этих местах был учитель)
3. Экспликация (центральная часть студийной работы)
Работа в группах с текстом:
1-я группа: Глава 1.
- Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар (сравнить)
2-я группа: Чтение по ролям (глава 3, сцена "Выкуп")
- Почему Костылина татары назвали "смирный"?
3-я группа: Главы 3 - 4, выписать в два столбика глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина.
- К кому из героев можно отнести понятия: "действие" и "бездействие"?
4-я группа: Сцена "Побег"
- Как ведёт себя Жилин?
- Какую фразу повторяет Жилин несколько раз?
- Что это добавляет к характеристике героя?
5-я группа: Пересказ, близкий к тексту, эпизода "прощание Жилина с Диной"
- Почему, по-вашему, второй побег удался?
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба на месте)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на корточках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно на урок мы попадем (обычная ходьба на месте)
Беседа по итогам групповой работы:
- Справедливо ли говорят о Жилине "джигит", а о Костылине "смирный"?
- Какие для этого основания?
- Почему жизнь аула показана только через восприятие Жилина?
- Какой из героев вызывает симпатию даже у врагов? Почему?
- Какой из героев , по-вашему, больше нравится автору? А вам?
4. Практикум.
Работа с иллюстрациями учащихся (рассказать, какие проиллюстрировали эпизоды)
Исследовательская работа со словарём (реализация индивидуального домашнего задания)
а) Найти в словаре значение слов "Жила" и "Костыль";
б) Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев
Выводы: фамилии героев находятся в паре, даже рифмуются. Жила - прочное окончание мышц, отсюда слово "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль - палка для хромых, безногих, то есть можно сказать, что фамилия характеризует второго героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Так автор с помощью фамилии героев даёт им дополнительную характеристику и выражает своё отношение.
Выводы по уроку
Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Ещё до плена можно было догадаться, что герои ведут себя по-разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует.
Л. Толстой изображает героев в экстремальной ситуации, но подобный тип поведения можно наблюдать и в повседневной, мирной жизни. Сам писатель всегда вёл очень активный образ жизни, всегда был в движении. (Сообщение учащегося на тему "Здоровый образ жизни Л.Н. Толстого" ( см. Приложение)
Личностный смысл: от поведения человека, от его образа жизни зависит его судьба.
- А как от вашего отношения к урокам, от вашего образа жизни сегодня будет зависеть ваша судьба? Кому из героев вы хотели бы подражать?
Обращение к эпиграфу.
5. Рефлексия.
- Что мы делали на уроке?
- Что поняли?
- Что чувствовали?
- За этот час я понял, что...
Выставление и комментирование оценок за урок.
6. Домашнее задание:
1. Составить план для ответа на вопрос: "Какие эпизоды и как показывают разницу в поведении героев?"
2. Напишите свои размышления об образе жизни героев произведения Л.Н. Толстого
до описываемых событий.
3. Опишите один день из своей жизни. Что вы делаете ежедневно для того, чтобы вырабатывать выносливость организма, силу воли и духа? (Учащиеся выполняют одно из заданий по своему выбору)
Приложение
Свой день Толстой делил на четыре части, называя их "мои четыре упряжки". Первые три приходились на утреннее время, а день толстого начинался рано, не позднее 5 часов утра. Первую часть он посвящал физическим упражнениям и зарядке. его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. в хамовническом доме-музее до сих пор хранятся гантели, с которыми он совершал утренние упражнения. Толстой освоил все основные виды спорта. Причём в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. Хотя как раз в шахматы Толстой нередко проигрывал, так как был нетерпелив и стремителен, придерживался наступательного стиля игры. Его партии до сих пор публикуются в шахматных журналах мира.
Могучая сила не убывала в нём до последних дней. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Толстой считал, что верховая езда поддерживала его здоровье и снимала напряжение умственных занятий. Чуть позже можно было видеть Льва Николаевича, едущего на велосипеде. Велосипед был подарен Толстому, когда ему уже было 67 лет. С учениками яснополянской школы он любил такую игру: дети наваливались на него, цеплялись за руки и ноги, а Толстой поднимал всю эту пирамиду. Зимой Лев Николаевич часто бегал с гурьбой раскрасневшихся мальчишек, увлечённо играя в снежки, устраивая массовые снежные баталии. Утро продолжал полезный физический труд.
Толстой был убеждён, что труд - самая важная нравственная обязанность каждого человека. В течение двадцати зим, которые он жил в московских Хамовниках, Толстой сам убирал свои комнаты. В доме стояла спиртовка, на которой Лев Николаевич сам варил себе ячменный кофе, иногда - овсяную кашу, неизменный завтрак после прогулки. Затем пилил и колол дрова, раскладывая их около десяти печей, привозил воду на день. Полезный физический труд сменялся творческим трудом. Третья часть утра была посвящена умственной работе. Толстой писал. В это время в доме наблюдалась полная тишина. Любой звук "тормозил" работу, а Толстой любил все делать быстро. Во время работы отвлекать писателя не позволялось никому. Исключительное право зайти в кабинет имела только Софья Андреевна. Четвертая, не менее важная часть дня - общение с людьми. В Хамовники, в Ясную Поляну, в дома друзей, где гостил Лев Николаевич, к вечеру приходили люди.
В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в Ясной Поляне. О своей страсти к физическим занятиям он писал так: при усидчивой умственной работе без движения и телесного труда - сущее горе."Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие - то, и ночь проводится без сна".
Лев Николаевич Толстой на катке.