Урок литературы в 10 классе «"Убивать? Убивать-то право имеете?" История преступления Раскольникова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
Убивать? Убивать-то право имеете?» История преступления Раскольникова.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить путь Раскольникова к преступлению и мотивы его совершения; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- «Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.
…Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове… Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу: она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все были сморщены и искажены судорогой.»…
«Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят… Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть…Он бросился на нее с топором: губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась…»
Как пришел Родион Раскольников к такому страшному преступлению? На этот вопрос нам и предстоит ответить сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?
Родион Романович Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает «раздвоение». Другое толкование связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»).
- Таким образом, в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»: отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, всегда готовый сострадать и помогать ближнему, не гнушающийся ничьим обществом, тянущийся к людям, и злой и нелюдимый, холодный философ, презирающий людей.
Кульминационный момент, в котором запечатлена борьба двух противоположных начал в Раскольникове, - встреча с пьяной девочкой на бульваре. Перескажите этот эпизод.
Раскольников «заметил впереди себя… идущую женщину, но сначала не остановил на ней никакого внимания», однако в ней было что-то странное, и «ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного». «Во-первых, она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками. На ней было шёлковое, из легкой материи (“матерчатое”) платьице, но тоже как-то очень чудно надетое, едва застёгнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное; целый клок отставал и висел болтаясь. Маленькая косыночка была накинута на обнажённую шею, но торчала как-то криво и боком. К довершению, девушка шла нетвёрдо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны». «Вглядевшись в неё, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление... Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее». Тут же Раскольников заметил и господина, похожего внешне на Свидригайлова (Родион так и обзовёт его), который преследовал пьяную девушку с определёнными целями. Раскольников вначале пытается спасти напоенную и уже явно какими-то негодяями обесчещенную девушку от нового насильника, отдал городовому последние двадцать копеек на это, но потом его «как будто что-то ужалило», и Раскольников говорит городовому: «Оставьте!..Бросьте! Пусть его позабивится!»
- Чем объясняется странное поведение Раскольникова в этом эпизоде?
Злясь на самого себя, Раскольников говорит: «…Пусть их переглотают друг друга живьём, - мне-то чего?». Герой размышляет о судьбе девочки: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, гово-рят, должен уходить каждый год…чтоб остальных освежать и им не мешать». Поэтому Раскольников и махнул в ожесточении рукой: мол, какое ему дело до этой девушки, если всё равно она в «процент погибших» попадёт?
- Однако встреча эта не прошла бесследно: пьяная обесчещенная девушка напомнила и о судьбе Сони Мармеладовой и, главное, заставила вспомнить о сестре, «продающей» себя Лужину: «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадёт!..» Вероятно, встреча с пьяной несчастной девушкой на бульваре и стала самой последней каплей, которая перевесила в душе Раскольникова чашу весов в пользу осуществления его «идеи». И он решился на преступление.
Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве стару-хи-процентщицы. Достоевский примечает «малейшие движения его души, все оттенки его состоя-ний…», то, как крепнет эта мысль, как она набирает силу. Какую роль в этом сыграл разговор сту-дента и офицера, подслушанный Раскольниковым в трактире?
«Этот ничтожный …разговор имел чрезвычайное на него влияние…как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…». Студент говорит о том, что убил бы и ограбил старуху «без всякого зазору совести»: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная…всем вредная…с другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки… Сто, тысячу добрых дел…можно устроить … на старухины деньги… Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»
- Мысли студента были созвучны мыслям самого Раскольникова, увидевшего в этом разговоре «предопределение, указание». Если первоначально герой «не верил этим мечтам своим», то спустя месяц он идёт «делать пробу своему предприятию». Какую роль в преступлении Раскольникова играет письмо, полученное из дома? Почему оно «измучило» героя?
- Раскольников понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармела-довых. Душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации, ощущение безысходности дово-дят героя до отчаяния, но при этом ему присущи безмерная гордость и уверенность в своей исключи-тельности.
Накануне преступления Раскольников видит сон. О чём этот сон? Каков его смысл?
Раскольникову снится, что ему семь лет, он гуляет с отцом в праздничный день. Они идут на клад-бище мимо кабака, возле которого стоит запряжённая в большую телегу тощая лошадёнка. Из ка-бака выходят пьяные, и Миколка (то же имя, что и у красильщика, взявшего на себя вину Расколь-никова) усаживает в телегу шумную подгулявшую толпу. Лошадь не может сдвинуть телегу с ме-ста. Миколка беспощадно бьёт её кнутом, потом оглоблей, два мужика секут лошадь с боков. Мальчик пытается заступиться, плачет, кричит. Миколка добивает клячу ломом. Родион подбега-ет «к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её», потом бросается с кулачками на Миколку, подбегает отец и выносит его из толпы. Раскольников «проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе».
Смысл сна: писатель открывает истинную душу Раскольникова, показывает, что задуманное им насилие противоречит натуре героя.
- Символический сон о лошади выражает жертвенно-альтруистический аспект характера героя. Про-снувшись, Раскольников дрожит как осиновый лист, понимает, что не решится на убийство, не вы-терпит, не вынесет его. Однако окончательное решение оказалось другим. Как оно было принято?
«Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без воображений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать»
- Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.
Опишите приготовления героя к убийству.
Раскольников из старой рубашки «выдрал тесьму» и пришил её концы к пальто «под левую мышку изнутри»: «петля назначалась для топора», «стоит только вложить в неё лезвие топора, и он будет висеть спокойно под мышкой изнутри». Из щели между диваном и полом Раскольников вытащил «заклад»: деревянную дощечку, величиной и толщиной похожую на серебряную папиросоч-ницу, потом «прибавил к дощечке гладкую и тоненькую железную полоску… Сложив обе дощечки… он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким образом минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что "вещь" деревянная».
- Почему так подробен и тщателен в представлении деталей автор?
- Как нарисована картина убийства? На что обращает внимание писатель? Перескажите этот эпизод.
- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?
- Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступле-ние, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («расстегнул пальто и высвободил топор, но не вынул совсем…руки были слабы…ему слышалось, как они …немели и деревенели…он боялся, что выпус-тит и уронит топор... вдруг голова его как бы закружилась.… вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила…Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом и все по темени».
Итак, старуха убита. Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которых Раскольников допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложнее любой «арифметики».
4.Итоги.
- Итак, подведём итог всему сказанному на уроке. Каков путь Раскольникова к преступлению?
- душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,
- безмерная гордость и уверенность в своей исключительности
- разговор студента и офицера в распивочной,
- теория о «двух разрядах»
- «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)
- мысль героя – решиться хоть на что-нибудь,
- Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.
- Что же толкает героя на преступление? Каковы его мотивы?
1. «Он был задавлен бедностью».
2. Отчужденность, одиночество приводят Раскольникова к тому, что он всюду видит подтверждение своей теории. Герой хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или право имеет.
3) Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом. Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление. Герой хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью.
- После убийства жизнь Раскольникова становится невыносимой: …Это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему… Ему гадки были все встречные, - гадки были их лица, походка, движение. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…». Жизнь подталкивает героя к анализу произошедшего, и уйти от этого Раскольникову невозможно.
5.Д/З: прочитать 2 и 3 части романа, подготовить рассказ о теории Раскольникова.
Использованная литература
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
Кольцов Алексей Вячеславович