Урок литературы в 11 классе «"Громкая" и "тихая" лирика. Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов»
Урок литературы в 11 классе
«Громкая»(эстрадная) и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов)
Цели:
образовательные:
изучение своеобразия эволюции поэзии во второй половине XX в., особенностей «громкой « ( эстрадной) и «тихой» лирики;
расширение знаний о жизни и творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н.Рубцова;
обучение анализу поэтического текста;
развивающие: содействовать развитию
умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;
информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;
умения общаться через работу в творческих группах;
совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
навыка рефлексивных действий;
воспитательные:
воспитание гражданских и патриотических чувств;
способствовать формированию читательской культуры;
побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству поэтов-шестидесятников.
Методические приемы: чтение и анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление уч-ся.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Технологии: личностно-ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение
Междисциплинарные связи: история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.
УМК: Зинин В.А., Чалмаев С.А. Литература 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М: Русское слово
Сценарий урока
1. Оргмомент. Мотивация
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
1) Учебный диалог по теме «Особенности «лейтенантской прозы»» 2) Постановка учебной проблемы: Россия! Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов) На больших сквозняках хлопоча, Спешит наш век. Слова мелькают, Вопрос: - Как вы думаете, какие особенности времени и лирики отражены в этих высказываниях? | Высказывание уч-ся, постановка вопросов по теме. Выдвигают гипотезу: 1960-е гг – время бурных «прорывов», требующее новой «громкой» литературы. |
3. Выявление места и причины затруднения
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа Вопрос: - Почему вам трудно ответить на предложенные вопросы, выдвинуть гипотезу? | Участвуют в полилоге. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Организует беседу по постановке целей урока Задание: сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на сегодняшний урок, с опорой на следующие фразы: Актуализировать… Формировать… Совершенствовать… Воспитывать… | ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя). |
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
1. Слово учителя (+ презентация) Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени. Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия. Начало ей Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла. Первый отрезок (1953—1954) — теоретический: освобождение от предписаний нормативной (канонической) эстетики, «правил» подхода к действительности, отбора «правды» и «неправды», возникших в предвоенные и послевоенные годы под влиянием сталинизма. Второй отрезок (1955—1960) — утверждение нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек. Молодые поэты, пришедшие в середине 60-х и опоздавшие к «политехническим» аудиториям, уже возмущались официозом и эстрадной фальшью первой поэтической волны, стремились избавиться от нарочитости и сохранить, хотя бы потенциально, саму аудиторию, эстраду. Такими были поэты СМОГа (Самое Молодое Общество Гениев или Смелость, Мысль, Образ, Глубина!): Леонид Губанов, Владимир Алейников, Юрий Кублановский, Ажадий Пахомов. = Прочитайте высказывания о том времени, прокомментируйте их. А. Величанский: В. Британишский: Молодые студенческие поэты нашего поколения совсем не обязательно были политическими поэтами. Но факт существования массового поэтического движения в студенческой среде был в тот момент фактом политическим. Так его и осознавали власти, и вскоре поэтическое движение и молодая поэзия оказались объектом преследований. Стремление зажать и задавить молодую поэзию и молодую литературу забавным образом сопровождалось постоянной фальшивой болтовней о „внимании“ к молодым, к их „воспитанию“» Для “эстрадной поэзии”характерно: установка на аудиторию - единое “Мы”. воспевание научно-технического прогресса. устремленность в будущее; борьба с мещанством, деньгами и привилегиями главное духовность в жизни. Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает «тихая лирика». В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания. ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ» | Делают записи в тетрадях |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Исследовательская работа с текстами в группах/ парах по теме «Особенности эстрадной и «тихой» лирики» Задания: 1 гр. – творчество Е.Евтушенко, Р.Рождественского = Изучите материал учебника (с.266-267, 268-269). = Изучите тезисы о творчестве поэтов, высказывание о поэзии Евтушенко. Докажите их или опровергните с опорой на проанализированные стихи поэтов (+ выразительное чтение стих-й). Страстность и высокая гражданственность лирики: стихотворения «Карьера», «Гражданственность — талант нелегкий...», «В церкви Кошуэты», «Русские таланты», «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны?..», «Граждане, послушайте меня...» (направленность на очищение чувства и сознания людей от воздействия сталинизма). Большое внимание к человеческим судьбам, особенно женским: стихотворения «Спутница», «Свадьба», «Играла девка на гармошке...», «По ягоды», «Кассирша», «В магазине», «Мама», «Настя Карпова», «Памяти Ксении Некрасовой», «Изба», «Так уходила Пьяв», «Старухи», «Памяти Ахматовой», глава «Нюшка» из поэмы «Братская ГЭС». О творчестве Евтушенко: «Евтушенко любит эпизоды, события, происшествия, случающиеся на свете, наблюдает мир во всей смачности его реальности. Он поэт главным образом „визуальный“. Все, что автор хочет сообщить, он сообщает нам через показ, через описание, через картину, дающую пищу глазу. Большинство его стихов — это новеллы, это сюжетные рассказы. Ему нравится конкретная, более того — сверхконкретная подробность. Описывая современника, молодого человека „в пальто незимнем, в кепке рыжей“, он не удерживается, чтобы не вставить такую, казалось бы, случайную деталь: „Сосульку, пахнущую крышей, он в зубы зябкие берет“. Эпитет „зябкие“ — единственно точный, предельно ощутимый. <...> Евтушенко пристально наблюдает повседневную жизнь. Никто так, как он, не выполняет гётевский совет „жить изо всех сил сегодняшним днем“. Поэт замечает все микроскопические черточки быта. <...> Поэту свойственно откровенно публицистическое отношение к действительности. И он этого не скрывает. „Спешите, если есть куда спешить“, — программно заявляет он. Естественный демократизм присущ Евтушенко. Он снова подтвердил, что для поэзии нет прозаического материала». (Е. Винокуров. «Е. А. Евтушенко», 1969.) 2 гр. – творчество Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского. = Изучите материал карточки-информатора: Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась в 1937 году в Москве. С 1955 по 1960 год училась в Литературном институте имени М. Горького. В 1962 году выпустила первый сборник стихотворений «Струна». Всего вышло около десяти сборников ее стихов. Как Евтушенко и Вознесенский, много ездила по стране и по миру, отражая в стихах и очерках впечатления от встреч с людьми. Андрей Андреевич Вознесенский родился в 1933 году в Москве, в семье научного работника. В 1957 году окончил Архитектурный институт. Через год опубликовал первые стихи. В 1960 году вышли два сборника стихов Вознесенского: «Парабола» в Москве и «Мозаика» во Владимире. Затем — около пятнадцати поэтических сборников. = Изучите тезисы о творчестве поэтов, высказываний о творчестве Вознесенского. Докажите их или опровергните с опорой на проанализированные стихи поэтов (+ выразительное чтение стих-й). Ахмадулина: Центральная тема поэзии Ахмадулиной — тема творчества, рождения прекрасного («Лунатики», «Свеча», «Воскресный день», «Ночь», «Слово», «Немота», «Другое», «Подражание», «Однажды, покачнувшись на краю...», «Стихотворения чудный театр...»). Важнейшей ценностью жизни поэтесса считает человеческие отношения — дружбу и любовь («По улице моей который год...», «Влечет меня старинный слог...», «Симону Чиковани»). Ахмадулина ищет гармонию между культурой, повседневным бытом и природой («Маленькие самолеты», «Сумерки», «Зима», «Случилось так, что двадцати семи...», «Плохая весна», «Не писать о грозе»). Природа в ее творчестве становится соучастницей человеческой жизни («Снегопад», «Метель», «Дом и лес», «Бьют часы, возвестившие осень...», «Как никогда, беспечна и добра...»). Особое место занимает любовная лирика («Пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше...», «Не уделяй мне много времени...», «Нежность», «Твой дом», «Мы расстаемся — и одновременно...»). В 2005 году Белла Ахмадулина стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Вознесенский: Одна из центральных тем поэзии Вознесенского — судьба мастеров. Тема эта начата в поэме «Мастера», в которой речь идет о строителях «крамольного храма» — семи древнерусских мастерах. От их судьбы поэт перекидывает мост к судьбам художников всех времен. Задача мастеров — выявлять сложную гармонию в больших и малых антимирах. Об этом — в поэме «Лонжюмо». «Поэзия — всегда революция. Революцией были для ханжества неоинквизиторских тюрем песни Лорки, который весь — внутренняя свобода, раскованность, темперамент. Тюльпан на фоне бетонного каземата кажется крамолой, восстанием». («Люблю Лорку», 1962.) Тема Великой Отечественной войны: «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя!», «Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом», «Доктор Осень», поэма «Ров» (посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя). Тема распада: в 60-е годы поэт говорит о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешающих рождению и утверждению нового; Н. Асеев в статье «Как быть с Вознесенским?» (1962) писал: «Андрей Вознесенский не сразу дошел до меня в своих первых стихах. Виноват был не он. Я просто не умел еще читать новый почерк. Глазами трудно освоить ритм непривычных строк. Чувствовалась культура автора, его стремление быть по-своему выразительным, но ключа к его мелодиям я тогда еще не нашел. Думаю, что этого лишены были и многие, не слышавшие голоса поэта. И только цикл стихов под общим названием „Треугольная груша“ заставил меня отыскать такой ключ. Здесь уместно сказать, что возмущение экстравагантностью названия часто оказывается просто недоразумением. В самом деле, почему треугольная груша? Да, во-первых, потому, что, если спроектировать форму груши, она окажется именно треугольной; а во-вторых, потому, что форма лампочки в американском метро имела именно такую форму. Так разъясняется недоуменный вопрос о заголовке цикла. | Работают по предложенным заданиям, заполняя таблицу. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Предлагает проанализировать стихотворения (по выбору учащихся; с использованием памятки-плана анализа лирического произведенияя): Н.Рубцов «Русский огонек» Ю.Кузнецов «Неизвестный солдат» | Читают, рецензируют чтение одноклассников и анализируют стихотворения Н.Рубцова, Ю.Кузнецова |
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Проводит подготовку к итоговому сочинению Р.р. Аналитическое задание: = В чем секрет массовой популярности поэтов 60-х годов, или как их называют, поэтов – «шестидесятников»? | Высказывание учащихся |
9. Этап рефлексии
Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий | Деятельность ученика |
Подведение итогов (возвращение к гипотезе). Прием «Неоконченное предложение» Сегодня на уроке было интересно…., сложным было…. Поясняет д/з: письменный анализ стихотворения (по выбору учащихся); аналитическое чтение повести В. Белова «Привычное дело», Ю.Трифонова «Обмен»; определение их проблематики; инд. д/з: сообщение + презентация «Жизнь и творчество В.Белова»; «Жизнь и творчество Ю.Трифонова». | Высказывание учащих Самооценка деятельности |
Приложение
План-памятка для анализа лирического произведения
1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.
2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).
3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.
4. Жанр стихотворения.
5. Тема и идея:
а) о каких явлениях жизни говорит поэт.
б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
6. Структура стихотворения:
а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).
б) фоника (аллитерация, ассонанс).
в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).
г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).
д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).
8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).
9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).
Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?
Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?
Некоторые литературоведческие термины
метрика — наука о стихотворных размерах
спондей — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов
пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе
цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы
фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции
аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи
ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи
глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов
гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге
двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма
закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук
кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА
конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы
мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге
начальная рифма — рифма из первых слов в строках
открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки
перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ
двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.
четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии
пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов
октава — восьмистишие ABABABCC
онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений
метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных
эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства
сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим
перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления
аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический
анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения
антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений
градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости
инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок
синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ
эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания
эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф
Использованная литература
Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. огранизаций. – М.: Просвещение, 2017
Фефилова Г.Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методи-
ческое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.
Преподавание литературы в ХI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. Часть II. — М.: АРКТИ, 2001
Презентация. Особенности "громкой" и "тихой" лирики
PPT / 474.5 Кб