12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гуркина Елена Ивановна45

Урок литературы

Класс: 6

Учитель: Гуркина Елена Ивановна

ТЕМА: «Н.Рубцов. Душа, подобная звезде».

ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.

ЦЕЛЬ УРОКА: расширение знаний о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, обучение анализу лирического произведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию представления о жизни и творчестве Н.М.Рубцова как поэта; показать, как дорога была поэту тема Родины, любви к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, слайдовая презентация.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение стихотворений, рассказ), наглядно-иллюстративные.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.М.Рубцова; презентация; эпиграф урока записан на доске: «Его стихи лучатся добрым светом» (Кайсын Кулиев).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: https://www.youtube.com/watch?v=cXMxl2z9KfI

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивационный этап

 

Слово учителя

В детстве каждый из нас ищет свой берег добра или зла на реке жизни. В наше бездуховное, ожесточенное время пробудить нас и очистить от грязи, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного способна светлая и чистая поэзия Николая Рубцова.

Что удивительно, так это то, что в реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в тёмную ненастную ночь в ней светит одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонёк в оконце. В его стихах предстает весь мир в полноте и гармонии:

Ночью я видел

Ломались берёзы!

Видел: метались цветы!

Гром, рассылающий

Гибель и слёзы,

Всех настигал с высоты.

Как это странно

И всё-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую весть!..

Слушают, настраиваются на урок

Слайдовая презентация

Формируемые УУД:

К.: формирование атмосферы сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

2. Целеполагание

 

- Как вы думаете, какова цель нашего урока и тема?

Как вы уже поняли из стихотворения, мы сегодня на уроке будем говорить о Н.Рубцове. Превыше всего он ценил в человеке его привязанность к родине, к земле, на которой трудится, к природе, окружающей человека, наделяющей его своими дарами. Видит поэт ширь родного северного края, бездонность неба, глубину вод. И хочется, чтобы мы сегодня прикоснулись к его сердцу и нежной чистой душе через его стихи.

- Посмотрите на экран, на котором изображено небо.

- О чем мы думаем, глядя на звездное небо?

А сейчас выполним задание:

- Напишите слова- ассоциации к слову «звезда».

- Подберите и запишите глаголы к слову «звезда».

Выдвижение гипотезы: Рубцов – человек и поэт подобно звезде освещает жизнь.

Учащиеся выполнят задание и отвечают на поставленные вопросы


 


 

Делают записи в тетради

Гипотеза записывается на доску.

Формируемые УУД:

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

3.Освоение нового

 

Слово о поэте (реализация индивидуального домашнего задания)

- Ребята, вы внимательно слушали ……… , скажите, что вас удивило (поразило) в жизни поэта?

Слово учителя.

У каждого поэта есть свой предмет поэзии. У Рубцова – интерес к природе. Он не спешит, внимательно всматривается и открывает читателю увиденное, настраивая его на волны добра и участия к людям, помогает открыть целый мир.

Индивидуальное сообщение

Презентация, подготовленная учеником

Формируемые УУД:

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

4. Анализ лирического произведения.

- Одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей”

Аудиозапись «Звезда полей»

Работа по анализу стихотворения «Звезда полей»

-Какое чувство вы испытали, слушая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему?

-Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую  родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. 

Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” . “Оканье” — основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Рубцова)

-Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине?

-В какие минуты жизни лирический герой вспоминает о звезде полей? Почему?

-Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. (Запись определения)

-Эти чувства меняются на протяжении стихотворения?

-С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения?

-Какой ещё художественный приём помогает автору передать эти эмоции?

-Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя?

-Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите.

-Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”?

-Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит?

-Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда — многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.

-В чём смысл названия стихотворения? Что же значит «звезда полей» для автора?

(Образ звезды и Родины у Рубцова- это единое целое.)

Слово учителя.

- Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”.

-Как вы понимаете слова: « И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей…»? Разделяете ли вы его чувства?

-Как поэт передаёт ее значимость?

Выпишите эти строки:

Она горит в минуты потрясений

Своим приветливым лучом касаясь всех

И счастлив я, пока на свете белом

Горит звезда моих полей.

-Какой же смысл заключён в этом стихотворении? Что интересного в его наблюдениях?

3.Выразительное чтение стихотворения учеником.

Фиксируют название стихотворения

 

 

 

Обсуждение услышанного.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетрадях.

ВИДЕО РОЛИК https://www.youtube.com/watch?v=cXMxl2z9KfI

Playcast; музыка и исполнение Г. Плотникова; стихи Н. Рубцова; аранжировка Я. Глейзера и А. Ващенко

5. Этап включения в систему знаний и повторения

 

Слово учителя. Творчество Н.Рубцова в музыке.

-Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья.

Стихи Рубцова просты и музыкальны. Он сам часто пел их под гармонь. Более 130 стихов поэта положены на музыку и известны читателю как песни, романсы. Они проникают в душу, согревают сердце.

- Кто-нибудь знает, что такое романс?

Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией.

2. Прослушивание и обсуждение фрагмента романса «Гори, гори, моя звезда»

- О какой звезде идет речь?

- Чем он вас поразил?

- Какие образы романса вам близки? Почему?

- Как стихи этого романса помогают понять личность поэта?

Слушают, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют записи в тетрадях.

Формируемые УУД:

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели.

Р.: выдвигают версии, планируют деятельность в учебной ситуации.

Аудиозапись «Гори, гори, моя звезда»

6. Итоги. Рефлексия

 

Некоторые исследователи называют лирику Н.Рубцова «поэзией света». Обратите внимание на эпиграф к уроку– высказывание Кайсына Кулиева «Его стихи лучатся добрым светом». И это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Природа для поэта – это та живительная сила, которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу.

Поэзия Николая Рубцова получила поистине народное признание. Многие строки стихотворений разошлись в народе в форме крылатых выражений. Песни на его стихи звучат не только в дни юбилея поэта, но и в повседневной жизни. Их включают в свой репертуар известные исполнители. Имя поэта Рубцова стоит в одном ряду с его великими учителями: А.Блоком, С. Есениным, Ф.Тютчевым, Н.Некрасовым… Но его поэтическое слово ни с кем не спутаешь. Прав поэт, сказав: « Но я ж не Пушкин, я другой…»

С годами интерес к творчеству талантливого русского поэта Николая Рубцова не ослабевает. Его книги многократно переиздавались и переиздаются. Установлены памятники поэту в Вологде, Тотьме, Мурманске, Череповце, Емецке. Именем поэта названа одна из малых планет, улицы в Вологде и Санкт-Петербурге. Ежегодно присуждается Всероссийская литературная премия «Звезда полей» имени Н.М.Рубцова.

Я думаю, вы убедились в том, что лирика Н.М. Рубцова истинно народная, насыщена светом, заставляет сопереживать, восхищаться, любить. 

-Как вы думаете, прав ли поэт, сказавший о себе: «И буду жить в своём народе!»?

Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Оно перед вами:

Жизнь поэта- это…

Стихотворение названо так потому, что …

Данное стихотворение мне понравилось тем, что…

Стихотворение заставило задуматься над тем, что…

-Для Н.Рубцова символ родины – звезда, а для вас?

На звездочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску.

- Спасибо, ребята, за работу на занятии. Хочется вам пожелать, чтобы ваш жизненный путь всегда освещала звезда родного очага.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение

Формируемые УУД:

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: выделение и осознание того, что уже усвоено

7. Домашнее задание

 

Д/з: выучить стихотворение Н.Рубцова, рисунок с комментарием, составление синквейнов

Записывают д/з

Личностные: ценностно-смысловые ориентиры

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.