Урок литературы в 6 классе «Н. Рубцов "Душа, подобная звезде"»
Урок литературы
Класс: 6
Учитель: Гуркина Елена Ивановна
ТЕМА: «Н.Рубцов. Душа, подобная звезде».
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.
ЦЕЛЬ УРОКА: расширение знаний о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, обучение анализу лирического произведения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию представления о жизни и творчестве Н.М.Рубцова как поэта; показать, как дорога была поэту тема Родины, любви к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, слайдовая презентация.
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение стихотворений, рассказ), наглядно-иллюстративные.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.М.Рубцова; презентация; эпиграф урока записан на доске: «Его стихи лучатся добрым светом» (Кайсын Кулиев).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: https://www.youtube.com/watch?v=cXMxl2z9KfI
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
1. Мотивационный этап |
|||
Слово учителя В детстве каждый из нас ищет свой берег добра или зла на реке жизни. В наше бездуховное, ожесточенное время пробудить нас и очистить от грязи, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного способна светлая и чистая поэзия Николая Рубцова. Что удивительно, так это то, что в реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в тёмную ненастную ночь в ней светит одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонёк в оконце. В его стихах предстает весь мир в полноте и гармонии: Ночью я видел Ломались берёзы! Видел: метались цветы! Гром, рассылающий Гибель и слёзы, Всех настигал с высоты. Как это странно И всё-таки мудро: Гром роковой перенесть, Чтоб удивительно Светлое утро Встретить, как светлую весть!.. |
Слушают, настраиваются на урок |
Слайдовая презентация Формируемые УУД: К.: формирование атмосферы сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
|
2. Целеполагание |
|||
- Как вы думаете, какова цель нашего урока и тема? Как вы уже поняли из стихотворения, мы сегодня на уроке будем говорить о Н.Рубцове. Превыше всего он ценил в человеке его привязанность к родине, к земле, на которой трудится, к природе, окружающей человека, наделяющей его своими дарами. Видит поэт ширь родного северного края, бездонность неба, глубину вод. И хочется, чтобы мы сегодня прикоснулись к его сердцу и нежной чистой душе через его стихи. - Посмотрите на экран, на котором изображено небо. - О чем мы думаем, глядя на звездное небо? А сейчас выполним задание: - Напишите слова- ассоциации к слову «звезда». - Подберите и запишите глаголы к слову «звезда». |
Выдвижение гипотезы: Рубцов – человек и поэт подобно звезде освещает жизнь. Учащиеся выполнят задание и отвечают на поставленные вопросы
Делают записи в тетради |
Гипотеза записывается на доску. Формируемые УУД: К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
|
3.Освоение нового |
|||
Слово о поэте (реализация индивидуального домашнего задания) - Ребята, вы внимательно слушали ……… , скажите, что вас удивило (поразило) в жизни поэта? Слово учителя. У каждого поэта есть свой предмет поэзии. У Рубцова – интерес к природе. Он не спешит, внимательно всматривается и открывает читателю увиденное, настраивая его на волны добра и участия к людям, помогает открыть целый мир. |
Индивидуальное сообщение |
Презентация, подготовленная учеником Формируемые УУД: К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы. |
|
4. Анализ лирического произведения. |
|||
- Одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей” Аудиозапись «Звезда полей» Работа по анализу стихотворения «Звезда полей» -Какое чувство вы испытали, слушая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему? -Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” . “Оканье” — основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Рубцова) -Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? -В какие минуты жизни лирический герой вспоминает о звезде полей? Почему? -Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. (Запись определения) -Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? -С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения? -Какой ещё художественный приём помогает автору передать эти эмоции? -Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя? -Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите. -Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”? -Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? -Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда — многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом. -В чём смысл названия стихотворения? Что же значит «звезда полей» для автора? (Образ звезды и Родины у Рубцова- это единое целое.) Слово учителя. - Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”. -Как вы понимаете слова: « И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей…»? Разделяете ли вы его чувства? -Как поэт передаёт ее значимость? Выпишите эти строки: Она горит в минуты потрясений Своим приветливым лучом касаясь всех И счастлив я, пока на свете белом Горит звезда моих полей. -Какой же смысл заключён в этом стихотворении? Что интересного в его наблюдениях? 3.Выразительное чтение стихотворения учеником. |
Фиксируют название стихотворения
Обсуждение услышанного. Отвечают на вопросы
Оформляют записи в тетрадях. Отвечают на вопросы
Делают записи в тетрадях. |
ВИДЕО РОЛИК https://www.youtube.com/watch?v=cXMxl2z9KfI Playcast; музыка и исполнение Г. Плотникова; стихи Н. Рубцова; аранжировка Я. Глейзера и А. Ващенко |
|
5. Этап включения в систему знаний и повторения |
|||
Слово учителя. Творчество Н.Рубцова в музыке. -Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья. Стихи Рубцова просты и музыкальны. Он сам часто пел их под гармонь. Более 130 стихов поэта положены на музыку и известны читателю как песни, романсы. Они проникают в душу, согревают сердце. - Кто-нибудь знает, что такое романс? Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией. 2. Прослушивание и обсуждение фрагмента романса «Гори, гори, моя звезда» - О какой звезде идет речь? - Чем он вас поразил? - Какие образы романса вам близки? Почему? - Как стихи этого романса помогают понять личность поэта? |
Слушают, участвуют в диалоге.
Оформляют записи в тетрадях. |
Формируемые УУД: К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели. Р.: выдвигают версии, планируют деятельность в учебной ситуации. Аудиозапись «Гори, гори, моя звезда» |
|
6. Итоги. Рефлексия |
|||
Некоторые исследователи называют лирику Н.Рубцова «поэзией света». Обратите внимание на эпиграф к уроку– высказывание Кайсына Кулиева «Его стихи лучатся добрым светом». И это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Природа для поэта – это та живительная сила, которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу. Поэзия Николая Рубцова получила поистине народное признание. Многие строки стихотворений разошлись в народе в форме крылатых выражений. Песни на его стихи звучат не только в дни юбилея поэта, но и в повседневной жизни. Их включают в свой репертуар известные исполнители. Имя поэта Рубцова стоит в одном ряду с его великими учителями: А.Блоком, С. Есениным, Ф.Тютчевым, Н.Некрасовым… Но его поэтическое слово ни с кем не спутаешь. Прав поэт, сказав: « Но я ж не Пушкин, я другой…» С годами интерес к творчеству талантливого русского поэта Николая Рубцова не ослабевает. Его книги многократно переиздавались и переиздаются. Установлены памятники поэту в Вологде, Тотьме, Мурманске, Череповце, Емецке. Именем поэта названа одна из малых планет, улицы в Вологде и Санкт-Петербурге. Ежегодно присуждается Всероссийская литературная премия «Звезда полей» имени Н.М.Рубцова. Я думаю, вы убедились в том, что лирика Н.М. Рубцова истинно народная, насыщена светом, заставляет сопереживать, восхищаться, любить. -Как вы думаете, прав ли поэт, сказавший о себе: «И буду жить в своём народе!»? Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Оно перед вами: Жизнь поэта- это… Стихотворение названо так потому, что … Данное стихотворение мне понравилось тем, что… Стихотворение заставило задуматься над тем, что… -Для Н.Рубцова символ родины – звезда, а для вас? На звездочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску. - Спасибо, ребята, за работу на занятии. Хочется вам пожелать, чтобы ваш жизненный путь всегда освещала звезда родного очага. |
.
Высказывают своё мнение |
Формируемые УУД: К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: выделение и осознание того, что уже усвоено |
|
7. Домашнее задание |
|||
Д/з: выучить стихотворение Н.Рубцова, рисунок с комментарием, составление синквейнов |
Записывают д/з |
Личностные: ценностно-смысловые ориентиры |