12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бойко Ольга Ивановна21
6

Урок литературы в 5 классе на тему «М.Ю. Лермонтов (1814-1841).Стихотворение «Бородино» (1837). Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ "БОРОДИНО"
PPTX / 1.32 Мб

/data/files/q1668508468.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ "БОРОДИНО")Бойко Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Государственного общеобразовательного учреждения

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей № 1 имени

сестер-подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких»


Урок литературы в 5 классе на тему

«М.Ю. Лермонтов (1814-1841).Стихотворение «Бородино» (1837).

Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года»

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с элементами биографии поэта, с содержанием стихотворения; событиями, лежащими в его основе;

Раскрыть мысли и чувства простых людей, отстоявших родину от врага, о русском национальном характере, о прошлом и настоящем.

Развивающие:

Развивать навыки пересказа лирического произведения и выразительного чтения;

Развивать умение работать с книгой.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за великие подвиги наших предков;

Формировать чувство патриотизма, уважительного отношения к нашей истории.

Оборудование:

Текст стихотворения «Бородино».

Презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.











































Эпиграфы:

Я зрел поля Бородина-

Сей памятник российской славы!

В.Быков

В Бородино французская

армия расшиблась о русскую.

А. Ермолов





Ход урока

Оргмомент.

Постановка целей, задач урока.

Работа по теме урока

Словарная работа (на доске)

Родина – Отчизна – Отечество - Отечественная война 1812 г. -Великая Отечественная война (1941-1945)

Слово учителя, выступления (сообщения) учащихся об авторе произведения (слайды). Беседа

Более 70 лет минуло со дня окончания войны 1941-1945 гг., войны, которая для многочисленных народов Советского Союза, отстоявших свою независимость, была Отечественной.

- Как вы думаете, почему она получила такое название?

Но была в истории России еще одна война, называвшаяся Отечественной,- война 1812 года, в ходе которой русский народ отстоял независимость своего Отечества, своей Родины, своей Отчизны (обращение к записи на доске).

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находившейся когда-то недалеко от Москвы. Именно здесь, возле Бородина, на большом поле 5-7 сентября 1812 года произошла знаменитая битва.

Здесь встретилась русская армия с захватчиками-французами. В этой битве русская армия, которой командовал полководец М.Кутузов, нанесла сокрушительный удар армии Наполеона.

Эта битва получила название Бородинской (слайд).

-Работа с синонимами:

Битва-бой, сражение - боевая схватка.

- Что вам еще известно из истории об этом событии?

-Выступление учащихся.

Ученик: шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил нанести на Москву. Он говорил: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Но ему не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, а всего народа.

Ученик: русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа слышались недовольные голоса: до каких пор будем отступать?

Где тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения родины?

Такой полководец был в России, имя его не один раз повторялось в армии - Михаил Илларионович Кутузов—ученик великого Суворова.

Кутузов понимал, что отступать больше нельзя и решил дать сражение.

Ученик: в 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русская армия заняла оборону. Здесь решалась судьба России. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 г. Здесь была сломлена мощь доселе непобедимой французской армии. Сражение началось с рассветом и закончилось в сумерках. Оно было ожесточенным и кровопролитным: французы потеряли 58 тысяч человек, русские – 44 тысячи. Русская армия, проявившая стойкость и героизм, отступила к Москве, чтобы снова дат бой, она была готова к новому сражению.

Кутузов собирает военный совет и решает без боя оставить Москву. Но это не стало для Наполеона победой. Позже русские войска освободят родную землю от захватчиков (слайд).

Учитель: многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к событиям Бородинского сражения. Не остался в стороне и великий русский поэт М. Лермонтов, который к 25-ой годовщине Бородинского сражения написал свое произведение (1837). Он кратко и выразительно назвал его «Бородино».

-Как относился Лермонтов к своей Родине?

Ученик: поэт горячо любил Москву, где прошли годы его юности. Он любил народ, сильный, отважный, смело выступивший против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где шла война. Ему и самому пришлось участвовать в сражениях, в которых он показал себя храбрым воином.

Работа по восприятию произведения.

Чтение стихотворения учителем.

Словарная работа (на доске). Дается лексическое значение слов.

Редут, картечь, лафет, бивак, уланы, драгуны.

Беседа.

- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?

- Какова тема произведения, идея?

- Почему во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. защитников Москвы воодушевляли слова из стихотворения: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

- Кто и кому рассказывает о событиях Бородинского сражения?

- Каким вы представляете себе старого солдата - рассказчика?

VI. Краткий пересказ фрагмента стихотворения «Бородино».

-Почему по сравнению с Лермонтовым наш рассказ выглядит сухо?

Работа над выразительным чтением (чтение, инсценировки).

- Как надо читать призыв полковника к солдатам?

- Почему слово «Москва» надо читать особенно весомо, подчеркнуто?

- Какие чувства надо передать при чтении 13 строфы? (Гордость за русских солдат и скорбь о погибших).

- Как, с каким чувством завершился рассказ? (звучит оценка героизма солдат).

- Работа с иллюстрациями.

VIII. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Раскрыть содержание эпиграфов.

XIX. Домашнее задание.

Составить план стихотворения.

Устно нарисовать словесную картину. Утро. День. Вечер Бородинской битвы (по группам).

Выучить наизусть 6 строф стихотворения.

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.