12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хойлова Татьяна Евдокимовна17
0

Урок литературы в 5 корр классе «Я поведаю вам свою боль...» по рассказу В. Астафьева «Белогрудка»

Министерство образования и науки РФ

Районный профессиональный конкурс педагогов

«Современный урок»

Технологическая карта урока литературы «Я поведаю вам свою боль…»

(по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Автор: Хойлова Татьяна Евдокимовна,

учитель МБОУ «Ново-Идинская СОШ»

с. Новая Ида

2017г.


 

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

ФИО учителя: Хойлова Татьяна Евдокимовна

Предмет: литература (внеклассное чтение)

Класс: 5 класс

Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Метапредметная связь: знакомство и краткая характеристика хищного млекопитающего-куницы (окружающий мир)

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая

- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка»

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным (растениям),

- любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою рассказа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)

Предварительная работа: дети подготовили выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие

 

Вводная беседа

(2 минуты)

Ребята, скажите, что чувствует человек при ударе, когда случайно прищемил палец или уколол?

Правильно. А как мы назовем эту боль?

А какая еще бывает боль?

Что вы понимаете под «душевной болью»? Что является причиной такой боли? Что отличает ее от физической?

Ребята, вы можете предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»). Слайд 1.
 

Боль. Ему больно.

Физическая боль.

Душевная боль.

Душевная боль – боль, которую испытывает человек от одиночества, тоски, от разлуки…

Физическая боль проходит, а раны от душевной боли залечить очень трудно.

О какой-то (чьей-то) боли.


 


 

Запись темы урока в тетрадях.

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

2) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Изучение нового материала (5минут)

Вместе с детьми определяет цель урока

Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка». Слайд 2.

Рассказ "Белогрудка" был написан в 1961 году, в это время Виктор Астафьев учился на высших литературных курсах в Москве. Выходец из далекой сибирской деревни, автор очень любил природу, и основные направления его творчества - это военный патриотизм и деревенская жизнь, о которой он знал не понаслышке, поэтому ему особенно удавались рассказы о природе и жизни ее обитателей.
Почти все произведения Астафьева В. П. связаны с его собственной биографией, в том числе и рассказ "Белогрудка". Это описание реального события, произошедшего в деревенской жизни Астафьева-подростка. Слайд 3.

Как вы думаете о ком он?

Помогают в определении цели урока


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

высказывают свои предположения.


 

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Работа с текстом

(Чтение с остановками)

(20 минут)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приступим к чтению рассказа и узнаем, кто является героем рассказа:

Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке.

Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

Так о ком же пойдет речь в рассказе?

Кто-нибудь знает, что это за зверь - белогрудка? Слайд 4.


 

Следят по тексту в своих индивидуальных листах


 


 


 


 


 

О кунице.


 

Белогрудка- это куница. Куница -небольшой хищный зверь с ценным светло-коричневым пушистым мехом.

Куница — хищное млекопитающее с удлинённым гибким телом, короткими лапками и острой мордочкой. На территории России обитает 17 их видов, большинство из которых населяет леса. Этот зверек — неутомимый охотник на полевок, мышей, белок и бурундуков и большой любитель меда и личинок земляных ос и шмелей. Большую часть её рациона составляет растительная пища — разнообразные лесные ягоды. Как истинный лесной житель, куница великолепно лазает по деревьям, а в погоне за белками лихо перелетает с ветки на ветку и даже с дерева на дерево.

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой информации и ее использование.

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

 

Что расскажет автор читателям о Белогрудке?

Выскажите свои предположения.

Для более близкого знакомства с героиней рассказа я предлагаю продолжить чтение (отрывок 2)

Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью?

Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

А как мы можем озаглавить одним словом или словосочетанием этот эпизод?

Продолжим знакомство с текстом и узнаем, какое из наших предположений окажется верным.

3. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое…

Что могло случиться в отсутствие матери?

Как назовем этот отрывок?

Поспешим найти ответы на наши вопросы в тексте

Найдите в этом отрывке слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

Предположите, что с котятами произошло в доме мальчишек?

Есть ли у котят шансы на спасение?

Предположения детей записываются на доске.

5. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

-Что в эпизоде самое страшное?

- Как вы думаете, ребята, зачем автор использует в своем произведении такие жестокие сцены? Какова роль этого эпизода в рассказе?

Что почувствовала Белогрудка?

6. В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Как бы вы озаглавили эту часть?

А кто виноват в том, что произошло?

Что, по-вашему, вынуждены были сделать люди?

ФИЗМИНУТКА (1 минута)

7. Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

8. До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Только ли о Белогрудке этот рассказ?

Можно ли назвать финал рассказа трагическим? Осознали ли люди свою вину?

- О ее жизни в лесу.

- О знакомстве с другими зверюшками.

- О том, как она хоронилась от людей.

2. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

Ответы детей:

- «грела телом, облизывала до блеска»;

- «стала добывать для них еду»;

- «старательная мать».

- она была замечательной, любящей, настоящей матерью, завидев людей, она решила увести их от гнезда.

Ответы детей:

- Люди посмотрели на лес и ушли.

- Мальчишки были злыми и никого не слушались. Они забрали детенышей из гнезда.

- Ночью начался ураган, и котята погибли.

- Куница не вернулась, и котята погибли от голода.

- Нет, котята не погибли, ребята им помогли.

Заботливая мать (запись на доске)

Ответы детей:

- Кто-то унес котят, хотя делать этого было нельзя.

- Ребятишки унесли в школьный живой уголок.

- Ребятам маленькие котята понравились, и они унесли их домой.

Заботливая мать > пропажа птенцов (запись на доске)

4. Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

Ответы детей:

- «выронила добычу»;

- «метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх»;

- «если бы умела кричать – закричала бы»:

- «обследовала все по порядку»;

- «обнаружила следы»;

- «выследила, что унесли»;

- «ночью нашла дом»;

- «металась возле крыши, с крыши на забор, с забора на крышу».

- Белогрудка переживала за судьбу пропавших котят, долго искала их и по запаху нашла.

Ответы детей:

- Мальчишки разорили жилище куницы, унесли их, по глупости, из естественной среды обитания, а малышам нужна мама.

- Ребята не знают, чем питаются куницы, какой у них корм. Котята умрут.

- Они даже не знают, чем куницы болеют.

- У котят нет шансов на спасение. Дети все сделали из шалости, но обрекли котят на смерть.

Собака съела детеныша на глазах у матери.

Астафьев показывает, какими порой жестокими и бессердечными бывают люди по отношению к природе.

Ответы детей:

- Родилась ненависть к людям, ко всем без исключения.

- Люди убили, «скормили псу» ее котенка.

- Ей нечего здесь больше делать, она уйдет из этого леса.

- Она будет теперь мстить людям.

- Месть.

Запись на доске:

Заботливая мать > пропажа птенцов > слежка > смерть детеныша > месть

- Жестокость, бездушие людей. Ни дети, ни взрослые не подумали о последствиях.

Ответы детей:

- Стали бы ставить капканы, потому что своих кур, утят жаль.

- Поймали бы, убили бы. Если кто-то совершил плохой поступок, то остальные-то не виноваты.

После этих слов – тишина в классе.

Запись на доске:

Заботливая мать > пропажа птенцов > слежка > смерть детеныша > месть > смерть Белогрудки - память

Детям жаль куницу, ее детенышей, они осуждают поведение людей.

Ответы детей:

- Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к природе

Ответы детей:

- Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

- Люди все-таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.

 
 

Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев?

Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал?

Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя?

Так о какой боли поведал нам Виктор Петрович Астафьев в своем рассказе?

Можем мы сказать, что выступал от лица главной героини?


 


 


 


 


 

Ответы детей.


 


 

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Закрепление изученного материала (5 минут)

Выступления учеников

А сейчас я хотела бы предоставить слово ребятам, которые приготовили для нас стихотворения.

Вика Попова

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

(В.Шефнер)

Костя Баханов

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до безграничности ранима!»

 

(Ной Рудой)

 

Рефлексия (2 минуты)

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

«Сегодня на уроке я понял…»

Высказывания учащихся, ответы на вопросы

 

Подведение итогов занятия (2 минуты)


 

Домашнее задание

(2 минуты)

Дети оценивают свою работу на уроке

1. Подготовить иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»

2. Написать отзыв о прочитанном рассказе В.Астафьева

3. Написать письмо мальчишкам от лица Белогрудки

 

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.