12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Багатова Тамила272
учитель русского языка и литературы, стаж работы 20 лет, высшая категория
Россия, Ханты-Мансийский АО, Пыть-Ях

Урок литературы в 6 классе.

В.Астафьев «Кладовая солнца».



Цель урока: не только осудить или оправдать Настю и Митрашу, но и в ходе процесса раскрыть облик главных персонажей произведения, оценить поступки героев глазами очевидцев, автора и современного читателя.

Задачи:

в процессе проведения игры выявить свойства характеров героев;

совместно определить авторскую позицию и роль сказочных мотивов в произведении;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Форма урока: Урок – ролевая игра в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная творческая работа, индивидуальная и групповая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.

Элементами физической зарядки во время проведения игры служит то, что во время урока обучающиеся каждый раз встают при словах «Встать, суд идет!», и выслушивают приговор тоже стоя.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

До начала урока нам необходимо разделиться на четыре группы. Группы распределяются по времени года, в котором вы родились (зима, весна, лето, осень). На столах вы видите иллюстрации с пейзажем, на каждой иллюстрации изображено определенное время года. Займите место согласно тому, в какое время года вы родились (две группы получились по 6 человек, в третьей 7 человек, в четвертой 8).

А теперь проведём небольшой блиц-опрос. На партах лежат карточки красного цвета, группа, которая готова дать ответ, поднимает карточку и отвечает на вопрос.

Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой-былью?

Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?

Почему Митрашу называли “мужичок в мешочке”?

Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?

Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?

Почему автор называет это хозяйство “богатством”?

Прочитайте первый абзац.

Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

Скажите, почему М. Пришвин не описывает игры детей?

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке (ответы детей).

Да, сегодня мы продолжим работу по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Следующее задание:

На столах каждой группы лежат листы, которые вы должны заполнить.Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте в них соответствующие записи, время ограничено, думаю, за пять минут вы справитесь с данной работой. (Приложение).


Следующий этап урока мы проведем в форме ролевой игры, которая называется «Суд присяжных».

Для проведения игры мы с вами на прошлом уроке распределили роли:

Судья – учитель.

Секретарь судебного заседания.

Прокурор – Природа.

Адвокат – автор (Пришвин М.М).

Подсудимые – Настя и Митраша.

Свидетели: соседи, лежачий камень, сосна и ель, трава белоус, лось, собака Травка, разведчики болотных богатств.

Присяжные (ученики, которые не получили роль).

Далее обучающимся предлагается занять соответствующие места. В центре восседает судья, рядом – секретарь судебного заседания, по бокам занимают места прокурор и адвокат. Основная масса учеников усаживается напротив судьи – они играют роль присяжных заседателей. Учитель является судьей и координатором групп.

Секретарь:Встать, суд идет!

Судья: Слушается дело о непослушании и жадности Дмитрия и Анастасии, далее будем называть их Настя и Митраша.

Во время суда прошу сохранять тишину и спокойствие. Слово предоставляется судьей, все участники судебного заседания должны быть искренними и точно отвечать на вопросы. Обвиняемые имеют право ответить на обвинение, предъявленное прокурором. Вопросы и выступления должны быть корректными. Присяжные внимательно слушают всех выступающих и по окончании опроса удаляются на совещании. Обсудив дело, простым голосованием решают, виновны ли подсудимые в предъявляемом обвинении. В случае виновности, присяжные также решают о мере наказания.

Я предупреждаю свидетелей, что в суде нужно говорить правду и только правду.

Слово предоставляется прокурору (Ф.И.О.)

Прокурор:Ваша Честь, уважаемые присяжные, Дмитрий и Анастасия обвиняются в непослушании природе и жадности, что чуть не привело их гибели. Лежачий камень, трава белоус, деревья предостерегали обвиняемых об опасности, они не прислушались к предсказаниям природы. Они пошли по разным дорогам на палестинку и потому оказались в тяжелой ситуации.

Дело очень непростое, запутанное и не совсем обычное. Поэтому призываю Присяжных заседателей внимательно отнестись к показаниям всех свидетелей.

Надо наказать Настю и Митрашу, чтобы остальные жители не поступали так же, как они. Для доказательства обвинения, я прошу пригласить в зал суда свидетеля Лежачего камня.

Судья:Пригласите свидетеля.

В зал заходит свидетель, становится за трибуну.

Судья:Вы приглашены для дачи свидетельских показаний. Предупреждаю Вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Пожалуйста, обвинитель, задавайте свои вопросы!

Прокурор:Лежачий камень, скажите, где и когда началась ссора между детьми.

Лежачий камень:Дети подошли ко мне рано утром, когда первые лучи солнца осветили Звонкую борину. Вначале сидели тихо, уставшие и озябшие. Отдохнув и согревшись, Настя и Митраша встали, чтобы продолжить свой путь. Тут началась между ними ссора. Настя показывала дорогу направо, она была хорошая и плотная, а Митраша указывал на дорогу прямо, которая была слабенькой. Они долго спорили, каждый доказывая свою правоту и наконец, Митраша сказал: «Ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят, а я пойду по прямой». Больше мне сказать нечего.

Прокурор: Спасибо. К этому свидетелю у меня больше нет вопросов, разрешите пригласить следующего свидетеля, вернее двух свидетелей сразу, это ель и сосна, они не могут прийти отдельно! (слайд 3).

В зале стало шумно.

Судья: Прошу тишины, пригласите свидетелей!

В зал вошли два дерева, сплетенные друг с другом.

Судья: предупреждаю вас о даче ложных показаний.

Прокурор:Расскажите суду, что вы видели и как пытались предупредить обвиняемых об опасности.

Ель и сосна:Ваша Честь и господа присяжные, мы в этом болоте уже живем очень давно, наши корни так крепко сплелись между собой. Мы росли и тянулись вверх, к свету, стараясь обогнать друг друга, мы боролись между собой, но сейчас понимаем, если бы что-нибудь случилось бы с одним из нас, то другой не пережил бы это. Когда мы увидели двух ребятишек идущих вместе, мы своими стонами и воем пытались предупредить их об опасности. Наш стон и вой вызывали чувство сострадания у всех жителей леса, но обвиняемые на это не обращали внимания, когда дети все-таки пошли в разные стороны, мы опять завыли, застонали, но и в этот раз это не остановило их. Нам больше нечего сказать.

Прокурор:Ваша Честь, у меня еще один свидетель, разрешите пригласить. Это трава белоус. (слайд 4)

Судья:Пригласите свидетеля!

В зал суда заходит трава, становится за трибуну и сразу начинает: «Ваша честь, я расту там, где проходит тропа человеческая. Митраша меня увидел, но не последовал моей подсказке, завернул на запад, где болото было очень опасным. Больше я его не видела».

Прокурор:Спасибо. У меня остался последний свидетель, можно его пригласить в суд. Это Лось. (слайд 5)

Судья: Приглашайте!

Прокурор:Уважаемый Лось, предупреждаю Вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Расскажите, видели ли Вы кого-нибудь из обвиняемых в тайге?

Лось:Здравствуйте! Обирая осинку, я со своей высоты спокойно глядел на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Поначалу я даже не понял, что это девочка, она так жадно собирала клюкву, не замечая вокруг никого и ничего. И только после того, как она встретилась со змеей и испугалась, я понял, что передо мной девочка. Только тогда у нее проявились человеческие чувства, она заплакала, закричала, звала брата. Больше я ее не видел.

Прокурор:Ваша Честь, у меня больше нет свидетелей. Спасибо!

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат:Здравствуйте! Ваша Честь,господа присяжные заседатели, против моих подзащитных выдвинуто обвинение в непослушании и жадности. Моя задача доказать обратное и я уверен, что мне это удастся. Разрешите пригласить свидетеля со стороны защиты Насти и Митраши.

Судья: Пригласите свидетеля!

Судья предупреждает об ответственности за дачу ложных показаний.

Адвокат: Расскажите, что вы знаете о моих подзащитных?

Свидетель:Здравствуйте! Ваша честь и присяжные, Настю и Митрашу я знаю очень давно. Мы живем через один дом, родители у них погибли: мать от болезни, отец на Великой Отечественной войне. И, конечно, все соседи старались помочь им, чем могли. Дети очень милые. После смерти родителей им досталось большое хозяйство, вместе с этим и большая забота. Но Настя и Митраша скоро всему сами научились. Митраша выучился делать деревянную посуду. Иногда соседи просили его сделать то бочонок, то шайку на умывальник.  Но, кроме бондарства, на нём лежало и всё мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы и, наверное, что-то смекал. А Настя целый день занималась хозяйством. Дети трудолюбивые. Жили они дружно.

Адвокат:Спасибо! Ваша честь, у меня еще один свидетель, разрешите пригласить. Это собака Травка. (слайд 6)

Судья:Пригласите!

(Забегает собака Травка и сразу начинает говорить)

Травка:Ваша честь, не наказывайте моих друзей! Я два года жил без хозяина, до этого моим хозяином был Антипыч, он многому меня научил, главное научил отличать хороших людей от плохих. Если бы Митраша был плохим человеком, я бы никогда не помог ему. Все секреты жизни, которые передал мне Антипыч, я передам детям. Если детей осудят, я опять останусь одинокой и никому ненужной.

Адвокат:Ваша честь, разрешите пригласить последнего свидетеля, это разведчик болотных богатств.

Судья:Пригласите свидетеля!

В зал заходит свидетель.

Судья:Свидетель, расскажите, чем вы занимаетесь, и что вы знаете об обвиняемых детях.

Свидетель:Я разведчик природных богатств, еще с первых дней Отечественной войны работал над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа. И узнали, что торфа в этом болоте хватит еще на лет сто. Вот такие богатства скрыты в наших болотах!

(Прокурор останавливает речь свидетеля и просит переходить по существу к делу).

Свидетель:Если по существу, я узнал, что детей обвиняют в жадности, и позволю себе не согласиться с этим. Когда из детдома обратились в село за посильной помощью для больных детей, Настя отдала всю свою целебную ягоду. И позже узнал от нее, как мучилась она про себя за свою жадность, проявленную в тот день, когда она собирала ягоду, забыв о брате. Разве жадный человек отдал бы все другим. И в этом поступке – победа Насти над собой, самая трудная победа.

Адвокат:Вот какие богатства скрыты в наших болотах, я, конечно, говорю не только о торфе, я говорю, прежде всего, о людях, их душевном богатстве! Правда жизни заключается в единстве человека и природы. Нельзя обвинять этих детей, они сами осознали свои ошибки. У меня все!

Судья:Слово предоставляется Анастасии Павловне.

Настя:Ваша Честь, присяжные! Я отправилась на палестинку со своим братом, соблюдая все правила, которые помню от своих родителей: через плечо накинула полотенце, чтобы от тяжести корзины не натирало плечо, собрала продукты: хлеб, молоко, картошку. Не пошла с Митрашей по одной дороге, потому что знала, что по пути к палестинке лежит Слепая елань, очень опасное топкое место в болоте. И еще, брат младше меня на два года, потому слушать меня должен был он. Конечно, я сейчас понимаю, что надо было настоять на своем и заставить пойти Митрашу по менее опасной дороге, что должна была уговорить его. Еще за свою жадность, проявленную на палестинке, я была наказана своей совестью, которая мучила меня долгое время. Мне собака Травка раскрыла правду жизни: она в любви, верности, преданности, взаимопомощи.

Судья: Слово предоставляется второму подсудимому, Дмитрию Павловичу.

Митраша:Ваша честь, уважаемые присяжные! Во-первых, я тоже собирался на палестинку, соблюдая все правила, как учил меня мой отец. Взял двуствольное ружье, манки на рябчиков, компас, как говорил мой отец: «Стрелка эта тебе в лесу верней друга», оделся, как следует. Не пошел с Настей по одной дороге, потому что хорошо помню, как отец рассказывал про палестинку, что она вся красная от одной клюквы. А во-вторых, я ведь все-таки мужчина, хозяин дома, и Настя должна слушать меня. Предсказания природы не послушал, потому что думал, что дорога, которая шла прямо будет короче, и еще стрелка показывала на этот путь.Обещаю, что буду в жизни выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви.

Судья: Уважаемые присяжные! Перед вами выступали свидетели обвинения и защиты, вы выслушали речи прокурора и защитника, теперь вам надлежит решить судьбу двух человек. Но прежде чем вы удалитесь на совещание, суд, следуя традиции, подведет итог судебному разбирательству – дабы по возможности облегчить вам принятие трудного и ответственного решения. Мой долг – напомнить вам показания сторон, принять решение предстоит вам! Прежде чем вынести решение о виновности или невиновности следует вспомнить все, что известно о сущности человека, его происхождении, сопоставить эти знания с представленными свидетельствами.

Присяжные удаляются из зала суда для вынесения вердикта.

Председатель присяжных руководит совещанием, он просит каждого высказать свое мнение, а затем обсуждают вынесение вердикта.

Голосование: «за» и «против». (Окончание обсуждения).

Судья:Пока присяжныесовещаются, я предлагаю вам составить диаманту оНасте и Митраше. Вспомним схему диаманты (ранее обучающиеся знакомились с этим приемом) (слайд).

Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: (Подача вердикта присяжных судье.Все участники судебного процесса выслушивают приговор стоя).Объявляется приговор (зачитывает вердикт). Решением большинства голосов и, учитывая, что подсудимые раскаялись в своих поступках и обещали впредь быть честными, добрыми друг к другу и ко всему, что окружает их, суд постановляет, объявить Анастасию и Дмитрия невиновными, освободить их в зале суда.

Рефлексия. Судья: Наше сегодняшнее судебное заседание объявляется закрытым.

Рефлексивная практика учащихся проводится по содержанию и по способу проведения урока.

Итак, подведём итог нашего урока.

Как относится автор к своим героям?

А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше, прочитаем получившиеся диаманты(зачитывают несколько работ).

Пример диаманты, составленный обучающимися

Настя

Добрая, трудолюбивая

Хозяйничает, уступает, заботится

Работа, еда, хозяйство, память

Мастерит, хорохорится, намекает

Самостоятельный, упрямый

Митраша.

Учитель:

Вначале урока каждой группе было дано задание, дать внешнюю и внутреннюю характеристику Насти и Митраши. Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке? Хотите ли вы дополнить свои записи?

Была ли игра трудной и почему?

Как выходили из трудных ситуаций?

Слушали внимательно мнение своих одноклассников?

Удавалось ли вам сконцентрироваться на том, что говорили другие?

Игровая задача была достигнута в процессе игры, обучающиеся успешно выполнили свои задания (быстро, качественно, дружно).

Дидактическая задача достигнута, все участники игры успешно сыграли свои роли, а Митраша и Настя были оправданы.

Вы сегодня хорошо поработали, всем будут выставлены заслуженные оценки.

Домашнее задание:Напишите сочинение-миниатюруна одну из предложенных тем:

Человек и природа в сказке-были.

Дружба Насти и Митраши.

Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь.До свидания.

Список литературы

Пришвин М.М. Кладовая солнца (сказка-быль)/ /Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2./авт.-сот.Г.С.Меркин –М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014, с.156-186

Ожегов С.И. и Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова – М.: ООО «ИТД Технологии», 2008.

Соловьева Ф.Е.Уроки литературы: методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс.



Учитель русского языка и литературы _____________ Т.И. Багатова


Приложение

t1673765788aa.jpg

t1673765788ab.jpg

t1673765788ac.jpg

t1673765788ad.jpg

t1673765788ae.gif

t1673765788af.jpg

t1673765788ag.jpg

t1673765788ah.jpg

t1673765788ai.jpg

t1673765788aj.jpg

t1673765788ak.jpg

t1673765788al.jpg


Внешний портрет Митраши

Возраст:


Внешность:


Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами как…


Внутренний портрет Митраши

Трудолюбивый:


Хозяйственный:


Строптивый и упрямый:




Внешний портрет Насти

Возраст:


Внешность:


Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами как…


Внутренний портрет Насти

Трудолюбивая:


Хозяйственная:


Уступчивая и благоразумная:


Опубликовано


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 15.01.23 в 10:01 1Ответить Пожаловаться
Отличный урок, но нет презентации.
Багатова Тамила, 16.01.23 в 15:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за оценку! Мне это важно, учту замечания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.