Урок литературы в 6 классе на тему «М.М. Пришвин "Кладовая солнца"»
Урок литературы в 6 классе.
В.Астафьев «Кладовая солнца».
Цель урока: не только осудить или оправдать Настю и Митрашу, но и в ходе процесса раскрыть облик главных персонажей произведения, оценить поступки героев глазами очевидцев, автора и современного читателя.
Задачи:
в процессе проведения игры выявить свойства характеров героев;
совместно определить авторскую позицию и роль сказочных мотивов в произведении;
развивать речь учащихся;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Форма урока: Урок – ролевая игра в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей.
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная творческая работа, индивидуальная и групповая работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Элементами физической зарядки во время проведения игры служит то, что во время урока обучающиеся каждый раз встают при словах «Встать, суд идет!», и выслушивают приговор тоже стоя.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
До начала урока нам необходимо разделиться на четыре группы. Группы распределяются по времени года, в котором вы родились (зима, весна, лето, осень). На столах вы видите иллюстрации с пейзажем, на каждой иллюстрации изображено определенное время года. Займите место согласно тому, в какое время года вы родились (две группы получились по 6 человек, в третьей – 7 человек, в четвертой – 8).
А теперь проведём небольшой блиц-опрос. На партах лежат карточки красного цвета, группа, которая готова дать ответ, поднимает карточку и отвечает на вопрос.
Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой-былью?
Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
Почему Митрашу называли “мужичок в мешочке”?
Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
Прочитайте первый абзац.
Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
Скажите, почему М. Пришвин не описывает игры детей?
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке (ответы детей).
Да, сегодня мы продолжим работу по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Следующее задание:
На столах каждой группы лежат листы, которые вы должны заполнить.Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте в них соответствующие записи, время ограничено, думаю, за пять минут вы справитесь с данной работой. (Приложение).
Следующий этап урока мы проведем в форме ролевой игры, которая называется «Суд присяжных».
Для проведения игры мы с вами на прошлом уроке распределили роли:
Судья – учитель.
Секретарь судебного заседания.
Прокурор – Природа.
Адвокат – автор (Пришвин М.М).
Подсудимые – Настя и Митраша.
Свидетели: соседи, лежачий камень, сосна и ель, трава белоус, лось, собака Травка, разведчики болотных богатств.
Присяжные (ученики, которые не получили роль).
Далее обучающимся предлагается занять соответствующие места. В центре восседает судья, рядом – секретарь судебного заседания, по бокам занимают места прокурор и адвокат. Основная масса учеников усаживается напротив судьи – они играют роль присяжных заседателей. Учитель является судьей и координатором групп.
Секретарь:Встать, суд идет!
Судья: Слушается дело о непослушании и жадности Дмитрия и Анастасии, далее будем называть их Настя и Митраша.
Во время суда прошу сохранять тишину и спокойствие. Слово предоставляется судьей, все участники судебного заседания должны быть искренними и точно отвечать на вопросы. Обвиняемые имеют право ответить на обвинение, предъявленное прокурором. Вопросы и выступления должны быть корректными. Присяжные внимательно слушают всех выступающих и по окончании опроса удаляются на совещании. Обсудив дело, простым голосованием решают, виновны ли подсудимые в предъявляемом обвинении. В случае виновности, присяжные также решают о мере наказания.
Я предупреждаю свидетелей, что в суде нужно говорить правду и только правду.
Слово предоставляется прокурору (Ф.И.О.)
Прокурор:Ваша Честь, уважаемые присяжные, Дмитрий и Анастасия обвиняются в непослушании природе и жадности, что чуть не привело их гибели. Лежачий камень, трава белоус, деревья предостерегали обвиняемых об опасности, они не прислушались к предсказаниям природы. Они пошли по разным дорогам на палестинку и потому оказались в тяжелой ситуации.
Дело очень непростое, запутанное и не совсем обычное. Поэтому призываю Присяжных заседателей внимательно отнестись к показаниям всех свидетелей.
Надо наказать Настю и Митрашу, чтобы остальные жители не поступали так же, как они. Для доказательства обвинения, я прошу пригласить в зал суда свидетеля Лежачего камня.
Судья:Пригласите свидетеля.
В зал заходит свидетель, становится за трибуну.
Судья:Вы приглашены для дачи свидетельских показаний. Предупреждаю Вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Пожалуйста, обвинитель, задавайте свои вопросы!
Прокурор:Лежачий камень, скажите, где и когда началась ссора между детьми.
Лежачий камень:Дети подошли ко мне рано утром, когда первые лучи солнца осветили Звонкую борину. Вначале сидели тихо, уставшие и озябшие. Отдохнув и согревшись, Настя и Митраша встали, чтобы продолжить свой путь. Тут началась между ними ссора. Настя показывала дорогу направо, она была хорошая и плотная, а Митраша указывал на дорогу прямо, которая была слабенькой. Они долго спорили, каждый доказывая свою правоту и наконец, Митраша сказал: «Ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят, а я пойду по прямой». Больше мне сказать нечего.
Прокурор: Спасибо. К этому свидетелю у меня больше нет вопросов, разрешите пригласить следующего свидетеля, вернее двух свидетелей сразу, это ель и сосна, они не могут прийти отдельно! (слайд 3).
В зале стало шумно.
Судья: Прошу тишины, пригласите свидетелей!
В зал вошли два дерева, сплетенные друг с другом.
Судья: предупреждаю вас о даче ложных показаний.
Прокурор:Расскажите суду, что вы видели и как пытались предупредить обвиняемых об опасности.
Ель и сосна:Ваша Честь и господа присяжные, мы в этом болоте уже живем очень давно, наши корни так крепко сплелись между собой. Мы росли и тянулись вверх, к свету, стараясь обогнать друг друга, мы боролись между собой, но сейчас понимаем, если бы что-нибудь случилось бы с одним из нас, то другой не пережил бы это. Когда мы увидели двух ребятишек идущих вместе, мы своими стонами и воем пытались предупредить их об опасности. Наш стон и вой вызывали чувство сострадания у всех жителей леса, но обвиняемые на это не обращали внимания, когда дети все-таки пошли в разные стороны, мы опять завыли, застонали, но и в этот раз это не остановило их. Нам больше нечего сказать.
Прокурор:Ваша Честь, у меня еще один свидетель, разрешите пригласить. Это трава белоус. (слайд 4)
Судья:Пригласите свидетеля!
В зал суда заходит трава, становится за трибуну и сразу начинает: «Ваша честь, я расту там, где проходит тропа человеческая. Митраша меня увидел, но не последовал моей подсказке, завернул на запад, где болото было очень опасным. Больше я его не видела».
Прокурор:Спасибо. У меня остался последний свидетель, можно его пригласить в суд. Это Лось. (слайд 5)
Судья: Приглашайте!
Прокурор:Уважаемый Лось, предупреждаю Вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Расскажите, видели ли Вы кого-нибудь из обвиняемых в тайге?
Лось:Здравствуйте! Обирая осинку, я со своей высоты спокойно глядел на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Поначалу я даже не понял, что это девочка, она так жадно собирала клюкву, не замечая вокруг никого и ничего. И только после того, как она встретилась со змеей и испугалась, я понял, что передо мной девочка. Только тогда у нее проявились человеческие чувства, она заплакала, закричала, звала брата. Больше я ее не видел.
Прокурор:Ваша Честь, у меня больше нет свидетелей. Спасибо!
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:Здравствуйте! Ваша Честь,господа присяжные заседатели, против моих подзащитных выдвинуто обвинение в непослушании и жадности. Моя задача доказать обратное и я уверен, что мне это удастся. Разрешите пригласить свидетеля со стороны защиты Насти и Митраши.
Судья: Пригласите свидетеля!
Судья предупреждает об ответственности за дачу ложных показаний.
Адвокат: Расскажите, что вы знаете о моих подзащитных?
Свидетель:Здравствуйте! Ваша честь и присяжные, Настю и Митрашу я знаю очень давно. Мы живем через один дом, родители у них погибли: мать от болезни, отец на Великой Отечественной войне. И, конечно, все соседи старались помочь им, чем могли. Дети очень милые. После смерти родителей им досталось большое хозяйство, вместе с этим и большая забота. Но Настя и Митраша скоро всему сами научились. Митраша выучился делать деревянную посуду. Иногда соседи просили его сделать то бочонок, то шайку на умывальник. Но, кроме бондарства, на нём лежало и всё мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы и, наверное, что-то смекал. А Настя целый день занималась хозяйством. Дети трудолюбивые. Жили они дружно.
Адвокат:Спасибо! Ваша честь, у меня еще один свидетель, разрешите пригласить. Это собака Травка. (слайд 6)
Судья:Пригласите!
(Забегает собака Травка и сразу начинает говорить)
Травка:Ваша честь, не наказывайте моих друзей! Я два года жил без хозяина, до этого моим хозяином был Антипыч, он многому меня научил, главное научил отличать хороших людей от плохих. Если бы Митраша был плохим человеком, я бы никогда не помог ему. Все секреты жизни, которые передал мне Антипыч, я передам детям. Если детей осудят, я опять останусь одинокой и никому ненужной.
Адвокат:Ваша честь, разрешите пригласить последнего свидетеля, это разведчик болотных богатств.
Судья:Пригласите свидетеля!
В зал заходит свидетель.
Судья:Свидетель, расскажите, чем вы занимаетесь, и что вы знаете об обвиняемых детях.
Свидетель:Я разведчик природных богатств, еще с первых дней Отечественной войны работал над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа. И узнали, что торфа в этом болоте хватит еще на лет сто. Вот такие богатства скрыты в наших болотах!
(Прокурор останавливает речь свидетеля и просит переходить по существу к делу).
Свидетель:Если по существу, я узнал, что детей обвиняют в жадности, и позволю себе не согласиться с этим. Когда из детдома обратились в село за посильной помощью для больных детей, Настя отдала всю свою целебную ягоду. И позже узнал от нее, как мучилась она про себя за свою жадность, проявленную в тот день, когда она собирала ягоду, забыв о брате. Разве жадный человек отдал бы все другим. И в этом поступке – победа Насти над собой, самая трудная победа.
Адвокат:Вот какие богатства скрыты в наших болотах, я, конечно, говорю не только о торфе, я говорю, прежде всего, о людях, их душевном богатстве! Правда жизни заключается в единстве человека и природы. Нельзя обвинять этих детей, они сами осознали свои ошибки. У меня все!
Судья:Слово предоставляется Анастасии Павловне.
Настя:Ваша Честь, присяжные! Я отправилась на палестинку со своим братом, соблюдая все правила, которые помню от своих родителей: через плечо накинула полотенце, чтобы от тяжести корзины не натирало плечо, собрала продукты: хлеб, молоко, картошку. Не пошла с Митрашей по одной дороге, потому что знала, что по пути к палестинке лежит Слепая елань, очень опасное топкое место в болоте. И еще, брат младше меня на два года, потому слушать меня должен был он. Конечно, я сейчас понимаю, что надо было настоять на своем и заставить пойти Митрашу по менее опасной дороге, что должна была уговорить его. Еще за свою жадность, проявленную на палестинке, я была наказана своей совестью, которая мучила меня долгое время. Мне собака Травка раскрыла правду жизни: она в любви, верности, преданности, взаимопомощи.
Судья: Слово предоставляется второму подсудимому, Дмитрию Павловичу.
Митраша:Ваша честь, уважаемые присяжные! Во-первых, я тоже собирался на палестинку, соблюдая все правила, как учил меня мой отец. Взял двуствольное ружье, манки на рябчиков, компас, как говорил мой отец: «Стрелка эта тебе в лесу верней друга», оделся, как следует. Не пошел с Настей по одной дороге, потому что хорошо помню, как отец рассказывал про палестинку, что она вся красная от одной клюквы. А во-вторых, я ведь все-таки мужчина, хозяин дома, и Настя должна слушать меня. Предсказания природы не послушал, потому что думал, что дорога, которая шла прямо будет короче, и еще стрелка показывала на этот путь.Обещаю, что буду в жизни выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви.
Судья: Уважаемые присяжные! Перед вами выступали свидетели обвинения и защиты, вы выслушали речи прокурора и защитника, теперь вам надлежит решить судьбу двух человек. Но прежде чем вы удалитесь на совещание, суд, следуя традиции, подведет итог судебному разбирательству – дабы по возможности облегчить вам принятие трудного и ответственного решения. Мой долг – напомнить вам показания сторон, принять решение предстоит вам! Прежде чем вынести решение о виновности или невиновности следует вспомнить все, что известно о сущности человека, его происхождении, сопоставить эти знания с представленными свидетельствами.
Присяжные удаляются из зала суда для вынесения вердикта.
Председатель присяжных руководит совещанием, он просит каждого высказать свое мнение, а затем обсуждают вынесение вердикта.
Голосование: «за» и «против». (Окончание обсуждения).
Судья:Пока присяжныесовещаются, я предлагаю вам составить диаманту оНасте и Митраше. Вспомним схему диаманты (ранее обучающиеся знакомились с этим приемом) (слайд).
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Пример диаманты
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: (Подача вердикта присяжных судье.Все участники судебного процесса выслушивают приговор стоя).Объявляется приговор (зачитывает вердикт). Решением большинства голосов и, учитывая, что подсудимые раскаялись в своих поступках и обещали впредь быть честными, добрыми друг к другу и ко всему, что окружает их, суд постановляет, объявить Анастасию и Дмитрия невиновными, освободить их в зале суда.
Рефлексия. Судья: Наше сегодняшнее судебное заседание объявляется закрытым.
Рефлексивная практика учащихся проводится по содержанию и по способу проведения урока.
Итак, подведём итог нашего урока.
– Как относится автор к своим героям?
– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше, прочитаем получившиеся диаманты(зачитывают несколько работ).
Пример диаманты, составленный обучающимися
Настя
Добрая, трудолюбивая
Хозяйничает, уступает, заботится
Работа, еда, хозяйство, память
Мастерит, хорохорится, намекает
Самостоятельный, упрямый
Митраша.
Учитель:
Вначале урока каждой группе было дано задание, дать внешнюю и внутреннюю характеристику Насти и Митраши. Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке? Хотите ли вы дополнить свои записи?
Была ли игра трудной и почему?
Как выходили из трудных ситуаций?
Слушали внимательно мнение своих одноклассников?
Удавалось ли вам сконцентрироваться на том, что говорили другие?
Игровая задача была достигнута в процессе игры, обучающиеся успешно выполнили свои задания (быстро, качественно, дружно).
Дидактическая задача достигнута, все участники игры успешно сыграли свои роли, а Митраша и Настя были оправданы.
Вы сегодня хорошо поработали, всем будут выставлены заслуженные оценки.
Домашнее задание:Напишите сочинение-миниатюруна одну из предложенных тем:
Человек и природа в сказке-были.
Дружба Насти и Митраши.
Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь.До свидания.
Список литературы
Пришвин М.М. Кладовая солнца (сказка-быль)/ /Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2./авт.-сот.Г.С.Меркин –М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014, с.156-186
Ожегов С.И. и Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова – М.: ООО «ИТД Технологии», 2008.
Соловьева Ф.Е.Уроки литературы: методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс.
Учитель русского языка и литературы _____________ Т.И. Багатова
Приложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешний портрет Митраши |
Возраст: Внешность: Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами как… |
Внутренний портрет Митраши |
Трудолюбивый: Хозяйственный: Строптивый и упрямый: |
Внешний портрет Насти |
Возраст: Внешность: Авторское отношение подчеркивается такими художественными приемами как… |
Внутренний портрет Насти |
Трудолюбивая: Хозяйственная: Уступчивая и благоразумная: |
Легоцкая Вера Сергеевна
Багатова Тамила