12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровая Анна Олеговна50
Россия, Иркутская обл., р.п.Чунский



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ













Урок литературы

в 6 классе

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геркала»



Урок разработала и провела

Боровая Анна Олеговна,

учитель русского языка и литературы





Р.П. ЧУНСКИЙ

2022 год.


Тема урока: Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

ИМЯ урока: «В жизни всегда есть место подвигу» М.Горький.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: знакомство с биографией писателя, с его произведением, новыми понятиями и литературными терминами.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с  биографией писателя, сформировать умение делать анализ главного героя; 

Развивающие: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации; сформировать информационную  компетенцию;

Воспитательные: сформировать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование информации в схемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в разделе «Произведения русских писателей XX века»

Педагогическая технология: технология критического мышления с элементами проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование урока: раздаточный материал, заготовки для кластеров, диаманта для рефлексии, компьютер, мультимедиа - проектор, слайдовая презентация.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, наглядный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

1.Нестандартное начало

Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к теме урока.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости урока. Меня зовут Анна Олеговна, и я надеюсь, что наш урок с вами пройдет благоприятно и оставит только хорошие воспоминания.

Прежде чем мы начнем урок, я бы хотела прочитать вам притчу

«О подвиге клея», а вы, прослушав ее, ответьте на вопрос:

1. О чем эта притча? 2. Какое ключевое понятие (слово) вы бы выделили.

Притча о подвиге клея.




Решил клей всего себя без остатка людям отдать. (Услыхал он от них, что очень им нужен!). Вылез из тюбика – и ну по всему дому работать!

Работал-работал…

Все пары обуви друг с дружкой склеил, стулья к столу, стол – к полу. Не забыл даже прищепки – приклеил их к бельевой веревке так, что их теперь

только с ней можно было оторвать.

Клей-то был крепкий – намертво клеил.

Закончил он свою работу. И так и не понял, почему ужаснулись

хозяева, придя домой.

Так ведь всегда бывает, когда не к тому прикладываешь свои силы.

Даже если при этом совершишь подвиг!

Автор притчи: Монах Варнава.

- Давайте ответим на первый вопрос: о чем эта притча?

- Какое ключевое понятие выделим? (подвиг - на доске)

- Как звучит это слово в притче: гордо, мудро, смешно, глупо,

уважительно?(Открывается цепочка на экране - Смешно)

-Подберите синоним к слову смешно – иронично.

- А кто помнит, что такое ирония?

Ирония – легкая насмешка (на экране)


Фронтально.

Слушают учителя.



















Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают свои предположения, выбирают нужное слово, подбирают синоним. Проговаривают определение, если с ним знакомы.


КУУД: сотрудничество с учителем.


















ЛУУД: умение вести диалог

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли


РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция;

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу.

- Обратите внимание на тему урока:

«В жизни всегда есть место подвигу» (Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»). (Слайд, записываем тему урока)

- А кто помнит, кто такой Геракл? (мифологический герой – открывается на доске и портрет на экране)

- Кто помнит, какие подвиги он совершил?(экран)

- Какие черты характеры ему присущи? (делаем кластер: храбрый, бесстрашный, сильный, смелый, честный и тд.)

- Давайте выделим ключевое понятие в теме урока (подвиг)

Прием «Ассоциативный куст»

- А какие ассоциации у вас вызывает слово Подвиг? (чертим на доске: храбрый поступок, героизм, отвага, смелость, риск иногда даже смерть)

Обратите внимание на толкование данного слова в словаре (Слайд):

1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском.- Большой толковый словарь русского языка.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли проанализировать произведение, не изучив биографию писателя? Почему?(Жизнь писателя влияет на то, как и о чем пишет автор)

Фронтально.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают свои предположения, называют ассоциации.





Выстраивают ассоциации, отвечают на вопросы учителя.

ПУУД: создание ассоциативного ряда;

поиск причинно-следственных связей; построение логичного рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли

3 этап. Выявление места и причины затруднения

3. Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.

Научить ставить цель урока.

- Молодцы! Давайте еще раз посмотрим на тему урока и попробуем выстроить цели.


Цели урока:

1. Изучить интересные факты биографии писателя.

2. Проанализировать произведение, поступки главного героя.

Фронтально.

Ставят цели.


РУУД: целеполагание, стремление к постижению

нового,  умение прогнозировать предстоящую работу

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

4 Прием Логическая цепочка

Цель -познакомить с биографией писателя для восприятия учащимися особенностей его творчества.



































Физкультминутка

Работа в группах.

- Ребята, сейчас вы поработаете в группах по четыре человека. Каждой группе я раздам текст, в конце которого будет написан вопрос. Ваша задача – прочитать текст и ответить на вопрос.

1 группа. Детство писателя прошло в горном селе под Сухуми, в Абхазии. Среднюю школу он закончил с золотой медалью.

Из воспоминаний писателя: «Сейчас, где бы я ни жил, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха, под которым мы валялись в самые жаркие часы.

Мне не хватает самих стен из прочных каштановых досок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешёвыми картинками. Я перечитал все стены дедушкиного дома. И чего там только не было! Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии»

Вопрос: Можно ли по воспоминаниям писателя представить его малую родину. Чему он научился в детстве?

2 группа. Главные сюжеты произведений Фазиля Абдуловича тянутся к нам из его детства. Герои  книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Искандер написал для детей много рассказов, например: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Чаепитие и любовь к морю» и др.

Вопрос: Повлияло ли детство на творчество писателя? Как?

3 группа. По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям. Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» После «соседских разборок» Искандер стал тщательно прятать отрицательных героев. И только положительных персонажей писал всё так же явно.

Вопрос: Почему соседи часто обижались на писателя?

4 группа. Большое место в своем творчестве писатель уделяет тому, что может вызвать улыбку и смех. Ведь только юмор помогает преодолевать трудности, и пока мы смеемся, мы еще живы и можем что-то поменять в себе и в окружающих.

Вопрос: Почему Фазиль Искандер пишет смешные рассказы?



Занятие с Крошем из мультфильма «Смешарики»

Работают в группах.

Читают предложенный текст, отвечают на вопросы, распределяют обязанности.








































Фронтально. Выполняют упражнения

ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме нахождения способа действия и его результата с заданным эталоном

ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

КУУД: планирование учебного сотрудничества в группе способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
















ЛУУД:

переносят на себя действия

5 этап. Реализации построенного проекта.



5. Прием «Афиширование»


Герои из детства














6 Анализ произведения.


Прием «Толстые и тонкие вопросы»


Заслушивание представителей от групп.


Н

Юмор-признак «живого»

человека

Абхазия

а доске появляется картина:






Персонажи взяты из жизни




Портрет писателя




t1644404119aa.gif




Истоки творчества

Работа с классом.

- А сейчас давайте перейдем к анализу главного героя рассказа.

- Ребята, а бывало ли у вас такое, что вы по какой-то причине не выполнили домашнюю работу? Как вы себя при этом чувствовали?

- А как ведет себя наш герой до начала урока? (стр.144-145)

- Какие чувства испытывает, когда узнает, что задача решаема? (стр.145)

- На что решается герой, чтобы избежать насмешки со стороны учителя и одноклассников? (стр.147)

- Решились бы вы на такой поступок или поступили бы как-то по-другому? Как?

- Удалось ли избежать наказания смехом герою? (нет, он был вызван к доске)

- Как чувствует себя герой у доски? (стр.154-156)

- Как в это время относятся к нему одноклассники? (стр.154-156)

- Как бы вы себя повели, если бы над вами смеялись товарищи? Как, вы считаете, заслужен ли был этот смех?

- Обижаются ли дети на своего учителя за насмешки? ( Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас).

- Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович.

- Как вы относитесь к такому методу воспитания учителя?

- А как, спустя годы, о таком методе Харлампия Диогеновича говорит герой? ( стр.156)

Давайте составим портрет героя (на доске: трусливый, смешной, легкомысленный, …… )

- Обратите внимание на то, что портрет главного героя мы составили напротив портрета Геракла. Как вы думаете, почему? (они противопоставлены друг другу)

- Как называется такой прием в литературе? (антитеза)

- Тогда почему учитель называет действия ученика подвигом Геракла, да еще и Тринадцатым? ( Здесь подвиг рассматривается в кавычках, с юмором, так как Геракл совершал свои подвиги во имя свободы, а герой – из трусости).

- Правильно, ребята, вот так, с помощью юмора автор учит нас не совершать глупых и необдуманных поступков, за которые в дальнейшем может быть стыдно.

Афишируют ответы, остальные слушают и дополняют по мере необходимости. Составляем кластер на доске.














Отвечают на вопросы учителя, переносят информацию на себя, оценивают поступки главного героя, дают характеристику его качеств. Приводят примеры из учебника в качестве подтверждения сказанному.


















Создают портрет героя рассказа, сравнивают с мифологическим героем Гераклом, делают выводы, озвучивают литературный прием



КУУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме.








ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

КУУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;



7 этап Домашнее задание

Цель- разъяснить дом работу.

Написать письмо-отзыв другу о прочитанном произведении. Если произведение понравилось, то заинтересовать своим отзывом товарища на прочтение рассказа. Если не понравилось, то написать причину.

Записывают домашнюю работу

8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

7 Рефлексия

- Подвести итоги урока мне бы хотелось с помощью приема, который называется «Диамант» (Слайд)

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (глагол)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

- Ребята, на столах у вас заготовки данного приема, вам необходимо выбрать слова, характеризующие героев и вписать во второй листочек.

Демонстрирую свой вариант на слайде.

1. Геракл

2. Смелый, отважный

3. Побеждает, борется, совершает

4.Победа, слава, герой, бесстрашие

5. Обманывает, боится, выкручивается

6. Хитренький, легкомысленный

7. Главный герой


Н.В. Гоголь писал: «Смех — великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виноватый — как связанный заяц».

- Я желаю вам, ребята, чтобы вы не были тем самым зайцем, о котором пишет Н.В.Гоголь.

Индивидуально. Выполняют пожелания учителя. Составляют диамант, вывешивают на магнитную доску

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
















1 группа. Детство писателя прошло в горном селе под Сухуми, в Абхазии. Среднюю школу он закончил с золотой медалью.

Из воспоминаний писателя: «Сейчас, где бы я ни жил, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха, под которым мы валялись в самые жаркие часы.

Мне не хватает самих стен из прочных каштановых досок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешёвыми картинками. Я перечитал все стены дедушкиного дома. И чего там только не было! Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии»

Вопрос: Можно ли по воспоминаниям писателя представить его малую родину. Чему он научился в детстве?

2 группа. Главные сюжеты произведений Фазиля Абдуловича тянутся к нам из его детства. Герои  книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Искандер написал для детей много рассказов, например: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Чаепитие и любовь к морю» и др.

Вопрос: Повлияло ли детство на творчество писателя? Как?


3 группа. По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям. Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» После «соседских разборок» Искандер стал тщательно прятать отрицательных героев. И только положительных персонажей писал всё так же явно.

Вопрос: Почему соседи часто обижались на писателя?

4 группа. Большое место в своем творчестве писатель уделяет тому, что может вызвать улыбку и смех. Ведь только юмор помогает преодолевать трудности, и пока мы смеемся, мы еще живы и можем что-то поменять в себе и в окружающих.

Вопрос: Почему Фазиль Искандер пишет смешные рассказы?



1. Геракл

2. Смелый, отважный, бесстрашный, храбры

3.Побеждает, борется, отстаивает, защищает, совершает, помогает

4. Победа, память, слава, герой, отвага, храбрость, бесстрашие

5. Обманывает, выкручивается, ленится, боится, хитрит

6. Трусливый, хитренький, безалаберный, легкомысленный

7. Герой рассказа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1. Геракл

2. Смелый, отважный, бесстрашный, храбры

3.Побеждает, борется, отстаивает, защищает, совершает, помогает

4. Победа, память, слава, герой, отвага, храбрость, бесстрашие

5. Обманывает, выкручивается, ленится, боится, хитрит

6. Трусливый, хитренький, безалаберный, легкомысленный

7. Герой рассказа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.