Урок литературы в 7 классе на тему «Кусака в мире людей. Роль пейзажа в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»
Пояснительная записка к презентации
МОБУ СОШ с. Спартак
муниципального района Ермекеевский район
Республики Башкортостан
Урок литературы в 7 классе
на тему:
«Кусака в мире людей.
Роль пейзажа в рассказе Л.Андреева»
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Набиуллина Ольга Николаевна
2016 г.
Цели урока:
Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.
Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.
Задачи: определить тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении; выразить своё отношение к прочитанному.
Оборудование: презентация к уроку; портрет Кусаки; таблица для каждого уч-ся; сердечки для каждого для написания творческих миниатюр.
Эпиграф к уроку:
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя (Слайд 2)
Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).
В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».
- Каким же он в жизни был человеком? (По статье учебника «В творческой лаборатории Л. Андреева»)
- Чем интересен характер писателя?
- О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю К. И. Чуковский?
Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем – гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.
В 1902 году Л. Андреев писал: «Мне не важно, кто «он» - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно – что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни.
Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, «ибо все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами природы».
(Слайд 3)
«Мы в ответе за тех, кого приручили», - так говорил герой знаменитой сказки-притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
(Слайд 4, 5) Объявление темы урока (записать в тетради), целей и задач урока.
III. Работа над темой урока
- Дома вы познакомились с содержанием рассказа.
- Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи, т.е. композиция кольцевая).
- Как считаете, какова его тема? (милосердия, сострадания, любви к братьям нашим меньшим) К уроку я подобрала два эпиграфа, давайте познакомимся с ними (СЛАЙД 6) Как вам кажется, какой эпиграф заключает в себе и тему, и идею рассказа «Кусака»? (бездушное отношение людей к животным ведёт к безразличию и жестокости в общении людей между собой) Обоснуйте своё мнение.
IV. Анализ текста рассказа (слайд 7)
Прочитаем первое предложение: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчёркивает ситуацию безысходности, в которой оказалась собака.
- Что отличало эту собаку от дворовых собак?
- Какие чувства рождались в собаке в одиночестве? Что она копила?
- Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?»
- Какую роль играет природа в передаче настроение собаки?
- Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?
1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.
2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.
3. В одиночестве копила «страх и злобу».
4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.
5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)
Работа над 2 частью (СЛАЙД 8)
- Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать).
- Как отреагировала собака на появление девочки?
(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).
- Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).
- Какую кличку и почему дали собаке?
- Почему дачники ее не истребили?
- Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
- Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?
(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).
- Что произошло со злобой Кусаки?
(Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).
Работа над 3 частью (СЛАЙД 9)
- Как вы понимаете авторскую метафору «всею своей собачьей душой расцвела Кусака»?
(У нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).
- Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею?
(Да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).
- Почему Кусака не могла радоваться до конца? Почему она была такая неловкая?
(Сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).
- Вас ничто не сторожило в поведении этих «добрых людей», как называет их автор? Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из дачников не замечает этой мольбы?
Работа над 4 частью (СЛАЙД 10)
Лето кончилось, люди должны уехать. Зачитайте наступление осени
- Какое чувство вызвало у вас описание осенней природы? (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).
- И как же решается судьба собаки? Зачитаем диалог мамы и Лёли.
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»
(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).
- Вспомним слова, которыми начинался урок.(Мы в ответе за тех…)
- Как реагировала собака на отъезд людей? Как Кусака выразила свое горе и отчаяние, когда ее хозяева уехали?
(Она жалобно и грустно завыла.) (СЛАЙД 11)
- Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа?
- Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?
Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.
- Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
(Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды).
- Как вы думаете, зачем Л.Андреев рассказал нам историю Кусаки? (Чтобы показать, какими люди быть не должны).
IV.Домашнее задание (СЛАЙД 12 )
- Что такое пейзаж в литературном произведении? Какую роль в рассказе Л.Андреева играют описания природы? (Пейзажи передают душевное состояние Кусаки в определённые моменты её жизни). Вам предстоит это доказать, поработав с таблицей.
V. Подводя итог нашему разговору на тему «Кусака в мире людей», я предлагаю вам послушать «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова (ВИДЕОРОЛИК)
VI. Рефлексия: (На сердечках, которые вы видите у себя на партах, продолжите фразу: «На сегодняшнем уроке я задумался…)
Покидая класс по окончании урока, ребята прикрепляют сердечки к портрету Кусаки на доске.
Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью… как тут быть?
Её обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав,
Её обидела природа ,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач её призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, покой забыв,
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймёт, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночества огромность
И невозможность потерять
Собачью вечную готовность:
Любить, служить и доверять.
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк .
Внимательно вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!
В большинстве случаев в том, что собака агрессивна и зла, виноват человек. На человеческую жестокость, бессердечие следует ответная реакция. Но как может измениться поведение четвероногих друзей, если просто полюбить их. На любовь они ответят любовью и безграничной преданностью. Можно привести немало примеров этой преданности. Недаром люди воздвигали и будут воздвигать памятники собакам. Например, вся Япония собирала средства на памятник псу Хатико, поразившему Страну восходящего солнца своей преданностью. Хозяином Хатико был доктор Уено, профессор в университете Токио. Доктор Уено скончался, когда Хатико было полтора года. В течение следующих 10 лет Хатико продолжал приходить на станцию Шибуя каждый вечер, чтобы ждать своего хозяина, который умер. Собаки не просто преданны, они стремятся помочь человеку во всем.
Например, в Швейцарских Альпах, где 9 месяцев длится зима, почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей, ни жилища. После каждой бури местные жители разыскивают пострадавших или заблудившихся людей. В этом им помогают сильные, рослые собаки породы сенбернар. В Париже есть памятник сенбернару Барри с надписью о заслугах великого спасателя: «Спас 40 человек. Во время спасения 41-го погиб».
А в Берлине стоит памятник собаке-поводырю. Незрячий человек назвал своего преданного друга «Мои глаза». Таким замечательным собакам посвятила свое стихотворение Ольга Ефимова. Стихотворение называется «Мой пес».
Когда совсем не видно Свет от звезд, И джентльмены Не снимают шляпы, Мне лапу даст Большой лохматый пес, И не одну, а сразу даст Две лапы. В его глазах Большой немой вопрос: «О чем ты? Не грусти. Я здесь. С тобою В любой момент. Я весь…» |
Родной мой пес, К лбу твоему Склоняюсь головою. Сидим, обнявшись, Он да я, нос в нос. И нам пустынных слов Совсем не надо. Ты очень добрый зверь, Родной мой пес. И ночь светлей, И тише ярость гроз, И даже день теплей, Когда ты рядом. О. Ефимова |
Презентация к уроку по рассказу "Кусака"
PPTX / 4.44 Мб
/data/files/z1473705114.mp4 Эдуард Асадов «Стихи о рыжей дворняге».