Урок «Тема сострадания и бессердечия в рассказе Л.Андреева «Кусака»» (Литература, 7 класс)
МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Стригачева Татьяна Николаевна
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «Л.Н.Андреев «Кусака». Тема сострадания и бессердечия в рассказе»
ЦЕЛИ: 1) Выявить идею рассказа на основе анализа образов и сюжета произведения; формировать умение выявлять ключевые фразы в произведении, составлять цитатный план, умение сопоставлять произведения литературы и живописи; 2) формировать коммуникативные навыки работы в группе: участвовать в коллективном обсуждении и строить продуктивное взаимодействие, корректно высказывать мнение по поводу мыслей и предложений собеседника; 3) вызвать сострадание к животным, понимание ответственности за тех, «кого приручили».
ТИП: комбинированный (2 урок по теме)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: технология развития критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.
презентация к уроку "Л.Андреев "Кусака"
PPTX / 2.15 Мб
В любое место презентации можно вставить "Элегию А.Шнитке из кинофильма "Осень"
музыка к презентации
MP3 / 2.8 Мб
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 4.03.2014
План
Постановка темы и целей.
Вызов по теме: запись первоначальных впечатлений, работа с ключевыми понятиями урока. 10 мин.
Анализ образа Кусаки: реализация домашнего задания – обсуждение цитатных планов. 5 мин.
Анализ образа Лёли: запись в группах «Моё отношение к Лёле». Анализ избранных строк из рассказа. Выводы о героине. 10 мин.
Анализ образов природы (на основе распечатанных цитат). Вывод о соответствии описаний природы и изменений в душе собаки, значении кольцевой композиции в раскрытии идеи рассказа, значении слова «беспросветная». Композиция – кольцевая или линейная? 10 мин.
Рефлексия: продолжить одну из фраз: я понял (не понял)…, на уроке мне понравилось (не понравилось)… 3 мин.
Домашнее задание – на выбор. 2 мин.
Беспросветный – 1. Совершенно тёмный. 2.перен. Очень мрачный, без всякого просвета, радости, без надежды на что-то лучшее.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята, наш урок посвящён теме сострадания и бессердечия в рассказе Л.Андреева «Кусака». Мы поговорим о том, как вы поняли рассказ сами, и углубим ваши представления, потому что что-то могло ускользнуть от вашего внимания во время чтения. Мы покажем, как мы умеем участвовать в коллективном обсуждении литературного произведения и корректно высказывать мнение по поводу мыслей товарищей. (Слайд 1)
- Ребята, дома вы дочитали рассказ Л.Андреева «Кусака». Он наверняка затронул ваши чувства Запишите, о чём этот рассказ? Какие чувства он вызывает? Что хотел нам сказать автор? (Слайд 2)
- Зачитайте ваши записи, обсудите, какие фразы одноклассников вам понравились?
Отзывы учащихся (стиль высказываний частично сохранён):
Этот рассказ о бездомной собаке, которую все били. Но через некоторое время нашла свой дом, друзей и родных. Этот рассказ очень жалобный. Собаку, которая никому не причиняла зла, били, кидали в неё палки, камни. Автор хотел показать, что большие бьют маленьких и беззащитных.
Этот рассказ помогает понять любовь собаки к человеку. Он помогает стать душевным человеком, который должен ценить любовь. Рассказ вызывает чувство любви и печали из-за отъезда девочки. Автор хотел нам сказать, что животное, которое обидели, будет сопротивляться.
Этот рассказ о печальной судьбе собаки по кличке Кусака, которая оказалась в эпицентре человеческой злости. Рассказ вызывает жалость к Кусаке и грусть, волнение за Кусаку. Автор хотел, на мой взгляд, передать то, как мы бессердечно относимся к братьям нашим меньшим, в числе которых оказалась и Кусака.
Этот рассказ о тяжёлой судьбе собаки. Он вызывает чувства сострадания, жалости, но и любви. Автор хотел сказать, что надо быть добрым не только к людям, но и к животным. На свете есть добрые люди. Но добрые люди могут оказаться злыми: например, мужчина из кабака хотел приласкать собаку, но потом пнул её.
Рассказ о собаке, которая никому не нужна. Рассказ вызывает грустные чувства. Автор хотел сказать, что и животные тоже могут любить так же, как и люди.
- Как вы понимаете ключевые слова темы нашего урока – сострадание, бессердечие? Сверим ваши предположения с толкованием слов в словаре С.Ожегова (слайд 3):
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
Бессердечный – чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий.
- Где в рассказе мы сталкиваемся с бессердечием? (слайд 4)
- Почему Кусака вызывает сострадание? Рассказ был написан в 1901г. Тогда сделать главным героем литературного произведения животное редко кому приходило в голову. Вот как объяснил свой выбор сам писатель: «… в рассказе „Кусака“ героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
- Вспомним историю Кусаки. Кто-нибудь хочет зачитать цитатный план, который составляли дома?
Зачитывание и оценка получившихся планов. При наличии времени можно показать вариант цитатного плана учителя. (Слайды 7-11)
Пример цитатного плана
«Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу»
«У неё отняли её непримиримую злобу»
«Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»
«Всею собачьей душой расцвела Кусака»
«Как же нам быть с Кусакой?»
«Собака выла»
- Кто проявляет сострадание к Кусаке? Запишите в группах своё отношение к Лёле: она сострадательная или бессердечная девочка? (слайды 12-13)
- Зачитайте получившиеся отзывы.
Примеры составленных в группах отзывов
Лёля сострадательная, добрая, ласковая девочка. Её сострадание к собаке проявляется, когда собака её почти укусила, но Лёле было жаль её, она всё равно хотела подружиться с ней, и ей удалось погладить собаку.
Лёля была сострадательной девочкой. Она проявила чувство сострадания, которое дано не каждому человеку, поскольку многие относились к Кусаке бессердечно. А маленькая девочка с большой душой проявила самое дорогое в мире чувство, смогла разглядеть в Кусаке безобидное, доброе животное.
- Насколько представленная на слайде картина Б.Ривьера «Сочувствие» (слайд 13) соответствует содержанию рассказа? (На картине мы видим скорее сочувствие собаки по отношению к девочке, в то время как она сама выглядит отстранённой по отношению к ней)
- Я не случайно выбрала эту картину. Проанализируйте по тексту 4 главы, как Лёля произносит слово «жалко». Сделайте выводы. (Лёля – единственная, кто проявляет к Кусаке сострадание несмотря на её злобу. Да и вся семья приехавших дачников называется автором «добрыми людьми». Однако проявленное к Кусаке сочувствие недолго живёт в душах: аргументы матери кажутся Лёле убедительными, и она уже готова забыть о своей привязанности в обмен на породистого щенка. Вот так – взять Кусаку в город нельзя, там её держать негде, а взять породистую собаку в дом – можно…)
- Как понимать последнюю фразу Лёли в 4 главе? ( Лёля уходит, не попрощавшись с Кусакой, ей «скучно». Но что значит эта скука? «Скука – это голод души, не знающей своей подлинной пищи» (В.Г.Кротов) Душа Лёли оказывается пустой. Но в этом виновата не только она сама, виноваты взрослые, которые с малых лет убивают в ребёнке проявление сострадания. Жалость недолго гостит в душах людей: пьяному мужику её хватило на несколько минут, Лёле – на несколько месяцев. И возникает вопрос - а есть ли вообще добрые люди в рассказе?) (Слайд 13)
- Немалое место занимает в рассказе и пейзаж. Давайте зачитаем подобранные мною пейзажные зарисовки из рассказа (раздаточный материал). Какую роль они играют?
Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.
А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.
Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.
Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.
Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
- Пейзаж соотносится с душевным состоянием собаки. (Слайд 15 – смена картинок). Сначала – озлобленность, затем смутная, бессознательная надежда, предчувствие беды, и наконец – отчаяние.
- А какая из точек зрения на роль пейзажа в рассказе вам ближе: пейзаж имеет кольцевую композицию: Кусака опять стала бездомной, в её душе вновь поселились отчаяние, страх и злоба; пейзаж имеет линейную композицию: состояние Кусаки на протяжении рассказа меняется, и в конце она уже не та, что была в начале? (Действительно, пейзаж имеет линейную композицию. Если в начале рассказа мы видим какие-то проблески света: «упавшая звезда … остророгий месяц», то в конце мир накрывает тьма. (Слайд 16)
- Зачитаем последние строки рассказа.
- Обратите внимание на слово «беспросветная». Оно многозначно:
Беспросветный – 1. Совершенно тёмный. 2.перен. Очень мрачный, без всякого просвета, радости, без надежды на что-то лучшее. (Слайд 17)
- Так же и на картине современного художника А.Крюковского «Как дальше жить» (слайд 17) мы видим пса и чувствуем его безысходное горе: это не просто льёт дождь, это истекает кровавыми слезами душа собаки. Конечно, нам хочется верить, что Лёля будет вспоминать о Кусаке, беспокоиться за неё, но по-другому думал писатель. Посмотрите на другие цитаты из произведений Л.Андреева, где высказаны близкие мысли (слайд 18):
«И когда Сергей Петрович понял, что деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их и что люди всегда добивают того, кто уже ранен природой, — отчаяние погасило надежду, и мрак охватил душу.» («Рассказ о Сергее Петровиче»)
«Загляните в душу свою, и будет ли тогда день или ночь, вы найдете там кладбище. Маленькое, жадное, так много поглотившее.» («Прекрасна жизнь для воскресших»)
-Подведём итоги нашей работы. Запишите, пожалуйста, ответы на данные вопросы по выбору.(Слайд 19)
Помог ли вам урок глубже понять рассказ?
Изменилось ли ваше мнение по сравнению с первоначальным?
Продолжите фразы:
-
-
я понял (не понял)…,
на уроке мне понравилось (не понравилось)…
-
- Но на этом наш разговор не закончен. Дома вы по выбору будете готовить одно из заданий:
Сочинение-рассуждение: «Есть ли добрые люди в рассказе «Кусака»?»
Написать, в чём схожесть и различие рассказа и стихотворения В. Тушновой «Котёнок»
Подготовить проект (список произведений искусства (литература, живопись, скульптура, кино, посвящённых собакам; сценарный план вечера и т.д.)
Проходит оценивание работы учащихся.
Материалы, использованные при подготовке урока:
Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, Т.Я.Ерёмина. – М.: Просвещение, 2013г.
Материалы из Википедии - интернет-энциклопедии.
Ссылки на Интернет-ресурсы со стихотворениями, историями о брошенных собаках и кошках, о собачьей верности:
http://allforpets.com.ua/index.php?option=com_cont...view&id=2705&Itemid=64
http://allforpets.com.ua/index.php?option=com_cont...view&id=2705&Itemid=64
http://yvision.kz/post/110721
http://youtu.be/Iyz2wWG9jNk
http://mi-koski.ucoz.ru/index/stikhi_pro_koshek/0-5
Картины современных художников с сайта ArtNow. ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В.Тушнова Котёнок
Котенок был некрасив и худ,
сумбурной пестрой раскраски.
Но в нашем семействе обрел уют,
избыток еды и ласки.
И хотя у котенка вместо хвоста
нечто вроде обрубка было,
котенок был –
сама доброта,
простодушный, веселый, милый…
Увы! Он казался мне так нелеп,
по-кроличьи куцый, прыткий…
Мне только что минуло восемь лет,
и я обожала открытки.
Я решила: кто-нибудь подберет,
другой хозяин найдется,
я в траву посадила
у чьих-то ворот
маленького уродца.
Он воспринял предательство как игру:
проводил доверчивым взглядом
и помчался восторженно по двору,
забавно брыкая задом.
Повторяю – он был некрасив и тощ,
его я жалела мало.
Но к ночи начал накрапывать дождь,
в небе загромыхало…
Я не хотела ни спать, ни есть –
мерещился мне котенок,
голодный, продрогший, промокший весь
среди дождливых потемок.
Никто из домашних не мог понять
причины горя такого…
Меня утешали отец и мать:
– Отыщем…возьмем другого…–
Другой был с большим пушистым хвостом,
образец красоты и силы.
Он был хорошим, добрым котом,
но я его не любила.
Наблюдения, полученные в ходе урока
Целью моего урока было показать учащимся, как неглубоко они поняли рассказ, обратить внимание на важные моменты, ускользнувшие из их поля зрения. Как отметили все ученики в конце урока, им понравился и сам ход урока, и то, что они как будто заново увидели произведение. Подобный приём позволяет осознать самим ученикам приращение их знаний, ценность урока, удовлетворение от открывшейся истины. С разочарованием они осознали, что Лёля оказалась далеко не такой сострадательной, какой они себе её представляли. Не захотели ученики признать её вину, ведь распоряжаются жизнью детей безразличные взрослые (и это действительно так). Урок имел большое эмоциональное воздействие, ученики сопереживали судьбе собаки, а использование произведений живописи содействовало этому.
Ключевые слова урока – сострадание и бессердечие – как показывают письменные работы, довольно широко включаются ребятами в активный запас. Это убеждает в большой роли словарной работы для расширения словарного запаса. Далеко не идеально построены высказывания учеников, часто допускаются речевые ошибки, связанные с недопониманием слов, которые использовались в высказываниях, но на это обращал внимание учитель, и учащиеся осознали свои ошибки. В дальнейшем такие образцы ошибок можно использовать для предупредительной работы. Тем не менее, ученики показали своё стремление к обогащению речи, к использованию слов из «взрослого» лексикона, которые они, возможно, слышали или читали, к тому же видно стремление сделать речь ещё и выразительной. Следует отметить и то, что на уроке, требующем письменной работы, надо предусмотреть достаточно много времени для неё, к тому же надо учесть и тот факт, что будут делать ученики, которые раньше справятся с работой и будут сидеть без дела.
Показательно, что среди чувств, которые вызывает рассказ, названа жалость, грусть наравне с любовью. Все высказывания отличаются самостоятельностью – каждый ученик увидел что-то своё, но никто не смог постигнуть глубокий смысл рассказа самостоятельно. Не все смогли справиться с цитатным планом. Ученики, выбравшие в качестве домашнего задания сравнение стихотворения и рассказа, не смогли полностью справиться с работой: увидели сходство, но не увидели различия в произведениях – если Лёля от сострадания идёт к равнодушию, то лирическая героиня В.Тушновой от безразличия идёт к состраданию. Всё это убеждает в важности анализа произведения. К сожалению, он часто не нравится ученикам, ведь это труд. Поэтому необходимо при помощи специальных приёмов показывать, что труд приносит и радость – радость открытия.