Конспект урока по литературному чтению на тему «Считалочки в стране Считалия» (1 класс)
Конспект урока
УМК «Перспектива»
по литературному чтению на тему: «Считалочки в стране Считалия»
Цели:
Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с самым любимым детьми писателем.
Развивающие:
Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
Воспитывающие:
Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
Здоровьесберегающая:
Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Этап мотивации | Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок Работать дружно начинаем, Ни минуты не теряем! Знаете, что произошло сегодня утром? Я по улице шагала, и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона – гордость нашего района, Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается менялась. - А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. -Вот с таким хорошим настроением и начнём наш урок литературного чтения. |
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Постановка учебной задачи. | -Сегодня мы с вами отправляемся в одну очень необычную страну! А в какую вы мне сейчас скажите сами! Внимание на доску! а) На доске записано: Бразилия, Англия, Вообразилия, Монголия, Считалия. – Прочитайте. Что это записано? Назовите одним словом. (Страны.) – Какие из них можно найти на карте? – Где находятся остальные? (В фантазиях, воображении людей.) – Кто придумал Вообразилию и познакомил нас с ней? (Б. Заходер.) -А в какую необычную страну попадём мы сегодня?(Считалию). -Сегодня на уроке мы поговорим об одном из фольклорных жанров: считалке,они знакомы каждому из вас с детства. -Что вы ждёте от урока? -Поставьте для себя цели на урок (На доске слова: Знать Уметь Применять). - Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют). - Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать). - Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома). - Кто ставит для себя выполнить все три цели? - Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями. Цели поставили, теперь нужно их выполнять. – Как вы думаете, кто выдумал Считалию? А кто живёт в этой волшебной стране?(ответы детей) -Давайте посмотрим фильм про эту удивительную страну!(Мультфильм «Страна-Считалия») Из истории считалок Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу. В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: Ази, двази, nризи, зизи, Пятом, мятом, шума, рума, Дуба, крест. Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок: За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты. | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
ΙII. Актуализация знаний. | -Давайте сыграем в игру «Кто лучше всех говорит скороговорки».Каждый ряд- это команда.(какпитанов выбираем с помощью считалочки) На доске: - Бык тупогуб, у быка губа тупа. - Ткет ткач ткани на платки Тане. - Сидит Алеся с печки ноги свеся -Ребята, а как нам определить кому какая достанется скороговорка? (Посчитаемся). -Кто знает считалочку и посчитает? Игра. -Ребята, как вы думаете мы сейчас побывали в стране Считалии, а когда это происходит? -Кто знает ещё считалочки? Расскажите их нам. | Познавательные УУД |
IV. Развитие умений. | -Вы много знаете считалок. Автор нашего учебника предлагает нам познакомиться ещё с несколькими. Откройте учебник на стр. 110-111.Давайте прочитаем их выразительно. -И наша страничка начинается со стихотворения, в котором нам говорится, как же мы и когда попадаем в чудесную страну Считалию. -Анализ прочитанного. -Работа с иллюстрациями. -Ребята , а кто автор этих считалочек (не написано, значит народ). -Как вы думаете, а бывают ли считалочки авторские?(Да, если их кто то напишет) - Посмотрите какие считалочки придумали дети (слайд+ схема). – Посмотрите, сколько считалок мы сегодня прочитали и вспомнили. – А вы знаете смешные считалочки про Энеке и Бенеке.(Слайд) Кстати, знаете, откуда произошли эти имена? Оказывается, эни – бени – рэс – квинтер – винтер – жес связаны с латинскими словами и переводятся примерно так: «и раз, два, три, четыре, пять, шесть». Итак, слушайте: Эни – бени – рэс. Квинтер – винтер – жес. Эна – бэна – рэс, Квинтэр – квантэр – жэс. Эна – бена – раба, Квинтер – квантэр – жаба. *** Энеки – беники – ели – вареники, Энеки – беники – клёц! Вышел – весёлый – матрос. Энеки – беники – метёлки – веники! Болики – лёлики – опилки – ролики! *** Эни – бени – рики – паки, Дормы – кормы – консту – таки, Энус – дэус – канна – дэус – БАЦ! – Какая считалка по своему содержанию – жизненная? Какая – самая современная? (Про ролики.) Какая – совсем непонятная? -Ребята у вас на столах конверты с разрезанными считалочками, задание: объединиться в четвёрки и собрать считалочку, кто первый соберёт поднимает руку и вы выступаете. | Познавательные УУД. Смысловое чтение. Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. |
V. Итог. | -Скаким видом устного народного творчества мы познакомились? – Чем же интересны и необычны считалки по своему содержанию? ( 1. есть те, что понятны по содержанию и не понятны, в ней главное не содержание, а выход из трудных ситуаций; 2. всегда легко запомнить) Вывод. Считалки бывают со смыслом, а бывают и совсем бессмысленные. В них встречаются слова, значения которых не ясны; но они всегда легко запоминаются. Содержание считалки – не главное. Заключительная игра А вот прощальная игра Нам книгу закрывать пора И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово ВЫСОКО А ты ответишь ………(НИЗКО) Скажу я слово -ДАЛЕКО А ты мне скажешь ……(БЛИЗКО) Скажу я слово - ПОТОЛОК И ты ответишь …(ПОЛ) Скажу я слово - ПОТЕРЯЛ И скажешь ты …..(НАШЁЛ) Скажу тебе я слово -ТРУС Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ) Теперь НАЧАЛО я скажу Ну, отвечай… (КОНЕЦ) -Представьте себе страну .Считалию и нарисуйте её дома. | Познавательные УУД Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
VI.Самооценка работы | Итак вернёмся к поставленным задачам и посмотрим выполнили мы их или нет! (кто справился с первой задачей на отлично- возьмите фишку синего цвета, у кого возникли трудности- возьмите фишку зелёного цвета, кто не справился фишку- красного цвета). Давайте сделаем салют из нашего настроения. - Синяя фишка – отличное, бодрое. - зелёная – спокойное. - красная – грустное. - Покажите, какое настроение получилось. - Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников). - Желаю вам плодотворной работы. - Спасибо за урок! | Личностные УУД |