Урок литературного чтения во 2 классе (Творчество Е. Чарушина)
Урок литературного чтения
2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цель: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина.
Задачи:
познакомить с произведение Е. Чарушина, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами;
формировать умение определять жанр произведения, развивать умение анализировать произведение, давать характеристику героям;
развивать память, мышление, речь, творческие способности;
воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать произведения о животных русских писателей и поэтов, характеризовать героев произведения.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу урока совместно с учителем, удерживать ее в процессе работы над произведением, прогнозировать содержание текста на основе заголовка, оценивать свои достижения и результаты работы;
познавательные: читать по ролям, верно передавая с помощью интонации характер героев произведения;
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь договариваться о последовательности выполнения работы в паре.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, проявлять интерес к чтению произведений о животных, осознавать, что необходимо проявлять заботу о животных
Ход урока
Организационный этап
- Дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
Речевая разминка
Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте с сердитой информацией (ещё: весело, с удивлением, сожалением).
- Прочитайте выразительно.
Проверка домашнего задания
- Предлагаю вам в парах пересказать текст, следующим образом: один начинает пересказ, а другой продолжает.
- Оцените пересказ друг друга на оценочной шкале.
Актуализация знаний
- Какой раздел мы изучаем?
- Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?
- А какие авторы писали о природе?
ИГРА «Найди пару»
В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините линией фамилию автора с произведением.
Борис Заходер | «Ребята и утята» |
Валентин Берестов | «Плачет киска в коридоре…» |
Михаил Пришвин | «Кто кем становится?» |
Ирина Пивоварова | «Жила – была собака…» |
Александр Шибаев | «Кошкин щенок» |
Евгений Чарушин |
-Что вы заметили?
-Какому автору?
Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.
- Какие рассказы Е. И. Чарушина вы читали?
Рассказ учителя о писателе.
Евгений Иванович Чарушин - замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.
После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика.
В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.
- Значит, тема нашего урока будет...
- Какие задачи мы для себя определим?
Познакомиться...
Учиться правильно...
Проанализировать...
- Предположить, о чем будет рассказ.
- Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.
Изучение нового материала
Словарная работа
- Ну а прежде чем мы с вами начнем читать, давайте поговорим о незнакомых словах, которые встретятся нам в тексте.
- Кто знает, что обозначают эти слова?
- А что написано в словаре?
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
НЕГРОМКО – тихо
СТЕМНЕЛО – наступил вечер
ШЛЁПАЕТ – топает
ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой
Первичное чтение. (Чтение рассказа подготовленным учеником)
Проверка понимания прочитанного
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение?
- Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? Почему вы так решили?
-Хочется ли вам ещё раз прочитать этот рассказ?
Чтение «цепочкой». Блиц-опрос.
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Что напугало детей?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки?
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ежа?
- Боялись ли его мальчики потом? Почему?
Самостоятельная работа
Чтение по ролям
- Представьте, что вы герои этого рассказа - Шура и Петя.
- Как бы вы себя повели?
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?
- Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
– А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- На сколько частей мысленно можно разделить текст?
- Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.
СТРАХ УЖАС ИСПУГ БЕСПОКОЙСТВО
- Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
РАДОСТЬ УДИВЛЕНИЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ
- Представьте, что вы все художники. Художники - творческие личности, они выражают свои чувства на бумаге цветом. Попробуйте и вы это сделать.
Работа в паре.
Первый изображает страх мальчиков, второй - радость.
Проверка.
- Почему использовали такие цвета?
Итог. Рефлексия.
-Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
- Можем ли мы осуждать мальчиков за трусость?
- Почему ёжик не ушёл в лес?
- Как вы думаете, возьмут его мальчики в город?
- А как бы вы поступили?
- О чём заставляет задуматься нас Е.Чарушин?
- Почему надо любить и беречь природу?
- Закончить урок мне хочется словами Е.Чарушина «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Домашнее задание.
Прочитать рассказ с. 136-138.
Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
По желанию:
Подобрать загадки о еже.
Подготовить рассказ о еже.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Список литературы и интернет - источников
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.:ВАКО, 2015.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
Бойкина М.В. , Виноградская Л.А. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013г
6