Урок литературного чтения для 2 класса по теме «Сравнение художественного и научно – популярного текстов» является восьмым в разделе «Люблю природу русскую. Осень»

3
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Учитель: Веснина Ирина Александровна; МБОУ «СОШ №6» г. Бийска УМК «Школа России» 2в класс

Предмет: литературное чтение

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Сравнение художественного и научно – популярного текстов.

Пояснительная записка

Урок литературного чтения для 2 класса по теме «Сравнение художественного и научно – популярного текстов» является восьмым в разделе «Люблю природу русскую. Осень». Урок построен в соответствии с требованиями УМК «Школа России», используется материал учебника Л.Ф. Климановой «Литературное чтение». Урок дает возможность обобщить знания обучающихся о грибах, продолжить формирование умения работать с текстом.

Тип урока: урок рефлексии

Участники: ученики 2 класса

Цель:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: создание условий для формирования умения выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом, через знакомство учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах

Задачи:

Задачи обучения: создать условия для формирования умения работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; формировать умение различать стихотворный и научный текст; расширить знания о грибах;

Задачи развития: способствовать развитию навыка выразительного чтения, памяти, речи, внимания; самостоятельной работы со словарями и другой справочной литературой;

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру, к своему здоровью.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся сравнивать и находить различия стихотворного и научно-популярного текстов, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Методы

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);

б) метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (книга, иллюстрации, видеофрагмент);

2.Методы стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрение, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребенка);

б) познавательные (выполнение творческого задания);

в) волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности);

г) социальные (создание ситуации взаимопомощи, демонстрация работ учащихся).

Компетенции

-личностная (готовность к самостоятельным поступкам и действиям)

-коммуникативная (работа в парах)

-учебно-познавательная (работа с текстом из энциклопедии)

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Ресурсы: «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; мультимедийное оборудование, видеофрагмент «Лисички», карточки-грибы для групповой работы; мел, доска.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

(ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная).

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

I этап. Мотивационный

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

 

 

 

/data/files/t1509246590.pptx 

(Осень. Грибы)

- Доброе утро, ребята! Сегодня шла в школу и мне под ноги упал наверное последний осенний лист, я его подняла а на нем задание, прочитав его я решила его задать вам:

- О каком времени года читаете произведения на уроках литературного чтения?

- Некоторые ребята, сегодня приготовили свои любимые стихотворения об осени.

Приветствуют учителя,

настраиваются на урок, включаются в деятельность.

 

 

 

- Про осень

 

 

Читают наизусть стихотворения об осени

Ф

Коммуникативные УУД

Личностные:

установка на положительные эмоции;

Создание благоприятного для обучения климата.

Эмоциональный настрой

формирование взаимооценки;

II этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Подготовка речевого аппарата к дальнейшей работе.

 

 

- Произведения какого раздела учебника мы читаем?

- Какие произведения мы уже читали?

- Какое настроение передают авторы в своих произведениях?

- Какие характеристики мы уже давали осени?

 

 

 

 

Что пишут поэты?

Речевая разминка

-Сейчас мы попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения

недостающими словами.

Жёлтое солнце на землю … .

Жёлтый подсолнух за солнцем …. .

Жёлтые груши на ветках …. .

Жёлтые листья с деревьев ….

(следит, глядит, висят, летят)

- Какие мы должны вставить слова?

 

С. 80 учебника, чтение считалки:

-про себя;

-вслух хором; (с целью сравнения и оценивания чтения учащимися читающих).

- Прочитаем все вместе (хором)

- 1 ряд читает тихо (хором)

- 2 ряд читает громко

- 3 ряд читает медленно

- Докажите, что это считалка.

 

 

- Найдите слова, одинаково звучащие, но разные по смыслу, объясните их значение.

Диалог с учителем

- Люблю природу русскую. Осень

- «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев, «Поспевает брусника…» К. Бальмонт и др.

- Веселое, праздничное и грустное.

- Поздняя, ранняя, грустная, веселая, увядание природы, праздник природы.

- Стихотворения

 

 

 

 

 

 

Дополняют строки словами соблюдая рифму

 

 

 

 

 

- Такие, чтобы получилась рифма.

Работают с информацией: представленной в с целью подготовки речевого аппарата к дальнейшей работе , поиска и выделения необходимой информации;

 

 

 

 

 

 

- Считалка – это маленький стих, в котором есть ритм для пересчета.

«Слова 5 опят и 5 лисичек» указывают нам на считалку.

лисички – грибы, лисички – животные

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные :

Формирование целостной картины мира

Развитие речевого аппарата; Многозначные слова – межпредметная связь с русским языком

III этап

Целеполагание и Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Поиск информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ЭТАП

Построение плана по разрешению возникших затруднений

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

V. ЭТАП

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Физминутка

VI. ЭТАП

Обобщение выявленных затруднений.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

Просмотр видео фрагмента, ответ на вопрос почему лисички так назвали.

- Предположите о чем может пойти речь на уроке?

Откройте учебники на странице 77 проверим свои предположения.

- Попробуем сформулировать цели урока.

- «Грибы». Что вы знаете о грибах? У нас есть корзина знаний куда мы поместим то что уже знаем о грибах. (учитель записывает на доске предположения ребят) – корзина знаний.

Свежий воздух мы вдохнём –

За грибами все пойдём:

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём

И в обратный путь пойдём

- Сейчас вы будете работать самостоятельно с текстом, но не просто его читать, а читать с карандашом в руках, делать карандашом пометки на полях или возле предложения:

V- я это знал,

+ узнал что-то новое,

- я думал иначе,

? хочу узнать подробнее.

-Какие сведения содержатся в данном тексте? Можно ли его назвать художественным? Чем он отличается от поэтического текста? Как бы вы назвали этот вид текста? Откуда взят этот текст?

- Сколько на свете насчитывается видов грибов? (Около ста)

– Дети, а кто является автором этого текста?

(Автора нет, написано, что текст взят из энциклопедии).

4) - Кто знает, что такое энциклопедия?

- Где мы можем найти ответ на наш вопрос? Как работаем со словарём.

Работа с толковым словарём в паре.

– ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – это научное справочное издание, содержащее

систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами

отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

Рассказ учителя

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос.

Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия»,

энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие

Тра-та-та, тра-та-та

Отворились ворота!

А из этих из ворот

Вышел маленький народ:

Один дядя вот такой (в очках)

Другой дядя вот такой (очень полный)

Третий дядя вот такой (поднимает штангу)

Одна тётя вот такая (балерина)

А другая, вот такая (прыгает на скакалке)

Третья тётя вот такая (причесывается и смотрится в зеркало)

Один дедушка такой (с костылём)

А другой – вот такой (горбатый)

Одна бабушка такая (в платочке)

А другая – вот такая (вяжет спицами)

Один мальчик вот такой (стреляет из рогатки)

А девчонка – вот такая (показать прическу)

Тра-та-та, тра-та-та вот такая вот страна!

5). Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы».

1)Подготовка к восприятию.

- Кто из вас любит собирать грибы?

- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы?

 

 

- Как называют людей, которые собирают грибы?

- А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами

7) Первичное восприятие текста (чтение учителем)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Много ли грибов нашёл автор?

- Как называют таких грибников?

- Прочитаем трудные слова по слогам.

 

8) Словарная работа

Лукошко – это небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Возможно изготовление из бересты (берестяное лукошко).

9) Беседа по содержанию

- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

- Где искал грибы автор?

 

- Нравятся ли автору «хитрые грибы»?

 

- Чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашёл ни одного гриба?

10). Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

– А чем они отличаются?

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

 

- Они похожи цветом, и любят прятаться в лесу.

 

- о грибах

 

Читают название текста «Грибы»

- Знакомиться с новыми текстами, из которых узнаем новое о грибах.

Дети предлагают, что они знают про грибы.

 

 

 

 

 

Выполняют движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с информацией,

представленной в учебнике.

Обосновывают выбор ответа.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов (грибница?)

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

 

 

 

Работают со словарём.

Поиск необходимой информации,

Дети зачитывают значение слова

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энциклопедии бывают про животных, про людей, открытия, события и т.д.

 

Делятся информацией какие энциклопедии видели в школьной библиотеке.

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения

Характерными     движениями всех жителей маленькой страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с информацией,

представленной в учебнике.

 

 

 

- Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу.

- Грибники

 

Знакомятся с портретом писателя.

 

 

 

Слушают учителя

 

Отвечают на вопросы

- Ни одного

 

- Горе-грибник

 

От кры-леч-ка

За-гля-ды-вал,

Спря-та-лись

Лукошко – знакомятся со значением слова

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

- веселье, радость. Потому что грибник ничего не нашёл.

- Заглядывал под кочки, под берёзовые пни.

-Да он их называет ласково – Грибочки.

- Нет

- Возможно он их не умеет искать, а возможно он пришёл в лес не вовремя, когда грибов нет.

 

 

 

 

Просматривают ещё раз два текста

 

- статью написал ученый, стихотворение – поэт.

- общая тема – грибы.

 

- Один текст – стихотворение. Другой – проза, научная статья.

-Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.

- Когда мы слушали стихи, то чувствовали радость или печаль, нам было смешно или

грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли их.

- Когда мы слушали научную статью, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Коммуникативные:

умение находить несколько вариантов решения проблемы; Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;


Личностные :

формировать умение способности к саморазвитию

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

использовать знаково-символические средства

Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

находить нужную информацию;

Коммуникативные:

умение находить несколько вариантов решения, Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: Проявление эмоционального отношения в учебно –познавательной деятельности

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний.

Коммуникативные:

Развитие умения делать выводы.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства

Фаза вызова (по ТРКМ) цель-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.)

Побуждающий диалог, подводящий к теме урока.

межпредметная связь с окружающим миром

Формирование основ здорового образа жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём ИНСЕРТ (чтение с пометками).

 

 

 

 

Отработка поисковых (исследовательских) умений, связь с жизнью. Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем, знание алфавита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование основ здорового образа жизни

VII. Этап Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Задания в группах:

- письмо по теме грибы.

Выступления пар – защита работ.

Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

П

Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- умение управлять голосом, контролировать действия партнёра

Отработка умений и навыков работы в сотрудничестве.

Решение учебных задач самостоятельно

VIII. Осуществление рефлексии.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что нового узнали?

- Где приобретённые знания можно применить в жизни?

- На каких уроках полученные знания нам пригодятся?

«Светофор»: зелёный - на уроке было интересно и понятно, красный – неинтересно, ничего не понял.

Домашнее задание: выборочное

Выразительное чтение понравившегося текста;

Выучить наизусть стихотворение В.Берестова «Хитрые грибы»

Составить сообщение о грибах на основе текста энциклопедии

Спасибо за урок!

 

Осуществляют:

самооценку с помощью цвета «светофора».

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Ф

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопросы

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

многозначные слова на уроках литературного чтения и окружающ
Осень. Грибы
PPTX / 6.52 Мб
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации