Урок литературного чтения для 2 класса по теме «Сравнение художественного и научно – популярного текстов» является восьмым в разделе «Люблю природу русскую. Осень»
Учитель: Веснина Ирина Александровна; МБОУ «СОШ №6» г. Бийска УМК «Школа России» 2в класс
Предмет: литературное чтение
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Сравнение художественного и научно – популярного текстов.
Пояснительная записка
Урок литературного чтения для 2 класса по теме «Сравнение художественного и научно – популярного текстов» является восьмым в разделе «Люблю природу русскую. Осень». Урок построен в соответствии с требованиями УМК «Школа России», используется материал учебника Л.Ф. Климановой «Литературное чтение». Урок дает возможность обобщить знания обучающихся о грибах, продолжить формирование умения работать с текстом.
Тип урока: урок рефлексии
Участники: ученики 2 класса
Цель:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: создание условий для формирования умения выявлять различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом, через знакомство учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах
Задачи:
Задачи обучения: создать условия для формирования умения работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; формировать умение различать стихотворный и научный текст; расширить знания о грибах;
Задачи развития: способствовать развитию навыка выразительного чтения, памяти, речи, внимания; самостоятельной работы со словарями и другой справочной литературой;
Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру, к своему здоровью.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся сравнивать и находить различия стихотворного и научно-популярного текстов, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Методы
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);
б) метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (книга, иллюстрации, видеофрагмент);
2.Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрение, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребенка);
б) познавательные (выполнение творческого задания);
в) волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности);
г) социальные (создание ситуации взаимопомощи, демонстрация работ учащихся).
Компетенции
-личностная (готовность к самостоятельным поступкам и действиям)
-коммуникативная (работа в парах)
-учебно-познавательная (работа с текстом из энциклопедии)
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Ресурсы: «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; мультимедийное оборудование, видеофрагмент «Лисички», карточки-грибы для групповой работы; мел, доска.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
(ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная).
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Комментарий, примечание |
I этап. Мотивационный Цель: 1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
(Осень. Грибы) |
- Доброе утро, ребята! Сегодня шла в школу и мне под ноги упал наверное последний осенний лист, я его подняла а на нем задание, прочитав его я решила его задать вам: - О каком времени года читаете произведения на уроках литературного чтения? - Некоторые ребята, сегодня приготовили свои любимые стихотворения об осени. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, включаются в деятельность.
- Про осень
Читают наизусть стихотворения об осени |
Ф |
Коммуникативные УУД Личностные: установка на положительные эмоции; |
Создание благоприятного для обучения климата. Эмоциональный настрой формирование взаимооценки; |
II этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Подготовка речевого аппарата к дальнейшей работе.
|
- Произведения какого раздела учебника мы читаем? - Какие произведения мы уже читали? - Какое настроение передают авторы в своих произведениях? - Какие характеристики мы уже давали осени?
Что пишут поэты? Речевая разминка -Сейчас мы попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами. Жёлтое солнце на землю … . Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев …. (следит, глядит, висят, летят) - Какие мы должны вставить слова?
С. 80 учебника, чтение считалки: -про себя; -вслух хором; (с целью сравнения и оценивания чтения учащимися читающих). - Прочитаем все вместе (хором) - 1 ряд читает тихо (хором) - 2 ряд читает громко - 3 ряд читает медленно - Докажите, что это считалка.
- Найдите слова, одинаково звучащие, но разные по смыслу, объясните их значение. |
Диалог с учителем - Люблю природу русскую. Осень - «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев, «Поспевает брусника…» К. Бальмонт и др. - Веселое, праздничное и грустное. - Поздняя, ранняя, грустная, веселая, увядание природы, праздник природы. - Стихотворения
Дополняют строки словами соблюдая рифму
- Такие, чтобы получилась рифма. Работают с информацией: представленной в с целью подготовки речевого аппарата к дальнейшей работе , поиска и выделения необходимой информации;
- Считалка – это маленький стих, в котором есть ритм для пересчета. «Слова 5 опят и 5 лисичек» указывают нам на считалку. лисички – грибы, лисички – животные |
Ф
И |
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные : Формирование целостной картины мира |
Развитие речевого аппарата; Многозначные слова – межпредметная связь с русским языком |
III этап Целеполагание и Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения
Физкультминутка Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
2.Поиск информации.
IV. ЭТАП Построение плана по разрешению возникших затруднений Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. V. ЭТАП Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Физминутка VI. ЭТАП Обобщение выявленных затруднений. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Физминутка
|
Просмотр видео фрагмента, ответ на вопрос почему лисички так назвали. - Предположите о чем может пойти речь на уроке? Откройте учебники на странице 77 проверим свои предположения. - Попробуем сформулировать цели урока. - «Грибы». Что вы знаете о грибах? У нас есть корзина знаний куда мы поместим то что уже знаем о грибах. (учитель записывает на доске предположения ребят) – корзина знаний. Свежий воздух мы вдохнём – За грибами все пойдём: Друг за другом по тропинке, А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди Как же нам его пройти? Встанем на носочки, Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберём И в обратный путь пойдём - Сейчас вы будете работать самостоятельно с текстом, но не просто его читать, а читать с карандашом в руках, делать карандашом пометки на полях или возле предложения: V- я это знал, + узнал что-то новое, - я думал иначе, ? хочу узнать подробнее. -Какие сведения содержатся в данном тексте? Можно ли его назвать художественным? Чем он отличается от поэтического текста? Как бы вы назвали этот вид текста? Откуда взят этот текст? - Сколько на свете насчитывается видов грибов? (Около ста) – Дети, а кто является автором этого текста? (Автора нет, написано, что текст взят из энциклопедии). 4) - Кто знает, что такое энциклопедия? - Где мы можем найти ответ на наш вопрос? Как работаем со словарём. Работа с толковым словарём в паре. – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». Рассказ учителя – Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. - Какие бывают энциклопедии? Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие Тра-та-та, тра-та-та Отворились ворота! А из этих из ворот Вышел маленький народ: Один дядя вот такой (в очках) Другой дядя вот такой (очень полный) Третий дядя вот такой (поднимает штангу) Одна тётя вот такая (балерина) А другая, вот такая (прыгает на скакалке) Третья тётя вот такая (причесывается и смотрится в зеркало) Один дедушка такой (с костылём) А другой – вот такой (горбатый) Одна бабушка такая (в платочке) А другая – вот такая (вяжет спицами) Один мальчик вот такой (стреляет из рогатки) А девчонка – вот такая (показать прическу) Тра-та-та, тра-та-та вот такая вот страна! 5). Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы». 1)Подготовка к восприятию. - Кто из вас любит собирать грибы? - А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы?
- Как называют людей, которые собирают грибы? - А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами 7) Первичное восприятие текста (чтение учителем) - Понравилось ли вам стихотворение? - Много ли грибов нашёл автор? - Как называют таких грибников? - Прочитаем трудные слова по слогам.
8) Словарная работа Лукошко – это небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Возможно изготовление из бересты (берестяное лукошко). 9) Беседа по содержанию - Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? - Где искал грибы автор?
- Нравятся ли автору «хитрые грибы»?
- Чем же автор перепугал грибы? - Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной? - Почему же он не нашёл ни одного гриба? 10). Сравнение художественного текста и научного. – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. - Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт? – Можно сказать, что у них есть что-то общее? – А чем они отличаются?
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? |
- Они похожи цветом, и любят прятаться в лесу.
- о грибах
Читают название текста «Грибы» - Знакомиться с новыми текстами, из которых узнаем новое о грибах. Дети предлагают, что они знают про грибы.
Выполняют движения
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками
Работают с информацией, представленной в учебнике. Обосновывают выбор ответа. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов (грибница?) Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают со словарём. Поиск необходимой информации, Дети зачитывают значение слова Участвуют в беседе, отвечают на вопросы:
Энциклопедии бывают про животных, про людей, открытия, события и т.д.
Делятся информацией какие энциклопедии видели в школьной библиотеке.
Дети выполняют движения Характерными движениями всех жителей маленькой страны
Работают с информацией, представленной в учебнике.
- Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу. - Грибники
Знакомятся с портретом писателя.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы - Ни одного
- Горе-грибник
От кры-леч-ка За-гля-ды-вал, Спря-та-лись Лукошко – знакомятся со значением слова
Отвечают на вопросы - веселье, радость. Потому что грибник ничего не нашёл. - Заглядывал под кочки, под берёзовые пни. -Да он их называет ласково – Грибочки. - Нет - Возможно он их не умеет искать, а возможно он пришёл в лес не вовремя, когда грибов нет.
Просматривают ещё раз два текста
- статью написал ученый, стихотворение – поэт. - общая тема – грибы.
- Один текст – стихотворение. Другой – проза, научная статья. -Стихотворение написал поэт, а статью – ученый. - Когда мы слушали стихи, то чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли их. - Когда мы слушали научную статью, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы. |
Ф
И
П
Ф
Ф
Ф
Ф |
Коммуникативные: умение находить несколько вариантов решения проблемы; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
формировать умение способности к саморазвитию Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: использовать знаково-символические средства Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; находить нужную информацию; Коммуникативные: умение находить несколько вариантов решения, Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Личностные: формировать умение способности к саморазвитию Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные: Проявление эмоционального отношения в учебно –познавательной деятельности Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Коммуникативные: Развитие умения делать выводы. Познавательные: использовать знаково-символические средства |
Фаза вызова (по ТРКМ) цель-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.) Побуждающий диалог, подводящий к теме урока. межпредметная связь с окружающим миром Формирование основ здорового образа жизни
Приём ИНСЕРТ (чтение с пометками).
Отработка поисковых (исследовательских) умений, связь с жизнью. Самоконтроль.
Работа со словарем, знание алфавита
Формирование основ здорового образа жизни |
VII. Этап Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
Задания в группах: - письмо по теме грибы. Выступления пар – защита работ. |
Объединяются в группы. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. |
П |
Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - умение управлять голосом, контролировать действия партнёра |
Отработка умений и навыков работы в сотрудничестве. Решение учебных задач самостоятельно |
VIII. Осуществление рефлексии. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной
|
- Что нового узнали? - Где приобретённые знания можно применить в жизни? - На каких уроках полученные знания нам пригодятся? «Светофор»: зелёный - на уроке было интересно и понятно, красный – неинтересно, ничего не понял. Домашнее задание: выборочное Выразительное чтение понравившегося текста; Выучить наизусть стихотворение В.Берестова «Хитрые грибы» Составить сообщение о грибах на основе текста энциклопедии Спасибо за урок!
|
Осуществляют: самооценку с помощью цвета «светофора». Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
Ф |
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопросы |
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. |
Осень. Грибы
PPTX / 6.52 Мб