Урок литературного чтения для 3 класса «М.Ю. Лермонтов "Утёс"»

13
0
Материал опубликован 23 November 2022 в группе

Файлы: 


Конспект
DOCX / 25.26 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 


Презентация
PPTX / 3.19 Мб

 

/data/files/g1669214463.pptx (Презентация)

 

ПРИЛоЖЕНИЕ 2. РАБОЧИЙ ЛИСТ


Рабочий лист
DOCX / 20.98 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. УПРАЖНЕНИЕ


Упражнение
DOCX / 19.94 Кб

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тема: М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Цель методическая: формирование основ анализа лирического произведения на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Цель для детей: понять, что же такое лирическое произведение.

Результаты:

Метапредметные: создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы при анализе стихотворения, при работе с кроссенсом, формировать коммуникативные компетенции через работу в парах и фронтальную работу; формирование умения понимать инструкцию к заданию и следовать ей при использовании устных инструкций и заданий рабочего листа.

Предметные: создать условия для формирования осознанного чтения, умения ориентироваться в тексте, умения выразительно читать произведение, передавать интонацией настроение, умения понимать смысл стихотворения и находить средства художественной выразительности в лирических произведениях, умения отличать прозаическое и лирическое произведение друг от друга.

Личностные: способствовать формированию желания читать, любить русскую поэзию, стимулировать желание помочь одиноким людям, стремление к здоровым отношениям с людьми.

Оборудование: учебник ПК, экран и мультимедийный проектор для показа презентации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), меловая доска, рабочие листы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Листы с двумя непересекающимися кругами, распечатанные отрывки произведений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

  1. Организационный момент. 2 минуты

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

  1. Речевая разминка. 3 минуты.

(Слайд 2). Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

- Прочитаем скороговорку вместе медленно, чётко выговаривая каждое слово.

- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

- Прочитаем, скороговорку 3 раза, постепенно ускоряясь.

- Теперь каждый ряд по 1 разу, четко выговаривая каждое слово.

  1. Введение в тему

1. Работа в парах. Круги Эйлера. Одна пара у доски. 5 минут.

- Перед вами два непересекающихся круга и несколько отрывков разных произведений. Вместе с напарником прочитайте отрывки и распределите их на две группы. Подумайте, как можно назвать каждую группу.

  1. Обсуждение результата работы.

- Вы верно заметили (Вы не заметили), что одни произведения написаны с соблюдением ритма и рифмы, другие без них. У этих групп есть названия: ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ и ПРОЗА.

(Слайд 3)- Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир. Чаще всего, это стихотворные произведения, написанные с соблюдением рифмы, ритма, размера.

- Вспомните, кто из изученных писателей, поэтов писал лирические стихи (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Бунин И.А., Фет А.А. и т.д.)

  1. Определение темы и формулирование цели урока

Работа в парах. Круги Эйлера. Одна пара у доски. 3 минуты

- Отодвиньте отрывки с прозой на край стола. Распределите оставшиеся лирические стихи на две группы. Объясните свой ответ. (Это стихи двух поэтов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова)

- Лирическое стихотворение какого автора мы будем сегодня изучать? (Лермонтова, Пушкина изучали недавно.)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс», определим его тему и главную мысль  и настроение, найдем средства выразительности, поучимся читать так, чтобы передать чувства автора.

  1. Работа по теме урока
  1. Краткая биография автора. Кроссенс. 3 мин. Слайды 4-12.

Картинка 1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года от брака Марии Михайловны Арсеньевой и прапорщика Юрия Петровича Лермонтова.

Картинка 2. Мать поэта рано умерла. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева взяла на себя воспитание внука. Детство Лермонтова прошло в её имении Тарханы Пензенской губернии среди природы и книг.

Мальчик часто болел, и бабушка всячески баловала его: приглашала в дом лучших учителей, разрешала сколько угодно рисовать, читать и музицировать, устраивала детские праздники, позволяла внуку шалости.

Картинка 3. Ярким впечатлением детства стала для Мишеля (так звали Лермонтова на французский манер) поездка на Кавказ летом 1824 года. Он на всю жизнь полюбил гордую красоту гор.

Картинка 4. В 1832 году Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и по желанию бабушки начал карьеру военного.

Картинка 5. В 1837 году случилось трагическое для России событие. От руки француза Дантеса на дуэли погиб кумир Лермонтова — великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. В память о нём Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». В считанные дни оно распространилось по всей стране.

Картинка 6. Эти стихи прочёл и царь, которому не понравилось, что Лермонтов обвинил в гибели Пушкина власть. Поэта сослали на Кавказ.

Там он начал работать над поэмами «Мцыри», «Демон», романом «Герой нашего времени».

Картинка 7. Огромный талант Лермонтова развернулся бы во всей полноте, если бы его жизнь не оборвалась трагически. В возрасте 26 лет 27 июля 1841 года поэт погиб на дуэли от руки бывшего приятеля Николая Мартынова.

  1. Чтение стихотворения учителем. 1 мин.

Картинка 8. Учитель читает стихотворение наизусть. Дети следят глазами по тексту.

  1. Проверка первичного восприятия. 2 мин.

- Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения? Поделитесь своими мыслями, ощущениями.

  1. Физкультминутка. 1 мин. 2 раза

В нашей стране горы высокие-высокие, (руки вверху)

Реки глубокие-глубокие, (присели, руки внизу)

Степи широкие-широкие, (встали руки в стороны)

Леса большие. (Большой круг руками)

А мы ребята  вот такие! (Показываем большой палец)

  1. Продолжение работы по теме.
  1. Чтение стихотворения детьми. В парах. 2 мин.

Дети читают стихотворение друг другу в парах. По окончании работы подают учителю оговоренный знак.

  1. Анализ стихотворения. Рабочие листы. 8 мин.

- О чем это стихотворение? Не говорите вслух, запишите свою мысль в рабочий лист (Задание 1).

l1669213272.png

- Выполните задание 2. Что такое утёс. Что такое лазурь?

i1669213290.png

- Назовите главных героев произведения. Как называется прием изображения неодушевлённых предметов как одушевлённых? (Олицетворения)

- Выполните 3 задание. Найдите олицетворения (Тучка ночевала, умчалась в путь, играет. Утёс плачет, задумался)

s1669213324.png

- Выполните задание 4. Объясните метафоры. Как вы понимаете данные выражения? (Грудь утёса – склон, влажный след – слеза, морщина - трещина)

 

h1669213343.png

- Каким вы представляете себе утёс? А тучку? Выполните 5 задание. Объясните каждый выбор (Тучка красивая, весёлая, молодая, быстрая, легкая. Утёс печальный, огромный, массивный, неподвижный, старый, морщинистый)

n1669213369.png

- Как понять морщинистый утес? Почему он печален? Почему тучка золотая? (Утес старый, весь в трещинах. Он одинок. Тучка освещена солнцем, она молодая, красивая, весёлая)

- О чем это стихотворение? Что хотел нам рассказать о своих чувствах Михаил Юрьевич? Запишите и сравните свой ответ с тем, что написали в начале анализа. Поделитесь своими наблюдениями (Стихотворение об одиночестве. Автор чувствовал одиночество. Возможно, видел в утёсе себя )

p1669213471.png

- Сделайте вывод (в лирическом произведении не всегда сразу понятно, о чем автор писал стихотворение, сначала нужно его проанализировать).

  1. Проверка вторичного восприятия. 5+2 мин.

Сочинение синквейна о героях произведения. Девочки сочиняют синквейн о тучке, мальчики – об утёсе, гости – об авторе. Затем синквейны по желанию зачитывают и обсуждаются.

o1669213495.png

- Давайте вспомним, что значит прочитать стихотворение выразительно. (Прочитать так, чтобы донести идею текста). Сегодня мы не будем обсуждать, какие слова следует выделить голосом и какой должна быть интонация. Мы проанализировали стихотворение, сделали выводы. Попробуйте всё это сами выразить в своем чтении.

Учащиеся по желанию читают стихотворение в слух выразительно. Учитель и учащиеся комментируют услышанное.

  1. Подведение итога урока. 1 мин.

– С какими новыми литературными понятиями познакомились на уроке?

- Анализ какого стихотворения выполняли (название, автор)?

- Что хотел рассказать читателю через это стихотворение Михаил Юрьевич?

- О чем вы задумались после чтения этого стихотворения?

  1. Рефлексия. 2 мин.

- Продолжите предложения (на слайде).

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся…..

  1.  Домашнее задание. 1 мин.

Выучить стихотворение выразительно наизусть. По желанию, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 

Использованные ресурсы:

1.Даренская И.В. Организационный момент для уроков. [Электронный ресурс]: Мультиурок. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/organizatsioonyi-moment-dlia-urokov.html

2. Кутявина С.В. поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014 – 432с.

3. Краткая биография Лермонтова для детей 4 класса. [Электронный ресурс]: Хроника. Биографи и творчество известных людей. Режим доступа  http://hronika.su/kratkaya-biografiya-lermontova-dlya-4-klassa

Комментарии
Комментариев пока нет.