Урок литературного чтения И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"
Урок литературного чтения.
Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
Номинация: «Методическая разработка учебного занятия»
Возрастная категория: начальная школа, 2 класс.
Автор | Матсакова Светлана Васильевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Литературное чтение |
Возрастная категория | 2 класс |
Тема | Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и Муравей» |
Тип урока | Решение частных задач |
Цели урока | Познакомить обучающихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения. |
Задачи урока | Создать условия для ознакомления со способами обозначения речи персонажей. Способствовать развитию навыков чтения по ролям. |
Панируемые результаты | Предметные. Обучающиеся научатся: Отличать басню от стихотворения; Определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение; Сравнивать авторские и народные произведения. Метапредметные: Использование различных видов чтения; Участие в обсуждении; Умение формулировать и держать учебную задачу; Умение высказывать собственное мнение. |
Формируемые УУД | Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательных целей; осуществление поиска необходимой информации. Регулятивные: ориентирование в рабочей тетради; принятие и сохранение учебной задачи; оценивание результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изученного материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием. Коммуникативные: умение обмениваться мнением, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Методы, формы и технологии, используемые на уроке. | Применение активных методов и технологий активизации обучающихся на уроках, прогнозирование по названию, «Ковёр идей», «Черты характера», «Мозговой штурм», развитие критического мышления через чтение и работу с текстом. Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах. |
Оборудование | Компьютер, проектор. Презентация, рабочие листы, учебник В.Горецкий «Литературное чтение» 2 класс. |
Технологическая карта урока.
Этап урока, время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 1 мин. | Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен И самый лучший наш урок Начнём с знакомых нам имён. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Показывают готовность к уроку. | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; Коммуникативные: умение слушать другого человека – учителя. |
Актуализация знаний 10 мин. | Проверка домашнего задания. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Речевая разминка. Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап. | Обучающиеся рассказывают басню наизусть. Четверо инсценируют басню (по желанию). Обучающиеся с ОВЗ читают выразительно. Читают с разной частотой и интоннацией. | Познавательные. Осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний. Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. |
Целеполагание Прогнозирование. Постановка учебной проблемы. 5 мин. | - Он баснописец и поэт народный - Вот в чём его речь. - О ком эти строки? - О нём говорится, что он поэт народный. Но он же писал басни. Чем басня отличается от стихотворения? - Сегодня мы продолжим изучение басен И.А.Крылова. - Чтобы отгадать какое произведение мы будем с вами изучать, отгадайте загадки. Изумрудный вертолёт У реки летает, Приоткрыв зелёный рот, Комаров хватает. (Стрекоза) И грузчик, и плотник, и артельный работник без пилы и топора строит города. (Муравей) «Корзина идей» На доске появляются картинки стрекозы и муравья. - Что может быть общего у муравья и стрекозы? - На партах у вас лежат листы с таблицей. Заполните, что вам известно об этих животных. - Мы уже говорили, что будем дальше продолжать изучение басен Крылова. Значит, о ком будем читать? - Правильно. О стрекозе и муравье. Игра «Предположение» - Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? - Как вы думаете, как в басне Крылова могут быть связаны стрекоза и муравей? Ваши предположения? - Выберите из предложенных вариантов собственную цель урока: 1. Прочитать произведение. 2. Понять, в чем заключается главная мысль произведения. 3. Ответить на вопросы учителя по прочитанному произведению. Откройте учебник на с. 106, прочитайте название басни. - Какое бы произведение вы не читали, всегда очень важно понять его главную мысль, замысел автора. (Мы познакомимся с содержанием басни, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.) - Давайте мы с вами посмотрим на иллюстрацию к данному произведению. - Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе с таким заглавием? - Что можно уточнить? - Какие будут герои? - Понятно, кто из них главный герой? - Где можно проверить наши предположения? На экране появляется иллюстрация к басне. - Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, какие события происходят в басне? | Отвечают на вопросы учителя. -И.А.Крылов Ответы обучающихся. Отгадывают загадки. Заполняют таблицу (насекомое, и т.д.) Обучающиеся читают название и ставят цели на урок. Прогнозируют о чём будет произведение. Рассматривают иллюстрацию. | Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). особенности объектов. Регулятивные: умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: осознают свои возможности в учении. |
Первичное восприятие. | Просмотр мультфильма. https://www.youtube.com/watch?v=DNbeImzba6w - Ребята, скажите, одинаково жили летом Стрекоза и Муравей? - Как вы думаете, что будет дальше? - Оправдались ли ваши предположения? | Обучающиеся смотрят мультфильм до слов автора. Обсуждают поведение Стрекозы и Муравья. Прогнозирование дальнейших событий. Просмотр мультфильма далее. | Личностные: осознают свои возможности в учении |
Физминутка. | На кого похожа Стрекоза? Поиграем в самолет. | Обучающиеся выполняют движения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Проверка выполнения содержания и смысла басни. | Чтение басни. - Сегодня Мы будем читать и вести диалог с автором. Задавать автору вопросы. Сами искать на них ответы и проверять по ходу чтения. - Что вы испытывали при чтении этой басни? - Какие слова вам встретились незнакомые? Работа в парах Задание для учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте слова, как вы понимаете их значение? Прочитайте их самостоятельно, выберите верный вариант. Проверка. Словарная работа. Удручена - огорчена. Вешних - весенних. Оглянуться не успела - прошло всё очень быстро. Помертвело чисто поле - урожай собран. | Самостоятельно читают басню. Нахождение в словаре незнакомых слов. Работают по заданию в парах. Сверяют ответами. | Познавательные: выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. Личностные: работа с информацией, выполнение логических операций; выявление сущности, особенности объектов.
|
Повторное чтение басни. | Технология «Дебаты» Подготовка к дебатам. - Кто из героев вам понравился и почему? - Почему стрекоза и муравей написаны в басне с заглавной буквы? - Прочитайте, какое поведение было у стрекозы летом. - Изменилась ли жизнь Стрекозы с наступлением холодов? - И что же придумала Стрекоза? - Кому жалко стало Стрекозу? Объясните свой ответ. - Справедливо ли поступил Муравей? - Как бы вы поступили на месте Муравья? - Рассмотрите, как записан текст. - Как называется разговор двух персонажей беседы? - В басне записаны слова Стрекозы и Муравья в кавычках. Это называется реплика. Прочитайте в своих рабочих листах, что такое реплика. - Пробуем прочитать разговор Стрекозы и муравья по ролям. При этом соблюдаем интонацию. Работа в группах (карточка у каждого в группе) «Черты характера» - Почему так разговаривал Муравей со Стрекозой? - Подберем эпитеты, которые соответствуют по вашему мнению Стрекозе и Муравью. Закрасьте синим то, что сказано о Муравье, красным - о Стрекозе. - «Кто прав, кто виноват, судить не нам», - говорил в своей басне И.А.Крылов. Но сегодня мы порассуждаем на эту тему. - Ответить на все вопросы нам поможет технология «Дебаты». - Кто знает, что обозначает это слово? - Дебаты — это обмен мнениями. - Ребята, кто согласен с Муравьем, пересаживаемся на первый ряд? - Кто не согласен с Муравьем пересаживаемся на третий ряд? - Кто не знает, кто прав, а кто нет, остаётся на втором ряду и будет зрителем. - Познакомимся с правилами проведения дебатов. Правила ведения дебатов Высказывай утверждение и доказывай. Слушай внимательно. Высказывай опровержение и доказывай. Не перебивай товарища. Говори спокойно и уверенно. Вопросы к защитникам Стрекозы. - Почему вам стало жалко Стрекозу? Объясните свой ответ. - Как вы думаете, почему Муравей поступил неправильно и не пустил Стрекозу зимовать? - Можно ли было дать Стрекозе шанс и исправить своё поведение? Как это сделать, если лето закончилось? - Оцените характер Муравья, подберите эпитеты. - Как вы думаете, подходят ли слова: бездушный, чёрствый, не имеющий сострадания к муравью? - Ваше мнение, может ли Муравей быть хорошим другом? - Представьте, что с Муравьем случилась беда, поможет ли ему Стрекоза в будущем? Вопросы к защитникам Муравья. - Почему вы считаете, что муравей поступил правильно? - Как вы считаете, Стрекоза поступила эгоистично по отношению к Муравью? - Могла ли Стрекоза позаботиться о своем будущем? - Мог ли Муравей дать Стрекозе шанс исправить ситуацию? Как это можно сделать? - Одобрили бы другие муравьи действие героя басни? Вопросы к зрителям. - Зрители, как вы думаете, прав ли Муравей? Или вы всё же поддерживаете Стрекозу? Вопросы зрителей. - Уважаемые зрители, есть ли у вас вопросы к утверждающей и опровергающей стороне? Подведение итогов дебатов -Как вы оцениваете работу вашей группы? - Какие ответы вам запомнились больше всего? - Как вы думаете, могли бы вы прийти к общему мнению? - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? - Какие советы вы бы дали Стрекозе и Муравью? - У вас в конверте лежат листочки с пословицей, но она рассыпалась. Соберите её и объясните смысл пословицы. Делу время, потехе час. - Найдите в тексте мораль басни. Прочитайте её. - Соедините пословицу и мораль басни. - Что хотел донести до нас автор басни? - Знаете ли вы ещё пословицы о труде и отдыхе? | Высказывают своё мнение. Работают по тексту. Объясняют ситуацию. - Диалог. Чтение по ролям. Рассуждение обучающихся. Подбирают эпитеты. Пересаживаются на ряды. Делятся на группы. Рассуждение обучающихся на тему «Дебаты» Деление на группы. Высказывание мнений группы. Высказывание мнений группы. Ответы зрителей. Обучающиеся группы «Зрители» задают вопросы участникам дебатов. Дают советы Стрекозе и Муравью. Ответы на вопросы обеих групп.Собирают пословицу из слов. Работа по тексту. Рассуждение детей. | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Рефлексия. Итог урока. | Игра «Кто лучше понял басню». - Кто автор басни, с которой мы сегодня познакомились? - Как называется басня? - Кто её герои? - Опишите поведение Стрекозы? -Чем всё лето занимался муравей? - Изменилась ли жизнь Муравья и стрекозы с наступлением холодов? - Почему Стрекоза пошла просить помощь у Муравья? - Получила ли помощь Стрекоза? - Как вы понимаете слова муравья: «Ты всё пела — это дело, так пойди же попляши». - В начале урока вы заполняли таблицу о стрекозе и муравье. Заполните второй столбик таблицы: «Что я узнал на уроке». - Расскажите, что вы узнали нового на уроке. - Оцените свою работу: Зажгите лампочку: красная- ничего не понял. Синяя - нужно ещё поработать, зелёная - урок мне понравился, готов еще поработать. - Спасибо за урок. Иван Крылов — поэт от Бога: - До новых встреч на уроках литературного чтения. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Рассуждают и объясняют смысл слов. Заполняют таблицу. У каждого обучающегося лампочка, её нужно раскрасить в нужный цвет. По итогу урока раскрашивают. | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Домашнее задание. | Задание разноуровневое. 1 уровень (хорошо читающие ученики - Выучить всю басню наизусть. 2 уровень - дети с трудностями в заучивании произведений, прочитать по ролям, выучить диалог. 3 уровень. - Прочитать по ролям диалог. | На следующем уроке разыгрывается сценка -диалог Стрекозы и Муравья (см. Фото) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задач |
Список литературы.
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», - М. изд-во «Просвещение», 2020г.
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению., М., ВАКО, 2022 г.
Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=7f9tJHGAe3w
Мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=DNbeImzba6w
Приложение. Фото с урока.