Технологическая карта урока «Литературное чтение» для 3 класса
Выполнила: Сопельник Валентина Вадимовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №102» г. Новокузнецка
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока |
Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка |
Цель |
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением. |
Задачи |
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем. |
Планируемые результаты |
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность. Формируемые УУД - Личностные Обучать детей подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения, понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. - Регулятивные Учить детей адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - Коммуникативные Учить детей работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; Формировать у детей умении находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. - Познавательные Обучать детей работать с несколькими источниками информации |
Основные понятия |
Волшебная сказка, виды сказок |
Межпредметные связи |
Связь с русским языком |
Оборудование
|
Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 4 кл 1 ч. (Программа «Перспективная начальная школа») Электронные физкультминутка Презентация к уроку |
Ход урока
Задачи этапа урока (виды работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
I. Организация класса на работу |
||||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. |
Приветствие. – Сегодня у нас на уроке много работы. Мы покажем, как умеем хорошо читать, принимать информацию, осознавать её, обрабатывать и усваивать. |
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему, |
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. |
Формировать умение различать способ и результат действия; - Коммуникативные Учить детей работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; |
2 мин |
|||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
||||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
Для начала мы повторим то, что изучили по теме сказки, затем будем изучать сказку, жанр которой вы определите самостоятельно. Мы будем учиться наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; Учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошьютекста. |
Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. |
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
|
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
2 мин |
|||
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
||||||||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. |
- Какой раздел литературного чтения мы читаем? (Волшебные сказки бывают народные и художественные) ( Их сочинил народ. Это произведение фольклора.) |
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. |
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
|
3 - 5 мин
|
|||
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
||||||||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. |
« Крошечка-Хаврошечка». Кто главный герой сказки? (Крошечка-Хаврошечка) Скажите какие моменты сказки вам понравились или нет и почему Давайте в парах на листочках попробуем написать название сказки, жанр и тему, после выполним самопроверку. |
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. |
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. |
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). |
10 мин. |
|||
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
|
|||||||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. |
Я сейчас хочу увидеть, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, внимательно прослушайте сказки и назовите главного героя. О чем говорится в сказке? - Это современная сказка или старинная? Работа над образами героев. ( Хаврошечка.) Любит ли автор Хаврошечку? |
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; |
Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); |
15мин. |
|||
4. Работа учащихся в микрогруппах |
||||||||
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. |
Я увидела, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, обрабатывать. Теперь я хочу понять, как вы её усвоили. Вставь пропущенные слова так, чтобы получился рассказ от лица: 1. Группа (Крошечка-Хаврошечка) Меня зовут Крошечка-Хаврошечка, я …, поэтому меня приютила хозяйка, у которой три дочери, Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка. Каждый день хозяйка … меня работой, да так, что часто ночами не сплю … и работу. Но мне помогает … коровушка-матушка, я прихожу к ней в поле, рассказываю все, и она мне … . Опорные слова: сирота, нагружает, выполняю, рябая, помогает. 2. Группа (Хозяйка) Я живу в…, у меня три … дочери и еще сиротка. Доченьки у меня красавицы, умницы, а Хаврошка…, сколько бы я ей не давала работы она со всем … . Ей явно кто-то…, я обязательно узнаю кто это! Опорные слова: деревне, замечательные, грязнушка, справляется, помогает. 3. Группа (Коровушка) Меня зовут…, так меня называет милая Крошечка-Хаврошечка. У нее очень … жизнь, злая хозяйка … ее работой. Хаврошечка …ко мне и рассказывает свою беду, а я … ей. Опорные слова: матушка-коровушка, сложная, нагружает, приходит, помогаю. |
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. |
Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. |
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). |
5 – 10 мин. |
|||
IV. Подведение итога урока. |
||||||||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. |
Проверка творческих заданий. Думаю, что сегодня на уроке вы многому научились. |
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. |
Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. |
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |
5 мин |
|||
V. Рефлексия |
||||||||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. |
Скажи о себе. Я вспомнил….Я повторил.. Мне было…Мне понравилось.. |
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. |
Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. |
Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |