Урок литературного чтения 2 класс «Смешные и поучительные рассказы Н.Н. Носова»

8
0
Материал опубликован 5 March 2016 в группе

МБОУ СОШ №4 г. Родники Ивановской области

155252, Ивановская область, г. Родники, м-н Южный, 22


 

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. «Затейники».

Педагог: Учитель начальных классов Малеева Ольга Николаевна.

Автор учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Класс: 2-г

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники».

Задачи:

  • работать с разными видами текста;
  • формировать навыки работы в группе, в парах на основе системно-деятельностного подхода;
  • уметь давать объективную оценку своей работы;
  • развивать память, речь, уметь излагать свои мысли грамотно.

 

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстами;
  • учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, в тексте;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

 

Оборудование и технические средства обучения: персональный компьютер, медиа - проектор, интерактивная доска, мяч.

Наглядные пособия: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, видео физкультминутка, индивидуальные листы со статьей о жизни и творчестве Н. Н. Носова, памятки для работы в паре, в группе, Аудиозапись «Затейники», цветные карточки (красного, желтого, зеленого цветов), толковый словарь С. И. Ожегова.

Ключевые слова: новые знания, книга, Незнайка, Носов, тема урока, цель урока, задачи урока, план урока, статья, физкультминутка, игра, работа в группе, затейники, выразительное чтение, оценка, анализ, работа в паре, пересказ, домашнее задание, рефлексия.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Литературное чтение 2 класс 2 часть» авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,презентация Power Point, видео физкультминутка, индивидуальные листы со статьей о жизни и творчестве Н. Н. Носова, листы для построения плана пересказа текста, памятки для работы в паре, в группе, цветные карточки ( красного, желтого, зеленого цветов), толковый словарь С. И. Ожегова.
 

1.

Организационный момент.

- В нашем классе стало тише

Прозвенел уже звонок.

Улыбнитесь, распрямитесь.

Нам пора начать урок.

Мы хороший, дружный класс?

-Да, и все получится у нас! (все)

- Я желаю вам удачи

Цель найти, решить задачи,

Чтоб урок прошел не зря

К новым знаниям, друзья!

Садитесь, ребята.

(садятся на места)

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами)

2.

Мотивация к учебной деятельности.

- Давайте вспомним, что значит учиться? Как добыть новые знания?

- Нужно все делать самому: узнать, что я не знаю и самому найти способ.

- Где можно найти информацию?

- Книга.

- Правильно, ребята. Желаю вам никогда не терять связь с книгами, ведь книга – это лучший друг.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

3.

Постановка цели и задач урока.

- Отгадайте-ка загадку,

Кто учиться к нам пришел?

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне скажите без утайки…

Ну, конечно же…

- Незнайка! (все)

(демонстрируется изображение Незнайки)

- Правильно, ребята. А кто знает, из какой книги он к нам пришел?

- «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

(ответы детей)

- А кто автор этих замечательных книг?

- Николай Николаевич Носов.

(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)

- А какие еще произведения писателя вы знаете?

- Чем они вам интересны?

-Они смешные и учат жизни.

- Хорошо. Сформулируйте тему нашего урока. С чем мы будем сегодня знакомиться на уроке?

-С рассказами Николая Николаевича Носова.

- Молодец! А теперь какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока «Познакомиться с жизнью и творчеством Николая Николаевича Носова».

- Хорошо! Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?

-Познакомиться с биографией писателя.

-Хорошо. Что еще?

- Познакомимся с его рассказами.

-Как мы будем с вами работать с текстом?

- Мы будем читать текст выразительно.

-Какой еще вид работы с текстом мы можем делать?

- Составить план текста и пересказать его.

- Как мы завершим свою работу?

- Оценим свою работу на уроке, поделимся впечатлениями.

-Ребята, что такое план урока?

- Это последовательность наших действий на уроке.

- Замечательно! Исходя из названных вами задач, Незнайка составил следующий план. Одобрим его?

-Да.

- Пусть он всегда будет у нас перед глазами (на доску крепится план урока)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД (преобразование информации)

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

4.

Изучение нового материала.

- Для первого этапа работы предлагаю вам прочитать внимательно небольшую статью о писателе. Она у вас у каждого на столе. Самостоятельное чтение своим темпом. (дети читают)

- Что вам запомнилось из прочитанного? (дети по очереди высказываются)

- Ребята, встретились ли вам незнакомые слова в тексте? 

-Чернорабочий, косарь, юмор.

-Какие?

-Из какого источника информации мы можем узнать значения этих слов?

- Из толкового словаря.

- Хорошо. Давайте прочитаем значение слова «чернорабочий», «косарь», «юмор» (дети зачитывают значения слов из толкового словаря)

- Николай Носов написал много веселых произведений с забавными историями и смешными диалогами. И в каждом рассказе можно увидеть какую-то умную, нужную мысль. Что ж, первый пункт плана мы выполнили.

Познавательные УУД:

(умение работать с текстом)

(умение выделять существенное)

(работа со словарем)

5.

Работа по теме урока.

А теперь переходим ко второму пункту нашего плана. Предлагаю поиграть. Давайте вспомним правила работы в группе (наглядный материал «Работа в группе») (дети зачитывают памятку) Соединитесь в группы по четыре (всего 6 групп).

Перед вами кубики с предложениями. Ваша задача соединить предложения в текст.

- А что такое текст?

- Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

-Правильно. Выполняем работу. Соединяем предложения в текст по смыслу. (работа в группах) (сигнал к завершению работы)

- Закончили? Сейчас я покажу вам картинки. Та группа, у которой текст подходит к картинке, зачитывает его, а остальные ребята должны догадаться, из какого рассказа Николая Носова этот отрывок. Готовы? Пора начинать знакомство с произведениями Николая Носова!

(слайд 1 иллюстрация к рассказу «Мишкина каша») (работа 1 группы)

(слайд 2 «Телефон» К. И. Чуковского) (работа 2 группы)

- Скажите, ребята, подходит текст 2 группы к теме нашего урока? - Нет.

- Почему? - Потому что это произведение Корнея Ивановича Чуковского.

- Правильно! Продолжаем.

(слайд 3 «Телефон» Н. Н. Носова) (работа группы 3)

(слайд 4 «Наш каток») (работа группы 4)

(слайд 5 «Живая шляпа») (работа группы 5)

(слайд 6 «Затейники») (работа группы 6)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом)

6.

Физкультминутка.

- Молодцы. Давайте отдохнем. Музыкальная пауза.

(презентация «Физкультминутка у жирафа»)

(дети самостоятельно проводят физкультминутку «У жирафа»)

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

7.

Первичное восприятие текста.

- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на наш план урока. Второй пункт плана выполнен. Вы познакомились с отрывками из произведений Николая Носова.

- Ребята, а кого называют затейниками? (ответы детей)

- Итак, затейник - это организатор веселья. Что такое затея?

- Вам интересно, что будет дальше в рассказе?

- Да.

- Тогда давайте обратимся к учебнику. Страница 50. Приготовьтесь следить и слушать (Аудиозапись «Затейники»). (дети слушают весь текст рассказа из коллекции Аудиотека).

- Как можно назвать услышанное чтение?

- Выразительное.

- Что это значит? (ответы детей)

- С какой интонацией читал диктор? (ответы детей)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД (преобразование информации)

8.

Анализ прочитанного текста.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? (ответы детей)

- Как называли себя дети?

- В какую игру они играли?

- Кого изображали?

- Почему игра прервалась?

- Что вы можете сказать о ребятах?

- Что вы им посоветуете?

-Что показалось вам смешным в рассказе?

-Чему учит рассказ?

-Хорошо. Ребята, можно ли после прослушивания рассказа сразу приступить к составлению плана текста?

- Нет, надо сначала самим прочитать рассказ, разбить его на логические части и затем озаглавить их.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

9.

Физкультминутка.

А сейчас давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть. (внимательно выполняют задания учителя)

Буду, буду отдыхать,

Буду часто я моргать, (моргают)

Вижу стол, пенал, тетрадь… (находят взглядом предметы)

Чур, меня не отвлекать.

Кот Ученый на стене

И Незнайка на доске…

Посмотрю через забор(локти на столе, пальчики рук соприкасаются мизинцами, создается «забор», дети смотрят сквозь него, затем на пальчики)

На учителя и пол.

Буду пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять…

Закрываю я глаза, (локти на столе, ладошки скрещены, дети закрывают глазки для отдыха ладошками)

Спите, глазки, до утра.

Просыпаемся…

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

10.

Чтение текста детьми.

- Давайте обратим внимание на третий пункт плана урока.

- Выразительное чтение текста.

- Хорошо. Давайте попробуем прочитать текст выразительно. (читают с выражением хорошо читающие дети, остальные следят)

- Ребята, дайте словесную оценку выразительного чтения одноклассников. (дают словесную оценку)

- Молодцы! Мы справились с третьим пунктом плана. Что дальше?

- Будем составлять план текста.

-Ребята, на сколько логических частей можно разбить текст?

- На четыре.

-Хорошо.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

11.

Составление плана рассказа.

- Работаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах(наглядный материал «Работа в парах»). (дети зачитывают памятку)

- Что такое план текста?

-Последовательность частей текста, связанных между собой по смыслу.

- Хорошо. На сколько частей мы разобьем текст?

- На четыре логических части.

-Вам нужно озаглавить каждую часть и записать в лист «Затейника».А как нам озаглавить каждую часть?

- Нужно найти главную мысль текста.

- Хорошо. Приступаем к работе. (работа в парах)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (дети зачитывают свой план)

-Оцените, ребята этот план, соответствует ли план тексту? (ответы детей)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

12.

Домашнее задание.

-Ребята, пересказ текста по предложенному вами плану предлагаю подготовить на следующий урок (пятая часть плана урока) Это будет вашим домашним заданием.

(дети записывают задание на дом)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

13.

Рефлексия.

- Итак, давайте подведем итоги нашего урока (игра с мячом). Какой была тема нашего урока? Цель урока? (ответы учеников)

- Все ли мы выполнили, что запланировали?

- Что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Какую оценку бы вы себе поставили?(работа с цветными карточками) Если «5» - поднимите красную карточку; если вы ставите себе оценку «4» - то желтую. Если вы не довольны своей работой, то зеленую (выборочно попросить датьсловесную оценку).

(ответы детей)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

14.

Итог урока.

- Ну, что, ребята. Пришла пора прощаться с Незнайкой.

- Встали красиво, задвинули стульчики.

Урок закончен.

- Спасибо за урок!

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.