Урок литературного чтения по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Урок литературного чтения по произведению
Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Цели: познакомить учащихся с Марком Твеном и его произведением, привлечь детей к чтению литературных произведений, расширять кругозор учащихся, развивать речь.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
- Какое произведение мы с вами вчера закончили изучать? («Русалочка» Г.-Х. Андерсена)
- В какой раздел входит данное произведение? (Зарубежная литература)
- Откройте страницу 223. Посмотрите, какое произведение мы будем изучать на этом уроке. («Приключение Тома Сойера» Марка Твена)
- Кто-нибудь из вас знаком с этим автором? (Нет)
3. Постановка целей и задач
- Как вы думаете, какая у нас будет ТЕМА урока? («Приключение Тома Сойера» Марка Твена)
- Таким образом, какими будут ЦЕЛИ нашего урока? (Познакомиться с автором, прочитать данное произведение)
- Отлично!
4. Биография Марка Твена
- Итак, наша с вами первая цель – познакомиться с биографией автора. Сейчас нам расскажет о Марке Твене Алиса Кутовая. Ваша задача: внимательно слушать и подготовить ответы на следующие пункты нашего плана биографии:
Настоящее имя
Семья писателя
Годы жизни
Страна, в которой жил писатель
Год выхода произведения
Слушаем доклад Алисы. ОЦЕНИВАЕМ девочку вместе. Обсуждаем прослушанное сообщение.
Настоящее имя: Сэмюэл Ленгхорн Клеменс
Семья писателя: Сэмюэл родился в семье судьи (купца).
Годы жизни: 30.11.1835 - 21.04.1910
Страна, в которой жил писатель: Америка / США
Год выхода произведения: 1876 г.
- Итак, скажите, на каком материке мы с вами находимся? (Евразия)
- А на каком материке жил Марк Твен? (Северная Америка)
- В каком веке жил писатель? (19-20 вв.)
- Отлично!
- Как вы думаете, произведение «Приключение Т.С.» будет связано с жизнью автор? (Да)
- А как вы думаете, про какой период жизни человека будет написано в произведении? (Про детство)
- Хорошо. А как вы думаете, Том – это школьник? (Предположения детей)
- Послушайте описание мальчика, которое дается в книге.
Мальчишка лет 9-14, чаще называется возраст 12-ти лет. Остроумный, хитрый, лентяй, но добрый и отзывчивый. Любит читать, в основном приключенческую литературу. Он небольшого роста, у него русые, кудрявые волосы и голубые глаза. Уши немного торчат в стороны.
- Хорошо. А как вы думаете, Том – это школьник? (Да)
- Давайте проверим свои предположения. Откроем страницу 195. Посмотрите на иллюстрацию к данному отрывку.
- Что мы видим на картине?
- Кого мы видим? (Учителя и учеников)
- Как сидят дети? (За партами, на лавках)
- Как сидит учитель? (Расслабленно, спокойно, за КАФЕДРОЙ)
- А что у него стоит на столе? (Кувшин с розгами)
- А кто-нибудь знает, как раньше было организованно обучение в школе? (Ответы детей)
Первичное чтение
- Итак, начнем знакомство с отрывком из «Приключения Т.С.»
Страницы 194-200.
Работа с непонятными словами по ходу чтения.
Работа по тексту
- Что нового вы узнали о Томе?
- Для чего он сказал правду о Геке Финне? (Чтобы его посадили с Бэкки)
- Какой вы себе представили Бэкки? (Ответы детей)
- Как Тому удалось привлечь внимание Бекки? (Сначала персиком, а потом рисунком, который Том спрятал от Бэкки)
- * Зачитайте отрывок из текста (стр. 196-197)
Итог урока
- Какова была тема урока? (Марк Твен «Приключение Т.С.»)
- Какова была наша цель? Достигли мы ее?
- Что мы узнали о Марке Твене?
- Что мы узнали о Томе Сойере?
Рефлексия
- Что вам было интересно?
- Что произвело на вас впечатление?
Выставление отметок
Домашнее задание (на выбор):
Найти интересные факты из биографии Марка Твена
Выписать имена героев. Описать одного героя.
Подготовить рассказ: девочкам о Бэкки Тэтчер, мальчикам о Томе Сойере.