Технологическая карта урока
Класс: 1
Тема: «Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти
Цель урока: познакомить, учить читать слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Тип урока: изученного нового материала.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, парная и групповая.
Задачи урока:
содействовать формированию у учащихся мотивации учения, воздействовать на чувства, на эмоциональную сферу личности ребенка.
формировать умение на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], познакомить с буквами Г, г.
Совершенствовать умение объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях.
Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Предметные: выделять звуки и буквы Г, г´, в словах; выполнять звукобуквенный анализ слов;
Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; иметь представление о причинах успеха в учёбе; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
познавательные: выполнять фонетический анализ слов; совершенствовать навык чтения слов и схем;
коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками, допускать существование разных точек зрения;
регулятивные: планировать свои действия; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Оборудование: ноутбук, телевизор; учебник «Азбука», плакаты, схемы, сигнальные карточки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученик | УУД на этапах урока |
I. Организационный момент. Психологический настрой | Психологическая установка на работу. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!
Покажите смайликом своё настроение. | Контролируют и оценивают свою готовность, настраиваются на урок. | Личностные: - формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - формирование навыков самоорганизации. Регулятивные: - эмоционально-положительный настрой на урок, ситуации успеха и доверия. |
II. Актуализация знаний. Цель: активизировать имеющиеся знания о звуках и буквах; активизировать мыслительные операции. | -Ребята давайте вспомним: какими бывают звуки? (Гласными и согласными) - Какие звуки мы называем гласными? (Которые мы можем петь). Правильно! -Какие звуки мы называем согласными? (Которые мы не поем). Правильно! -Чем буква отличается от звука? (Буквы мы читаем, видим и пушим, звуки мы слышим и говорим) - Чем интересны две буквы е и я? -Молодцы»! А сейчас мы с вами вспомним буквы, которые мы прошли на прошлых уроках. | Отвечают на поставленные вопросы | Познавательные УУД - формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1.Формировать умение слушать и понимать других; 2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 3.Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы. Цель: подведение детей к формулированию темы урока. | -Сегодня к нам в гости пришёл…. Я, думаю, вы сейчас сами догадаетесь:
Он пришел из сказки к нам, Постучал тихонько в дом, В ярком красном колпачке — ну, конечно, это …(Гном)
- А что же там в корзинке? Вы узнаете, отгадав загадку: Под березой у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. Что это? (Гриб)
-Посмотрите, что он принес? (гриб, гитара) - Назовите первые звуки этих слов гном, гриб, гитара. (Звуки [г] и [г’]). -Кто догадался, какова тема урока? (Звуки [г], [г’] и буква, которая их обозначает) -Правильно, тема нашего урока –«Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г». Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока: Познакомимся с ... Научимся различать ... Будем учиться читать ...
(Мы познакомимся со звуками [г],[г´] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой). – Как вы думаете, для чего нам это нужно? (Мы должны знать все звуки и буквы, чтобы уметь читать и быть грамотными). - Ребята возьмите листок со шкалой успеха. А как выдумаете, где мы будем находится на шкале успеха? Почему? |
| Регулятивные: - формирование способности принимать учебную цель и задачу. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
|
IV. Физминутка для глаз. Цель: снятие физического и умственного напряжения |
| Выполняют движения глазами | Личностные: - формирование здорового образа жизни. Регулятивные: - осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. |
V. Введение новых знаний. Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г. | 1. Слого-звуковой анализ слов. Работа в группах. - Дайте характеристику звукам [г], [г’]. Для этого предлагаю вам поработать в группах. Задание 1-й исследовательской группе: Проанализируете слова составьте схему слова. гном. Определите: звук [г] гласный или согласный? -Сверимся с эталоном. Посмотрите на доску и покажите светофорчиком. Молодцы. Задание 2-й исследовательской группе: Проанализируете слова составьте схему слова. гриб. Определите: звук [г] звонкий или глухой? -Сверимся с эталоном. Посмотрите на доску и покажите светофорчиком. Молодцы. Задание 3-й исследовательской группе: Проанализируете слова составьте схему слова. гитара. Сделайте вывод: звук [г] мягкий или твёрдый? - Сверимся с эталоном. Посмотрите на доску и покажите светофорчиком. Молодцы. Проверим, что вы узнали? -Какой вывод мы можем сделать о новых звуках? 4. Знакомство с буквой Г. -Звуки [г] и [г‘] обозначают буквами Г, г. Почему две буквы? -Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы? -Приведите примеры слов, которые всегда пишут с заглавной буквы. – На что похожа буква Г? - Давайте из проволоки смоделируем букву г Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. -Послушайте стихотворения про букву «Гэ» и скажите, с чем сравнивают букву авторы. Гоше не нужны игрушки, Он играет только клюшкой- Букву Г перевернёт И в ворота гол забьёт. (С клюшкой).
Глянь, на стройке – буква Г На громаднейшей ноге. И до неба головой- Кран подъёмный грузовой. ( С подъёмным краном). 2. «Буква заблудилась» Работа в парах  - Сверимся с эталоном. Посмотрите на доску и покажите светофорчиком. Молодцы. | Работа в группах.
Ответы учащихся
Моделирование буквы г
Работа в парах, повторение правила работы в парах | Личностные: - формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Познавательные: - формирование умения представлять информацию в виде схемы, - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, - формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - формирование анализировать, обобщать; - формирование умения организовывать совместную деятельность под руководством учителя Коммуникативные: - формирование умения работать в парах, развитие диалогической речи. |
VI. Первичное закрепление. Цель: закрепить знания, полученные на уроке. | 1. Чтение слогов. Чтение сначала хором, затем по цепочке. Слоги: ГА ГО ГЫ ГУ ГИ ГЕ АГ ОГ ЫГ УГ ИГ ЕГ 2. Чтение слов с буквой г. А) Чтение слов с доски. - Прочитаем столбики слов. (читает учитель, затем дети по цепочке) - Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы? - Найдите слова, где буква “г” в конце, в середине слова.
 |
Читают сначала хором, затем по цепочке.
Ответы детей
Чтение слов с доки и соотнесение со схемой. | Личностные: - формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Познавательные: - формирование умения соотносить информацию по схеме. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
VII. Физминутка. Цель: снятие усталости и эмоционального напряжения. | Гриша шёл-шёл-шёл, Белый гриб нашёл. Раз – грибок, Два – грибок, Три – грибок, Положил их в кузовок | Ходьба на месте. Наклоны | Личностные: - формирование здорового образа жизни. Регулятивные: - осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. |
VIII. Закрепление на практике. Цель: закрепить знания, полученные на уроке | 1.Чтение текста. Азбука с.119 Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки. а) чтение учителем; б) чтение по цепочке; в) Выборочное чтение. (Чтение по одному предложению.) - Найдите и прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы. - Найдите и прочитайте слова с буквой г. -Дайте заголовок тексту. Работа с текстом. -О ком говорится в тексте? (О Гале и Гене). -Что собирали Галя и Гена? -Как их можно назвать? (грибники) - Сколько грибов набрали Гена и Галя? - Какие грибы в корзинке у Гали? - Каких грибов набрал Гена? - Чьи грибы нельзя употреблять в пищу и почему? - Чем опасны поганки? - Как можно назвать Гену? (Горе- грибник). - Что бы вы ему посоветовали? (Лучше узнать грибы). -Как вы думаете, что сделает с грибами Галя? -Боровик (или белый гриб) – мечта любого грибника. Это очень вкусный гриб. - Прочитаем стихотворение про этот гриб в азбуке. Вот он, гриб-боровик! И красив он, и велик -Какие съедобные грибы вы знаете? 3. Развитие связной речи. Работа в электронном предложением. Составление рассказа по картинке. |
Читают текст по цепочке
Отвечают на вопросы
Анализируют текст
Составляют рассказ | Личностные: - формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Познавательные: - формирование умения извлекать информацию из текста, - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, Регулятивные: - осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. - формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. |
IX. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Мы хорошо потрудились. Пора подвести итог. -С какой буквой сегодня работали? -Какие звуки обозначает буква Г? - И так вернемся к нашей шкале успеха. - Отметьте, где вы уже находится в конце урока. - А почему вы находитесь именно здесь? - Давайте проверим, насколько успешной оказалась ваша работа на уроке. - У вас на парте лежат смайлики, покажите какой он у вас? (Если смайлик задумчивый, с вопросами. Спрашиваю - почему?) |
| Познавательные: -формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, - формирование умения отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: - формирование умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение. Личностные: - формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира. |