Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Повторение и обобщение по разделу "Апрель, апрель. Звенит капель…"»

2
0
Материал опубликован 5 November 2019 в группе

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Школа России»

Вид урока: Технология деятельностного подхода.

Тип урока: Урок повторения и обобщения пройденного.

Продолжительность урока: 35 минут.

Тема: Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…»

Цель: Обобщение и повторение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Учебные задачи:

Предметные: 1. Совершенствование навыков чтения вслух и про себя, навыков

выразительного чтения и чтения целыми словами;
2. Совершенствование навыков составления интеллект – карт по определённым темам;

Метапредметные: 1. Умение работать в группе, в парах, оценивать результат работы не только свой, но и одноклассника, радоваться за успех товарища или сопереживать неудаче;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки.

Личностные: 1. Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в

процессе размышления над произведением, в процессе восприятия картин природы;

2. Формирование таких личностных качеств как любознательность,

трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

3. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений.

Регулятивные: 1. Умение принимать учебную задачу, правильно оценивать свои

знания и адекватно воспринимать оценку учителя;

2. Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

3. Осознавать возникающие трудности и искать способы их

преодоления.

Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, воспринимать мнение сверстников;

2. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; 3. Принимать участие в обсуждении прочитанного.


Материалы для учителя: - Презентация «Апрель, апрель». Звенит капель…»

- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,…Литературное чтение 1 класс 1 часть, с.62; с. 73-78;

- Русский алфавит;

- Игра «Соотнесение автора с их стихотворениями»;

- листочки для кластера со словами: «Подснежник» и «Птицы»; карточки для кластера с названиями стихотворений и авторами;

- ромашка для игры «Доскажи словечко»;

- солнышки без улыбки для рефлексии.


Материалы для обучающихся: - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,… Литературное

чтение 1 класс 1 часть;

- сигнальные ладошки;

- листочки для синквейна;

- карточки со словами для игры «Найди лишнее»: ьлепак йечур ажутс ацижул (для пары)

Предварительная подготовка: конкурс рисунков «Весна»


Ход урока.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационное начало урока.

«Здороваемся глазами»


- Встали все. На нашем уроке литературного чтения присутствуют гости. Сейчас мы с каждым из них поздороваемся. Но поздороваемся не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Учащиеся поворачиваются к гостям и здороваются глазами.


Регулятивные: настрой на продуктивную работу.

Личностные: динамичное и эффективное начало урока.

Регулятивные: активизация внимания учащихся.

II. Психологический настрой на урок.

«Добро в ладошках»



- Пожелаем друг другу добра. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

и во всём (мизинец).

Сжали кулаки и произносим:

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

Улыбнулись друг другу.

- А теперь сели на свои места.

Выполняют действия




















Дети садятся на свои места.

Личностные:

создание

эмоционального

настроя.


III. Самоопределен

к деятельности.

1.Ребусы «Весенние месяцы»

Слайд 2























2 Речевая разминка.

Работа со стихотворением Е.Благининой «Дождик»

Слайд 3






















3.Формулирование темы урока.

Слайд 4












- Ребята, отгадайте ребусы.

- Как можно слова – отгадки назвать одним словом?

- Назовите весенние месяцы по порядку.

Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отражает какой-то определённый период (ранняя весна, средняя весна, поздняя весна). Первый месяц весны -это март, середина-апрель, а май поздняя весна.

- Назовите весенние признаки.









1) Работа над интонацией.

- А ещё весной очень часто идёт дождик.

А) Чтение стиха учителем

Е.Благинина «Дождик»

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

- Прочитайте стихотворение.

Б) Чтение стиха с вопросительной и восклицательной интонацией

- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией.

- А теперь с восклицательной.

В) Чтение стиха разной интонацией. (приказным тоном, умоляющей интонацией).

- Прочитайте с умоляющей интонацией.

- А теперь приказным тоном.

2) Составление слов из слогов.

- Сколько капель-слов выпало из тучек?


- Ребята, весна принесла с собой много тепла и света, а также белые пушистые облака. Одно такое облако залетело к нам в класс.

- Оно не простое, а волшебное. Весна написала на нём какие-то слова, но они зашифрованы. Давайте расшифруем и прочитаем запись, зная порядок букв в алфавите.

- А что такое алфавит?

- Да, например, Н – 15, У – 21, Я- 33. Ваша задача, опираясь на алфавит, прочитать тему урока.




1 17 18 6 13 30 1 17 18 6 13 30

9 3 6 15 10 20 12 1 17 6 13 30

- Почему у нас получилась эта фраза?



- Что пропущено в этой фразе?


- Так какие задачи поставим перед собой?




- О чём эти стихи?

- Да, сегодня мы обобщим наши знания по этому разделу, повторим стихи, которые читали.

- Каждый наш урок – это открытие чего-то нового. Чему новому мы научимся, вы скажете в конце урока.




Март, апрель, май


- Весенние месяцы.


- Март, апрель, май












- Ярко светит солнце, тает снег, птицы возвращаются из тёплых стран, набухают почки, появляются первоцветы, просыпаются некоторые животные, линька,...







Слушают чтение учителем




1 учащийся читает вслух.



Читают с соответствующей интонацией



Читают с соответствующей интонацией



Составляют слова

- Ура, нора, мама, рама, каша













Работа в парах


- Это буквы, которые расположены в определённом порядке. У каждой буквы есть своё место и название.


«Апрель, апрель! Звенит капель »

- Мы изучали такой раздел.

- Ещё мы читали такой стих.

- На дворе

Учащийся читает стих наизусть

- Повторить произведения, которые читали, учили.

- О весне.

Познавательные: умение понимать и интерпретировать знаки и символы в процессе решения учебной задачи;

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

































Познавательные: умение выразительно читать стихотворение перед классом, передавая соответствующую интонацию




































Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.






Коммуникативные: умение сотрудничать при выработке общего решения в совместной деятельности


Личностные:

активная

жизненная позиция,

проявление

интереса к

содержанию урока

IV. Обобщение изученного материала.

1. Игра «Что лишнее?»

Слайд 5











Слайд 6







2. Составление синквейна «Весна»

Слайд 7














V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Нахождение сравнения в стихотворении Тимофея Белозёрова «Подснежники»

Слайд 8












2). Выборочное чтение. Работа со стихотворением «Когда это бывает?» Евгении Фёдоровны Трутневой на с.70

Слайд 9








3. Чтение стихотворение А. Н. Майкова «Ласточка» по ролям.

Слайд 10




















- Ребята, весна принесла вам такое задание. На партах лежат карточки со словами, но их нужно прочитать справа налево:

ьлепак йечур ажутс ацижул

- Какое слово лишнее?

- Почему?


- Что объединяет все остальные слова?







- Ребята, вы разделены на две группы.

Задание: Составить синквейн на тему: «Весна».

- Кто подзабыл, подсказка на слайде.

- Защита работы.




- Оцените свою работу



ФИЗКУЛЬМИНУТКА


- Весна принесла с собой необычные цветы. Какие?

- Какое стихотворение имеет такое же название и кто его автор?






- С чем сравниваются в этом стихотворении подснежники?

- Для чего поэты в своих произведениях используют сравнения?




- Найдите в учебнике стихотворение Евгении Фёдоровны Трутневой «Когда это бывает?»

Прочитайте его вполголоса. 1в - найдите сравнения в первой части стиха.

2в – найдите сравнение во второй части стиха.

- Найди сравнение во второй части.

- Молодцы.


- Весна приготовила нам загадку об одной птице, которая упоминается в изученных нами стихотворениях.

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди белое полотенце.

- В каких стихотворениях упоминается эта птица?









- Что вы можете сказать о том, как прочитали стих ….?











Работа в парах

- Капель, ручей, стужа, лужица.

- Стужа.

- Стужа бывает зимой.

- Весна

Учащийся читает наизусть стих Аполлона Николаевича Майкова «Весна».

Ирины Петровны Токмаковой «К нам весна шагает»



Составляют синквейн на тему: «Весна».


Один обучающийся защищает синквейн


Поднимают сигнальные ладошки





- Подснежники?


- Стихотворение Тимофея Максимовича Белозёрова «Подснежники» Учащийся читает стих наизусть

Подснежники – снегурочкины слезы


- Сравнения делают стихотворения более яркими и выразительными.





Чтение стиха детьми вполголоса.

- 1в – льдинки-кружева



Луг - ситцевый платок.










- Ласточка


А.Н. Майков «Ласточка» и Алексей Николаевич Плещеев «Сельская песенка».

Чтение стихотворения по ролям


- Прочитали правильно, целыми словами, соблюдая нужную интонацию, выделяя голосом отдельные слова.



Познавательные: уметь строить слова, анализировать и сравнивать.


Личностные:

положительное

восприятие

партнёра по команде,

сотрудничество

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге с учителем, вырабатывать общую позицию.


Познавательные: умение составлять синквейн на заданную тему


Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.




Познавательные: умение анализировать и сравнивать понятия.









Познавательные: умение анализировать и сравнивать понятия.





Коммуникативные: умение строить монологические высказывания в процессе обсуждения содержания произведения, высказывать и аргументировать своё мнение.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. Соотнесение автора с произведением.









Слайд 11





2. Составление кластера на заданную тему.















Слайд 12






Слайд 13


- Весна принесла следующее задание.

- На доске карточки с фамилиями поэтов и с названиями стихотворений. Ваша задача: соединить автора с его стихотворением

Аполлон Майков

Ирина Токмакова

Алексей Плещеев

Тимофей Белозёров

Самуил Маршак

Аполлон Майков

Ирина Токмакова

Евгения Трутнева

- А теперь проверьте свою работу и оцените себя.

t1572966474aa.gif

t1572966474ab.gif

t1572966474ac.gif


t1572966474ad.gif



- Сейчас необычное задание. Поработаем в группах. Вы должны составить кластеры на заданные ключевые слова. Из предложенных названий стихотворений и их авторов выбрать те, где встречается ваше ключевое слово.

1 группа – подснежник.





2 группа – птицы.





- Защита работы.







По одному выходят к доске и выполняют задание

«Ласточка примчалась…»,

«К нам весна шагает…»

«Сельская песенка»

«Подснежники»

«Апрель»

«Весна»

«Ручей»

«Когда это бывает?»

Поднимают сигнальные ладошки




















- А.Майков «Весна»,

Т.Белозёров «Подснежники»,

С.Маршак «Апрель»


А.Майков «Ласточка», А Плещеев «Сельская песенка», Е.Трутнева «Когда это бывает»

Выбранный ученик защищает работу.






Регулятивные:

учитывать ориентиры, данные учителем, при выполнении очередного задания




















Познавательные: умение составлять кластер на заданную тему



















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VII. Подведение итогов.

Метод «Ромашка»



- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

На каждом лепестке ромашки написано начало знакомого нам стихотворения. Вы должны продолжить его.

- Травка зеленеет,

Солнышко ...

- Апрель, апрель!

На дворе звенит…

- Плакала снегурочка,

Зиму ...

- Шла за ней печальная,

Всем в лесу ...

- Голубенький, чистый

Подснежник …

А подле сквозистый,

Последний …

Голубые, синие

Небо и ...

- В синих лужах плещутся

Стайкой…






- блестит


- капель


- провожая


- чужая


- цветок


- снежок


- ручьи

- воробьи


Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.




















Рефлексия


Раздаёт детям солнышко Дорисуйте солнышко - покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Поднимите каждый своё солнышко. Посмотрите, как светло стало в нашем классе?

- Почему у вас такое настроение?

- Какое новое открытие вы сделали для себя?


- Молодцы.

- Теперь все встали. На улице весной часто идёт дождик. Сначала по одной капельке, потом по две, по три, по четыре, и всей ладошкой.

- Вы очень хорошо справились с заданиями. Эти аплодисменты вам за хорошую работу.


Дети дорисовывают у солнышек ротики соответственно своему настроению.





- Познакомились с приёмом сравнения в стихах.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование






 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.