Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Повторение и обобщение по разделу "Апрель, апрель. Звенит капель…"»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Школа России»
Вид урока: Технология деятельностного подхода.
Тип урока: Урок повторения и обобщения пройденного.
Продолжительность урока: 35 минут.
Тема: Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…»
Цель: Обобщение и повторение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…»
Учебные задачи:
Предметные: 1. Совершенствование навыков чтения вслух и про себя, навыков
выразительного чтения и чтения целыми словами;
2. Совершенствование навыков составления интеллект – карт по определённым темам;
Метапредметные: 1. Умение работать в группе, в парах, оценивать результат работы не только свой, но и одноклассника, радоваться за успех товарища или сопереживать неудаче;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные: 1. Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в
процессе размышления над произведением, в процессе восприятия картин природы;
2. Формирование таких личностных качеств как любознательность,
трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
3. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений.
Регулятивные: 1. Умение принимать учебную задачу, правильно оценивать свои
знания и адекватно воспринимать оценку учителя;
2. Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
3. Осознавать возникающие трудности и искать способы их
преодоления.
Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, воспринимать мнение сверстников;
2. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; 3. Принимать участие в обсуждении прочитанного.
Материалы для учителя: - Презентация «Апрель, апрель». Звенит капель…»
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,…Литературное чтение 1 класс 1 часть, с.62; с. 73-78;
- Русский алфавит;
- Игра «Соотнесение автора с их стихотворениями»;
- листочки для кластера со словами: «Подснежник» и «Птицы»; карточки для кластера с названиями стихотворений и авторами;
- ромашка для игры «Доскажи словечко»;
- солнышки без улыбки для рефлексии.
Материалы для обучающихся: - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,… Литературное
чтение 1 класс 1 часть;
- сигнальные ладошки;
- листочки для синквейна;
- карточки со словами для игры «Найди лишнее»: ьлепак йечур ажутс ацижул (для пары)
Предварительная подготовка: конкурс рисунков «Весна»
Ход урока.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационное начало урока. «Здороваемся глазами» | - Встали все. На нашем уроке литературного чтения присутствуют гости. Сейчас мы с каждым из них поздороваемся. Но поздороваемся не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. | Учащиеся поворачиваются к гостям и здороваются глазами. | Регулятивные: настрой на продуктивную работу. Личностные: динамичное и эффективное начало урока. Регулятивные: активизация внимания учащихся. |
II. Психологический настрой на урок. «Добро в ладошках» | - Пожелаем друг другу добра. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), всегда (безымянный), и во всём (мизинец). Сжали кулаки и произносим: Я желаю тебе добра, Ты желаешь мне добра, Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу. Улыбнулись друг другу. - А теперь сели на свои места. | Выполняют действия
Дети садятся на свои места. | Личностные: создание эмоционального настроя. |
III. Самоопределен к деятельности. 1.Ребусы «Весенние месяцы» Слайд 2 2 Речевая разминка. Работа со стихотворением Е.Благининой «Дождик» Слайд 3 3.Формулирование темы урока. Слайд 4
| - Ребята, отгадайте ребусы. - Как можно слова – отгадки назвать одним словом? - Назовите весенние месяцы по порядку. Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отражает какой-то определённый период (ранняя весна, средняя весна, поздняя весна). Первый месяц весны -это март, середина-апрель, а май поздняя весна. - Назовите весенние признаки.
1) Работа над интонацией. - А ещё весной очень часто идёт дождик. А) Чтение стиха учителем Е.Благинина «Дождик» Дождик, дождик, Не дожди! Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому. - Прочитайте стихотворение. Б) Чтение стиха с вопросительной и восклицательной интонацией - Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией. - А теперь с восклицательной. В) Чтение стиха разной интонацией. (приказным тоном, умоляющей интонацией). - Прочитайте с умоляющей интонацией. - А теперь приказным тоном. 2) Составление слов из слогов. - Сколько капель-слов выпало из тучек? - Ребята, весна принесла с собой много тепла и света, а также белые пушистые облака. Одно такое облако залетело к нам в класс. - Оно не простое, а волшебное. Весна написала на нём какие-то слова, но они зашифрованы. Давайте расшифруем и прочитаем запись, зная порядок букв в алфавите. - А что такое алфавит? - Да, например, Н – 15, У – 21, Я- 33. Ваша задача, опираясь на алфавит, прочитать тему урока. 1 17 18 6 13 30 1 17 18 6 13 30 9 3 6 15 10 20 12 1 17 6 13 30 - Почему у нас получилась эта фраза? - Что пропущено в этой фразе? - Так какие задачи поставим перед собой? - О чём эти стихи? - Да, сегодня мы обобщим наши знания по этому разделу, повторим стихи, которые читали. - Каждый наш урок – это открытие чего-то нового. Чему новому мы научимся, вы скажете в конце урока. | Март, апрель, май - Весенние месяцы. - Март, апрель, май - Ярко светит солнце, тает снег, птицы возвращаются из тёплых стран, набухают почки, появляются первоцветы, просыпаются некоторые животные, линька,... Слушают чтение учителем 1 учащийся читает вслух. Читают с соответствующей интонацией Читают с соответствующей интонацией Составляют слова - Ура, нора, мама, рама, каша Работа в парах - Это буквы, которые расположены в определённом порядке. У каждой буквы есть своё место и название. «Апрель, апрель! Звенит капель » - Мы изучали такой раздел. - Ещё мы читали такой стих. - На дворе Учащийся читает стих наизусть - Повторить произведения, которые читали, учили. - О весне. | Познавательные: умение понимать и интерпретировать знаки и символы в процессе решения учебной задачи; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные: умение выразительно читать стихотворение перед классом, передавая соответствующую интонацию Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение сотрудничать при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: активная жизненная позиция, проявление интереса к содержанию урока |
IV. Обобщение изученного материала. 1. Игра «Что лишнее?» Слайд 5 Слайд 6 2. Составление синквейна «Весна» Слайд 7 V. Применение знаний и умений в новой ситуации 1.Нахождение сравнения в стихотворении Тимофея Белозёрова «Подснежники» Слайд 8 2). Выборочное чтение. Работа со стихотворением «Когда это бывает?» Евгении Фёдоровны Трутневой на с.70 Слайд 9 3. Чтение стихотворение А. Н. Майкова «Ласточка» по ролям. Слайд 10 | - Ребята, весна принесла вам такое задание. На партах лежат карточки со словами, но их нужно прочитать справа налево: ьлепак йечур ажутс ацижул - Какое слово лишнее? - Почему? - Что объединяет все остальные слова?
- Ребята, вы разделены на две группы. Задание: Составить синквейн на тему: «Весна». - Кто подзабыл, подсказка на слайде. - Защита работы. - Оцените свою работу ФИЗКУЛЬМИНУТКА - Весна принесла с собой необычные цветы. Какие? - Какое стихотворение имеет такое же название и кто его автор? - С чем сравниваются в этом стихотворении подснежники? - Для чего поэты в своих произведениях используют сравнения? - Найдите в учебнике стихотворение Евгении Фёдоровны Трутневой «Когда это бывает?» Прочитайте его вполголоса. 1в - найдите сравнения в первой части стиха. 2в – найдите сравнение во второй части стиха. - Найди сравнение во второй части. - Молодцы. - Весна приготовила нам загадку об одной птице, которая упоминается в изученных нами стихотворениях. Спереди – шильце, Сзади – вильце, На груди белое полотенце. - В каких стихотворениях упоминается эта птица? - Что вы можете сказать о том, как прочитали стих ….?
| Работа в парах - Капель, ручей, стужа, лужица. - Стужа. - Стужа бывает зимой. - Весна Учащийся читает наизусть стих Аполлона Николаевича Майкова «Весна». Ирины Петровны Токмаковой «К нам весна шагает» Составляют синквейн на тему: «Весна». Один обучающийся защищает синквейн Поднимают сигнальные ладошки - Подснежники? - Стихотворение Тимофея Максимовича Белозёрова «Подснежники» Учащийся читает стих наизусть Подснежники – снегурочкины слезы - Сравнения делают стихотворения более яркими и выразительными. Чтение стиха детьми вполголоса. - 1в – льдинки-кружева Луг - ситцевый платок. - Ласточка А.Н. Майков «Ласточка» и Алексей Николаевич Плещеев «Сельская песенка». Чтение стихотворения по ролям - Прочитали правильно, целыми словами, соблюдая нужную интонацию, выделяя голосом отдельные слова. | Познавательные: уметь строить слова, анализировать и сравнивать. Личностные: положительное восприятие партнёра по команде, сотрудничество Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге с учителем, вырабатывать общую позицию. Познавательные: умение составлять синквейн на заданную тему Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Познавательные: умение анализировать и сравнивать понятия. Познавательные: умение анализировать и сравнивать понятия. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания в процессе обсуждения содержания произведения, высказывать и аргументировать своё мнение. |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 1. Соотнесение автора с произведением.
Слайд 11 2. Составление кластера на заданную тему. Слайд 12 Слайд 13 | - Весна принесла следующее задание. - На доске карточки с фамилиями поэтов и с названиями стихотворений. Ваша задача: соединить автора с его стихотворением
Аполлон Майков
Ирина Токмакова
Алексей Плещеев Тимофей Белозёров Самуил Маршак Аполлон Майков Ирина Токмакова Евгения Трутнева - А теперь проверьте свою работу и оцените себя.
- Сейчас необычное задание. Поработаем в группах. Вы должны составить кластеры на заданные ключевые слова. Из предложенных названий стихотворений и их авторов выбрать те, где встречается ваше ключевое слово. 1 группа – подснежник. 2 группа – птицы. - Защита работы. | По одному выходят к доске и выполняют задание «Ласточка примчалась…», «К нам весна шагает…» «Сельская песенка» «Подснежники» «Апрель» «Весна» «Ручей» «Когда это бывает?» Поднимают сигнальные ладошки - А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель» А.Майков «Ласточка», А Плещеев «Сельская песенка», Е.Трутнева «Когда это бывает» Выбранный ученик защищает работу. | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при выполнении очередного задания Познавательные: умение составлять кластер на заданную тему Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VII. Подведение итогов. Метод «Ромашка» | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». На каждом лепестке ромашки написано начало знакомого нам стихотворения. Вы должны продолжить его. - Травка зеленеет, Солнышко ... - Апрель, апрель! На дворе звенит… - Плакала снегурочка, Зиму ... - Шла за ней печальная, Всем в лесу ... - Голубенький, чистый Подснежник … А подле сквозистый, Последний … Голубые, синие Небо и ... - В синих лужах плещутся Стайкой… |
- блестит - капель - провожая - чужая - цветок - снежок - ручьи
- воробьи | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. |
Рефлексия | Раздаёт детям солнышко Дорисуйте солнышко - покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? - Поднимите каждый своё солнышко. Посмотрите, как светло стало в нашем классе? - Почему у вас такое настроение? - Какое новое открытие вы сделали для себя? - Молодцы. - Теперь все встали. На улице весной часто идёт дождик. Сначала по одной капельке, потом по две, по три, по четыре, и всей ладошкой. - Вы очень хорошо справились с заданиями. Эти аплодисменты вам за хорошую работу. | Дети дорисовывают у солнышек ротики соответственно своему настроению. - Познакомились с приёмом сравнения в стихах. | Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |