Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"»
Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»
Цели: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.
Задачи: 1. Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус; 2. Развивать устную речь, творческие способности детей; 3. Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов;формировать умение на основе анализа делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;формировать умение работать в паре и группе.
Регулятивные УУД: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу;формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с названиями стран и сказок, иллюстрации с изображениями птиц, карта России, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: М.: Академкнига/Учебник, .
Ход урока
1. Организационный момент.
-Девочки за парты сели, мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Послушайте отрывок из музыкального произведения. (Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)
-О чём эта песенка? Как вы думаете , почему мы слушали эту песню?
В мир сказки музыка нас позвала,
На чудеса настроить нас смогла.
А кто герои сказки? Попробуйте узнать.
Для этого сказку нужно прочитать.
2. Актуализация знаний.
-Но прежде чем читать новую сказку , давайте вспомним, сказки народов каких стран мы уже читали?
3.Работа в парах.
Игра «Найди Родину сказки»
-Поработаем в парах. Соединим стрелками названия стран и сказок.
Америка «Откуда пошли болезни и лекарства»
Венгрия «Два жадных медвежонка»
Индия «О собаке, кошке и обезьяне»
Африка «Гиена и черепаха»
Корея «Как барсук и куница судились»
Индия «Золотая рыба»
Индия «Хитрый шакал»
Бурятия «Снег заяц»
Самопроверка по содержанию учебника.
-Откройте содержание учебникас.5 и проверьте себя.
- Покажите, какая пара справилась без ошибок.
-Вспомните все эти сказки и ответьте, что их объединяет? (о животных)
Для чего мы выполняли это задание?(вспомнили прочитанные сказки и страны , из которых они к нам пришли)
- Проверим домашнее задание. С какой сказкой работали дома. («Снег и заяц»)
-Откуда к нам пришла эта сказочная история? ( Бурятии)
-По сказке «Снег и заяц» несколько ребят выполнили творческое задание. Они подготовили инсценировку. Давайте посмотрим.
-К какому временному периоду создания она относится?
Докажите, что это самая древняя сказка.
4. Постановка цели урока.
Вспомните название раздела, в котором мы читали сказки народов разных стран. (Постигаем секреты сравнения) Слайд .
Что мы учимся сравнивать? (Сказки разных народов).
Какую же цель поставим для себя на этом уроке?(Сравнить сказки )
5. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с.99. Прочитайте название сказки.
-Можно ли по названию определить, волшебная это сказка, или сказка о животных?
-Как вы думаете, можно ли сразу определить, к какому временному периоду создания она относятся: самые древние, просто древние или менее древние?
-Какие задачи мы ставим перед чтением сказки? (познакомиться со сказкой «Как птицы царя выбирали»; сравнить сказки «Снег и Заяц» и «Как птицы царя выбирали»; определить, в какой период времени появилась сказка «Как птицы царя выбирали»)
6. Работа по теме урока
-Откуда пришла к нам эта сказка?(из Хакасии)
Сообщение о Хакасии-показ на карте (подготовленный ученик).
-Соня подготовила сообщение о республики Хакассия.
Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири. Столица республики –Абакан. Достопримечательности Хакасии: Боярская писаница- это невысокая длинная стена, на поверхности которой расположена древняя выбивка. Она находится на юго-западе хребта Бояры. На ней расположены 40 фигур, таких как поселок с домами и юртами, юртами а также расположены люди,олени, козы, кони.
Следующая достопримечательность: Горная гряда «Сундуки»- Это массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м. Название гряда получила от самой северной горы — «Сундук» , на вершине которой находится скала в виде куба, очертаниями похожая на сундук.
7.Чтение сказки
-Прочитаем хакасскую сказку «Как птицы царя выбирали». Я начну читать, а вы продолжите.
-О чем эта сказка?
-Что отражено в названии тема или главная мысль?(тема)
-Кто метил в цари?(птицы)
-Назовите всех кандидатов. (Галка, филин, журавль, сокол, орёл, кулик - изображения птиц - на доску)
-По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте. (Чтобы он был самым сильным, самым умным и самым долговечным)
-Соответствовали ли их кандидатуры этим требованиям?(нет)
-Прочитайте, как выглядел сокол. (ростом небольшой, но телом крепкий и гордый-прегордый, в полете быстрее ветра и т.д)
-Мог ли он стать царём птиц?(да)
-Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)
-К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.
-Докажите, что это самая древняя сказка.
8.Физминутка для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
9.Словарная работа.
-Прочитайте слова со звездочкой.
-Что вы знаете об этих птицах?
- А вот что написано об этих птицах в хрестоматии «Окружающий мир»
Кристина читает: Филин -хищная птица из семейства совиных. У филина есть «ушки», с помощью которых он улавливает звуки во много раз лучше совы.
Саша прочтет: Кулики- перелетные птицы, похожие на голубей. На территории России существует около 75 видов птицы кулик.
Кулика до недавнего времени можно было встретить и в нашей местности на реке Мокрая Буйвола. Но в последнее время они исчезли. Как вы думаете, почему?
-Будем надеяться, что проблема загрязнения реки будет решена и кулики к нам вернутся.
10.Работа в парах.
Работаем в парах. У каждой пары на столах лежат карточки с текстом. Даю вам несколько минут, чтобы подготовиться к чтению по ролям. Слова автора буду читать я. А кто будет читать слова птиц, вы договоритесь в парах.
11. Физминутка
-А теперь встанем и немного отдохнем.
12.Закрепление изученного материала.
-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
Верно! Сравнить сказки! Давайте сравним сказки «Снег и Заяц» и «Как птицы царя выбирали»
Заполним таблицу:
Название сказки |
Сходства |
Отличия |
Снег и заяц |
-о животных -Самая древняя |
-разные герои -разный сюжет - разный народ |
Как птицы царя выбирали |
13.Работа в группах.
-А кроме самых древних сказок, какие есть еще сказочные истории в зависимости от времени их создания? (Самые древние, просто древние, менее древние)
- Сейчас вы будете работать в группах. В конвертах карточки с названием временного периода создания и карточки с их основными, отличительными признаками. Вам нужно составить граф.
Повторим правила работы в группах (высказываются, проверка на слайде)
- 1-я группа расскажет о самых древних сказках и их отличительных признаках.
- 2-я группа расскажет о менее древних сказочных историях и их признаках.
- 3-я группа расскажет о просто древних сказках.
Самые древние сказочные истории
Почему у животных такая внешность?
Откуда все в мире происходит?
Менее древние сказочные истории
Учат быть добрым и справедливым
Просто древние сказочные истории
Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость
14. Подведение итогов урока.
-Какую сказку прочитали?
- К какому временному периоду относится эта сказочная история?
-Какие сказки сравнили?
- На столах лежит лист самооценки. Заполните его.( дайте оценку своей работе)
- А завтра мы проанализируем выставленные вами оценки.
______________________________________________________
15. Домашнее задание.
- Дома вы будете выполнять задание по выбору:
- Чтение сказки по ролям.
-Нарисовать рисунок к сказке.
-Придумать, как бы закончилась сказка, если бы ворона и сорока не оказались рядом с орлом.
16. Рефлексия.
- Но мне хотелось бы узнать с каким настроением, чувствами вы уходите с урока. Возьмите в руки птиц, которые лежат у вас на столах. Перед вами радуга настроений. Посадите птицу на радугу в соответствии с вашими чувствами и настроением.
-Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки -
Всем спасибо за урок.