Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"»

1
0
Материал опубликован 16 November 2017

Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Цели: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.

Задачи: 1.     Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус; 2.     Развивать устную речь, творческие способности детей; 3. Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД: формировать умение представлять информацию в виде схемы;  умение выявлять сущность, особенности объектов;формировать умение на основе анализа делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;формировать умение работать в паре и группе.

 Регулятивные УУД: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение прогнозировать предстоящую работу;формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с названиями стран и сказок, иллюстрации с изображениями птиц, карта России, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: М.: Академкнига/Учебник, .

Ход урока

1. Организационный момент.

-Девочки за парты сели, мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Послушайте отрывок из музыкального произведения. (Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)

-О чём эта песенка? Как вы думаете , почему мы слушали эту песню?

В мир сказки музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

А кто герои сказки? Попробуйте узнать.

Для этого сказку нужно прочитать.

2. Актуализация знаний.

-Но прежде чем читать новую сказку , давайте вспомним, сказки народов каких стран мы уже читали?

3.Работа в парах.

Игра «Найди Родину сказки»

-Поработаем в парах. Соединим стрелками названия стран и сказок.

Америка «Откуда пошли болезни и лекарства»

Венгрия «Два жадных медвежонка»

Индия «О собаке, кошке и обезьяне»

Африка «Гиена и черепаха»

Корея «Как барсук и куница судились»

Индия «Золотая рыба»

Индия «Хитрый шакал»

Бурятия «Снег заяц»

Самопроверка по содержанию учебника.

-Откройте содержание учебникас.5 и проверьте себя.

- Покажите, какая пара справилась без ошибок.

-Вспомните все эти сказки и ответьте, что их объединяет? (о животных)

Для чего мы выполняли это задание?(вспомнили прочитанные сказки и страны , из которых они к нам пришли)

- Проверим домашнее задание. С какой сказкой работали дома. («Снег и заяц»)

-Откуда к нам пришла эта сказочная история? ( Бурятии)

-По сказке «Снег и заяц» несколько ребят выполнили творческое задание. Они подготовили инсценировку. Давайте посмотрим.

-К какому временному периоду создания она относится?

Докажите, что это самая древняя сказка.

4. Постановка цели урока.

Вспомните название раздела, в котором мы читали сказки народов разных стран. (Постигаем секреты сравнения) Слайд .

Что мы учимся сравнивать? (Сказки разных народов).

Какую же цель поставим для себя на этом уроке?(Сравнить сказки )

5. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.99. Прочитайте название сказки.

-Можно ли по названию определить, волшебная это сказка, или сказка о животных?

-Как вы думаете, можно ли сразу определить, к какому временному периоду создания она относятся: самые древние, просто древние или менее древние?

-Какие задачи мы ставим перед чтением сказки? (познакомиться со сказкой «Как птицы царя выбирали»; сравнить сказки «Снег и Заяц» и «Как птицы царя выбирали»; определить, в какой период времени появилась сказка «Как птицы царя выбирали»)

6. Работа по теме урока

-Откуда пришла к нам эта сказка?(из Хакасии)

Сообщение о Хакасии-показ на карте (подготовленный ученик).

-Соня подготовила сообщение о республики Хакассия.

Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири. Столица республики –Абакан. Достопримечательности Хакасии: Боярская писаница- это невысокая длинная стена, на поверхности которой расположена древняя выбивка. Она находится на юго-западе хребта Бояры. На ней расположены 40 фигур, таких как поселок с домами и юртами, юртами а также расположены люди,олени, козы, кони. 

Следующая достопримечательность: Горная гряда «Сундуки»- Это массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м. Название гряда получила от самой северной горы — «Сундук» , на вершине которой находится скала в виде куба, очертаниями похожая на сундук.

7.Чтение сказки

-Прочитаем хакасскую сказку «Как птицы царя выбирали». Я начну читать, а вы продолжите.

-О чем эта сказка?

-Что отражено в названии тема или главная мысль?(тема)

-Кто метил в цари?(птицы)

-Назовите всех кандидатов. (Галка, филин, журавль, сокол, орёл, кулик - изображения птиц - на доску)

-По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте. (Чтобы он был самым сильным, самым умным и самым долговечным)

-Соответствовали ли их кандидатуры этим требованиям?(нет)

-Прочитайте, как выглядел сокол. (ростом небольшой, но телом крепкий и гордый-прегордый, в полете быстрее ветра и т.д)

-Мог ли он стать царём птиц?(да)

-Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)

-К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.

-Докажите, что это самая древняя сказка.

8.Физминутка для глаз

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

9.Словарная работа.

-Прочитайте слова со звездочкой.

-Что вы знаете об этих птицах?

- А вот что написано об этих птицах в хрестоматии «Окружающий мир»

Кристина читает: Филин -хищная птица из семейства совиных. У филина есть «ушки», с помощью которых он улавливает звуки во много раз лучше совы. 

Саша прочтет: Кулики- перелетные птицы, похожие на голубей. На территории России существует около 75 видов птицы кулик.

Кулика до недавнего времени можно было встретить и в нашей местности на реке Мокрая Буйвола. Но в последнее время они исчезли. Как вы думаете, почему?

-Будем надеяться, что проблема загрязнения реки будет решена и кулики к нам вернутся.

10.Работа в парах.

Работаем в парах. У каждой пары на столах лежат карточки с текстом. Даю вам несколько минут, чтобы подготовиться к чтению по ролям. Слова автора буду читать я. А кто будет читать слова птиц, вы договоритесь в парах.

11. Физминутка

-А теперь встанем и немного отдохнем.

12.Закрепление изученного материала.

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Верно! Сравнить сказки! Давайте сравним сказки «Снег и Заяц» и «Как птицы царя выбирали»

Заполним таблицу:

Название сказки

Сходства

Отличия

Снег и заяц

-о животных

-Самая древняя

-разные герои

-разный сюжет

- разный народ

Как птицы царя выбирали


 

13.Работа в группах.

-А кроме самых древних сказок, какие есть еще сказочные истории в зависимости от времени их создания? (Самые древние, просто древние, менее древние)

- Сейчас вы будете работать в группах. В конвертах карточки с названием временного периода создания и карточки с их основными, отличительными признаками. Вам нужно составить граф.

Повторим правила работы в группах (высказываются, проверка на слайде)

- 1-я группа расскажет о самых древних сказках и их отличительных признаках.

- 2-я группа расскажет о менее древних сказочных историях и их признаках.

- 3-я группа расскажет о просто древних сказках.

Самые древние сказочные истории

Почему у животных такая внешность?

Откуда все в мире происходит?

Менее древние сказочные истории 

  Учат быть добрым и справедливым 

  Просто древние сказочные истории 

Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость

14. Подведение итогов урока.

-Какую сказку прочитали?

- К какому временному периоду относится эта сказочная история?

-Какие сказки сравнили?

- На столах лежит лист самооценки. Заполните его.( дайте оценку своей работе)

- А завтра мы проанализируем выставленные вами оценки.

______________________________________________________

15. Домашнее задание.

- Дома вы будете выполнять задание по выбору:

- Чтение сказки по ролям.

-Нарисовать рисунок к сказке.

-Придумать, как бы закончилась сказка, если бы ворона и сорока не оказались рядом с орлом.

16. Рефлексия.

- Но мне хотелось бы узнать с каким настроением, чувствами вы уходите с урока. Возьмите в руки птиц, которые лежат у вас на столах. Перед вами радуга настроений. Посадите птицу на радугу в соответствии с вашими чувствами и настроением.

-Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки -

Всем спасибо за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.