Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.
Тип урока: урок- закрепление.
Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.
Задачи урока:
Личностные УУД
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
- Развитие критического мышления.
Познавательные УУД
- Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
- Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
- Целеполагание.
-Ребята, я предлагаю вам послушать строки из поэмы и узнать автора данных строк (Поэма «Руслан и Людмила).
-Ребята, вы догадались чьи это строчки?
- О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
-Молодцы! Сегодня наша встреча, действительно, посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина, только мы будем говорить не о его стихах, а о сказках. В числе ваших самых первых в жизни книжек были и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете наизусть (СЛАЙД 1).
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пушкина: "Что за прелесть эти сказки!"
- Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут вас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, белую Царевну Лебедь и бойкого Балду.
- Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке» (СЛАЙД 2).
- Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !
- И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.
- Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?
- От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах (СЛАЙД 3).
- Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре «Сказки Пушкина». Но сначала разделимся на 4 команды. В ходе конкурса часть заданий вы будете выполнять коллективно, часть в парах, а некоторые испытания придется пройти индивидуально.
3. Актуализация знаний.
- Начать конкурсную программу предлагаю с небольшой разминки, в ходе которой вам предстоит вспомнить по отрывкам названия известных сказок А.С.Пушкина
(СЛАЙД 4. Разминка).
А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
В) Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
Г) Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Д) Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
-Молодцы, ребята. Сказки вспомнили, а теперь предлагаю вам следующее испытание: Узнайте сказку по иллюстрации
(Слайд 4. Иллюстрации).
- Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации.
- Ребята, теперь посмотрим, насколько вы усвоили сказки. Вам предлагается Викторина, составленная на основе 10 вопросов, спрятанных в бочонках. Данный конкурс будет индивидуальным.
А) К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?
Б) Кто Дадону подарил Золотого петушка?
В) За какую плату согласился Балда служить у попа?
Г) В кого последний раз превратился князь Гвидон?
Д) На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон?
Е) Сколько лет жил старик со своей старухой?
Ж) Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»?
З) Кто увёл в лес царевну?
И) Какое было последнее желание вредной старухи?
Й) От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?
-Предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы отправимся в театр, где вы сможете посмотреть отрывки из 4-х сказок Пушкина. Артистами будут ваши одноклассники.
(выступления учащихся)
А )Сказка о царе Салтане.
Б) Сказка о рыбаке и рыбке.
В) Сказка о попе и работнике его Балде.
Г) Сказка о золотом петушке.
- Следующее испытание предстоит выполнить группами. Давайте проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо вспомнить строки из сказок.
А) Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
Б) Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».
В) Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
Г) Как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Д) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
Г) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Д) Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Е) Что кричал петушок, сидя на спице?
-Последнее испытание предстоит выполнять в парах. Вам предлагается несколько тестовых заданий. Каждая пара получает одинаковых набор карточек. Ваша задача: как можно быстрее и правильнее выбрать ответы на вопросы.
- Проверим, как пары справились с тестированием.
5. Итог урока.
- Молодцы! Вот мы и вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина!
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам запомнилось?
- На все ли вопросы вы смогли ответить?
- Какой вывод можно сделать?
- Любая сказка учит нас: добро побеждает зло. И мы должны стремиться дарить добро друг другу. И я верю, что пока есть хоть один человек, читающий сказки А.С.Пушкина, добро будет жить и побеждать зло. Ведь добрых людей все-таки больше!
- Закончить урок мне хочется строчками неизвестного поэта:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
-Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз: мультфильм, в основу которого положена одна из замечательных сказок А.С.Пушкина. Смотрим на экран (Мультфильм).
http://www.youtube.com/watch?v=Q8Kk2UHRl2U
6. Домашнее задание:
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке А.С.Пушкина.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 7.32 Мб
Источники:
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/v-ghostiakh-u-alieksandra-sierghieievicha-pushkina
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Спицына Любовь Ивановна
Сорокина Светлана Валерьевна
Тангиева Хулимат Хусеновна
Сорокина Светлана Валерьевна