12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83108
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок литературного чтения в 3  классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: урок- закрепление.

Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Развитие  критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Целеполагание.

-Ребята, я предлагаю вам послушать строки из поэмы и узнать автора данных строк (Поэма «Руслан и Людмила).

-Ребята, вы догадались чьи это строчки?

- О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Молодцы! Сегодня наша встреча, действительно, посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина, только мы будем говорить не о его стихах, а о сказках. В числе ваших самых первых в жизни книжек были и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете наизусть (СЛАЙД 1).

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пушкина:  "Что за прелесть эти сказки!"

- Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут вас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, белую Царевну Лебедь и  бойкого Балду.

- Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке» (СЛАЙД 2).

- Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !

- И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.

- Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

- От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах (СЛАЙД 3).

- Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре  «Сказки Пушкина». Но сначала разделимся на 4 команды. В ходе конкурса часть заданий вы будете выполнять коллективно, часть в парах, а некоторые испытания придется пройти индивидуально.


3. Актуализация знаний.

- Начать конкурсную программу предлагаю с небольшой разминки, в ходе которой вам предстоит вспомнить по отрывкам названия известных сказок А.С.Пушкина

(СЛАЙД 4. Разминка).

А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

Б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

В) Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.


Г) Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто
.


Д) Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.


-Молодцы, ребята. Сказки вспомнили, а теперь предлагаю вам следующее испытание: Узнайте сказку по иллюстрации

 (Слайд 4. Иллюстрации).

    1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации.

- Ребята, теперь посмотрим, насколько вы усвоили сказки. Вам предлагается Викторина, составленная на основе 10 вопросов, спрятанных в бочонках. Данный конкурс будет индивидуальным.

А) К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?   

Б) Кто Дадону подарил Золотого петушка?

В) За какую плату согласился Балда служить у попа?

Г) В кого последний раз превратился князь Гвидон?

Д) На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон?

Е) Сколько лет жил старик со своей старухой?

Ж) Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»?

З) Кто увёл в лес царевну?

И) Какое было последнее желание вредной старухи?

Й) От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

-Предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы отправимся в театр, где вы сможете посмотреть отрывки из 4-х сказок Пушкина. Артистами будут ваши одноклассники.

(выступления учащихся)

А )Сказка о царе Салтане.

Б)  Сказка о рыбаке и рыбке.

В) Сказка о попе и работнике его Балде.

Г) Сказка о золотом петушке.

- Следующее испытание предстоит выполнить группами. Давайте  проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо вспомнить строки из сказок.

А) Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Б) Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

В) Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

Г) Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Д) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

Г) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Д) Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Е) Что кричал петушок, сидя на спице?

-Последнее испытание предстоит выполнять в парах. Вам предлагается несколько тестовых заданий. Каждая пара получает одинаковых набор карточек. Ваша задача: как можно быстрее и правильнее выбрать ответы на вопросы.

- Проверим, как пары справились с тестированием.

5. Итог урока.

- Молодцы! Вот мы и вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина!

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам запомнилось?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- Какой вывод можно сделать?


- Любая сказка учит нас: добро побеждает зло. И мы должны стремиться дарить добро друг другу. И я верю, что пока есть хоть один человек, читающий сказки А.С.Пушкина, добро будет жить и побеждать зло. Ведь добрых людей все-таки больше!
- Закончить урок мне хочется строчками неизвестного поэта:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
-Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз: мультфильм, в основу которого положена одна из замечательных сказок А.С.Пушкина. Смотрим на экран (Мультфильм).

http://www.youtube.com/watch?v=Q8Kk2UHRl2U

6. Домашнее задание:  

- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке А.С.Пушкина.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 7.32 Мб

Источники:
 
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/v-ghostiakh-u-alieksandra-sierghieievicha-pushkina

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.08.20 в 08:02 3Ответить Пожаловаться
Спасибо! Благодарю за желание делиться с коллегами!
Сорокина Светлана Валерьевна, 13.08.20 в 08:07 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Марина Юрьевна!
Пока есть не только желание, но и время. Скоро выйду на работу, времени будет меньше. Пока использую свободное время самообразовательной работе. Спасибо Вам, коллеги, за интересные идеи, которыми делитесь в сообществе. За летний период многому научилась.
Спицына Любовь Ивановна, 13.08.20 в 08:41 3Ответить Пожаловаться
Считаю весьма ценным желание и готовность помогать друг другу, поддерживать, благодарить!

Сорокина Светлана Валерьевна, 13.08.20 в 08:45 2Ответить Пожаловаться
Согласна с Вами, Любовь Ивановна!
Тангиева Хулимат Хусеновна, 13.08.20 в 21:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Светлана Валерьевна! Готовый материал к использованию.
Сорокина Светлана Валерьевна, 14.08.20 в 06:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за приятные слова, Хулимат Хусеновна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.