Урок литературного чтения в 4 классе «Эдуард Баирович Мижит "Что такое Тува?" »
Литературное чтение по теме "Эдуард Баирович Мижит "Что такое Тува?"
Аракчаа Елена Николаевна , учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цели:
•Обучающие: познакомить с произведением Э. Мижит « Что такое Тува?», обучать правильному, выразительному чтению.
•Развивающие: развивать умение прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; развивать способности, речь, память, мышление.
•Воспитательные: воспитывать уважение к Родине, любить свой край, свою отчизну.
Задачи:
•учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление;
•совершенствовать навыки выразительного чтения и скорость чтения;
•воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;
•учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
•формировать коммуникативные навыки работы в группах.
Оборудование:
•презентация к уроку;
•мультимедийный проектор; ноутбук, учебники литературного чтения .
Технология: развитие критического мышления через чтение , личностно-ориентированный подход обучения, информационная.
Приемы:
•чтение с остановками;
•обращение к личному опыту учащихся;
•прогнозирование по названию.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Психологический настрой
Дети читают хором:
Стихотворение :
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
II. Проверка домашнего задания
1. Пересказ по вопросам.
Москва – столица России. Стр 92- 94 .
Ребята летели в самолете над …
В самолете были дети …
Вот школа, чтобы …
Вон у реки …, чтобы ты …
Ты можешь стать …
Для этого ты должен …
Это твоя страна, и ты должен …
Хранить её леса, …
Дома нужно строить так, чтобы …
Одежду нужно шить так, чтобы …
Работать нужно так, чтобы …
– Что должен делать для страны каждый человек?
Какой замечательный праздник мы отмечаем в нашей родине?
100 – летие единения России и Тувы.
III Актуализация знаний
1. Введение в тему
Пословицы
Родина краше , дороже
Всякая птица своё любит.
– Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этих пословиц?
– Какова будет тема нашего урока?
– Что вы ожидаете от нашего урока?
– Какие задачи мы можем перед собой поставить?
– Что мы представляем, когда произносим слово Родина?
– Как вы понимаете значение этого слова?
2. Речевая разминка. Чтение стихотворения
Родина
У каждого листочка,
у каждого ручья
есть главное на свете –
есть родина своя.
А там, где мы родились,
где радостно живем,
края свой родные
мы Родиной зовём.
Е. Карасёв
– О чем это стихотворение?
– Что узнали нового из стихотворения?
– Что вы можете сказать о нашей Родине?
3. Беседа учителя
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
4. Сообщение ученика. Автобиография писателя
Эдуард Мижит известный поэт и переводчик. Работал воспитателем. Был редактором художественной литературы Тувинского книжного издательства. Главной темой ее стихов были люди труда, дружба русских и тувинцев ..
– Сегодня мы познакомимся с произведением Эдуарда Мижита “Что такое Тува? ”.
IV. Физкультминутка для глаз “Солнечные лучики”
Дети закрывают глазки от солнечных лучей. Считают до 10, открывают глазки (4 раза)
V. Работа по теме урока
1. Подготовительная работа
1) словарь: профессия, определенно, стремительный, прорываться , прорубать, ущелье, ледник, обитать.
2) произношение: географы, ботаники, что, лучше, обелиск « Центр Азии», считается, жемчужина, сквозь хребты, глубокие ущелья, шумящим водопадом.
3) чтение рассказа : ( показ видеофильма)
2. Работа с текстом
Красива наша Тува. И чего в ней только нет! Высокие горы и ровные, широкие степи, густые леса и хлебные поля. Жарко у нас летом, а зимой– большие морозы.
3) Работа над содержанием.
2) Чтение рассказа по абзацам парами
–Что скажет о туве каждый из нас?
– Почему Туву называют страной голубых рек?
Что означает слово Енисей?
Чем удивительна Тува?
– Какие домашние животные есть в Туве? Что они дают нам?
–
VI. Физминутка
Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – горы, степи, леса, поля.
Этот пальчик – злаки, овощи, клады, животные, города и села.
Этот пальчик – наземные, речные и воздушные дороги.
Этот пальчик – тувинцы, русские, хакасы, татары.
Этот пальчик – это моя любимая родина Тува!
VII. Продолжение работы по теме
3. Работа над содержанием рассказа:
4. Пересказ рассказа по плану:
– Чем красива Тува?
– Чем богата Тува?
– Какие виды транспорта используются в Туве?
– Как живут и работают в Туве люди разных народов?
VIII. Рефлексия
– Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
– Что узнали нового?
– Что у нас не получилось?
IX. Подведение итогов урока
1) – Какая наша родина Тува?
– С каким новым рассказом познакомились?
– Кто его написал?
– Ещё что нового узнали?
– Спасибо за урок!
X. Домашнее задание
1) Пересказ рассказа
2) Написать сочинение « Что такое –Тува?».
Использованная литература:
1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова. Русский язык, Учебник для 3 класса тувинских школ , 2 часть. «Просвещение» 2008 г. (стр.93)
2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Москва 2008 г.(стр.725)
3. Ф.М. Бартан. Методическое указания к «Азбуке» для 1 класса общеобразовательных с родным (тувинским) языком обучения. Кызыл 2012г. (стр.126)
4. Сюжетная картина сканирована из учебника Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова, Русский язык 3 класс стр.88 часть 2