Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши»
Автор- составитель: учитель начальных классов,Ковалева Наталья Александровна.
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе. По теме «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши» УМК "Перспектива". Учебник “Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
Часть 1.
Тема Народные Заклички, приговорки, потешки, перевертыши.
Цель Учить отличать произведения фольклорной литературы их жанры
Планируемые результаты
Предметные: - Расширять знания детей об устном народном творчестве;
Метапредметные: -Ориентироваться в системе знаний; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение)
- Относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения. (Познавательные УУД);
- Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре; формулировать собственное мнение (Коммуникативные УУД).
Личностные:
-Проявлять интерес к новым знаниям;
-Выполнять правила поведения ученика на уроке;
-Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия Заклички, приговорки, потешки, перевертыши.
Тип урока Знакомство с новым материалом
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты
|
|
Метапредметные |
Предметные |
|||
1.организационный момент |
- Здравствуйте! Проверьте, все ли на столе у вас для урока. |
Дети проверяют все ли на столе у них для урока. |
Личностные: -имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности; |
|
2. Актуализация знаний |
1.Речевая разминка. Начнем наш урок с речевой разминки. Я знаю, что вы уже знакомы со скороговорками, скажите, что такое скороговорка? -Для чего нужны скороговорки? (Они помогают научиться чётко произносить все звуки) Сегодня мы с вами разучим еще одну. На доске написано: Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке; Сначала читает учитель, затем вместе хором. После спрашиваю некоторых учащихся. -Прочитайте медленно. -Прочитайте с ускорением. -Прочитайте с грустной интонацией -Прочитайте весело. -А теперь выразительно. Молодцы, теперь в вашей копилочке знаний еще одна скороговорка |
Отвечают на поставленные вопросы; читают скороговорку в разных вариантах. |
-уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД: -уметь проговаривать последовательность действий на уроке; -уметь выполнять работу по предложенному плану; Познавательные УУД: -осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Коммуникативные УУД: -уметь оформлять мысли в устной форме. |
Умение правильно произносить звук Щ. |
3.Вступительная беседа |
Откройте учебник на странице 94. Прочитайте подзаголовок (прошу прочитать хорошо читающего ребенка) С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? - Все эти произведения живут в огромной литературной стране. Как она называется? (Устное народное творчество) -Как вы понимаете слово устное? (передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.) - Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один) -Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.) |
Формулируют тему урока. отвечают на вопросы |
Познавательные УУД: - выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
- Расширять знания детей об устном народном творчестве; |
4.Работа по теме урока |
-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки) -Как вы думаете, зачем их создавали? (Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх) -Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них Заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички». А) Знакомство с закличками. -От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? (звать, приглашать) -В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи. -Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями. Чтение закличек (учебник с. 94) Сначала читаю я, затем даю задание детям Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры. Лукошко- ручная корзина из прутьев Летечко-лето -Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову. (звать) -К кому обращаются авторы закличек? - С какой просьбой обращаются авторы закличек? (в закличках обращались к силам природы.) По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге. -Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.? (Потому что от них зависел урожай) Вывод: Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы. Б) Знакомство с приговорками. -От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить) -Что значит приговаривать? (Развлекать) -Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95) -Какие слова Вам были непонятны? Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль, горох) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). -Что же такое приговорка? (Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.) -Как надо читать приговорку? -Это громко кричать или тихо просить? Задание: Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет читать как взрослый, а второй как маленький ребенок. Прошу прочитать несколько пар Вывод: Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь.Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества. В) Знакомство с потешками. -От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.) -Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения) Сначала читаю я, затем прошу определенных детей. -Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96) Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый. Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ... Половички- Маленький коврик: то об что ноги вытираю -Что хочется делать, когда слышите эти строки? Только ли играть хочется, когда мы слышим потешку? Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить. |
Выразительное чтение закличек и приговорок учащимися, ответы на вопросы. Закликать звать. Потому что от них зависел урожай. Развлекать |
Коммуникативные УУД: -уметь оформлять мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. - умение работать в паре. Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные умения: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |
- Расширять знания детей об устном народном творчестве; относить произведение к одному из жанров. Осмысленно, правильно читать; |
5.Физкультминутка |
Великаны. (Дети вытягивают руки вверх) Гномы! (Все приседают). Великаны! (Все встают, а учитель приседает). |
Выполняют действия |
||
6.Продолжение: Знакомство с новым материалом |
Г) Знакомство с перевёртышами. - Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Сначала читаю я, затем прошу прочитать определенных учеников Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97. -Что такое перевёртыши? (небылицы) -Для чего были придуманы? (Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение) - Нелепицы, чепуха, небывальщина – средство воспитания и развития чувства юмора. Эта чепуха подчиняется правилу – перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей. Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка). |
Отвечают на вопросы, читают перевертыши. Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение |
Коммуникативные УУД: -уметь оформлять мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные художественных произведений. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения |
7.Закрепление изученного материала |
Работа в подгруппах по 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки: Раз два три, четыре, пять Будем в прятки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы: Поводи иди-ка ты.(считалочка) На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. (Скороговорка) Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица). Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? (пестушка) Баю, баюшки, баю Не ложися на краю. Придет серенький волчок И ухватит за бочок. (колыбельная песенка) Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идем, Мы серпочки несем. Будем жито жать, Тебя в гости ждать! (закличка) Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать (потешка) Мамонт и папонт гуляли на речке, Бабант и дедант лежали на печке. А внучок сидел на крылечке И сворачивал хобот в колечки. (перевертыши) |
Работа в группах по карточкам. Анализ материала. |
Коммуникативные УУД: -уметь оформлять мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. - умение работать в паре. Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - Сравнивать объекты: находить общее и различие. Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и презентацией; - выполнять самооценку при выполнении учебного задания. |
относить произведение к одному из жанров: закличка, потешка, колыбельная, перевертыш и.тд |
8.Рефлексия |
На доске написаны опорные слова, дети, читая их продолжают: Сегодня я узнал… Было интересно… Я научился… Меня удивило… -У вас на партах лежат смайлики, если вам было легко и все понравилось-улыбающийся, были затруднения-прямой, было сложно и ничего не понравилось-грустный. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, произносят вслух свои предложения. |
Коммуникативные УУД: -формируем умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -умение оформлять свои мысли в устной форме. |