Урок-любование природой по литературе «Праздник весенних цветов» (5 класс)

12
3
Материал опубликован 13 July 2022

Праздник весенних цветов

Урок - любование природой



Цель: формирование представления о красоте весенней природы (весенних первоцветах) через прочтение и анализ стихотворений; совершенствование навыков выразительного чтения; развитие связной речи, умения наблюдать, сравнивать; сохранение и укрепление психического состояния и физического здоровья; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Место проведения: школьный сад

Ход урока

Включаем колонку. Звучит песня о весне.

Учитель. Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке:

- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!

- Нет,- говорит им яблонька,- вы прилетели слишком рано, мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.

Полетели пчелки к вишне:

- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?

- Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня, - сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.

Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку; но не было в ней ни запаху, ни меду.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек, это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой – веселешеньки.

- Кто написал эту сказку? (К. Ушинский).

- О каком весеннем цветке говорится в сказке?

- Какие весенние цветы вы знаете? Назовите их.

- Сегодня мы заглянем в гости к весенним цветам, которых много в нашем школьном саду. Присмотритесь внимательно к ним. Какими красками раскрасила их весна? Назовите окраски весенних цветов.

- Давайте поиграем в игру «Угадай цветок по цвету». Условие: я называю какой-либо цвет, а вы называете весенние цветы, которые ему соответствуют.

Например:

Белый цвет – подснежник, ландыш, нарцисс…

Желтый цвет – мать-и-мачеха, одуванчик, горицвет…

Сине-голубой – пролески, барвинок, сон…

Фиолетово-розовый – медуница, фиалка, сирень…

- Найдите в нашем школьном саду весенние цветы – полюбуйтесь ими, но не трогайте. Какой цветок, по вашему мнению, самый лучший? Обоснуйте свой выбор. Поможет вам в этом стихотворение Николая Наливайко:

Верб пушистые сережки,

К ним - подснежник в срок,

Мать-и-мачехи немножко,

Ветрениц чуток…

Ранний крокус, жар тюльпана,

Гиацинт, нарцисс.

Пирамидку от каштана –

Кружевной сюрприз…

Жемчуг ландышей росистых…

Не забудь сирень!

В одуванчиках лучистых

Весны нежной день.

- Присмотритесь внимательно к нежным пролескам. Какой характер, по вашему мнению, у этих цветов – сильные они или слабые? Смелые или боязливые? Вольнолюбивые или покорные? Суровые или ласковые?

От какими увидел пролески поэт Александр Ковалев.

Обучающийся читает стихотворение А .Ковалева «Пролески».

Пролески, синие глазки

Тихо открыли весне,

Тайные, нежные сказки

Шепчут весенней земле!

Ветер качает листочки,

Нежит теплом первоцвет.

Перебирая листочки,

Солнышко дарит им свет!

Ярко, средь рыжих листьев,

Синью цветы их горят,

Радуют прелестью чистой

Наш изумленный взгляд!

- А какие цветы похожи на пролески, только они белого цвета? Отгадайте загадку:

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень маленький.

Из-под снега вышел друг

И весной запахло вдруг.

Обучающийся читает стихотворение

С. Овсюк

Подснежник

Солнце пригрело и в лесу подтаяло,

Показалась первая, черная проталинка.

А над ней под солнышком – ласковым и нежным

Появился маленький беленький подснежник.

Он головку поднял, к свету потянулся

И как будто понял, что земля проснулась.

И цветочку хрупкому тоже не до сна

По земле шагает юная весна.

- Давайте найдем барвинок. Его синие цветочки, как глазки, весело смотрят на нас и на небо. Ведь это оно подарило им такой цвет.

Обучающийся читает стихотворение

Р. Чабан

Барвинок

Стучатся в душу синие глаза,

И магия тех глаз необъяснима.

Лазурь им подарила небеса,

Цветок и небо – это побратимы.

Пять лепестков – желанье загадай.

В барвинке сила волшебства таится.

Впусти на свой порог и приласкай,

И он подарит не перо – жар-птицу.

- Присмотритесь к фиолетово-розовой медунице – какая она нарядная! Попробуйте создать ее «словесный портрет». А когда вы выполните это задание, вместе прочитаем стихотворение О. Бугримовой «Медуница»:

Медуница, медуница –

Скромный маленький букет.

Чистотой лесной искрится

Твой изящный первоцвет.

Нежный ранний колокольчик,

Пышной розы красивей.

Робкий тихий перезвончик

Медом позовет шмелей.

Медуница, медуница –

Юный вешний лепесток.

Есть за что тобой гордится,

Привлекательный цветок.

- А теперь присмотритесь к цветам одуванчика. На что похожи их головки? (Возможные сравнения: золотые шарики, солнышки, цыплятки, капельки меда и т. п.).

А вот как описывает одуванчик Г. Ненашева в своем стихотворении:

Одуванчик, одуванчик,

Ярко желтенький цветок,

Он красивый, добрый мальчик,

Хоть и ростом невысок.

Он в рубашечке зеленой,

Вдоль тропинки луговой,

Появился здесь весною,

Подружился он с травой.

Ранним утром умывался,

Он серебряной росой.

Всем прохожим улыбался,

Вслед махал он им рукой.

Время быстро пролетело,

Одуванчик повзрослел.

Изменилось его тело,

Он отцвел и побелел.

Превратился в пышный шарик,

Рассыпаясь на ветру,

С фейерверком сделал праздник

- Полетел искать весну!

- А есть ли среди цветов настоящие «звездочки», «созвездия»? (Нарциссы).

Обучающийся читает стихотворение А. Ибрагимовой «Нарциссы»:

Заиграли облака

И запели птицы.

Вмиг сбылась моя мечта,

Расцвели нарциссы.

Так украсили мой сад

Красками созвездья,

И заплакали сердца

В теплом поднебесье.

Скачут шустрые лучи

Меж листвы игривой.

Разливаются ручьи

По земле красивой.

И дыхание судьбы

И награда в жизни.

Ведь сбываются мечты

И цветут нарциссы.

- Отгадайте загадку:

Что там за горошины

Белые в садочке?

На снежок похожие,

Что там за цветочки? (Ландыши).

- На что похожи цветочки ландышей?

Послушайте стихотворение Т.Крячко «Ландыши»:

Ландыши, ландыши,

Ландыши раскрылись.

Ландыши, ландыши

Так нам полюбились.

Сколько колокольчиков,

А не слышно звона.

Сладко пахнут очень,

Листья, как короны.

Ландыши, ландыши,

Ландыши раскрылись.

Белые ландыши

Так нам полюбились.

- Сколько цветов вокруг – настоящий цветочный бал! Послушайте стихотворение Людмилы Гульевой и скажите, о чем оно, к чему призывает поэтесса?

Снег растаял. Очень скоро

Запестреют косогоры!

И украсят даже кочки

Очень ранние цветочки.

И когда весна в расцвете –

Зажелтеют кочки эти.

На поляне - медуницы,

Точно верные сестрицы,

Все в синих сарафанчиках,

А рядом одуванчики!

Мать-и-мачеха повсюду!

Я топтать цветы не буду!

Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет счастливой Земля…»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Сергей Николаевич, в названии работы букву пропустили, исправьте.

13 July 2022

))) в последней строке в слове переставить местами буквы нужно.

13 July 2022

Поэтично, тонко! Спасибо, Сергей Николаевич!

16 July 2022