Урок по изобразительному искусству для 5 класса «Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Тюльпан»
Технологическая карта урока, направленного на формирование БУД
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5 «А»
Тема урока: Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Тюльпан.
Место урока в теме: урок №13 в разделе 1 «Рисование с натуры»
Тип урока: комбинированный урок.
Учитель: Еремеева Л.В.
Общедидактическая цель (в зависимости от типа урока) |
Формировать элементарные навыки рисования с натуры, умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности. |
||||
Задачи: |
|||||
Воспитательные |
воспитывать: эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы; аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца, речевую культуру; бережное и сознательное отношение к изобразительному искусству, как к явлению культуры. |
||||
Коррекционно-развивающие |
корригировать: кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; развивать: наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, умение выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями через организацию наблюдения, обследования, анализа формы и строения изображаемого предмета; связную устную речь через составление полных ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ. |
||||
Образовательные |
учить: последовательно и целенаправленно наблюдать, правильно воспринимать натуру, устанавливать последовательность выполнения рисунка, графически воспроизводить изображаемый предмет (рисовать от общего к деталям, видеть и передавать в рисунке основную форму цветка, его строение, пропорции, характерные детали и цвет); сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки; формировать умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности. |
||||
Предполагаемые результаты по формированию БУД |
|||||
Личностные |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Предметные |
|
Формировать ответственное отношение к учению, бережное и сознательное отношение к изобразительному искусству, как явлению культуры. Активное включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Оценивание эстетической выразительности результатов своей творческой деятельности и сверстников. |
Формировать умение ставить учебную задачу, умение анализировать, сравнивать, строить рассуждения. |
Принимать учебную задачу, понимать план действий, продумывать и воплощать замысел предстоящей работы. Совместно планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу. |
Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Выражать своё отношение к результатам творческой деятельности, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. |
Целенаправленно наблюдать, воспринимать и изучать натуру. Устанавливать последовательность выполнения рисунка, применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Графически воспроизводить изображаемый предмет. |
Инструментальный блок.
Основные понятия: |
- предметные (композиция) -метапредметные (анализ образца, работа по заданному алгоритму) |
Межпредметные связи |
Биология Литература Развитие речи |
Формы организации деяельности |
Индивидуальные, фронтальные, групповые |
Технология |
Традиционный урок, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии |
Ресурсы |
Для учителя: проектор, презентация, варианты композиционного размещения рисунка, таблица «методическая последовательность выполнения рисунка», пооперационные карты для слабых учеников, живые цветы (тюльпаны). Для учащихся: альбомный лист А4, карандаш, ластик, краски, кисти разных размеров, баночки с водой, клеёнка. |
Организационно - деятельностный блок.
Методы и Приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Коррекцион ная работа |
Формируемые БУД |
|||||
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|||||||||
1.Организационный момент. |
|||||||||
Наглядный (ИКТ, репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна») |
В класс позвал меня звонок- Начинается урок. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок рисования. (На партах у детей лежат принадлежности для рисования, но у одного не хватает красок, у другого кистей. У третьего карандаша, ластика и т.д.) Сегодня для работы вам понадобятся: лист альбома, карандаш, ластик, краски, кисти разных размеров, баночка с водой, тряпочка. Посмотрите, все необходимые принадлежности лежат у вас на партах? |
Уч-ся занимают свои места, проверяют наличие необходимых принадлежностей, называют те принадлежности для рисования, которых у них не достаёт. |
Общая организация детей.. Учитель выдаёт недостающие принадлежности. |
Личностные: сконцентрировать внимание, эмоционально настроиться на работу на уроке, осознавать значимость цветов в жизни человека. адекватно эмоционально откликаться на произведения живописи. |
|||||
Вводная беседа. |
|||||||||
Словесный (беседа). Наглядный (картинки с изображением цветов). ИКТ. Приёмы: «Отгадай загадки», «Что лишнее?». |
Ребята, посмотрите на картину русского художника Василия Башкеева («Голубая весна»). Скажите, пожалуйста, какое время здесь изображено? - По каким признакам вы догадались, что художник изобразил весну? (День ясный, солнечный и тёплый, небо ярко-голубое, деревья ещё голые, но на них уже распускаются почки, пробивается первая зелёная травка) (Если дети затрудняются с ответами задать вопросы: -Какой изображен день - ясный или пасмурный? - Где находится солнце, как оно светит? - Каким художник изобразил небо, какие краски использовал? - Что вы видите на поляне? - Что происходит с деревьями?) - Верно, на картине изображен лес в середине весны, когда еще не появились листья на деревьях, но воздух уже полон тепла и сочных запахов просыпающейся природы. - А сейчас какое время года? Какой весенний месяц? Какой день недели? - Подумайте и скажите, какие цвета использовал художник при написании картины: звонкие или глухие? (Художник при написании картины использовал звонкие цвета). - Вспомните, какие цвета называются звонкими? (яркие, чистые цвета) - Какие цвета называют глухими? (тусклые, грязные цвета) - Возьмите конверты белого цвета. Работать будете в парах. Один из вас должен выбрать из предложенных карточек те, на которых показаны звонкие цвета, а другой, те на которых показаны глухие цвета. На столах лежат конверты с карточками, выкрашенными в глухие и звонкие цвета. (работа в парах) - Самостоятельно у доски будет работать... (1 человек работает с интерактивной доской) (Слайд 3) - Сравните свои результаты с тем, что вы видите на доске. Поднимите руки, кто допустил ошибки. - Весна приходит к нам в гости не одна, а со своими друзьями. А кто они, вы узнаете, прослушав загадки: Прорастает сквозь снежок, Под забором, у калитки, Вот, смотри и не дыши: Как горошины на нитке Беленькие...(ландыши) Тот цветок давно в Россию Завезён из дальних стран. Алый, стройный и красивый, Называется ...(тюльпан) - Как прекрасны первые весенние цветы! Но, мы можем не только любоваться и восхищаться ими, мы можем передать красоту цветов в своих рисунках, порадовать прекрасными работами своих родных и друзей. |
Уч-ся высказывают свои предположения. Называют признаки весны . дают характеристику времени года – весна. Ответы учащихся. Работа с карточками – дифференциация цветов на звонкие и глухие. 1 человек выполняет аналогичное задание у интерактивной доски. Учащиеся припоминают, какие цвета называют звонкими, а какие – глухими. Учащиеся сравнивают свои результаты с тем, что видят на доске. Ответы детей Уч-ся отгадывают загадки |
Мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации учебной деятельности школьников. Следить за тем, чтобы учащиеся высказывали суждения полными развёрнутыми фразами. В случае затруднения учащихся, учитель помогает сформулировать определения. Сортировка объектов по общности признаков «Вихрь: глухие и звонкие цвета». Учитель следит за ходом выполнения задания. Следить за тем, чтобы учащиеся правильно называли названия цветов. |
Познавательные: Умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. Регулятивные: принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, адекватно воспринимать указания учителя по исправлению допущенных ошибок, соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работа в парах. |
|||||
3. Сообщение темы и постановка цели урока. |
|||||||||
Словесный (рассказ). Частично- поисковый. Наглядный (тюльпан). ИКТ. |
-Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать с натуры весенний цветок. А что это за цветок, попробуйте догадаться (На доску вывешиваются изображения цветов (подснежник, тюльпан, ландыш) - Посмотрите внимательно на доску и скажите, какой цветок здесь лишний и почему? (Лишний – тюльпан, так как он садовый цветок, а остальные лесные.) (Если дети затрудняются с ответом, задать вопросы: «Где мы можем увидеть подснежники, ландыши? А где можем встретить тюльпаны?») - Верно ребята, ландыши и подснежники, лесные цветы, рвать и собирать их запрещено. А тюльпан - садовый цветок. Его специально для срезки сажают и выращивают люди. Только его я могу и поставить в вазу. - Догадались, какой цветок мы будем рисовать? - Верно, ребята, мы будем рисовать с натуры тюльпан. (Учитель демонстрирует детям живой цветок) -Об этом прекрасном цветке люди складывали легенды. Послушайте одну из них.... Легенда о тюльпане. Рассказывают, что когда-то старая колдунья заперла счастье в бутон цветка и наложила на него заклятье. Она долго смеялась злостным смехом и радовалась своей находчивости, что никто не сможет открыть и познать счастье. Много людей пытались добраться до счастья, но никто не мог открыть бутон цветка: ни цари со свитой, ни доблестные воины, ни прекраснейшие из дам, ни нищие. Прошло много времени, колдунья все радовалась своей идеи запереть счастье в бутон. Но однажды малыш, гуляя по саду, на еще нетвердо держащихся ногах, в первый раз увидел прекрасный цветок. Маленький мальчик восторженно засмеялся от увиденной красоты и подбежал к нему. Со счастливой улыбкой он протянул к цветку свои крохотные ручки и бутон распустился. Так чистый сердцем и душой малыш сумел разогнать чары злой колдуньи. Его неподдельная радость сумела открыть бутон! С тех пор принято считать, что подаренные букеты из этих цветов дарят счастье. |
Дети выбирают лишний цветок (тюльпан) так как он садовый, а остальные – лесные цветы. Учащиеся слушают легенду о тюльпане, догадываются по содержанию о каком цветке идёт речь, формулируют тему рисования. |
Упражнение на анализ и классификацию. Мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации учебной деятельности школьников. |
Личностные: понимание нравственно-этических ценностей, Умение концентрировать внимание, формировать познавательный мотив. Познавательные: умение анализировать информацию, строить предположения. Регулятивные: понимание и принятие учебных задач. |
|||||
II. Основная часть. |
|||||||||
1.Анализ натуры. |
|||||||||
Словесный (объяснение, вопросы в процессе наблюдения натуры). Наглядный (предметный столик с постановкой). Практический: (анализ формы, строения тюльпана). |
(Один тюльпан(без вазочки) закрепляется на предметном столике, остальные тюльпаны раскладываются на каждую парту для рассматривания) - Посмотрите на тюльпан. - Назовите части тюльпана. (стебель, лист, бутон) - Рассмотрите стебель, какой он по форме, прямой или изогнутый? - Какой формы лист у тюльпана? (большой и широкий) - Обратите внимание, вверху лист уже, у него заостренная вершинка, а в средней части шире. -Рассмотрим бутон цветка. Он состоит из 6 лепестков. -Какие лепестки по форме? (Лепестки по форме овальные, закругленные.) - А теперь, хочу обратить ваше внимание на цвет частей тюльпана. -Какого цвета стебель? (светло-зеленый) -Какого цвета лист? (зелёного цвета) -Что светлее? (стебель) -Какого цвета сам цветок тюльпана? (ярко- красный) |
Учащиеся по вопросам учителя анализируют форму, строение, пропорции, цвет тюльпана. |
Организация наблюдения за предметом. Следить за тем, чтобы учащиеся целенаправленно анализировали форму, строение, пропорции и цвет предмета. |
Личностные: сконцентрировать внимание, проявлять учебно-познавательный интерес.
Познавательные: вычленять нужную информацию с учётом цели, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Регулятивные: концентрировать волевые усилия для выполнения задания, тормозить ненужные реакции, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: умение полно и развёрнуто излагать результаты своих наблюдений. |
|||||
2. Определение последовательности выполнения рисунка. |
|||||||||
Словесный (объяснение). Наглядный ( предметный столик с постановкой, таблица «методическая последовательность выполнения рисунка», педагогический рисунок). Практический (выбор верного композиционного решения, восстановление последовательности выполнения работы) Приёмы: «От общего к частному». |
Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 3 задачи. 1 – Правильно и красиво расположить предмет на листе. Чтобы выполнить эти задачи, рассмотрим этапы работы, схему построения изображения. - Первый этап - правильно расположить лист бумаги. - Скажите, что больше высота стебля или расстояние между кончиками листьев? (высота) - Тогда как мы расположим альбомный лист? (по горизонтали) - Ребята, правильное и красивое расположение рисунка на листе называется - композиция. - Посмотрите на доску, запомните, как писать это слово и что оно обозначает. Еще раз прочитайте все вместе это слово. - Что оно обозначает? (вывешивает на доску) Учитель одновременно выполняет педагогический рисунок мелом на доске. - Выполняем рисунок в такой последовательности. Находим середину листа.(рис.1) Начинаем рисовать с бутона тюльпана. В верхней части листа, посередине, тонкими линиями намечаем общую форму бутона – овал. (рис.2) От бутона вниз проводим линию – стебель тюльпана. (рис.3) Тонкими линиями намечаем листья тюльпана, они напоминают немного вытянутые в длину и неправильной формы овалы. Рисуем листья вначале слева от стебля, затем справа. (рис.4) Этот этап работы завершен. - ....................восстанови с объяснением последовательность работы этого этапа. Остальные работают в парах. Возьмите конверт №2 и самостоятельно выложите последовательность 2 этапа. - Третий этап – прорисовать детали. (вывешивает на доску) Учитель одновременно выполняет педагогический рисунок мелом на доске. - Начинаем прорисовывать лепестки бутона тюльпана. Обратите внимание, что один из лепестков виден вам больше, он кажется немного шире остальных – его мы прорисовываем первым, затем прорисовываем остальные лепестки, сохраняя общую форму бутона.(рис.5) - Теперь прорисовываем стебель. Обратите внимание, что вверху у основания бутона он чуточку тоньше, а внизу - немного толще. (рис.6) - Листья у тюльпана большие и широкие, вверху – заострённые. (рис.7) Показываем, что лист завёрнут вокруг цветка. Для этого от основания листа, к его вершине проводим дополнительную линию. Вот такой рисунок должен у вас получиться. (рис.8) Этот этап работы завершен. - ....................восстанови с объяснением последовательность работы этого этапа. Остальные работают в парах. Возьмите конверт №3 и самостоятельно выложите последовательность 3 этапа. - Четвертый этап - аккуратно раскрасить. (вывешивает на доску) Учитель одновременно выполняет педагогический рисунок мелом на доске. - Начинаем раскрашивать сверху – с бутона тюльпана. (рис.9) Помните, что раскрашивание необходимо начинать с самого светлого цвета. В нашем случае это ближний к вам лепесток бутона. Его мы раскрашиваем более светлым красным. Чтобы получить светлый красный воды нужно взять больше, чем краски. Далее раскрашиваем более тёмным красным остальные лепестки. Чтобы получить более тёмный красный – воды нужно взять меньше, чем краски. Теперь раскрашиваем стебель - светло-зелёным цветом. Затем листья более тёмным, зелёным цветом. (рис.10) При раскрашивании нельзя, чтобы краска выходила за контур изображения, иначе рисунок будет не аккуратным. Далее тонкой кисточкой прорисовываем детали цветка - изгиб листьев, края лепестков.(рис.11) (К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения 4 этапа работы по схеме построения изображения. Остальные обучающиеся работая в парах по ходу объяснения выкладывают последовательность 4 этапа.) - ....................восстанови с объяснением последовательность работы этого этапа. Остальные работают в парах. Возьмите конверт №4 и самостоятельно выложите последовательность 4 этапа. - Перед началом работы выполним пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика 2. Самомасаж ладоней и пальцев (Не выпуская карандаш, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Ручка находится в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. ) 3. Самомасаж кончиков пальцев (Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев в вертикальное положение. Перекатывающими движениями вперёд-назад перекатывать карандаш слегка на него нажимая. Анологично выполняется массаж с остальными пальцами) 4. «Насос» (Карандаш зажать пальцами в вертикальном положении так, чтобы небольшая его часть возвышалась над кистью руки. Большим пальцем нажимать на конец карандаша, которая опустится, а другой рукой, подтолкнуть его снизу вверх и снова нажать большим пальцем на конец карандаша.) 5. «Качели» (Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Попеременно нажимать то указательным, то мизинцем на концы карандаша. |
Слушают учителя, сопоставляют поставленные учителем задачи с методической последовательностью выполнения рисунка. Знакомятся с понятием «композиция», проговаривают новое определение вслух, читают определение. Выбирают верное композиционное размещение рисунка из ряда предложенных. К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения 2 этапа работы по схеме построения изображения. Остальные обучающиеся работая в парах по ходу объяснения выкладывают последовательность 2 этапа. К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения 3 этапа работы по схеме построения изображения. Остальные обучающиеся работая в парах по ходу объяснения выкладывают последовательность 3 этапа. К доске вызывается один ребенок, который повторяет последовательность выполнения 4 этапа работы по схеме построения изображения. Остальные обучающиеся работая в парах по ходу объяснения выкладывают последовательность 4 этапа. Выполняют пальчиковую гимнастику. |
Контроль за планированием деятельности. Коррекция недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств через объяснение методической последовательности выполнения рисунка. Привлечение внимания детей к выполнению педагогического рисунка мелом на классной лоске. Обогащение словаря. Развитие связной устной речи, формирование умения работать по заданному алгоритму.. Развитие связной устной речи, формирование умения работать по заданному алгоритму.. Развитие связной устной речи, формирование умения работать по заданному алгоритму.. Смена видов деятельности. Подготовка кисти руки и пальцев к выполнению практической работы. |
Личностные: понимание нравственно-этических ценностей. Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных носителях). Регулятивные принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, проявлять терпение и доброжелательность в отношении допущенных ошибок одноклассниками.
Коммуникативные: Умение слушать учителя, собеседника, понимать и воспроизводить инструкцию к учебному заданию. Вступать в контакт и работать в коллективе. Умение самостоятельно договариваться и работать в паре с товарищем. |
|||||
3.Указания к началу работы. |
|||||||||
Словесный (объяснение) Наглядный (предметный столик с постановкой, пооперационные карты для слабых учеников). |
- Итак, я хочу напомнить 4 задачи рисования, с которыми вы должны справиться на этом уроке: 1 – Правильно и красиво расположить предмет на листе. - Рисуем с натуры, поэтому чаще смотрим на цветок и сравниваем с тем, что нарисовали вы, - При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается: размахивать ими, класть в непредназначенное для них место. |
Выполняют устные указания учителя. |
Рекомендации по композиции и технике исполнения рисунка, предупреждение возможных ошибок. Учитель следит за осанкой и соблюдением ТБ. |
Личностные: формирование активной позиции ребёнка. Регулятивные принимать и сохранять цели и задачи, поставленные учителем. |
|||||
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. |
|||||||||
Практическая работа. Словесный (объяснение) Наглядный (музыкальное сопровождение, предметный столик с постановкой, пооперационные карты для слабых учеников). |
(Учитель организует фронтальное, дифференцированное и индивидуальное руководство самостоятельной работой учащихся. Работа ведётся поэтапно: учитель вывешивает на доску 1 этап методической последовательность рисования тюльпана – объясняет – рисует мелом на доске – дети рисуют в альбоме – проверяет, как учащиеся справились с 1 этапом. Далее учитель вывешивает 2 этап – объясняет – рисует на доске – дети в альбомах – проверяет как учащиеся справились со 2 этапом и т. д..) Физминутка «Делай так» (1 мин) (Учащимся поочерёдно демонстрируется серия картинок с изображением мальчика выполняющего упражнения. Школьники должны повторять движения за нарисованным мальчиком.) |
Выполняют практическую работу |
Организация фронтального, дифференцированного, индивидуального руководства самостоятельной работой учащихся, повторное привлечение внимания детей к объекту изображения, актуализация представлений, Активизация и стимуляция деятельности учащихся, дополнительный показ технических приёмов рисования. Смена видов деятельности (проведение физкультминутки) |
Личностные: Уметь концентрировать внимание и эмоционально настроиться на работу. Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Регулятивные: умение организовать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкции учителя обращаться за помощью и принимать помощь. |
|||||
III. Заключительная часть. |
|||||||||
1. Подведение итогов урока. |
|||||||||
Словесный (беседа) Наглядный (предметный столик с постановкой, детские рисунки) |
Детские работы вывешиваются на доску, для анализа вызываются 1-2 ученика. - Какие работы вам нравятся? Почему? - Что особенно удалось? - Что не получилось? Анализ работ выполняется с опорой на план: (на доске) 1 – Правильно и красиво расположить предмет на листе. - Давайте вспомним, какое новое слово узнали на этом уроке? (Композиция.) Что оно обозначает? (Правильное и красивое расположение рисунка на листе бумаги.) |
Учащиеся выполняют анализ работ по плану: Правильное и красивое расположение предмета на листе. Верно переданная величина предмета. Правильное построение предмета. Точная передача цвета предмета. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов, вспоминают новое понятие (композиция). |
Фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках рисунков. |
Личностные: оценивание эстетической выразительности результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные: формирование умения сравнивать цель и результат.
Регулятивные: осуществление пошагового контроля по результату.
Коммуникативные: объективная самооценка результатов своей деятельности.
|
|||||
2. Задание на дом. |
|||||||||
Словесный (объяснение) Наглядный (картинки с изображением цветов, детские работы) |
- К следующему уроку, предлагаю вам нарисовать любой из понравившихся вам весенних цветов. При изображении цветка вы должны руководствоваться планом, по которому работали сегодня на уроке. |
Задают вопросы, уточняют задание. |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ |
Коммуникативные: обсуждение ДЗ.
Регулятивные: осуществление выбора в выполнении ДЗ. |
|||||
3. Организованное окончание урока. |
|||||||||
Наглядный (детские работы) |
- Ваши рисунки преобразили общий вид класса: он стал нарядным, свежим, весенним, пестрым. В своих работах, используя яркие звонкие краски, вы сумели передать радость, удивление. И ведь необязательно рвать цветы, а их можно нарисовать и подарить. Что мы с вами и сделаем. С пожеланиями счастья вы можете подарить рисунки нашим гостям. Все молодцы! Уборка рабочих мест. |
Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. |
Личностные: сознательное отношение к изобразительному искусству, как явлению культуры.
Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия. |
Самоанализ урока изобразительного искусства в 5 «а» классе по теме:
«Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Тюльпан»
Учитель: Еремеева Л.В.
Тип урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: биология, литература, развитие речи
Основные понятия: - предметные (композиция)
- метапредметные (анализ образца, работа по заданному алгоритму)
Формы организации деятельности: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Ресурсы:
Для учителя: проектор, презентация, варианты композиционного размещения рисунка, таблица «методическая последовательность выполнения рисунка», пооперационные карты для слабых учеников, живые цветы (тюльпаны).
Для учащихся: альбомный лист А4, карандаш, ластик, краски, кисти разных размеров, баночки с водой, клеёнка.
Цель: Формировать элементарные навыки рисования с натуры, умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца, речевую культуру.
Воспитывать бережное и сознательное отношение к изобразительному искусству, как к явлению культуры.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, умение выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями через организацию наблюдения, обследования, анализа формы и строения изображаемого предмета.
Развивать связную устную речь через составление полных ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ.
Коррекционно-образовательные:
Учить последовательно и целенаправленно наблюдать, правильно воспринимать натуру, устанавливать последовательность выполнения рисунка, графически воспроизводить изображаемый предмет (рисовать от общего к деталям, видеть и передавать в рисунке основную форму цветка, его строение, пропорции, характерные детали и цвет).
Учить сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки.
Формировать умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.
Характеристика класса.
В 5«а» классе обучаются 15 человек: 13 детей в составе класса, 2 детей – на дому. Из них 5 человек – дети-инвалиды. Все дети развиваются на фоне легкой умственной отсталости. Диагноз подтвержден заключениями ЦПМПК Липецкой области .
Для всех обучающихся класса характерен основной общий недостаток – нарушение высших форм познавательной деятельности, который возникает в результате органического поражения головного мозга. Наблюдается расстройство абстрактно-логического мышления, на низком уровне развивается речь, словарный запас ограничен, у большинства детей наблюдаются грубые нарушения речи, память характеризуется небольшим объёмом запоминания, некачественным воспроизведением. Нарушена способность к отвлечению и обобщению, эмоционально-волевая и поведенческая сферы. В связи с этим дети этого класса слабо воспринимают учебный материал. Без учителя работать не могут, отвлекаются, на уроках недисциплинированны, не умеют контролировать свое поведение, требуется контроль со стороны учителя. Не умеют абстрагироваться, вызывает затруднение анализ нового материала. Задания выполняют по образцу, с творческими заданиями самостоятельно не справляются, мотивация очень слабая. Дети с умственной отсталостью не могут длительно сохранять работоспособность, они невнимательны, не умеют целенаправленно выполнять задания, адекватно оценивать свою творческую работу и работу одноклассников.
По уровню овладения предметными результатами учебного предмета и готовности применить результаты самостоятельно выделяю две группы обучающихся:
1-я , усваивающие учебный материал на минимальном уровне (этот уровень является обязательным для большинства обучающихся);
2-я – достаточный уровень, когда ребёнку с умственной отсталостью предъявляются более высокие требования к результатам освоения учебного материала.
Поэтому урок был составлен, исходя из особенностей учащихся данного класса и в соответствии с программными требованиями. Я работаю по программе И.А.Грошенкова, опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы», под редакцией В. В. Воронковой.
Процесс обучения в нашей школе является коррекционно-направленным, т.к. в качестве основных применяются специальные педагогические приёмы, влияющие на исправление свойственных обучающимся с умственной отсталостью недостатков интеллектуального и физического развития.
Система особых педагогических приёмов используется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на всём учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета.
Цель коррекционной работы на моем уроке – исправление присущих детям с умственной отсталостью недостатков психофизического развития:
основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;
наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
зрительного восприятия и узнавания;
моторики пальцев;
пространственных представлений и ориентации;
речи;
нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы.
В условиях специального обучения и воспитания под влиянием целенаправленного педагогического воздействия постепенно возникают качественные изменения познавательной деятельности. В ходе всей образовательной деятельности ребенок с умственной отсталостью активно приспосабливается к учебно-воспитательной среде, в результате вырабатывается ряд функций, с помощью которых происходит компенсация, выравнивание, сглаживание и замещение недостатков. Под воздействием обучения и окружающей среды формируются сложные виды психической деятельности – высшие психические функции: развернутая форма предметной деятельности, которая опирается на элементарные сенсорные (восприятие зрительное, слуховое, тактильное) и моторные процессы (мелкая и общая моторика), произвольность, осознанность, приобретающие характер автоматизированных умственных действий.
При организации коррекционной работы я опираюсь на учение Льва Семеновича Выготского о том, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой. Моя работа строится с учетом развития зон «актуального» и «ближайшего» развития:
- «зона актуального развития» - возможность ученику действовать самостоятельно;
- «зона ближайшего развития» - возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать ребенку с умственной отсталостью пока не удается.
В ходе урока мной решалась специальная коррекционная задача – вовлечение в работу как можно большего числа сенсорных механизмов и процессов познавательной деятельности (это наша специфика): мышления, связной устной речи, зрительной памяти, воображения, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Коррекционная составляющая моего урока заключается в исправлении, сглаживании недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе урока путём использования специальных приёмов и методов обучения.
На уроке применяла следующие методы обучения:
1. По источнику передачи и характеру восприятия:
– словесный (рассказ учителя, беседа);
– наглядный (предметный столик с натурной постановкой, живые цветы, педагогический рисунок, таблица «методическая последовательность выполнения рисунка», варианты композиционного размещения рисунка, пооперационные карты для слабых учеников, шаблоны, ИКТ);
– практический (самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом, работа с пооперационными картами, анализ формы и строение тюльпана, выбор верного композиционного решения, восстановление последовательности выполнения работы, самостоятельная практическая работа над рисунком, работа с интерактивной доской).
- метод стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение, мотивационная оценка).
2. По характеру познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный;
– частично-поисковый;
– репродуктивный.
Использовала приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти воображения (игровые приёмы: выделение общих и отличительных свойств предметов «Что лишнее?», сортировка объектов по общности признаков «Вихрь: глухие и звонкие цвета», отгадывание загадок), приёмы способствующие развитию речи учащихся и обогащению словаря (знакомство с новым словарным словам – «композиция», выбор верного композиционного размещения предмета с объяснением, восстановление последовательности выполнения рисунка с объяснением), приёмы, активизирующие эмоции учащихся (рассказывание легенды о тюльпане); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос, индивидуальная помощь).
Учитывая психологические и возрастные особенности детей, были включены следующие технологии:
– здоровьесберегающие (физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, смена видов деятельность, контроль за правильностью посадки, игровые моменты);
– развивающее обучение (наличие логических связей в структуре урока: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от трудного к легкому, от незнакомого к знакомому);
– обучение в сотрудничестве (работа в паре).
Сочетала индивидуальную, фронтальную и групповую форму работы.
Исходя из общедидактической цели урока, был выбран наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся с нарушением интеллекта тип урока - комбинированный. В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используют именно этот тип урока, так как он совмещает в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса. Данная структура урока рациональна для решения поставленных целей, способствует осуществлению личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в обучении. Структура данного урока позволила оптимально реализовать традиционные этапы урока изобразительного искусства:
I. Подготовительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
В подготовительной части были актуализированы знания о времени года – весна, о весенних цветах, проведена логическая связь к содержанию нового материала. При этом использовались разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.
Создавались условия для достижения личностных БУД, (именно принятия внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе) за счёт активного включения в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации (прослушивания легенды о тюльпане, включение игровых элементов («Вихрь»), отгадывание загадок), что способствовало эмоционально настроиться на работу на уроке, сконцентрировать внимание, сформировать познавательный мотив.
Формированию коммуникативных БУД (умение выражать свою точку зрения, полно и развёрнуто излагать результаты своих наблюдений слушать другого, соблюдать правила общения) способствовала организованная в начале урока беседа, где каждый учащийся мог выразить свои мысли, ощущения и впечатления после рассматривания репродукции картины В. Башкеева «Голубая весна», поделиться личным опытом и знаниями. Была организована частично-поисковая беседа, которая позволила обучающимся с умственной отсталостью высказать и аргументировать свои предположения, а также выявить незнание.
Развитию познавательных БУД способствовали задания, связанные с анализом информации, выделением главного, установлением причинно-следственных связей, выделением некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов. Обучающиеся при этом работали с загадками, выделяли лишний предмет из ряда однородных, сортировали цвета на звонкие и глухие.
Также на подготовительном этапе проводилась работа по формированию регулятивных БУД. Обучающиеся со слов учителя принимали учебную задачу и осуществляли действия в соответствии с ней. При проверке выполненного задания адекватно воспринимали указания учителя по исправлению допущенных ошибок, соблюдали ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).
В основной части использовались разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности и самостоятельности учащихся.
Во время основной части урока при анализе натуры и определении последовательности выполнения рисунка, старалась добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися. Этому способствовала работа с разнообразными источниками информации и наглядностью (варианты композиционного размещения рисунка, работа с карточками, педагогический рисунок), работа по таблице «методическая последовательность выполнения рисунка», работа с шаблонами, смена видов деятельности, дифференцированный подход к обучающимся. Задания, используемые в основной части урока, направлены на развитие познавательных БУД: умения последовательно и целенаправленно наблюдать, правильно воспринимать натуру, умение выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями, устанавливать последовательность выполнения рисунка, выполнять нужные действия по словесной инструкции учителя. Формированию регулятивных БУД способствовали задания, направленные на концентрацию волевых усилий при организации целенаправленного наблюдения, определения последовательности рисования тюльпана, а так же торможение ненужных реакций, осуществление контроля, самоконтроля и коррекции. Работа в парах продолжила формирование коммуникативных БУД. Во время самостоятельной работы над рисунком осуществлялось фронтальное, дифференцированное и индивидуальное руководство самостоятельной работой учащихся с повторным привлечением внимания детей к объекту изображения, актуализацией представлений, активизацией и стимуляцией деятельностью учащихся, дополнительным показом технических приёмов рисования. Учащимся были даны рекомендации по композиции и технике исполнения рисунка, даны предупреждения возможных ошибок.
Заключительная часть урока позволила сделать вывод о проделанной работе, достигнутой цели; обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, а также дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. На последних этапах урока были созданы условия для формирования личностных БУД: оценивание эстетической выразительности результатов своей творческой деятельности и сверстников, формирования сознательного отношения к изобразительному искусству, как явлению культуры.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создавали атмосферу сотрудничества и психологического комфорта. Старалась соблюдать нормы педагогической этики, то есть уважительно относиться к высказываниям обучающихся, делать замечания по поводу результатов работы, но не личности ребёнка. Кабинет был подготовлен для урока. Замедленность темпа обучения, осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока, максимальная опора на практическую деятельность, соответствует замедленности протекания психических процессов умственно отсталых школьников. Обучающиеся активно включались в процесс целенаправленного наблюдения натуры, устанавливали последовательность выполнения рисунка, графически воспроизводили изображаемый предмет с учётом его формы, строения, пропорций, основных деталей и цвета, сравнивали свой рисунок с реальной натурой, анализировали рисунки. Таким образом, предметные результаты в ходе урока оказались достигнуты.