Урок физики в 8 классе «Магнитное поле»
Технологическая карта
1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________
2. Класс: ________8________ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:__ Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагнитны и их применение.
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока: 1) в ходе эксперимента выявить как ведет себя магнитное поле прямого тока, обеспечить понятия:
- магнитное поле;
- силовые линии магнитного поля;
- правило буравчика;
- электромагнит.
2) закрепить с помощью качественных задач понятия магнитного поля и электрического поля;
3) содействовать профориентации, показать практическое применение электромагнитов.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствует учеников, отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя |
|
| коммуникативные |
Повторение | Задает вопросы ученикам, слушает ответы, оценивает учащихся | Отвечают на вопросы
| Электрический заряд – это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом) Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела? Электрическое поле – это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел) Основные свойства электрического поля : (возникает вокруг заряженных тел; обнаруживается по действию на заряженные тела) Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц) Какое действие оказывает электрический ток? |
| регулятивные |
Изучение нового материала | Предлагает ученику пройти эксперимент. Объясняет новый материал | Высказывают свое мнение Слушают учителя Записывают тему урока в тетрадь. Записывают основные понятия в тетрадь. | 1.Простейшие свойства магнитных материалов. Магнетизм , как явление известен с 5века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал – камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы. Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой , посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году. На основе опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов. Вы с помощью оборудования на столах попробуете сами изучить эти свойства. Опыт 1 Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием? (Магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам) Опыт 2 Два полюса магнита и их взаимодействие (У магнита два полюса: северный и южный; одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые - притягиваются ) Опыт 3 Подвесить магнит на нити (Свободно подвешенный магнит ориентируется определённым образом относительно сторон света) *(слайд) 2.Связь электрических и магнитных явлений. Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы. *(слайд)Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло случайно. Когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находящаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока. После того, как были обнаружены взаимодействие магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место взаимодействие между электрическими токами? Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, *(слайд) который обнаружил, что параллельные проводники с током взаимодействуют друг с другом. 3.Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля. Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток? В пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и магнитную стрелку. Эти силы мы будем называть магнитными. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое даёт себя знать действием магнитных сил. Запись в тетрадях: (найти в учебнике) Магнитное поле – особый вид материи, основной особенностью которого является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты. Определяющие свойства магнитного поля: Порождается магнитами и токами; Обнаруживается по действию на магниты и токи. 4.Направление и линии магнитного поля. Из опыта видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается определённым образом в магнитном поле. За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле. Подобным образом в магнитном поле ведут себя и металлические опилки. *(слайд) Линиями магнитного поля являются линии, проведённые так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.(найти в учебнике) Эти линии реально не существуют, они лишь удобный способ описать магнитное поле. Источник магнитного поля – движущееся заряды, т.е. электрический ток. 1820 г. датский ученый Эрстед впервые обнаружил магнитное поле вокруг проводника с током с помощью магнитной стрелки.
Вокруг любого проводника с током действуют силы – магнитные, существует поле – магнитное. А. Ампер – проводник с током приходит в движение под действием магнита. Токи в одном направлении проводника - притягиваются. Токи в разных направлениях проводника – отталкиваются.
Между проводниками – магнитное взаимодействие, магнитные силы. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ – вид материи, с помощью которого осуществляется взаимодействия проводников с электрическим током. Главное свойство магнитного поля – действует на электрический ток. Неподвижные заряды – электрическое поле. Движущиеся заряды – электрическое и магнитное поля. Линии вдоль которых в магнитном поле располагаются. Оси магнитных стрелок – называются линиями магнитного поля или силовыми линиями магнитного поля. 1) силовые линии – не пересекаются. 2) силовые линии замкнуты. 3) не имеют ни начала, ни конца. 4) магнитное поле сильнее вблизи проводника, слабее вдали от него. Определяют по правилу буравчика; 1. ручка по направлению тока; СОЛЕНОИД – катушка с током. Внутри соленоида – линии магнитного поля параллельны и огибают его с наружной стороны. Силовые линии – выходят со стороны северного полюса и входят со стороны южного. Усиление магнитного поля катушки с током: 1) увеличить число витков; 2) увеличить силу тока; 3) ввести железный сердечник. Электромагнит – катушка, внутри которой помещен железный сердечник. Провода катушки – обмотка электромагнита. Применение электромагнита: 1) подъемные краны. 2) телеграфные аппараты. 3) телефонные аппараты. 4) электродвигатели. 5) электрические и автоматические железнодорожные стрелы. 6) измерительные приборы | магнитное поле; силовые линии магнитного поля; правило буравчика; - электромагнит. | познавательные |
Закрепление нового материала | Предлагает ученикам ответить на вопросы | Отвечают на вопросы и решают задачи | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Отклонится ли магнитная стрелка, если её разместить вблизи пучка движущихся частиц: Электронов; Атомов; Положительных ионов. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром? Турист нашёл в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить намагничено оно или нет, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов? В тех местах, где магнитное поле сильнее, магнитные линии принято изображать гуще(т.е. ближе друг к другу) По рисункам 91 и 92 учебника определите, в каком месте магнитное поле наиболее сильное: вблизи проводника с током или вдали от него? | | регулятивные познавательные |
Рефлексия | Задает вопросы Подводит итоги Выставляет оценки за урок | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Что мы сегодня изучали на уроке? Сегодня на уроке я научился… Мне было трудно… Мои достижения на уроке… Поделимся впечатлением о нашем уроке |
| Личностные Коммуникативные |