Урок математики 3 класс «Решение уравнений. Закрепление»
Урок математики 3 класс УМК «Школа России»
Тема: Решение уравнений. Закрепление.
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | ||||||
Эмоциональная, психологическая и мотивационная (внешняя и внутренняя) подготовка к уроку |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Ребята, давайте сегодня вспомним все, что мы изучили, ничего мы не забыли. Рисуем, чертим, вычисляем, математику мы знаем. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. (Проверяют, у всех ли есть карточки) | Фронтальная, индивидуальная. | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету. | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | |
II. Актуализация знаний | ||||||
Устный счет | Проверка вычислительных навыков умножения и деления, сложения и вычитания, порядок действий в примерах, знание математической терминологии 82:9+14:2=16 7*3-12:4=18 63:21+45:9=8 18*4-72:12=66 | Выполняют задания, ответы показывают на карточках. | Фронтальная, индивидуальная. | П - Осуществляют логические действия, строят модели, отражающие различные отношения между объектами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. | |
III. Подготовка к активной учебной деятельности | ||||||
Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Чистописание. | - Какое сегодня число? - Открываем тетради и записываем число. - Дайте характеристику этому числу. - Запишите произведение чисел равные 7. - Каким свойством умножения вы здесь воспользовались? | - 7 февраля - Однозначное, состоит только из единиц, нечетное, т.к. не делится на 2. - 7*1, 1*7 - От перестановки множителей произведение не меняется. | Фронтальная, индивидуальная | П – формируют ответы на поставленные учителем вопросы Р – принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, выполненные задания, записи в тетради. | |
IV. Закрепление знаний и способов действия. | ||||||
Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения. | - Посмотрите на записи, найдите среди них уравнение. 48-25+23 30+х>40 36:х=12 Х*5 - Прочитайте его(уравнение) - Докажите, что это уравнение. - Повторите еще раз, что же такое уравнение? | Рассматривают запись на доске. Один учении к читает: 36:х=12 - Это равенство, содержащее неизвестное число, которое нужно найти. Один ученик повторят еще раз. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | П – формируют ответы на поставленные учителем вопросы, осуществляют логические действия, адекватно воспринимают информацию полученную из объяснения учителя, ответов учащихся. Р – принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, выполненные задания. | |
V. Первичное закрепление. | ||||||
Целеполагание. Работа с учебником стр. 20 | - Кто догадался, какая сегодня тема урока? - Какую цель вы поставите перед собой? - Откройте учебник на стр. 20. Прочитайте первое уравнение. - Что такое 76? - Что такое Х? - Что такое 38? - Как же найти делитель? - Ребята, мы вспомнили компоненты действий деления и умножения. - Давайте сделаем вывод: 1) Чтобы найти неизвестный множитель, … 2) Чтобы найти неизвестное делимое, … 3) Чтобы найти неизвестный делитель, … | - Решение уравнений. Учащиеся ставят цели исходя из темы урока. Выполняют с комментирование задание. 76:Х=38 - Делимое - Делитель - Частное. - Надо делимое разделить на частное. Аналогично решают 2 и 3 уравнения с комментированием. 1)….надо произведение разделить на множитель. 2) ….надо частное умножить на делитель 3) ….надо делимое разделить на частное | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | П – извлекают необходимую информацию из текста, используют знаково – символические средства, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, используют математические термины, символы и знаки. Р – осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. | Л – осознают свои возможности в учении. Устные ответы, наблюдения учителя, выполнен ные задания. | |
VI. Закрепление знаний. Практическая деятельность. | ||||||
Решение этапов уравнения. Восстановление алгоритмов. | - А теперь посмотрите на доску. Перед вами этапы решения уравнения. Но, по-моему, вся последовательность нарушена. Ее надо восстановить. - А сейчас используя этот алгоритм, выполним задание №1 на стр. 20 (3 человека у доски) - А теперь давайте проверим эти уравнения. - Кто сделал ошибку в 1 уравнении? Поднимите руки. - Кто сделал ошибку во 2 уравнении? - Кто сделал ошибку в 3 уравнении? | Восстанавливают запись алгоритма. 1. Вспомнить компоненты действия данного уравнения. 2. Определить неизвестный компонент. 3. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента. 4. Применить правило и найти неизвестный компонент. 5. Записать ответ. Учащиеся решают самостоятельно, в тетрадях. …проверит 1 уравнение на доске. …проверит 2 уравнение на доске. …проверит 3 уравнение на доске. Учащиеся проверяют уравнения и исправляют свои ошибки (если они имеются) | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | П – извлекают необходимую информацию из текста, используют знаково – символические средства, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, используют математические термины, символы и знаки. Р – осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. | | |
Физминутка | ||||||
| Организует проведение физминутки Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руку за спину заложим, Голову поднимем выше И легко, легко подышим. Раз – подняться, Два – согнуть и разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | | | | |
VII. Практическая деятельность | ||||||
Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН Решение задачи № 4 на стр. 20 | - Прочитаем задачу хором.- Что известно в задаче? - Что еще? - Что значит на каждого? - Что нужно узнать? - Запишем краткое условие задачи. - Посмотрите на краткую запись и скажите, какая эта задача? - Почему? - Из чего состоит составная задача? При разборе и решении задачи следует сначала предложить детям решить ее самостоятельно, записывая каждое действие отдельно. При проверке по всей вероятности, что ученики решали задачу разными способами. Оба варианта следует записать на доске с краткими пояснениями. способ: 1) 2+3=5(б)-на 1 человека. 2)5*19=95(б)-на 19 человек (2+3)*19=95(б) способ: 1)2*19=38(б)-с мясом 2)3*19=57(б)-с овощами 3)38+57=95(б) | - Значит на каждого. Ученики записывают: 1 чел -?б, по 2б и по 3б 19чел -?б - Составная - Два вопросительных знака. - Из двух простых. Решают самостоятельно с последующей проверкой. Более рационален 1 способ, потому что он короче. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | П – осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; устанавливают причинно – следственные связи. Р – осуществляют контроль, коррекцию. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | Устные ответы, записи в тетради. | |
VIII. Домашнее задание | ||||||
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник стр. 20 №3 | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Р - Принимают и сохраняют учебные задачи. | | |
IХ. Итог урока. Рефлексия деятельности. | ||||||
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся. | - Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на уроке? - Что нового узнали? - Что же такое уравнение? -Какие знания вам понадобились на уроке? - Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? - Где испытывали трудности? - Какие задания вам необходимо еще раз выполнить Получают оценки. Ты, молодец, получаешь…. А тебе надо подтянуться, ты работал на уроке, но делал ошибки. | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке Л – проявляют интерес к предмету. | Устные ответы |
Контроль и самоконтроль | ||||||
| Проверка полноты, осознанности и прочности ЗУН, проверка сформированности прочных общих учебных умений. Дифференцированная работа – решение уравнений по вариантам. | 1 вариант Выпишите только те уравнения, в которых значения Х=6 Х*9=54 6*Х=36 24:Х=4 35:Х=5 2 вариант Запишите уравнения, которые решаются делением Х:10=4 81:Х=9 8*Х=24 Х:7=5 3 вариант Сравни уравнения каждой пары и, не вычисляя, подчеркни те, где значение Х будет больше. 19*Х=57 19*Х=76 40:Х=4 40:Х=8 Х:3=18 Х:3=24 Проверка решения. (Взаимопроверка) | Х*9=54 6*Х=36 24:Х=4 81:Х=9 8*Х=24 19*Х=76 40:Х=4 Х:3=24 | Индивидуальная | П – осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания, использование математической терминологии Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Л – осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. | Записи в тетради |
Пролубщикова Наталья Владимировна