Урок-проект по математике «Решение уравнений» (6 класс)
Урок – проект
1. Класс: 6
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2013
Программа. Математика. 5 – 6 классы. Автор В. И. Жохов – М.: Мнемозина, 2010.
3. Планируемые результаты урока:
Предметные:
осмыленно употребляют в речи основные понятия темы «уравнение», «равенство», «корень уравнения»,
знакомятся со свойствами уравнений,
определяют алгоритм решения линейного уравнения,
отрабатывают умения решать линейное уравнение, используя алгоритм,
грамматически верно читают записи уравнений.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;
планируют собственную деятельность и средства для ее осуществления (совместно с учителем),
формируют отдельные проектные умения.
- Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации
- Познавательные УУД:
извлекают необходимую информацию из прослушанного материала,
структурируют полученную информацию в виде краткой записи – составляют алгоритм.
Личностные:
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
повышение вычислительной культуры,
развитие навыков индивидуальной и парной работы,
осуществление взаимоконтроля.
4. Предметное содержание урока:
Этапы урока:
1. Организационный.
2.Мотивационно – ориентировочный.
3. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
4. Основной этап (с включением отдельных элементов проектной деятельности).
5. Рефлексия. Оценка
6. Домашнее задание. Подведение итогов.
Урок начинается с устного счёта как для актуализации знаний учащихся, так и для работы над их вычислительной культурой.
При работе над заданием №2 а), состоящем из буквенных выражений и уравнений, обучающиеся распределяют написанное по группам, кратко характеризуют их, вспоминают определение понятий «уравнение», «равенство», «корень уравнения». Далее решают уравнение 4 (х-8)=16 двумя способами, применив распределительное свойство умножения и по правилу отыскания неизвестных компонентов. Решение данного уравнения помогает сделать вывод, который фиксируется в тетрадях как свойство уравнения – корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.
При решение уравнения 2б) x+9= - 16 обучающиеся предлагают различные варианты решения (работа в парах или индивидуально), но мы фиксируем их внимание на применении полученных знаний об отрицательных числах (сумма противоположных чисел равна нулю), позволяющий сделать вывод «слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком».
Решение уравнения 2в) 6x=3x+9, используя ранее полученный вывод (чтобы слагаемые с X были только слева), приводит к выводу – корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
Таким образом, обучающиеся, обобщая полученную информацию, формулируют алгоритм решения уравнения, фиксируют его в тетради, проговаривают вслух и приступают к самостоятельному выполнению заданий.
5. Деятельностное содержание урока в виде таблицы (таблица №1):
6. Домашнее задание: параграф 42, выучить правила, № 1342 (а,б,в), 1346.
7. Приложения.
Задание для устного счета.
1) вычислите: (7-63) : 4 + 9 * 2= , (-15 + 100) : (-5) +28 =…
2) раскройте скобки: 5 + (a+b+d); -3 + (c+d); (5a-3d)*8; (4a – 2b +3c) *(-2); -5*(-3f+5d-6a)
3) упростите выражение: 9-13m +4x-3+6m-2a; 2a-6+3b-8a+15-b
Задание №1. Распределите написанное по группам, назовите и охарактеризуйте их.
4 (х-8)=16 a+4-b x+9= - 16 8*b 8.5s-3m 6x=3x+9
Выражения |
Уравнения |
a+4-b |
4 (х-8)=16 |
8*b |
x+9= - 16 |
8.5s-3m |
6x=3x+9 |
Задание 2. Решите уравнения: а) 4 (х-8)=16, б) x+9= - 16, в) 6x=3x+9
Вопросы для самоконтроля:
Что называется уравнением?
Что такое корень уравнения?
Что значит «решить уравнение»?
Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, множитель, делитель?
Что значит привести подобные слагаемые?
Назовите правило раскрытия скобок
Сформулируйте алгоритм решения уравнения.
Деятельностное содержание урока Таблица 1.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика по достижению метапредметной цели |
Приёмы (элементы конструктора) |
Средства |
Организационная форма |
Результат этапа |
Подготовительный |
Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов |
Анализируют предложенные задания. Формулируют и фиксируют известные способы решения уравнения (распределительное свойство умножения; правило отыскания неизвестных компонентов). Участвуют в обсуждении собранной информации |
Задания устного счета. Задание №1 |
Доска |
Фронтальная |
Анализ полноты имеющихся знаний |
Проектировочный |
Помогает при необходимости сформулировать проблему с помощью вопросов |
Анализируют решение уравнения с использованием свойства отрицательных чисел, формулируют проблему |
Задание №2 (а,б)
|
Доска |
Индивидуальная, парная |
Сформулированная проблема |
Организует обсуждение в парах, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели |
Формулируют цель проекта «Разработка алгоритма решения уравнения». Фиксация цели. |
Задание №2 (в) |
Доска |
Сформулированная цель проекта |
||
Предлагает разработать алгоритм действий при решении уравнения |
Аргументируют свой алгоритм решения уравнения, выполняют задания с последующим комментированием на месте |
Задания из учебника с.231 №1314, 1315, 1316 (а-в) |
Учебник раздаточный материал (при необходимости) |
Сформированный план по разработке проекта и выполнению практической работы |
||
Реализация |
Организует работу в парах, участвует в обсуждении, консультирует по вопросам структурирования информации |
Разработка алгоритма решения уравнения |
Проектный продукт – алгоритм решения уравнения |
|||
Оценка и рефлексия |
Определяет критерии оценки деятельности. |
Оценивают степень достижения цели урока |
Вопросы для самоконтроля |
Фронтальная |
Оценка уровня достижения цели |