Материал к уроку математики во 2 классе «Уравнение. Решение уравнений методом подбора»
Урок по математике.
«Уравнение. Решение уравнений методом подбора».
2 класс
Автор: Белоножко В.А.
Организация: МОУ «СОШ №3»
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить с понятием «уравнение»; формировать умения читать, записывать, решать уравнения».
Задачи:
1. Учиться выделять, записывать и решать уравнения посредством выделения части и целого;
2. Учиться составлять верные равенства и неравенства;
3. Развивать внимание, логическое мышление;
4. Слушать и понимать партнёра, контролировать свою деятельность;
5. Развивать умения устных вычислительных навыков, проводить анализ текстовых задач, уметь рассуждать;
6. Развивать умения в письменных вычислениях, умениях решать задачи, контролировать процесс выполнения;
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Стремятся развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение составлять верные равенства и неравенства, умение решать жизненные текстовые задачи, развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
- Формулируют учебную задачу урока, контролируют свою деятельность, осуществляют самооценку, мобилизация волевых усилий.
Познавательные УУД.
- Формулируют познавательную цель, формируют умения решать уравнения
Коммуникативные УУД.
- Контролируют свою деятельность, грамотно выражают свои мысли, строят речевые высказывания.
Дидактическое обоснование: Учебник «Математика» 2 класс (1 часть), автор учебника М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова.
Используемые технологии:
• игрового обучения
• проблемное
• смыслового чтения
• здоровье - сберегающая
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Средства обучения: ПК, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
- «Здравствуй ты и здравствуй я – вместе мы одна семья».
- Ребята, передаю своё хорошее настроение вам и начнём наш урок с хорошего настроения.
2. Актуализация знаний.
- Записывают дату в тетрадях.
- «Я тетрадочку открою и как надо положу».
Беседа.
- Я знаю, что на зимних каникулах вы встретились в кинотеатре с этим персонажем. Это ушастый сказочный герой (Чебурашка).
- Ребята посмотрите на экран, что мы с вами видим? Магазин детских игрушек. Что в магазине продают? игрушки.
- Сегодня Гена отправил Чебурашку в магазин за покупками.
- Что нужно знать Чебурашке, чтобы вернуться с покупками, чтобы в магазине его не обманули? (уметь считать, быть внимательным).
- Давайте сегодня поможем Чебурашке. А для начала проверим, как вы умеете считать?
1. Игра «Верю - не верю».
(кукла стоит 41 рубль, зайчик – 7 рублей, слоник – 29 р., мишка -60р., машинка – 30 р., мячик – 6 р., пенал – 12р., самокат – 45 р.)
- Если вы, ребята, со мной согласны ставьте в тетрадке «+», если не согласны, ставьте «-«:
1. зайчик и мяч стоят 13 рублей, +
2. машина на пульте управления дороже, чем самокат на 15 рублей -
3. мягкая игрушка слоник и пенал стоят по 29 рублей каждый -
4. пенал дешевле медведя на 48 рублей +
5. кукла дороже зайчика на 34 рубля +
Проверка по эталону: + - - + +
- Молодцы те, кто выполнил задание без ошибок.
- У вас у каждого на столе лист самооценки:
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | Итог |
| | | | | | | | | |
Внесите в задание 1 свой результат:
( Зеленый кружок - справился верно, желтый – были ошибки, красный – запутался).
- Ребята, а для чего нужно уметь считать?
- В жизни где нам это пригодится? (чтобы не обманули в магазине, чтобы хорошо учиться в школе и т.д).
- Как вы думаете, а почему некоторые ребята допустили ошибки? (были не внимательны, торопились).
- Значит не только нужно уметь считать, но и нужно быть очень внимательным человеком.
2. - Вот мы с вами и поиграем в игру, которая называется «Найди ошибку»
- Ваша цель: внимательно прочитать задачи и решить их. Но они с хитринкой. Готовы?
1. 1 кг ваты гораздо легче, чем 1 кг железа. Согласны? -
2. На березе росло 9 яблок ,4 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе? (на березе не растут яблоки).
3. Периметр треугольника со сторонами 3см, 8 см и 7 см равен 18 сантиметрам. (+)
4. Маше 8 лет, а Миша старше Маши на 27 лет. Значит, Мише 35 лет. (+).
5. Во двор прилетели 5 синиц и 4 воробья. Сколько ласточек во дворе? (задача про синиц и воробьёв).
Итог: - Все ли здесь верно? Ответы.
- Ребята, а скажите, для чего нужны такие игры на уроке математике? (чтобы быть внимательным).
-А для чего быть внимательным? (чтобы не делать ошибок. Одна маленькая ошибка может перечеркнуть всю выполненную работу).
- Обозначьте в листе самооценки №2, как вы справились.
3. - Повторим таблицу в пределах 20. Игра «Лучше всех».
(по одному от каждой колонки выходит представитель). Остальные - контролеры. Даётся бонус за правильный ответ.
7+5 11-8 15-7 7+8
12-5 8+9 13-8 9+4
- Что объединяет все примеры? (на вычитание с переходом через десяток).
- Значит, мы повторили вычитание в пределах 20. Кто не ошибся ни одного раза, то обозначьте зеленым кружком, кто немного – жёлтый кружок, кто забыл – красный, дома нужно повторить.
3. Самоопределение к деятельности.
На доске записано:
3 + 5
х - 4
5 + * = 13
* - 8 = 3
- Найдите равенства. 5 + * = 13 * - 8 = 3
- А почему другие записи не являются равенствами? 3 + 5 х - 4 (нет знака равно между частями. Они не уравнены)
- Чем похожи эти равенства? 5 + * = 13 * - 8 = 3 (они со снежинками).
- Покажите при помощи карточек числа, которые можно поставить вместо снежинок.
- А как можно заменить снежинки в выражения? Мы уже так выполняли (латинскими буквами).
- Давайте поменяем и прочитаем: 5 + Х = 13 Х – 8 = 3
- Кто знает, как называются такие равенства? (не знаем).
- Это уравнения.
- Значит, какая тема урока?
- Сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока.
4. Работа по теме урока.
- Ребята! Уравнение от слова УРАВНЯТЬ. Уравнять нужно левую и правую части.
- Чтобы уравнять части, нужно найти неизвестное число Х.
- Решим уравнение 5 + Х = 13
- Ребята, если стоит знак плюс в уравнении, то мы должны сложить 2 половинки и получить целое число. Согласны? Это, например, одна половинка апельсина + другая половинка апельсина = получим целый апельсин.
5 + Х = 13
+ =
- Х – это половинка апельсина, то есть часть числа.
- Как найти половинку апельсина? Нужно из целого апельсина убрать другую половинку,
т.е. Х = 13 – 5 -
5 +Х = 13
Х = 13 -5
Х = 8
- Давайте проверим. Для этого уравняем части.
5+ 8 = 13
13 = 13
Ответ: 8
Б) Х – 8 = 3
- Ребята, а если в уравнении знак минус, то на первом месте будет целое число. Чтобы найти целое число, нужно сложить 2 половинки.
= +
Итак, Х - 8 = 3
Х = 3 + 8 +
Х = 11
Проверка:
11 – 8 = 3
3 = 3
Ответ: 11
- Вот видите, как всё просто. Если +, то находим половинку. Если минус в уравнении, то находим целое.
- Повторим, как найти половинку?
- Как найти целое?
Сделаем вывод: 1. Вычесть можем только из целого;
2. Сложить можем только половинки.
- Оцените свой результат в Листе самооценки (всё ли было понятно).
5. Работа по учебнику.
- Прочитай правило на с.80
- Выполните №1. (2 человека у доски решают с объяснением, следующих 2 уравнения решают самостоятельно.
- Выполните взаимопроверку. Оцените свой результат в Листе самооценки.
6. Физкультминутка. (Ритмичная, здоровье - сберегающая физкультминутка под музыку).
7. Закрепление изученного материала.
№2 с.80 Коллективная проверка.
9. Решение задачи.
- Прочитайте.
Задача: Маше 6 лет, а Лене на 5 лет больше. Сколько лет Лене?
Прежде чем решить, ответим на «тонкие» вопросы.
- Что значит 6?
- Что значит на 5 больше?
- Какой вопрос в задаче?
- Какая по виду эта задача?
- Что значит, простая задача?
- Какая по типу задача? (на увеличение числа).
- Выполните решение задачи и запишите ответ (6 + 5 = 11 (л.) – Лене)
Ответим на «толстый» вопрос:
- Измените вопрос в задаче так, чтобы она стала составной. Решите и запишите решение в виде выражения: 6 + (6+5) = 18 (л.) – Маше и Лене).
- Оцените в Листе самооценки.
Б) Задача 2. Решите устно. У Чебурашки было 50 рублей. Он купил игрушку и у него осталось 5 рублей. Сколько рублей стоила покупка?
- А кукую игрушку он купил? (самокат).
Вот мы и узнали, кто самый внимательный.
- А вы знаете, что Чебурашку в Англии зовут ТОПЛ, в Германии – ПЛУМПС, а в Швеции – ДРУТТЭН. Чебурашка был талисманом олимпийской сборной России целых 4раза! Даже самолёт Ан – 72 часто называют Чебурашкой, тк его двигатели, расположенные над крыльями, напоминают его большие круглые уши.
8. Рефлексия.
- Проверь себя – с.81 №? Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.
ОЦЕНИВАЮТ ВСЮ РАБОТУ.
9. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали?
- Что такое уравнение?
- Вычесть можем из (целого).
- Сложить можем (только половинки целого).
Домашнее задание.
Спасибо за урок.
Потамошнева Наталья Алексеевна