12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шакирова Гулия Варисовна19 Россия, Татарстан респ., с. Абсалямово |
Урок математики на тему "Решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной"
Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального», 3 класс
Гулия ШАКИРОВА,
учитель начальных классов МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, работа в группе, в парах.
Цель: создание условий для развития умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, применять способы устных приёмов сложения и вычитания, устных и письменных приемов умножения и деления в вычислениях.
Задачи:
Закрепить знания по изученным ранее темам.
Развивать навыки быстрого счёта и умения оперировать числами.
Формировать представление о важности приобретения и закрепления знаний в предметной области «Математика» как одной из ценностей человеческой жизни.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, применять способы устных приёмов сложения и вычитания, устных и письменных приемов умножения и деления в вычислениях.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умений учащихся производить простые логические действия, выбирать эффективные способы решения заданий.
Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование умения работать в малых группах, в паре.
Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия
Личностные: формировать понимание значения математических знаний в собственной жизни и в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.
Межпредметные связи: Окружающий мир (тема «Разнообразие веществ»)
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для учащихся, учебник «Математика» 3 класс, А.М. Моро, листы самооценки, слова-помощники для формулирования целей урока и рефлексии
Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.
Этапы урока:
I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой)
II. Актуализация знаний
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV. Физминутка
V. Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
VI. Закрепление знаний в изменённой ситуации (конструктивные)
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка и самооценка.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Создание благоприятной обстановки).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики у нас присутствуют гости – учителя. Подарите им хорошее настроение своей очаровательной улыбкой.
- Спасибо, ребята, займите свои места.
(Развитие познавательного интереса, формирование учебных мотивов, положительного отношения к учебному предмету и адекватного представления о школе).
- Посмотрите на слайд, прочтите стихотворение и скажите, а что же ещё, кроме улыбки, может на уроке вызвать у нас хорошее настроение?
«Вызывает уважение,
Украшает всю тетрадь,
Поднимает настроение,
Нам всегда отметка «5». (Слайд 1)
- За что вы получаете отметку «5»?
(За прочные знания, умение верно и быстро решать задачи и примеры).
- Добыть прочные знания – это большой труд. Но, если к учёбе относиться с любовью, то труд этот ученикам будет лёгким и весёлым. Об этом пишет французский писатель Анатолий Франц.
«Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Слайд 2)
- Как вы понимаете это выражение: «поглощать знания с аппетитом»? (Слушать внимательно, работать старательно и т.д.)
- Конечно, надеюсь, что и мы будем получать знания с удовольствием, потому что они нам пригодятся в жизни всегда.
II. Актуализация знаний
- Ребята, поглощать знания с удовольствием нам сегодня поможет волшебный ларец, а в нём лежит что-то сокровенное, но открыть его можно будет только тогда, когда мы подберём ключ к замочку этого ларчика.
- Готовы искать и подбирать ключи? (Ларец на столе учителя)
1. Устный счёт. Работа в группах
(Осуществляется проверка: учащиеся зачитывают составленные примеры, учитель пишет их на доске. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, определять способы достижения целей урока, осознание детьми значимости этапа самоконтроля и самооценивания).
- Хорошо, тогда отправимся на поиск вот по этой дорожке. (Цепочка примеров на сложение и вычитание) (Слайд 3)
- Перед вами цепочка, ваша задача прийти к конечному результату, обсудив ответы по кругу. Начинает отвечать партнёр № 1. (Выполняют задание в группах)
Заслушиваются ответы групп. Проверка фронтальная по слайду.
- Какие знания нам пригодились для выполнения этого задания?
(Устный приём сложения и вычитания)
(Ключи висят на доске, рядом с которыми названия - ключи знаний, выбираем ключ с названием «Устный приём сложения и вычитания).
- А вот и ключ. Попробуем открыть наш ларец. Но, увы, не получается. Ларец шепчет, что надо искать другой ключ. Готовы?
2. Работа в парах
Шифр дальнейшего поиска у вас на столах - стоечки с числами. Партнёры 1 каждого стола возьмите карточки и покажите всем.
- Какие это числа?
- Какую связь можно установить между этими числами?
- А какие знания нам помогли выполнить эту связь?
(Знание таблицы умножения).
-Правильно, но этот ключ не так-то просто достать, он крепко прикреплен к доске и указывает на следующее задание. Готовы?
- Применяя такие же знания, установите связь между числами на карточках, расположенных в середине стола. Партнёры 3 и 4 возьмите синие карточки и работайте с партнёрами по лицу. (Слайд 4)
7 4 21
6 3 12
5 20 24
- Молодцы! Попробуем силу ключа. Нет, не открывается.
3. Фронтальная работа
- Продолжаем поиск. Попробуем решить задачки. А решение этих задач мы будем записывать в тетрадь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 5)
- В магазин привезли 16 кг помидоров, а огурцов в 2 раза меньше. Сколько кг огурцов привезли в магазин?
- На книжной полке имеется 6 книг со сказками, книг со стихотворениями в 3 раза больше. Сколько книг со стихотворениями?
- Выбираем ключ.
- Папа купил 12 марок и раздал их трём своим сыновьям поровну. По сколько марок получил каждый сын?
- За 5 ручек папа заплатил 30 рублей. Сколько стоят 7 таких же ручек? (Слайд 6)
Цена | Количество | Стоимость |
? р | 5 | 30 р |
Одинаковая | 7 | ? р |
III. Фиксация затруднений в деятельности. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.
(Эта работа направлена на мотивацию деятельности и определение каждым ребёнком темы, а затем цели урока).
- Ребята, на вопрос какой из этих задач мы не могли ответить только одним действием?
- Почему? Что нам нужно было узнать сначала?
- Да, мы знали три величины, а четвёртую нам нужно было найти.
- А знакомы ли мы с такими задачками? Как они называются, помните? Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний для того, чтобы решать задачи такого вида?
- Значит, какая будет тема сегодня на уроке? Какую цель мы ставим сегодня в классе для всех и каждый конкретно для себя? (Слайд 7)
IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации. Работа по учебнику.
(Умение определять границы собственного знания и незнания, умение выражать собственные мысли. Развитие учебно-познавательной мотивации, контролировать и оценивать).
- Хорошо, ребята, покажем волшебному ларцу силу своих знаний. Решим задачку.
«В трёх посудах 6 яблок. Сколько яблок в четырёх таких же посудах?»
Моделируем задачу (один человек работает у доски)
- Что нам известно? Изобразим это схематично.
- Что нам теперь известно? Сколько яблок в одной посуде?
- А что нам нужно узнать?
- Значит, сколько ещё нарисуем? Как узнать, сколько яблок в 4 посудах?
А вот и ключик. Попробуем открыть. Замечательно! Ключом каких знаний
нам удалось это сделать?
(Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального)
- Что же у нас в ларце? Заглянем. Да это же загадка!
(Подходим к ученику, предлагаем достать и прочитать)
Постоянно то да се,
Из него домой несем,
Но уходим налегке,
Если пусто в кошельке.
(Магазин)
V. Физминутка.
(Проявление интереса к учебному материалу).
- Предлагаю вам заочный поход в магазин. А поедем мы туда на машине.
Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины
(имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация движения)
И поедем в магазин («поездить» по комнате)
(Повторяем 2 раза)
VI. Закрепление знаний в изменённой ситуации
Работа в парах.
(Формируется умение высказывать свои мысли, уважать мнение другого, анализируют, выделяют главное, обобщают, учатся адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Сравнивают, отрабатывают навык самоконтроля).
- Молодцы, ребята. Займите свои места. Представьте, что вы оказались в магазине.
- Предлагаю вам поработать в паре с партнёром по плечу, определите, кто из вас будет продавец, а кто покупатель. Продавец зачитывает задачку, а покупатель предлагает решение. А я – финансовый директор, который будет контролировать весь процесс.
«За 5 дней израсходовали 10 кг риса. Сколько кг риса израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали риса поровну?» (Слайд 8)
-Какая модель подойдёт к данной задаче?
- Заполните её
-Проверьте правильность выполнения модели по учебнику на с. 46
-Составим план решения этой задачи:
(Учитель задаёт вопросы, ответы на которые помогают определить последовательность действий).
-Запишите решение самостоятельно.
- Проверьте, верно ли вы записали решение.
- Молодцы. Ларец вам дарит конвертики с ключиками, которые нам понадобятся в конце урока, чтобы оценить себя.
(Предлагается забрать конверты из ларца одному участнику группы, но не открывать их).
2) Самостоятельная работа
- А теперь предлагаю каждому самостоятельно применить полученные знания в нашем магазине и решить следующую задачу из конверта. Партнёры 4 возьмите конверт, достаньте карточки и раздайте остальным участникам. Работаете в карточках:
«В магазине купили по одинаковой цене 3 кг пшеничной муки и 5 кг ржаной муки. За пшеничную муку заплатили 27руб. Сколько заплатили за ржаную муку?» (Слайд 9)
Проверьте свою работу. Кому удалось выполнить правильно?
-Что повторили, решая эту задачу?
- Как вы думаете, с каким предметом есть связь на уроке? Какая? (Урок окружающего мира. Все товары - тела содержат вещество крахмал)
- Эти знания в какой профессии мы применили? (Продавец)
-А где же ещё в жизни нам могут понадобятся эти знания?
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
(Эта работа позволяет детям определить уровень собственных достижений, а учителю - качество полученных знаний).
- Голос из ларца нам предлагает следующее:
«Перед вами картинки людей разных профессий, которым иногда необходим наш ключ знаний – ключ умения составлять и решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
- Подумайте, какую задачу, связанную с этими профессиями, мы можем сочинить по выражению 8: 2 x 6? Можете обсудить это в группах.
(По истечению времени задачки заслушиваются, и группы предлагают решить составленную ими задачу).
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Оценка и самооценка
(На этом этапе происходит выявление осознанности детьми способа достижения цели, уровня усвоения и качества полученных знаний.
Вопросы направлены на осмысление детьми своей деятельности на уроке, формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью).
- Чему я учился сегодня на уроке математики?
-Что узнал?
-Что повторил?
-Поделитесь впечатлениями о своей работе на уроке.
-А теперь участники 3 возьмите конверты и высыпайте на середину вашего стола разноцветные ключи. Наклейте напротив названия ключей подходящий вам цвет по силам ваших знаний в каждой теме. Жёлтый ключ клеят те, кому удалось без затруднений и верно справиться с заданием, а зелёный те, кто сомневался в правильности выполнения заданий или справился с чьей-либо помощью. Кому было очень трудно, и он чувствует, что у него ещё в этом ключе недостаточно знаний – синий.
- Ларец благодарит вас за работу и предлагает вам домашнее задание
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Домашнее задание позволяет развивать у детей творчество, способствует применению полученных знаний в новых условиях, развитию познавательного интереса).
- Он предлагает нам разные задания. При выходе из класса можете из ларца забрать карточки. Синие – это задания, где нужно применить знания таблицы умножения и решить примеры. Зелёные – это задания, в которых задачки на нахождение четвёртого пропорционального. Красные – это задачки, составленные ребятами другой школы и связанные с окружающим миром.
- Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.
- Вы хорошо потрудились, многое узнали, старались. Спасибо! Молодцы!