12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шакирова Гулия Варисовна19
Россия, Татарстан респ., с. Абсалямово
0

Урок математики на тему "Решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной"

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального», 3 класс

Гулия ШАКИРОВА,

учитель начальных классов МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, работа в группе, в парах.

Цель: создание условий для развития умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, применять способы устных приёмов сложения и вычитания, устных и письменных приемов умножения и деления в вычислениях.

Задачи:

Закрепить знания по изученным ранее темам.

Развивать навыки быстрого счёта и умения оперировать числами.

Формировать представление о важности приобретения и закрепления знаний в предметной области «Математика» как одной из ценностей человеческой жизни.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, применять способы устных приёмов сложения и вычитания, устных и письменных приемов умножения и деления в вычислениях.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умений учащихся производить простые логические действия, выбирать эффективные способы решения заданий.

Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование умения работать в малых группах, в паре.

Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия

Личностные: формировать понимание значения математических знаний в собственной жизни и в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.

Межпредметные связи: Окружающий мир (тема «Разнообразие веществ»)

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для учащихся, учебник «Математика» 3 класс, А.М. Моро, листы самооценки, слова-помощники для формулирования целей урока и рефлексии

Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.

Этапы урока:

I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой)

II. Актуализация знаний

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV. Физминутка

V. Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

VI. Закрепление знаний в изменённой ситуации (конструктивные)

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка и самооценка.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

(Создание благоприятной обстановки).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики у нас присутствуют гости – учителя. Подарите им хорошее настроение своей очаровательной улыбкой.

- Спасибо, ребята, займите свои места.

(Развитие познавательного интереса, формирование учебных мотивов, положительного отношения к учебному предмету и адекватного представления о школе).

- Посмотрите на слайд, прочтите стихотворение и скажите, а что же ещё, кроме улыбки, может на уроке вызвать у нас хорошее настроение?

«Вызывает уважение,

Украшает всю тетрадь,

Поднимает настроение,

Нам всегда отметка «5». (Слайд 1)

- За что вы получаете отметку «5»?

(За прочные знания, умение верно и быстро решать задачи и примеры).

- Добыть прочные знания – это большой труд. Но, если к учёбе относиться с любовью, то труд этот ученикам будет лёгким и весёлым. Об этом пишет французский писатель Анатолий Франц.

«Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Слайд 2)

- Как вы понимаете это выражение: «поглощать знания с аппетитом»? (Слушать внимательно, работать старательно и т.д.)

- Конечно, надеюсь, что и мы будем получать знания с удовольствием, потому что они нам пригодятся в жизни всегда.

II. Актуализация знаний

- Ребята, поглощать знания с удовольствием нам сегодня поможет волшебный ларец, а в нём лежит что-то сокровенное, но открыть его можно будет только тогда, когда мы подберём ключ к замочку этого ларчика.

- Готовы искать и подбирать ключи? (Ларец на столе учителя)

1. Устный счёт. Работа в группах

(Осуществляется проверка: учащиеся зачитывают составленные примеры, учитель пишет их на доске. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, определять способы достижения целей урока, осознание детьми значимости этапа самоконтроля и самооценивания).

- Хорошо, тогда отправимся на поиск вот по этой дорожке. (Цепочка примеров на сложение и вычитание) (Слайд 3)

- Перед вами цепочка, ваша задача прийти к конечному результату, обсудив ответы по кругу. Начинает отвечать партнёр № 1. (Выполняют задание в группах)

Заслушиваются ответы групп. Проверка фронтальная по слайду.

- Какие знания нам пригодились для выполнения этого задания?

(Устный приём сложения и вычитания)

(Ключи висят на доске, рядом с которыми названия - ключи знаний, выбираем ключ с названием «Устный приём сложения и вычитания).

- А вот и ключ. Попробуем открыть наш ларец. Но, увы, не получается. Ларец шепчет, что надо искать другой ключ. Готовы?

2. Работа в парах

Шифр дальнейшего поиска у вас на столах - стоечки с числами. Партнёры 1 каждого стола возьмите карточки и покажите всем.

- Какие это числа?

- Какую связь можно установить между этими числами?

- А какие знания нам помогли выполнить эту связь?

(Знание таблицы умножения).

-Правильно, но этот ключ не так-то просто достать, он крепко прикреплен к доске и указывает на следующее задание. Готовы?

- Применяя такие же знания, установите связь между числами на карточках, расположенных в середине стола. Партнёры 3 и 4 возьмите синие карточки и работайте с партнёрами по лицу. (Слайд 4)

7 4 21

6 3 12

5 20 24

- Молодцы! Попробуем силу ключа. Нет, не открывается.

3. Фронтальная работа

- Продолжаем поиск. Попробуем решить задачки. А решение этих задач мы будем записывать в тетрадь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 5)

- В магазин привезли 16 кг помидоров, а огурцов в 2 раза меньше. Сколько кг огурцов привезли в магазин?

- На книжной полке имеется 6 книг со сказками, книг со стихотворениями в 3 раза больше. Сколько книг со стихотворениями?

- Выбираем ключ.

- Папа купил 12 марок и раздал их трём своим сыновьям поровну. По сколько марок получил каждый сын?

- За 5 ручек папа заплатил 30 рублей. Сколько стоят 7 таких же ручек? (Слайд 6)

Цена

Количество

Стоимость

? р

5

30 р

Одинаковая

7

? р


III. Фиксация затруднений в деятельности. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.

(Эта работа направлена на мотивацию деятельности и определение каждым ребёнком темы, а затем цели урока).

- Ребята, на вопрос какой из этих задач мы не могли ответить только одним действием?

- Почему? Что нам нужно было узнать сначала?

- Да, мы знали три величины, а четвёртую нам нужно было найти.

- А знакомы ли мы с такими задачками? Как они называются, помните? Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний для того, чтобы решать задачи такого вида?

- Значит, какая будет тема сегодня на уроке? Какую цель мы ставим сегодня в классе для всех и каждый конкретно для себя? (Слайд 7)

IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации. Работа по учебнику.

(Умение определять границы собственного знания и незнания, умение выражать собственные мысли. Развитие учебно-познавательной мотивации, контролировать и оценивать).

- Хорошо, ребята, покажем волшебному ларцу силу своих знаний. Решим задачку.

«В трёх посудах 6 яблок. Сколько яблок в четырёх таких же посудах?»

Моделируем задачу (один человек работает у доски)

- Что нам известно? Изобразим это схематично.

- Что нам теперь известно? Сколько яблок в одной посуде?

- А что нам нужно узнать?

- Значит, сколько ещё нарисуем? Как узнать, сколько яблок в 4 посудах?

А вот и ключик. Попробуем открыть. Замечательно! Ключом каких знаний

нам удалось это сделать?

(Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального)

- Что же у нас в ларце? Заглянем. Да это же загадка!

(Подходим к ученику, предлагаем достать и прочитать)

Постоянно то да се,

Из него домой несем,

Но уходим налегке,

Если пусто в кошельке.

(Магазин)

V. Физминутка.

(Проявление интереса к учебному материалу).

- Предлагаю вам заочный поход в магазин. А поедем мы туда на машине.

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины

(имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

(Повторяем 2 раза)

VI. Закрепление знаний в изменённой ситуации

Работа в парах.

(Формируется умение высказывать свои мысли, уважать мнение другого, анализируют, выделяют главное, обобщают, учатся адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности. Сравнивают, отрабатывают навык самоконтроля).

- Молодцы, ребята. Займите свои места. Представьте, что вы оказались в магазине.

- Предлагаю вам поработать в паре с партнёром по плечу, определите, кто из вас будет продавец, а кто покупатель. Продавец зачитывает задачку, а покупатель предлагает решение. А я – финансовый директор, который будет контролировать весь процесс.

«За 5 дней из­рас­хо­до­ва­ли 10 кг риса. Сколь­ко кг риса из­рас­хо­до­ва­ли за 3 дня, если каж­дый день рас­хо­до­ва­ли риса по­ров­ну?» (Слайд 8)

-Какая модель подойдёт к данной задаче?

- Заполните её

-Проверьте правильность выполнения модели по учебнику на с. 46

-Составим план решения этой задачи:

(Учитель задаёт вопросы, ответы на которые помогают определить последовательность действий).

-Запишите решение самостоятельно.

- Проверьте, верно ли вы записали решение.

- Молодцы. Ларец вам дарит конвертики с ключиками, которые нам понадобятся в конце урока, чтобы оценить себя.

(Предлагается забрать конверты из ларца одному участнику группы, но не открывать их).

2) Самостоятельная работа

- А теперь предлагаю каждому самостоятельно применить полученные знания в нашем магазине и решить следующую задачу из конверта. Партнёры 4 возьмите конверт, достаньте карточки и раздайте остальным участникам. Работаете в карточках:

«В магазине купили по одинаковой цене 3 кг пшеничной муки и 5 кг ржаной муки. За пшеничную муку заплатили 27руб. Сколько заплатили за ржаную муку?» (Слайд 9)

Проверьте свою работу. Кому удалось выполнить правильно?

-Что повторили, решая эту задачу?

- Как вы думаете, с каким предметом есть связь на уроке? Какая? (Урок окружающего мира. Все товары - тела содержат вещество крахмал)

- Эти знания в какой профессии мы применили? (Продавец)

-А где же ещё в жизни нам могут понадобятся эти знания?

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

(Эта работа позволяет детям определить уровень собственных достижений, а учителю - качество полученных знаний).

- Голос из ларца нам предлагает следующее:

«Перед вами картинки людей разных профессий, которым иногда необходим наш ключ знаний – ключ умения составлять и решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

- Подумайте, какую задачу, связанную с этими профессиями, мы можем сочинить по выражению 8: 2 x 6? Можете обсудить это в группах.

(По истечению времени задачки заслушиваются, и группы предлагают решить составленную ими задачу).

VIII. Рефлексия учебной деятельности. Оценка и самооценка

(На этом этапе происходит выявление осознанности детьми способа достижения цели, уровня усвоения и качества полученных знаний.

Вопросы направлены на осмысление детьми своей деятельности на уроке, формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью).

- Чему я учился сегодня на уроке математики?

-Что узнал?

-Что повторил?

-Поделитесь впечатлениями о своей работе на уроке.

-А теперь участники 3 возьмите конверты и высыпайте на середину вашего стола разноцветные ключи. Наклейте напротив названия ключей подходящий вам цвет по силам ваших знаний в каждой теме. Жёлтый ключ клеят те, кому удалось без затруднений и верно справиться с заданием, а зелёный те, кто сомневался в правильности выполнения заданий или справился с чьей-либо помощью. Кому было очень трудно, и он чувствует, что у него ещё в этом ключе недостаточно знаний – синий.

- Ларец благодарит вас за работу и предлагает вам домашнее задание

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(Домашнее задание позволяет развивать у детей творчество, способствует применению полученных знаний в новых условиях, развитию познавательного интереса).

- Он предлагает нам разные задания. При выходе из класса можете из ларца забрать карточки. Синие – это задания, где нужно применить знания таблицы умножения и решить примеры. Зелёные – это задания, в которых задачки на нахождение четвёртого пропорционального. Красные – это задачки, составленные ребятами другой школы и связанные с окружающим миром.

- Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу.

- Вы хорошо потрудились, многое узнали, старались. Спасибо! Молодцы!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.